Развитие теорий личности в зарубежной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 08:31, курсовая работа

Описание

Актуальность исследования развития теорий личности в зарубежной психологии определяется: противоречием между уже сложившимися теориями личности, каждая из которых обладает уникальной ценностью и значимостью и не представленностью целостной теории личности, отвечающей общим критериям ее оценки; - стремлением зарубежных ученых выдвинуть на передний план сильные существенные стороны собственной теории, считая ее общей и всеохватывающей, не признавая того, что это всего лишь некоторая часть

Содержание

Введение
1. Понятие, основные характеристики и развитие личности
1.1 Понятие личности
1.2 Основные характеристики личности
1.3 Развитие и воспитание личности
2. Основные направления исследований проблемы личности в зарубежной психологии и их оценка (в теориях личности Олпорта, Айзенка, Кеттела)
2.1. Содержательный аспект основных направлений исследования проблемы личности в теориях личности Олпорта, Айзенка, Кеттела
2.2 Сравнительный анализ теории личности Олпорта, Айзенка, Кеттелла
Заключение
Список использованных источников
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.doc

— 200.50 Кб (Скачать документ)


21

Содержание

Введение

1. Понятие, основные характеристики и развитие личности

1.1 Понятие личности

1.2 Основные характеристики личности

1.3 Развитие и воспитание личности

2. Основные направления исследований проблемы личности в зарубежной психологии и их оценка (в теориях личности Олпорта, Айзенка, Кеттела)

2.1. Содержательный аспект основных направлений исследования проблемы личности в теориях личности Олпорта, Айзенка, Кеттела

2.2 Сравнительный анализ теории личности Олпорта, Айзенка, Кеттелла

Заключение

Список использованных источников

Список использованных источников

 

 

 

 

 


Введение

Актуальность исследования развития теорий личности в зарубежной психологии определяется: противоречием между уже сложившимися теориями личности, каждая из которых обладает уникальной ценностью и значимостью и не представленностью целостной теории личности, отвечающей общим критериям ее оценки; - стремлением зарубежных ученых выдвинуть на передний план сильные существенные стороны собственной теории, считая ее общей и всеохватывающей, не признавая того, что это всего лишь некоторая часть, хотя и очень существенная, в системе целостного научного поиска, предполагающего обоснованные теоретические основания и диагностическое обеспечение.

Возникают вопросы: Есть ли общее в разных подходах к созданию теорий личности? Возможно и на каких теоретико-методологических основаниях создать общую теорию личности? При помощи каких критериев оценить ее достоверность? Проблема заключается не столько в анализе и оценке отдельных подходов имеющихся теорий личности, сколько в поиске теоретико-методологических оснований их обоснования и критериев их оценки, реконструкции идеи личности в настоящее время.

Актуальность проблемы, недостаточная разработанность в теоретико-методологическом плане, ее практическая значимость определили выбор темы.

Цель данной работы – рассмотреть диспозициональное направление в теории личности.

Для достижения цели в работе решались следующие задачи:

-          рассмотреть понятие личности и ее структуру,

-          рассмотреть процесс воспитания и развития личности,

-          изучить теории личности Олпорта, Айзенка, Кеттела,

-          провести сравнительный анализ теорий личности Олпорта, Айзенка, Кеттела.

Методологическую основу исследования составил интегративный подход, отражающий системно-целостный и иерархический характер предмета нашего исследования, включающий принципы и методы изучения личности, ее сущностных признаков, структурных компонентов и уровней развития.

Теоретической базой исследования явились работы, рассматривающие структуру личности (З.Фрейд, Э.Эриксон, Г.Мюррей, Г.Айзенк, Р.Кеттел, У.Джеймс, К.Роджерс. Э.Кречмер, У.Шелдон, А.Англейтнер, Р.Мейли, Ж.Натин и др.); связанные с изучением индивидуальности и индивидуальных различий (А.Адлер, А.Анастази. М.С.Егорова. А.В.Либин и др.): связанные с изучением темперамента ( А.Н. Басс и Р.Пломин. Я. Стрел яу, Дж.Грей и др.). Работа также основывается на положениях, связанных с критическим анализом зарубежных теорий личности (Л.И.Анцыферова, Е.А. Родионова, Т.Гринит, Л.С.Кагонов, К.Крипнер и Р.Корвало, П.Куттер, Т.Д.Шевеленкова, Т.А.Флоренская, А.Эллис, Д.Е.Берляйн, Е.Френнкель-Брансвик, Б.В.Зейгарник и т.д.); общей проблематикой изучения личности (Д.Шарп, Ж.Годфруа, Кэлвин С.Холл и Г.Линдсей, Л.Хьелл и Д.Зиглер, Д.Я.Райгородский, З.Фрейд, К.Роджерс, А.Маслоу, В.Скиннер, А.Бандура, Л.Первин и О.Джон. Дж.Келли и др.); изучением истории психологии (М.Г.Ярошевский. А.Н.Ждан, Д.Шульц и С.Э.Шульц и др.); рассмотрением системного подхода к личности и её структуры (К.А.Абульханова-Славская, Б.Ф.Ломов, К.К.Платонов и др.).

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


1. Понятие, основные характеристики и развитие личности

1.1 Понятие личности

Личность является предметом изучения разных наук: философии, социологии, педагогики, семантики, медицины и пр. Однако каждая научная область изучает личность со своей точки зрения.

Эта фундаментальная категория не может быть понята без представления о таких понятиях, как человек, индивид, индивидуальность [2].

Человек (Homo sapiens - человек разумный) - род Homo отряда приматов, из которых единственным выжившим видом является Homo sapiens. Понятие «человек» означает принадлежность к человеческому роду.

Индивид - отдельное живое существо, представитель биологического вида.

Человек рождается индивидом, а затем становится личностью благодаря вхождению каждого конкретного индивида в общественные отношения и «интериоризации» этих отношений. Процесс превращения индивида в личность называется персонализацией.

Персонализация - процесс превращения человека в личность, приобретение им индивидуальности.

В русском языке слово «личность» близко к понятиям «лицо» и «личина» (маска) — то есть относится скорее к внешним проявлениям психики, чем к внутренним психическим процессам. В английском языке слово personality происходит от лат. persona, обозначавшего маску, которую надевали актеры в античных представлениях. Таким образом, понятие личность отражает внешний социальный образ, который принимает человек, играющий определенные жизненные роли. Однако каждая психологическая школа по-своему трактовала это понятие. Одни психологи (Гордон Олпорт ) больше подчеркивали поведенческий аспект личности, определяя личность как динамическую организацию всех психофизических систем человека, детерминирующую его поведение и мышление. Другие (Зигмунд Фрейд) определяли личность как сложную систему непрерывно взаимодействующих сознательных и бессознательных структур психики. Третьи (Карл Густав Юнг ) подчеркивали связь конкретной личности с коллективным бессознательным, четвертые (Эрик Эриксон) рассматривали личность в аспекте ее поэтапного становления, включающего ряд психосоциальных кризисов и т. д.

Таким образом, можно сказать, что личность есть объединение всех характеристик индивида в единую структуру, которая, сохраняя определенное постоянство, все же изменяется в результате адаптации к меняющейся среде обитания. Человек как личность постоянно развивается и совершенствуется в процессе обучения и воспитания. При всем разнообразии трактовок в подавляющем большинстве определений личности можно выявить следующие общие положения.

Личность любого человека представляет собой совокупность индивидуальных и специфичных характеристик человека, отличающих его от других людей.

В то же время в каждом конкретном обществе личности людей несут общие черты, которые определяются историческими, национальными, политическими или религиозными особенностями конкретной социальной общности.

Личность имеет относительно устойчивую структуру, в которой отдельные черты личности взаимосвязаны между собой в сложную иерархическую систему.

Личность человека не является чем-то застывшим и неизменным, а развивается и меняется в процессе индивидуального развития и воздействия на нее внешних обстоятельств.

Понятие личности является важным не только для общей психологии, но и для других наук. При этом конкретное содержание данного термина может отличаться в разных науках (рис. 1).

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1- Представление о личности в различных науках [10]

Более того, даже в рамках одной науки — психологии понятие «личность» будет отличаться в зависимости от того, какая отрасль психологии ее изучает (рис. 2).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2 - Взгляд на личность в различных отраслях психологии [10]

Проработкой особенностей личности, значимых для психологии, занимались множество зарубежных и отечественных ученых.

Так, «личность» по мнению А.Н. Леонтьева (1903-1979) - советского ученого, основателя факультета психологии МГУ, это психологическое образование особого типа, порождаемое жизнью человека в обществе. Соподчинение различных деятельностей создаёт основание личности, формирование которой происходит на протяжении всего цикла жизни человека. При этом такие геннообусловленные особенности человека как: физическая конституция, тип нервной системы, темперамент, динамические силы биологических потребностей, природные задатки, а также прижизненно приобретённые навыки, знания, умения, в том числе профессиональные к характеристике личности не относятся, а формируют индивидуальность человека, которая в свою очередь составляют предпосылки и условия формирования личности. Таким образом, личность - есть продукт интеграции процессов, осуществляющих жизненные отношения субъекта. Научные разработки А.Н. Леонтьева стали основой для выработки общего подхода к личности в отечественной психологии.

Один из последователей А.Н. Леонтьева - советский ученый А.В. Петровский занимался развитием его подхода. Он, в частности, даёт следующее определение личности: «Личностью в психологии обозначает системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде». Таким образом, «личность»- это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе, причём она неотторжима от системы социальных связей, в которую она включена. Личность воплощает в себе систему отношений, общественных по своей природе, которые вмещаются в сферу бытия индивида как его системное качество.

Российский психолог (1889-1960 гг.) С.Л. Рубинштейн считал, что все психические процессы, с изучения которых начинается анализ психического содержания деятельности человека, протекают в личности, и каждый из них в своём реальном протекании зависит от неё [3].

Зависимость психических процессов от личности как индивидуальности выражается, в первую очередь, в индивидуально-дифференциальных различиях. Люди в зависимости от общего склада их индивидуальности различаются по типам восприятия и наблюдения, памяти, внимания (в смысле переключаемости). Индивидуальные различия проявляются в самом содержании воспринимаемого, запоминаемого, что особенно ярко выступает в избирательном характере запоминания и забывания.

Зависимость психических процессов от личности выражается, во-вторых, в том, что они, как показал анализ, не имея самостоятельной линии, зависят от общего развития личности. Тот факт, что психические процессы человека суть проявления личности, выражается, в третьих, в том, что у человека они не остаются только процессами, совершающимися самотёком, а превращаются в сознательно регулируемые действия или операции, которыми личность как бы овладевает и которые она направляет на разрешение встающих перед ней в жизни задач.

Другой ученый - А.Г. Ковалев (Психология личности. М.; «Просвещение», 1989. - с. 385), определил личность как сложное, многогранное явление общественной жизни, звено в системе общественных отношений. Личность является продуктом общественно-исторического развития, с одной стороны, и деятелем общественного развития - с другой. Личность - созидатель общественного богатства. Личность - сознательное существо, оно может выбирать из многих возможных тот или иной образ жизни: смиряться или бороться против несправедливости, отдавать все силы обществу или жить только личными интересами. Всё это зависит не только от общественного положения человека, но и от уровня осознания им объективных закономерностей и потребностей общественного развития.

А.Г. Асмолов рассматривал личность с точки зрения проблемы соотношения биологического и социального в человеке [1].

Таким образом, исходя из всех приведенных мнений, можно выделить синтезированное понятие, согласно которому личность характеризуется как особое качество, приобретаемое индивидом в совокупности общественных по своей природе отношений (А.Н.Леонтьев), при этом личность характеризует индивида со стороны его связей с другими индивидами (А.В.Петровский), в общении с другими людьми.

В зарубежной психологии определению понятия личность, также уделялось довольно большое влияние [8]:

- «личность» по определению американского ученого У.Джеймса (1842-1910), возникает как взаимодействие инстинктивных и привычных граней сознания, а также личных волевых аспектов. Патологии, персональные различия, стадии развития, тенденции самоактуализации и всё остальное - это реорганизация основных «строительных» блоков, предоставленных природой;

- Г.У. Олпорт (1897-1967), американец, который впервые дал теоретическую характеристику чертам личности сформулировал известное определение личности: «личность есть динамическая организация тех психофизических систем в индивиде, которые определяют его поведение и мышление»;

- в работах ученых В.Мак-Дугалла, и А.Адлера, личность трактовалась как ансамбль иррациональных бессознательных влечений;

- в рамках концепции «бихевиоризма», личность не рассматривалась вообще, заменяемая механической схемой «стимул - реакция» [3];

- американский психолог В.Джеймс писал, что личность «в наиболее широком смысле - есть общий итог того, что человек может назвать своим, т.е. не только собственное тело и собственные психические силы, но и принадлежащие ему дом, жену, детей, предков, друзей, свою добрую славу и творческие произведения, поземельную собственность, лошадей, яхту и текущий счёт». Отсюда - потеря личности ведет к потере определенных составляющих личности;

- согласно З. Фрейду, личность есть замкнутая в себе биологическая индивидуальность, живущая в обществе и испытывающая его влияния, но противостоящая ему. Оказывается, что источником активности личности являются подсознательные влечения: сексуальные и влечения к смерти, проявляющиеся роковым образом. Соответственно смысл жизни состоит в удовлетворении этих изначальных биологических влечений. Общественное развитие, цивилизация с её многочисленными моральными запретами, по Фрейду, оказывается, вредят нормальному развитию человеческой личности, являются источниками её неврозов [3];

- Личность, по Юнгу, включает три основные системы: Эго, личное бессознательное и коллективное бессознательное. При этом, Эго - это центр сознания, представляющий собой часть души (личности), включающей чувства, ощущения, воспоминания, мысли и всё то, что позволяет человеку чувствовать свою целостность и осознавать свою идентичность. Личное бессознательное - это структура, включающая в себя, вытесненные воспоминания, чувства, переживания и комплексы. Коллективное бессознательное - по Юнгу, представлено архетипами, являющимися универсальными общечеловеческими моделями восприятия, содержащими значительный эмоциональный элемент. Юнг впервые предложил две психологические установки, или ориентации личности: экстраверсия и интроверсия. У каждого человека присутствуют обе установки, но одна из них является доминирующей. Экстраверсия - направленность вовне, к внешнему миру, к другим людям. Интроверсия - направленность внутрь себя, в свой внутренний мир.

Информация о работе Развитие теорий личности в зарубежной психологии