Развитие теорий личности в зарубежной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 08:31, курсовая работа

Описание

Актуальность исследования развития теорий личности в зарубежной психологии определяется: противоречием между уже сложившимися теориями личности, каждая из которых обладает уникальной ценностью и значимостью и не представленностью целостной теории личности, отвечающей общим критериям ее оценки; - стремлением зарубежных ученых выдвинуть на передний план сильные существенные стороны собственной теории, считая ее общей и всеохватывающей, не признавая того, что это всего лишь некоторая часть

Содержание

Введение
1. Понятие, основные характеристики и развитие личности
1.1 Понятие личности
1.2 Основные характеристики личности
1.3 Развитие и воспитание личности
2. Основные направления исследований проблемы личности в зарубежной психологии и их оценка (в теориях личности Олпорта, Айзенка, Кеттела)
2.1. Содержательный аспект основных направлений исследования проблемы личности в теориях личности Олпорта, Айзенка, Кеттела
2.2 Сравнительный анализ теории личности Олпорта, Айзенка, Кеттелла
Заключение
Список использованных источников
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.doc

— 200.50 Кб (Скачать документ)

Развитие личности понимается Г. Олпортом как созревание и становление. Созревание человека - это непрерывный, продолжающийся всю жизнь процесс становления. Поведение зрелых субъектов, в отличие от субъектов невротичных, функционально автономно и мотивировано осознанными процессами. Зрелый человек характеризуется такими чертами: 1) имеет широкие границы «Я»; 2) способен к теплым, сердечным социальным отношениям; 3) демонстрирует эмоциональную не озабоченность и само принятие; 4) имеет здоровое чувство реальности; 5) обладает способностью к самопознанию и чувством юмора; 6) имеет цельную жизненную философию.

2.2 Сравнительный анализ теории личности Олпорта, Айзенка, Кеттелла

Сторонники идеографического подхода к изучению личности (Г. Олпорт и др.) утверждают, что черты личности образуют в каждом конкретном случае неповторимое индивидуальное сочетание, что делает невозможным сравнение людей между собой.

Влияние Олпорта в значительной мере может быть отнесено за счет его метода идеографического изучения индивидуумов. Этот подход основан на стремлении понять характерную модель поведения конкретного человека. В области персонологи исследователи, пользующиеся идеографическим подходом, обычно собирали информацию по автобиографическим произведениям, по опросникам с незаконченными предложениями и интервью. Эти методы могут дать богатую информацию об уникальности индивидуума (Carlson, 1988; Lamiell, 1987). Однако Олпорт предостерегал от использования подобных процедур без применения формальных методов, связанных с номотетическим подходом. Номотетический подход стремится установить достоверные принципы функционирования индивидуума, применимые к людям в целом. Как полагал Олпорт, индивидуума следует изучать, принимая во внимание его собственные формулировки и язык, – то есть идеографически. И в то же время он утверждал, что персонологи должны быть готовы применять альтернативные методы исследования, если их цель – понимание соотношений между чертами личности и поведением.

В противовес им сторонники номотетического подхода (Р. Кеттелл, Г. Айзенк) подчеркивали, что уникальность личности не является препятствием для ее изучения. Одной из первых наиболее распространенных структурных моделей является 16-факторная модель [7] личности, разработанная Р. Кеттеллом, в которой исходный набор черт определяет индивидуальные особенности личности человека и может диагностироваться опросником (16 PF). Другой широко распространенной факторной моделью личности является модель «Большая пятерка», предложенная У.Т. Норманном. Она содержит 5 факторов: 1) экстраверсия, 2) дружелюбие, 3) добросовестность, сознательность) нейротизм, 5) культура. (Разработан «Пятифакторный опросник» - «культура» на «открытость».) Каждая из перечисленных моделей личности позволяет изучать индивидуальные особенности личности.

Теории личности, сложившиеся в прошлом столетии, демонстрируют высокую степень раз­нообразия. Это психодинамическая теория (Фрейд), теория индивидуальной психологии (Адлер), теория аналитической психологии (Юнг), психосоциальная психология (Эриксон), теория черт личности (Олпорт), структурная теория черт личности (Кеттел), теория типов личности (Айзенк), бихевиористическая науча­ющая теория (Скиннер), теория социального на­учения (Роттер), социально-когнитивная теория (Бандура), когнитивная теория (Келли), гуманистическая теория (Маслоу), феноменологическая теория (Роджерс). Некоторые теории вступали в явное противоречие, вылившееся в острые дис­куссии между авторами. Наиболее принципи­альный характер для современной психологии носила дискуссия между сторонниками идеографического подхода, ярчайшим представителем которого являлся Г. Олпорт, с одной стороны, и приверженцами неметодического подхода (Кеттел, Айзенк и др.) - с другой. Основным пред­метом дискуссии стало положение Олпорта, в соответствии с которым черты личности, яв­ляясь сами по себе абстракцией, образуют в каждом конкретном случае неповторимое индиви­дуальное сочетание, что делает невозможным сравнение людей между собой.

Кеттел, возражая Олпорту, подчеркивал, что проблема уникальности не является специфической особенностью исследований личности, неповторимость предмета изучения характерна для всех естественных наук: в астрономии не найдено абсолютно одинаковых планет или звезд; два автомобиля, сошедшие с одного конвейера, могут существенно отличаться друг от друга; даже атомы водорода не идентичны и т.д. Уникальность объекта, тем не менее, не стала препятствием на пути развития астрономии, физики, химии и других естественных наук. Решение этого вопроса Кеттел, а вслед за ним и Айзенк видели в последовательном применении естественно научного подхода в исследованиях личности.

Проблема заключается в том, что современ­ные методы статистического анализа (корреляционный, факторный, кластерный и другие) ясно показывают реальное существование некоторых биологически и социально детерминированных поведенческих стереотипов, на основании кото­рых определяются индивидуально-типологи­ческие и личностные черты. А с другой стороны, попытки сложить из них как из кубиков конк­ретную личность приводят к почти полной по­тере ее индивидуальности. В итоге мы получаем набор вероятностных, зачастую взаимно проти­воречивых характеристик поведения человека в отрыве от конкретных условий, порождающих это поведение. Очевидно, что различные мотивы и условия их реализации требуют различных стратегий и тактик поведения человека. Попытка «втиснуть» это разнообразие в жесткую схему личностного профиля как единственной диспозиционной модели личности приводит к тому, что реальный прогноз поведения индивида сводится фактически к общим вероятностным рас­суждениям, мало что дающим для практики.

Г. Айзенк привлек внимание к тому, что точная процедура измерения является краеугольным камнем построения убедительной теории личности. Однако отсутствие дискретности типов делает предсказательные возможности его теории весьма проблематичными. Вместе с тем, это предоставляет большие возможности для личного творчества практиков, - что, несомненно, способствовало распространению этой теории.

Таким образом, теория Г. Айзенка выявила, что опора на построение типологии, опирающейся только на  самооценку тегируемого, резко снижает предсказательные возможности, и допускает значительную долю произвола ("личного творчества" практика). Выведение из рассмотрения объективных критериев не позволяет описать деятельность человека. В определенном смысле теория Г. Айзенка, несмотря на ее широкое распространение, является шагом назад по сравнению с теорией Р. Кеттела. Использование теории Г. Айзенка для нужд теории развития личности, вследствие вышесказанного, довольно проблематично.

 

 

Заключение

Если рассматривать личность как совокупность стабильных, длительно существующих характеристик, понимание того, как они развиваются, приобретает характер чего — то большего, чем праздное любопытство. Концепции развития фокусируются на вопросе о том, как мотивационные аспекты функционирования личности меняются от младенчества до зрелости, а потом в старости. Объяснение этих изменений является ключевым компонентом в теории личности.

Личностное развитие происходит на протяжении всей жизни. Соответственно, некоторые теоретики предложили стадийную модель для понимания фаз роста и развития в жизни человека. Теория Фрейда, в которой формирование личности представлено в виде последовательности стадий психосексуального развития, является одним из примеров этого подхода. В качестве другого примера можно назвать концепцию восьми стадий развития эго, сформулированную Эриксоном. В противоположность упомянутым авторам, многие ученые — теоретики подчеркивают роль взаимоотношений между родителем и ребенком как значимого фактора в понимании проблемы развития. Карл Роджерс, например, придавал особое значение тому, как формируется Я — концепция индивидуума — и в ракурсе познания, и в эмоциональном отношении — под влиянием родительских установок и поведения на этапе формирования личности.

Личностный рост обусловлен множеством внешних и внутренних детерминант. К внешним, или детерминантам окружения, относятся: принадлежность индивидуума к определенной культуре, социально — экономическому классу и уникальной для каждого семейной среде. С другой стороны, внутренние детерминанты включают генетические, биологические и физиологические факторы. Дальнейшее описание множества изменений, сопровождающих наше развитие — физических, социальных, интеллектуальных, эмоциональных, моральных и т. д., — показывает, какой сложной является проблема развития человека. в рамках диспозиционального подхода личность - это сложная система формально-динамических свойств (темперамента), черт и социально обусловленных свойств поприума. Структура личности - это организованная иерархия отдельных биологически детерминированных свойств, входящих в определенные соотношения и образующих определенные типы темперамента и черт, а также совокупность содержательных свойств, составляющих поприум человека

С точки зрения представителей диспозиционального подхода, ответ на контрольный вопрос «Почему одни люди более агрессивны, чем другие?» будет таков: потому что у этих людей имеются определенные биологические предпосылки, определенные черты и свойства темперамента, а их содержательные свойства поприума являются недостаточно зрелыми.

В последние годы теории о чертах личности подвергаются критике. Многие специалисты утверждают, что люди проявляют меньше постоянства, нежели это декларируется концепцией черт, и что поведение в первую очередь определяется ситуационными факторами. Наиболее значимые корреляции между личностными чертами и поведением можно получить лишь в тех случаях, когда у человека эти черты выражены, т.е. относятся к центральным диспозициям. Сейчас в психологии стали доминировать представления о взаимодействии между чертами личности и ситуативными факторами.

Следует также отметить, что в диспозициональное теории практически отсутствует, в качестве самостоятельного, такое важное личностное образование как характер.

Мы достигли, цеди данной работы, которые заключались в рассмотрении диспозиционального направления в теории личности.

Для достижения, которых решились следующие задачи:

-  рассмотрение понятия личности и ее структуру,

-  рассмотрение процесса воспитания и развития личности,

-  изучение теории личности Олпорта, Айзенка, Кеттела,

-  проведение сравнительного анализа теорий личности Олпорта, Айзена, Кеттела


Список использованных источников

  1. Асмолов А.Г. Психология личности: учебник. - М.: Изд-во МГУ, 2004. – 367 с.
  2. Гамезо M.B., Герасимова B.C., Машурцева Д.А., Орлова Л.М. Общая психология: учебно-методическое пособие / Под общ. ред. М.В. Гамезо. - М.: Ось-89, 2007. - 352 с.
  3. Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. — Москва: АСТ, с 2008. — 352 с.
  4. Максименко С.Д. Общая психология / С. Д. Максименко.  - М.: Рефл-бук, 2004 - 528 с. 
  5. Олпорт Гордон В. Личность в психологии. - «КСП+», М.: «Ювента», 2005. - 93 с.
  6. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб: Издательство "Питер", 2000. - 712 с.

7.                  Сорокун П.А. Основы психологии / П. А. Сорокун.  - Псков: ПГПУ, 2005 - 312 с.

  1. Теории личности в американской и западноевропейской психологии / сост. Д. Я. Райгородский. - М.: АСТ, 2006. – 240 с.
  2. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности : монография / Л. Хьелл, Д. Зиглер.  - СПб.: Питер, 2003. - 608 с.
  3. Щербатых Ю.В.Общая психология. Завтра экзамен / Ю. В. Щербатых. - СПб.: Питер, 2008. - 272 с.

 



Информация о работе Развитие теорий личности в зарубежной психологии