Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 08:31, курсовая работа
Актуальность исследования развития теорий личности в зарубежной психологии определяется: противоречием между уже сложившимися теориями личности, каждая из которых обладает уникальной ценностью и значимостью и не представленностью целостной теории личности, отвечающей общим критериям ее оценки; - стремлением зарубежных ученых выдвинуть на передний план сильные существенные стороны собственной теории, считая ее общей и всеохватывающей, не признавая того, что это всего лишь некоторая часть
Введение
1. Понятие, основные характеристики и развитие личности
1.1 Понятие личности
1.2 Основные характеристики личности
1.3 Развитие и воспитание личности
2. Основные направления исследований проблемы личности в зарубежной психологии и их оценка (в теориях личности Олпорта, Айзенка, Кеттела)
2.1. Содержательный аспект основных направлений исследования проблемы личности в теориях личности Олпорта, Айзенка, Кеттела
2.2 Сравнительный анализ теории личности Олпорта, Айзенка, Кеттелла
Заключение
Список использованных источников
Список использованных источников
Высшие уровни развития зарождаются на предыдущих этапах, но и особенности предыдущих возрастных этапов проявляются на следующих этапах. Чтобы способствовать своевременному зарождению и успешному развитию всего прогрессивного, нового на всех этапах формирования ребенка как личности, нужно знать возрастные особенности физического и духовного его развития.
Направляя развитие личности, надо иметь в виду и то, что характерные для определенного возраста особенности развития не всегда совпадают с паспортным возрастом ребенка. Есть дети, которые в развитии опережают свой возраст или отстают от него.
Это обусловливается врожденными анатомо-физиологическими особенностями организма, но преимущественно причинной отставания являются условия жизни и воспитания ребенка: они или способствуют развитию или тормозят его. Задачи учебного заведения и преподавателя — выявлять эти причины, укреплять то, что способствует успешному развитию, и устранять все, что негативно сказывается на воспитании личности молодого человека.
В формировании личности важную роль играет подражание ребенка взрослым. Дети подражают как положительному, так и негативному, поскольку у них еще недостаточно опыта и нет критического отношения к действиям, поступкам взрослых. Подражание особенно ярко проявляется у детей дошкольного возраста.
Дети этого возраста еще не имеют собственного отношения к поступкам, поведению, мнениям, высказываниям взрослых и механически повторяют их. С развитием личности в подростковом и юношеском возрасте, с ростом умственного развития и самостоятельности дети критически оценивают поступки и поведение взрослых, подражают положительному, а худшее отбрасывают.
Однако и в старшем возрасте они могут перенимать негативные черты взрослых. Если положительный опыт окружающей действительности не станет доминирующим в их жизни и не сформируется морально-этическое отношение к поступкам других и самому себе, то укоренятся вредные привычки и негативные черты характера.
Дошкольный возраст — это период подготовки ребенка к обучению в школе и элементарному самообслуживанию. В этот период жизни наступают значительные изменения в анатомо-физиологическом и духовном развитии ребенка, благодаря которым он становится способным учиться в школе, усваивать знания, нормы морального поведения и выполнять посильные общественно полезные трудовые поручения.
Этому способствует и то, что уже в дошкольном возрасте дети достигают значительного развития языка и речи, а на его основе — способности размышлять и под руководством взрослых делать логические выводы.
Важный аспект развития детей-дошкольников — стремление к знаниям, овладению первыми нормами поведения в коллективе, способность самостоятельно выполнять несложные поручения, обслуживать себя, помогать другим, направляя свои действия не только на непосредственно воспринимаемые, а и на воображаемые предметы и ситуации.
Эмоции в дошкольном возрасте еще неустойчивы, воля слабая, преобладает внушаемость. Но при организации необходимых условий дошкольники могут проявлять настойчивость и внимательность к интересной работе, выполнять простые трудовые поручения.
Жизнь и деятельность детей младшего школьного возраста обусловлена их учебной деятельностью. В процессе обучения у них успешно развиваются психические процессы — восприятие и наблюдательность, память и внимание, воображение, приобретая целенаправленный, произвольный характер.
Младший школьный возраст. Дети могут глубже осмысливать окружающее и анализировать язык и мышление: слово осознается как часть языка, высказывание суждения — как предложение, в предложении осознаются его члены.
Это способствует углублению суждений и соображений, формированию логичных выводов, освоению абстрактного математического и грамматического материала, формированию культуры речи.
Младшие школьники овладевают правилами поведения в коллективе, рассматривают свои поступки и поведение не только с собственной позиции, а и с позиции коллектива, критически оценивают поведение товарищей, становятся требовательными к ним. У младших школьников развиваются такие качества, как самообладание, настойчивость, целенаправленность, выдержка, дисциплинированность
Постепенно формируется способность руководить собственным поведением, подчинять его школьным заданиям. Младшие школьники успешно включаются в трудовую деятельность, осознают ее социальное содержание и значение.
Средний школьный, или подростковый, возраст привлекает повышенное внимание в связи с анатомо-физиологическими изменениями в организме ребенка, особенно в связи с половым созреванием. Эти изменения в значительной мере отражаются на психическом развитии личности подростка, на его познавательной деятельности и поведении, на отношениях в коллективе.
У подростков повышаются познавательная активность и умственное развитие, вырастают любознательность, стремление познать неизвестное, заглянуть в будущее. Ученики среднего школьного возраста заметно проявляют стремление к самостоятельности.
Но это стремление при неправильном воспитании может проявляться в искаженных формах — негативном отношении к поручениям, советам учителей и родителей, немотивированных поступках и браваде, нарушении норм поведения. Это случается тогда, когда подросток не включается в жизнь коллектива, не выполняет общественных, полезных поручений, не видит и не переживает результатов своей деятельности, а учителя и родители не стимулируют его к этому, не учитывают возрастных особенностей его развития.
У подростка заметно уменьшается внушаемость и крепнет воля, возникает интерес к трудовой деятельности, изменяются отношения в коллективе, вырастают и становятся более стойкими моральные чувства, эстетические вкусы. В старшем подростковом возрасте интенсивно формируется идейная направленность, мировоззрение и самосознание личности. Деятельность становится более целенаправленной и социально мотивированной.
Особого внимания заслуживают изменения в отношениях между мальчиками и девочками: более четко определяется половое разделение, предпочтения в дружбе, интересах и поведении мальчиков и девочек, зарождаются интимные отношения между мальчиками и девочками. Эти особенности подросткового периода развития нуждаются в большом внимании к организации групповой и учебной деятельности подростков, дружбе и товариществу и особенно половому воспитанию.
Старший школьный, или младший юношеский, возраст является периодом углубления умственного и морального развития личности. В центре внимания юношей и девушек оказываются самопознание и самокритичность, которые при неправильном воспитании могут приобрести негативные черты самонадеянности, самовлюбленности или неуверенности в своих силах.
В этом возрасте четко очерчиваются познавательные интересы, склонность заниматься определенной научной деятельностью, видом спорта, определяются профессиональные склонности. Но эти особенности не всегда бывают глубокими и стойкими, если они не направляются и не укрепляются школой, учителями, опытными старшими.
Младший юношеский возраст — это период формирования стойкой дружбы и товарищества, в частности между юношами и девушками, устойчивости волевых качеств, черт характера, применения усвоенных моральных правил. Свойственная старшему школьному возрасту направленность на реализацию своих замыслов является важным фактором морального и умственного формирования личности.
На развитие личности влияют весь уклад общественной жизни, достижения науки и техники, богатство информации, получаемой через кино, радио, телевидение, книги и газеты. Поэтому невозможно ограничиваться сугубо школьными способами обучения и воспитания подрастающего поколения.
В последние десятилетия наблюдается ускорение, или акселерация, физического и умственного развития. Исследованиями доказано, что сейчас зрелость наступает на 2-3 года раньше, чем в начале нашего столетия. Соответственно раньше начинается и половое созревание.
Вместе с тем, возникает несоответствие между умственным развитием и неумением руководить собой, что приводит к нарушениям норм социального поведения. Акселерация развития личности нуждается в значительной перестройке учебно-воспитательного процесса, содержания, методов организации жизни детей.
Деятельность и поведение человека зависят не только от возрастных, а и от индивидуальных особенностей.
Индивидуальные особенности личности. Особенности личности подразделяются на врожденные и приобретенные при жизни. К врожденным принадлежат физические особенности, с которыми ребенок рождается. Среди них важную роль играют типологические особенности нервной системы — сила, уравновешенность и подвижность, которые являются физиологическими основаниями темперамента.
Врожденные особенности в процессе воспитания и под влиянием условий жизни изменяются. Среди приобретенных в процессе обучения, воспитания и деятельности индивидуальных особенностей наиболее важными являются направленность личности, ее интересы, способности, идеалы и убеждения, черты характера. Индивидуальные особенности, врожденные и приобретенные в течение жизни, под влиянием воспитания изменяются, но большинство из них имеет стойкий характер, и они влияют на деятельность и поведение личности [7].
Успешное руководство формированием личности требует совершенного знания психологических особенностей развития ребенка и использования их в практике учебно-воспитательной работы.
В основе диспозиционального направления в изучении личности лежат две общие идеи. Первая заключается в том, что люди обладают широким набором предрасположенностей реагировать определенным образом в различных ситуациях (то есть черт личности). Это означает, что люди демонстрируют определенное постоянство в своих поступках, мыслях и эмоциях, независимо от течения времени, событий и жизненного опыта. В самом деле, суть личности определяется теми склонностями, которые люди проносят через всю жизнь, которые принадлежат им и неотъемлемы от них.
Вторая основная идея диспозиционального направления связана с тем обстоятельством, что нет двух людей, в точности похожих друг на друга.
Многие персонологи придавали особое значение трактовке личности в свете склонностей к чему-либо или тенденций, присущих данному индивидууму. Один из наиболее влиятельных приверженцев диспозиционального направления - Гордон Олпорт - полагал, что каждая личность уникальна и что ее уникальность наилучшим образом может быть понята через определение конкретных черт личности. Акцентирование Олпортом уникальности личности является, однако, лишь одной стороной его теоретической позиции. Большое внимание уделяется и тому, каким образом на поведение человека влияют когнитивные и мотивационные процессы. Более того, теория Олпорта представляет собой соединение гуманистических и индивидуальных подходов к изучению человеческого поведения. Гуманистичность проявляется в попытке выявить все аспекты человеческого существа, включая потенциал личностного роста, преодоление себя и самореализацию. Индивидуальный подход отражается в стремлении Олпорта понять и предсказать развитие реальной, конкретной личности (Allport, 1968b). Олпорта можно в значительной мере охарактеризовать как эклектичного теоретика, сочетающего понятия из области философии, религии, литературы и социологии; эти представления включены в описание богатства и сложности человеческой личности. Отличительной чертой теоретической ориентации Олпорта является его убежденность в том, что поведение человека всегда является результатом той или иной конфигурации личностных черт.
Некоторые другие персонологи также приняли участие в решении проблемы построения исчерпывающих схем идентификации и измерения основных черт, формирующих ядро личности. Наиболее наглядно это проявилось в концептуальных и эмпирических подходах Ганса Айзенка и Рэймонда Кеттела. Используя сложную психометрическую технику, известную как факторный анализ, эти теоретики пытались показать, как базисная структура черт личности влияет на наблюдаемые поведенческие реакции индивидуума. Для Айзенка в личности чрезвычайно важны два основных параметра: интроверсия - экстраверсия и стабильность-нейротизма. Третий параметр, называемый психотизм-сила суперэго, Айзенк также рассматривает в качестве основного параметра в структуре личности. Кеттел, в отличие от Айзенка, утверждает, что структуру личности определяют по крайней мере 16 основных черт. Он считает также, что для предсказания поведения можно выводить уравнения, основываясь на точных измерениях тех личностных особенностей, которые релевантны данной ситуации. Кеттел и Айзенк придерживаются научного подхода в построении модели человеческого поведения.
Теория черт личности Рэймонда Кеттела стремится объяснить сложные взаимодействия между системой личности и более объемной социокультурной матрицей функционирующего организма. Он убежден в том, что адекватная теория личности должна учитывать многочисленные черты, составляющие индивидуальность, степень обусловленности этих черт наследственностью и влиянием окружающей среды, а также то, каким образом генетические факторы и факторы окружающей среды взаимодействуют между собой, влияя тем самым на поведение.
Несмотря на утверждение Кеттела о том, что поведение определяется взаимодействием черт и ситуационных переменных, его главная организующая концепция личности заключается в описаниях различных типов выявленных им черт. Согласно Кеттелу черты личности представляют собой относительно постоянные тенденции реагировать определенным образом в разных ситуациях и в разное время. Спектр действия этих тенденций чрезвычайно велик. Черты личности отражают устойчивые и предсказуемые психологические характеристики и, безусловно, являются наиболее важными в концепции Кеттела. Он выделял:
1) Поверхностные черты - исходные черты. Поверхностная черта представляет собой совокупность поведенческих характеристик, которые при наблюдении выступают в «неразрывном» единстве. Исходные черты, напротив, представляют собой основополагающие структуры, которые, как считает Кеттел, образуют блоки самого здания личности.
Проведя обширную исследовательскую работу с использованием факторного анализа, Кеттел пришел к выводу о том, что основополагающая структура личности образована примерно шестнадцатью исходными чертами. Эти факторы черт личности известны в связи со шкалой, которая теперь используется для их измерения: опросник Кеттела «Шестнадцать личностных факторов» (16PF).
Информация о работе Развитие теорий личности в зарубежной психологии