Развитие теорий личности в зарубежной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 08:31, курсовая работа

Описание

Актуальность исследования развития теорий личности в зарубежной психологии определяется: противоречием между уже сложившимися теориями личности, каждая из которых обладает уникальной ценностью и значимостью и не представленностью целостной теории личности, отвечающей общим критериям ее оценки; - стремлением зарубежных ученых выдвинуть на передний план сильные существенные стороны собственной теории, считая ее общей и всеохватывающей, не признавая того, что это всего лишь некоторая часть

Содержание

Введение
1. Понятие, основные характеристики и развитие личности
1.1 Понятие личности
1.2 Основные характеристики личности
1.3 Развитие и воспитание личности
2. Основные направления исследований проблемы личности в зарубежной психологии и их оценка (в теориях личности Олпорта, Айзенка, Кеттела)
2.1. Содержательный аспект основных направлений исследования проблемы личности в теориях личности Олпорта, Айзенка, Кеттела
2.2 Сравнительный анализ теории личности Олпорта, Айзенка, Кеттелла
Заключение
Список использованных источников
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.doc

— 200.50 Кб (Скачать документ)

Высшие уровни развития зарождаются на предыдущих эта­пах, но и особенности предыдущих возрастных этапов прояв­ляются на следующих этапах. Чтобы способствовать своевре­менному зарождению и успешному развитию всего прогрес­сивного, нового на всех этапах формирования ребенка как личности, нужно знать возрастные особенности физического и духовного его развития.

Направляя развитие личности, надо иметь в виду и то, что характерные для определенного возраста особенности развития не всегда совпадают с паспортным возрастом ребенка. Есть дети, которые в развитии опережают свой возраст или отстают от него.

Это обусловливается врожденными анатомо-физиологическими особенностями организма, но преимущественно причин­ной отставания являются условия жизни и воспитания ребенка: они или способствуют развитию или тормозят его. Задачи учеб­ного заведения и преподавателя — выявлять эти причины, ук­реплять то, что способствует успешному развитию, и устранять все, что негативно сказывается на воспитании личности моло­дого человека.

В формировании личности важную роль играет подражание ре­бенка взрослым. Дети подражают как положительному, так и не­гативному, поскольку у них еще недостаточно опыта и нет кри­тического отношения к действиям, поступкам взрослых. Подра­жание особенно ярко проявляется у детей дошкольного возраста.

Дети этого возраста еще не имеют собственного отношения к поступкам, поведению, мнениям, высказываниям взрослых и механически повторяют их. С развитием личности в подростковом и юношеском возрасте, с ростом умственного развития и самостоятельности дети критически оценивают поступки и поведение взрослых, подражают положительному, а худшее отбрасывают.

Однако и в старшем возрасте они могут перенимать негатив­ные черты взрослых. Если положительный опыт окружающей действительности не станет доминирующим в их жизни и не сформируется морально-этическое отношение к поступкам дру­гих и самому себе, то укоренятся вредные привычки и негатив­ные черты характера.

Дошкольный возраст — это период подготовки ребенка к обу­чению в школе и элементарному самообслуживанию. В этот пе­риод жизни наступают значительные изменения в анатомо-физиологическом и духовном развитии ребенка, благодаря кото­рым он становится способным учиться в школе, усваивать знания, нормы морального поведения и выполнять посильные общественно полезные трудовые поручения.

Этому способствует и то, что уже в дошкольном возрасте дети достигают значительного развития языка и речи, а на его осно­ве — способности размышлять и под руководством взрослых де­лать логические выводы.

Важный аспект развития детей-дошкольников — стремление к знаниям, овладению первыми нормами поведения в коллек­тиве, способность самостоятельно выполнять несложные пору­чения, обслуживать себя, помогать другим, направляя свои дей­ствия не только на непосредственно воспринимаемые, а и на воображаемые предметы и ситуации.

Эмоции в дошкольном возрасте еще неустойчивы, воля сла­бая, преобладает внушаемость. Но при организации необходи­мых условий дошкольники могут проявлять настойчивость и внимательность к интересной работе, выполнять простые тру­довые поручения.

Жизнь и деятельность детей младшего школьного возраста обусловлена их учебной деятельностью. В процессе обучения у них успешно развиваются психические процессы — восприятие и наблюдательность, память и внимание, воображение, приоб­ретая целенаправленный, произвольный характер.

Младший школьный возраст. Дети могут глубже осмысливать окружающее и анализировать язык и мышление: слово осо­знается как часть языка, высказывание суждения — как пред­ложение, в предложении осознаются его члены.

Это способствует углублению суждений и соображений, формированию логичных выводов, освоению абстрактного ма­тематического и грамматического материала, формированию культуры речи.

Младшие школьники овладевают правилами поведения в коллективе, рассматривают свои поступки и поведение не толь­ко с собственной позиции, а и с позиции коллектива, критичес­ки оценивают поведение товарищей, становятся требовательными к ним. У младших школьников развиваются такие качес­тва, как самообладание, настойчивость, целенаправленность, выдержка, дисциплинированность

Постепенно формируется способность руководить собствен­ным поведением, подчинять его школьным заданиям. Младшие школьники успешно включаются в трудовую деятельность, осознают ее социальное содержание и значение.

Средний школьный, или подростковый, возраст привлекает повышенное внимание в связи с анатомо-физиологическими изменениями в организме ребенка, особенно в связи с половым созреванием. Эти изменения в значительной мере отражаются на психическом развитии личности подростка, на его познаватель­ной деятельности и поведении, на отношениях в коллективе.

У подростков повышаются познавательная активность и ум­ственное развитие, вырастают любознательность, стремление познать неизвестное, заглянуть в будущее. Ученики среднего школьного возраста заметно проявляют стремление к самосто­ятельности.

Но это стремление при неправильном воспитании может проявляться в искаженных формах — негативном отношении к поручениям, советам учителей и родителей, немотивирован­ных поступках и браваде, нарушении норм поведения. Это слу­чается тогда, когда подросток не включается в жизнь коллек­тива, не выполняет общественных, полезных поручений, не ви­дит и не переживает результатов своей деятельности, а учителя и родители не стимулируют его к этому, не учитывают возрас­тных особенностей его развития.

У подростка заметно уменьшается внушаемость и крепнет воля, возникает интерес к трудовой деятельности, изменяются отноше­ния в коллективе, вырастают и становятся более стойкими мораль­ные чувства, эстетические вкусы. В старшем подростковом воз­расте интенсивно формируется идейная направленность, миро­воззрение и самосознание личности. Деятельность становится более целенаправленной и социально мотивированной.

Особого внимания заслуживают изменения в отношениях между мальчиками и девочками: более четко определяется пол­овое разделение, предпочтения в дружбе, интересах и поведении мальчиков и девочек, зарождаются интимные отношения между мальчиками и девочками. Эти особенности подросткового пери­ода развития нуждаются в большом внимании к организации груп­повой и учебной деятельности подростков, дружбе и товариществу и особенно половому воспитанию.

Старший школьный, или младший юношеский, возраст явля­ется периодом углубления умственного и морального разви­тия личности. В центре внимания юношей и девушек оказы­ваются самопознание и самокритичность, которые при не­правильном воспитании могут приобрести негативные черты самонадеянности, самовлюбленности или неуверенности в своих силах.

В этом возрасте четко очерчиваются познавательные инте­ресы, склонность заниматься определенной научной деятель­ностью, видом спорта, определяются профессиональные склон­ности. Но эти особенности не всегда бывают глубокими и стой­кими, если они не направляются и не укрепляются школой, учителями, опытными старшими.

Младший юношеский возраст — это период формирования стойкой дружбы и товарищества, в частности между юношами и девушками, устойчивости волевых качеств, черт характера, применения усвоенных моральных правил. Свойственная стар­шему школьному возрасту направленность на реализацию своих замыслов является важным фактором морального и умственно­го формирования личности.

На развитие личности влияют весь уклад общественной жиз­ни, достижения науки и техники, богатство информации, пол­учаемой через кино, радио, телевидение, книги и газеты. По­этому невозможно ограничиваться сугубо школьными способа­ми обучения и воспитания подрастающего поколения.

В последние десятилетия наблюдается ускорение, или аксе­лерация, физического и умственного развития. Исследования­ми доказано, что сейчас зрелость наступает на 2-3 года раньше, чем в начале нашего столетия. Соответственно раньше начина­ется и половое созревание.

Вместе с тем, возникает несоответствие между умственным раз­витием и неумением руководить собой, что приводит к наруше­ниям норм социального поведения. Акселерация развития лич­ности нуждается в значительной перестройке учебно-воспитатель­ного процесса, содержания, методов организации жизни детей.

Деятельность и поведение человека зависят не только от воз­растных, а и от индивидуальных особенностей.

Индивидуальные особенности личности. Особенности личнос­ти подразделяются на врожденные и приобретенные при жизни. К врожденным принадлежат физические особенности, с кото­рыми ребенок рождается. Среди них важную роль играют ти­пологические особенности нервной системы — сила, уравнове­шенность и подвижность, которые являются физиологическими основаниями темперамента.

Врожденные особенности в процессе воспитания и под вли­янием условий жизни изменяются. Среди приобретенных в про­цессе обучения, воспитания и деятельности индивидуальных особенностей наиболее важными являются направленность личности, ее интересы, способности, идеалы и убеждения, чер­ты характера. Индивидуальные особенности, врожденные и приобретенные в течение жизни, под влиянием воспитания из­меняются, но большинство из них имеет стойкий характер, и они влияют на деятельность и поведение личности [7].

Успешное руководство формированием личности требует совершенного знания психологических особенностей развития ребенка и использования их в практике учебно-воспитательной работы.


2. Основные направления исследований проблемы личности в зарубежной психологии и их оценка (в теориях личности Олпорта, Айзенка, Кеттела)

2.1. Содержательный аспект основных направлений исследования проблемы личности в теориях личности Олпорта, Айзенка, Кеттела

В основе диспозиционального направления в изучении личности лежат две общие идеи. Первая заключается в том, что люди обладают широким набором предрасположенностей реагировать определенным образом в различных ситуациях (то есть черт личности). Это означает, что люди демонстрируют определенное постоянство в своих поступках, мыслях и эмоциях, независимо от течения времени, событий и жизненного опыта. В самом деле, суть личности определяется теми склонностями, которые люди проносят через всю жизнь, которые принадлежат им и неотъемлемы от них.

Вторая основная идея диспозиционального направления связана с тем обстоятельством, что нет двух людей, в точности похожих друг на друга.

Многие персонологи придавали особое значение трактовке личности в свете склонностей к чему-либо или тенденций, присущих данному индивидууму. Один из наиболее влиятельных приверженцев диспозиционального направления - Гордон Олпорт - полагал, что каждая личность уникальна и что ее уникальность наилучшим образом может быть понята через определение конкретных черт личности. Акцентирование Олпортом уникальности личности является, однако, лишь одной стороной его теоретической позиции. Большое внимание уделяется и тому, каким образом на поведение человека влияют когнитивные и мотивационные процессы. Более того, теория Олпорта представляет собой соединение гуманистических и индивидуальных подходов к изучению человеческого поведения. Гуманистичность проявляется в попытке выявить все аспекты человеческого существа, включая потенциал личностного роста, преодоление себя и самореализацию. Индивидуальный подход отражается в стремлении Олпорта понять и предсказать развитие реальной, конкретной личности (Allport, 1968b). Олпорта можно в значительной мере охарактеризовать как эклектичного теоретика, сочетающего понятия из области философии, религии, литературы и социологии; эти представления включены в описание богатства и сложности человеческой личности. Отличительной чертой теоретической ориентации Олпорта является его убежденность в том, что поведение человека всегда является результатом той или иной конфигурации личностных черт.

Некоторые другие персонологи также приняли участие в решении проблемы построения исчерпывающих схем идентификации и измерения основных черт, формирующих ядро личности. Наиболее наглядно это проявилось в концептуальных и эмпирических подходах Ганса Айзенка и Рэймонда Кеттела. Используя сложную психометрическую технику, известную как факторный анализ, эти теоретики пытались показать, как базисная структура черт личности влияет на наблюдаемые поведенческие реакции индивидуума. Для Айзенка в личности чрезвычайно важны два основных параметра: интроверсия - экстраверсия и стабильность-нейротизма. Третий параметр, называемый психотизм-сила суперэго, Айзенк также рассматривает в качестве основного параметра в структуре личности. Кеттел, в отличие от Айзенка, утверждает, что структуру личности определяют по крайней мере 16 основных черт. Он считает также, что для предсказания поведения можно выводить уравнения, основываясь на точных измерениях тех личностных особенностей, которые релевантны данной ситуации. Кеттел и Айзенк придерживаются научного подхода в построении модели человеческого поведения.

Теория черт личности Рэймонда Кеттела стремится объяснить сложные взаимодействия между системой личности и более объемной социокультурной матрицей функционирующего организма. Он убежден в том, что адекватная теория личности должна учитывать многочисленные черты, составляющие индивидуальность, степень обусловленности этих черт наследственностью и влиянием окружающей среды, а также то, каким образом генетические факторы и факторы окружающей среды взаимодействуют между собой, влияя тем самым на поведение.

Несмотря на утверждение Кеттела о том, что поведение определяется взаимодействием черт и ситуационных переменных, его главная организующая концепция личности заключается в описаниях различных типов выявленных им черт. Согласно Кеттелу черты личности представляют собой относительно постоянные тенденции реагировать определенным образом в разных ситуациях и в разное время. Спектр действия этих тенденций чрезвычайно велик. Черты личности отражают устойчивые и предсказуемые психологические характеристики и, безусловно, являются наиболее важными в концепции Кеттела. Он выделял:

1) Поверхностные черты - исходные черты. Поверхностная черта представляет собой совокупность поведенческих характеристик, которые при наблюдении выступают в «неразрывном» единстве. Исходные черты, напротив, представляют собой основополагающие структуры, которые, как считает Кеттел, образуют блоки самого здания личности.

Проведя обширную исследовательскую работу с использованием факторного анализа, Кеттел пришел к выводу о том, что основополагающая структура личности образована примерно шестнадцатью исходными чертами. Эти факторы черт личности известны в связи со шкалой, которая теперь используется для их измерения: опросник Кеттела «Шестнадцать личностных факторов» (16PF).

Информация о работе Развитие теорий личности в зарубежной психологии