Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 10:07, курсовая работа
Цель исследования – изучить особенности развития внимания у детей младшего школьного возраста.
В соответствии с целью, предметом, объектом исследования решаются следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ проблемы.
2. Разработать методический блок для изучения внимания детей.
3. Описать психологические особенности формирования внимания детей данного возраста и использование приёмов, способствующих развитию внимания.
ВВЕДЕНИЕ
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВНИМАНИЯ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ОСОБЕННОСТЬ
1.1. Психологические аспекты внимания
1.2. Возрастные особенности внимания младших школьников
1.3
II. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВНИМАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
2.1.Методы и методики по формированию внимания у детей младшего школьного возраста
2.2.Практические рекомендации и приёмы способствующие развитию внимания
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВНИМАНИЯ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ОСОБЕННОСТЬ
1.3
II. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВНИМАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
2.1.Методы и методики по формированию внимания у детей младшего школьного возраста
2.2.Практические рекомендации и приёмы способствующие развитию внимания
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Введение
Актуальность проблемы изучения особенностей и формирования внимания у детей младшего школьного возраста определяется, прежде всего, тем, что именно в этом возрасте формируется качественно новые характеристики внимания, как и других процессов.
Внимание - это важнейший динамический показатель всех психических процессов. Именно поэтому внимание можно рассматривать как основу успешной познавательной деятельности [12, 65].
Внимание имеет огромное значение в жизни человека. Оно – необходимое условие выполнения любой деятельности. Именно внимание делает все наши психические процессы полноценными; только внимание даёт возможность воспринимать окружающий нас мир.
Но внимание - не только условие успешной деятельности. Оно может многое сказать и об общем складе личности, о социальной направленности человека. Проблема внимания традиционно считается одной из самых важнейших и сложных проблем научной психологии [7, 10].Таким образом мы определили противоречие между системой приёмов и методов по организации внимания детей младшего школьного возраста, применяемой учителем, по формированию и развитию внимания и успешной адаптации детей в школе и недостаточной системой приёмов по организации и развития внимания.
Это обусловило постановку проблемы которая может быть сформулирована следующим образом: система приёмов по организации и развитию внимания, применяемая учителем, опирается как на развитие основных свойств внимания, так и на основные компоненты структуры личности и группы в целом, и способствует правильной организации внимания и успешной деятельности детей в школе. Решение этой проблемы определило тему исследования: « Психологические аспекты внимания и его развитие в младшем школьном возрасте».
Цель исследования – изучить особенности развития внимания у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: внимание младших школьников.
Предмет исследования: психологическая особенность внимания как познавательный процесс.
В
соответствии с целью,
Методологической основой является
-теория внимания внутреннего контроля за соответствием умственных действий ( П. Я. Гальперин );
- «принцип доминанты», для выяснения физиологических механизмов внимания. ( А. А. Ухтомским)
Методический блок включает в себя следующие методы:
- теоретический анализ литературы по проблеме исследования.
-метод сравнения и анализа
Теоретическим основанием для разработки этой проблемы послужили работы Павлова И. П., Сеченова И. М., Ухтанского А. А. (физиологические основы внимания); Гильбуха Ю. З., Гальперина П. Я., Кобыльницкой С. Л. (как прикладные исследования внимания); Волокитиной М. Н., Матюхиной М. Ч. (исследования внимания с учётом возрастных особенностей).
Практическая значимость заключается в том, что её результаты могут использоваться учителями при работе с младшими школьниками по формированию и развитию внимания и успешной адаптации детей в школе.
Структура исследования состоит из введения, двух глав основной части, заключения, списка литературы и приложения.
Во введении обосновывается актуальность заявленной темы, формируются цели, задачи, предмет и объект, а также характеризуются приёмы и методы исследования.
Первая глава содержит концептуальную, методологическую и методическую оценку изучаемой проблемы. В ней раскрываются основные теоретические положения заявленной темы, приводится анализ различных подходов, формируется собственный взгляд на проблему.
Вторая глава представляет собой описание объекта исследования, его сформулированы выводы по результатам анализа деятельности ,практические рекомендации.
В заключении кратко сообщаются основные теоретические положения работы; выводы по результатам исследования материалов, полученных в ходе прохождения практики; в обобщённом виде раскрывается необходимость внедрения практических рекомендаций по совершенствованию текущей и перспективной деятельности объекта исследования.
1. Особенности развития внимания младших школьников
1.1
Внимание и его физиологические
основы
Окружающие нас предметы и явления действуют через органы чувств на мозг, вызывая ощущения, восприятия, представление мысли, чувства и другие психические процессы. Все они являются отражением внешнего мира в сознании. Но это отражение в разных условиях является различным. Различия в восприятии внешних воздействий зависит от внимания. Его чаще всего определяют как направленность, сосредоточенность нашего сознания на определённом предмете или явлении [1, 2]. Под направленностью понимается определённый выбор /вольный или невольный/, предмет или явление среди других. Сосредоточенность – это, по мнению многих учёных, отвлечение от всего, что не имеет отношения к данному предмету или к данной деятельности. Таким образом, можно сделать вывод, что внимание – это свойство или особенность психической деятельности человека, обеспечивающая наилучшее отражение одних предметов и явлений действительности при одновременном отвлечении от других [2, 14].
Слово
«внимание», подобно слову «чувство»,
употреблялось в истории
Итак, интенсивность, качество, повторение, внезапность, новизна – вот те факторы, которые определяют внимание. Как только они выступают в сознании, мы должны обратить на них внимание, даже если бы у нас были основания направить внимание в другую сторону.
Нужно
сказать, что внимание нельзя считать
самостоятельным психическим
С точки зрения отечественной науки внимание у человека развивалось в процессе сознательной и трудовой деятельности, особенно такой, какая требовала волевых усилий. Нужно отметить, что проблемой внимания занимались многие зарубежные и отечественные психологи.
В работах В. Вундта это понятие, например, было отнесено к процессам, посредством которых осуществляется отчётливое осознание содержания воспринимаемого и его интеграция (включение, преобразование в целостную структуру прошлого опыта) [8, 30].
Н.
Ф. Добрынин провёл ряд теоретических
и экспериментальных
В своих работах Н. Ф. Добрынин выдвигает принцип значимости как «один из основных факторов, вызывающих активную психическую деятельность» [4, с. 33]. У животных имеет место биологическая значимость внешних воздействий на организм, у человека же кроме неё большую роль играет общественная и личностная значимость. Согласно этой теории, «внимание у людей возникает прежде всего тогда, когда действуют раздражители, затрагивающие интересы личности» [4, 113].
В отечественной психологии П. Я. Гальпериным разработана теория внимания как функции внутреннего контроля за соответствием умственных действий программам их осуществления [2, 12]. Развитие подобного контроля улучшает результативность любой деятельности. В частности, её планомерное формирование позволяет преодолеть некоторые дефекты внимания, например, рассеянность.
Однако рассмотрение проблем внимания следует, прежде всего, начинать с физиологических основ внимания. Особенно значительная роль в их исследовании русских физиологов И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского.
Согласно взглядам И. М. Сеченова, внимание человека имеет рефлекторный характер. По Сеченову, всякий рефлекс вызывается определённым воздействием внешнего мира и заканчивается закономерно связанным с этим воздействием мышечным движением. В связи с этим он считал, что «сосредоточенность начинается с приспособления рецепторов посредством мышечных движений, к лучшему восприятию» [9, 256]. Таким образом, устойчивое, концентрированное внимание – это результат того, что ребёнок учится управлять своими движениями.
И. П. Павлов развил и экспериментально обосновал положение Сеченова «о рефлексах головного мозга».
И. П. Павлов установил, что открытый ранее физиологами закон индукции нервных процессов имеет отношение и к вниманию человека. В силу этого закона, считал Павлов, в коре полушарий головного мозга вокруг очага возбуждения образуются заторможенные участки. При этом «чем сильнее очаг возбуждения, тем глубже, сильнее торможение в других участках коры» [7, 172].
Нужно отметить, что большое значение имеет установленный А. А. Ухтомским «принцип доминанты», для выяснения физиологических механизмов внимания. Этот принцип представляет собой «общий рабочий принцип нервных процессов» [10].
А. А. Ухтомский пишет: «Под именем «доминанты» понимается более или менее устойчивый очаг повышенной возбудимости центров, чем бы он не был вызван, причём новь приходящие в центры возбуждения служат усилению возбуждения в очаге, тогда как в прочей центральной нервной системе широко развиты явления торможения. В высших этажах и коре «полушарий» принцип доминанты является физиологической основой внимания» [10, 245].
Если
говорить о школьной практике, то можно
отметить следующее: если учитель утверждает,
что ученик на уроке невнимателен, то это
означает только то, что в этот момент
его внимание направлено не на школьное
задание, а на что-то постороннее.
По своему происхождению и способам осуществления обычно выделяют два основных вида внимания: непроизвольное и произвольное (см. Приложение № 1). Непроизвольное внимание, наиболее простое и генетически исходное, называют также пассивным, вынужденным, так как оно возникает и поддерживается независимо от стоящих перед человеком целей. Деятельность захватывает человека в этих случаях сама по себе, в силу своей увлекательности или неожиданности [12, 45]. Человек невольно отдается воздействующим на него предметам, явлениям, выполняемой деятельности. Стоит нам услышать по радио интересную новость, как мы невольно отвлекаемся от работы и прислушиваемся. Возникновение непроизвольного внимания связано с различными физическими, психофизиологическими и психическими причинами [12, 54].