Развитие внимания младшего школьника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 10:07, курсовая работа

Описание

Цель исследования – изучить особенности развития внимания у детей младшего школьного возраста.
В соответствии с целью, предметом, объектом исследования решаются следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ проблемы.
2. Разработать методический блок для изучения внимания детей.
3. Описать психологические особенности формирования внимания детей данного возраста и использование приёмов, способствующих развитию внимания.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВНИМАНИЯ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ОСОБЕННОСТЬ
1.1. Психологические аспекты внимания
1.2. Возрастные особенности внимания младших школьников
1.3
II. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВНИМАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
2.1.Методы и методики по формированию внимания у детей младшего школьного возраста
2.2.Практические рекомендации и приёмы способствующие развитию внимания
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 531.50 Кб (Скачать документ)

    В отличие от непроизвольного, произвольное внимание управляется сознательной целью. Оно тесно связано с волей человека и выработалось в результате трудовых усилий, поэтому его еще называют волевым, активным, преднамеренным. Приняв решение заняться какой-нибудь деятельностью, мы выполняем это решение, сознательно направляя наше внимание даже на то, что нам неинтересно в данную минуту, но чем необходимо заниматься. Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование протекания психических процессов [13]. Причины произвольного внимания по своему происхождению не биологические, а социальные: оно не созревает в организме, а формируется у ребенка при его общении со взрослыми. Несмотря на качественное отличие от непроизвольного внимания, произвольное также связано с чувствами, с интересами, с прежним опытом человека [13, 69].

      Ряд психологов выделяют еще один вид внимания, который, подобно произвольному, носит целенаправленный характер и требует первоначальных волевых усилий, но затем человек как бы "входит" в работу: интересными и значительными становятся содержание и процесс деятельности, а не только ее результат. Такое внимание было названо Н. Ф. Добрыниным послепроизвольным [4]. Возьмем ученика, который решает трудную математическую задачу. Первоначально она его может совсем не увлекать. Он берется за нее только потому, что ее нужно сделать. Ученику приходится возвращать себя к решению постоянными усилиями. Но вот решение начато, правильный ход намечается, задача становится более понятной. Ученик все больше увлекается ею, она его захватывает, он  
перестает отвлекаться: задача стала для него интересной. Внимание из произвольного стало как бы непроизвольным [4, 72].

    Послепроизвольное внимание характеризуется длительной сосредоточенностью, напряженной интенсивностью умственной деятельности, высокой производительностью труда.

         В отечественной психологии принято выделять следующие свойства внимания:

  • концентрированность;
  • объём;
  • распределение;
  • переключение;
  • устойчивость.

    Концентрированность внимания, то есть сила сосредоточенности на каком-либо интересном предмете или занятии, у школьника может быть достаточно большой. Иногда незначительный факт или малозаметный для других предмет вызывает у детей отвлечение внимания. Именно поэтому учителю легче привлечь внимание детей, чем поддерживать его длительное время. Однообразный вид даже интересной деятельности утомляет внимание школьников [7, 25].

    Объем внимания в значительной степени зависит от прошлого опыта человека. У младшего школьника его ещё очень немного. Поэтому дети мало способны держать в поле зрения сразу несколько объектов.

         М. Н. Волокитина пишет, что в первые дни после поступления в школу внимание детей сосредотачивается, преимущественно, на узком участке. Распределение внимания у младших школьников развито ещё недостаточно. Если ученик, например, находит решение задачи, то он, как правило, не способен следить за своим поведением: вскакивает с места, высоко поднимает руку, забывая, что этого не следует делать [11, 19].   

      О переключении внимания с одного предмета на другой можно сказать то же самое. Дети привыкают быстрее переключаться с отдыха на работу и с одного вида деятельности на другой.

         Устойчивость внимания у младших школьников выражена слабо и присутствует как бы в своей противоположности – неустойчивости. Неустойчивость внимания объясняется тем, что у младших школьников возбуждение преобладает над торможением. Внимание их часто переключается с одного объекта на другой. Поэтому из поля зрения детей необходимо удалить всё, что не имеет отношения к работе на уроке [7, 61].

         Нужно заметить, что многие недостатки внимания исчезают в результате правильно организованной учебной работы. Сосредоточенность школьников становится устойчивей, если им ясна задача, цель работы, которую они выполняют.

         Также одной из причин невнимательности, рассеянности ребёнка является общее слабое состояние здоровья. Невнимательными бывают нервные, болезненные дети, страдающие общим истощением нервной системы. Причиной рассеянности может быть и недосыпание или несоблюдение режима дня [15, 95].

         Но и здоровые дети, живущие в нормальных условиях, могут проявлять невнимательность. Это может быть обусловлено недисциплинированностью или отсутствием интереса к учёбе. Может быть так, что ребёнок, внимательный к одному виду работы, оказывается рассеянным во время другой. В этом случае многое зависит от направленности ученика и его интересов [15].

    1.3 Возрастные особенности внимания школьников 

    Внимание  в значительной степени зависит  от уровня развития основных процессов  высшей нервной деятельности. Эти  процессы меняются с возрастом, а, следовательно, и внимание претерпевает изменения. Одни и те же внешние раздражители совершенно по-разному воспринимаются человеком в зависимости от возраста и вызывает у него различные реакции. Поэтому успех деятельности учителя зависит не от того, в какой мере учитель знает своих учеников, учитывает их индивидуальные и возрастные особенности. Эти особенности зависят от физиологического созревания, от пройденного человеком жизненного пути, от воспитания, которое он получил [12, 58].

     В дошкольном возрасте у детей  преобладает непроизвольное внимание. Внимание дошкольника неустойчиво,  отличается частым непроизвольным  перемещением с одного объекта  на другой. Обучение в школе  – сильнейший стимул развития  внимания. Внимание – одно из  основных условий успешной учебной деятельности, в то же время в учебной деятельности оно и развивается [14, 63].

     Общий психологический склад  личности в значительной степени  зависит от соотношения процессов  возбуждения и торможения. Если  в раннем детстве возбудительные процессы нередко преобладают над процессами торможения, то уже в младшем школьном возрасте, под влиянием условий жизни и воспитания, происходит некоторое уравновешивание процессов возбуждения и торможения. Давая общую характеристику младшего школьного возраста, нельзя не учитывать, что дети 7 – 9  лет значительно отличаются от детей 10 – 11 по своим физическим и психическим качествам.

     Процессы возбуждения и торможения  в коре полушарий головного  мозга сменяются у младших школьников довольно быстро. В этом возрасте им трудно сосредоточиться на одном объекте. Внимание у них отличается переключаемостью и отвлечением. С физиологической точки зрения это означает, что доминанта в мозгу ребёнка достаточно ещё не стойкая, новые раздражители не столько подкрепляют её, сколько вызывают образование новой доминанты [14, 96].

     Такая повышенная чувствительность  в этом возрасте обуславливает  наличие у ребёнка довольно  сильного рефлекса на всё новое.  Слишком много этого нового  в окружающем мире, чтобы ребёнок не старался обратить внимание на все те внешние раздражители, которые на него действуют. При этом нередко бывает так, что интересный для ребёнка предмет мешает воспринимать главное [7, 26].

     Существует мнение, что учащиеся  в этом возрасте более наблюдательны, чем взрослые люди. Это впечатление складывается потому, что школьники замечают в вещах иногда такие несущественные элементы, на которые взрослые не обращают внимания.

     Если в дошкольном возрасте  для привлечения внимания имеет  значение качество раздражителей (сила, яркость т. д.), то у младших школьников всё большее и большее значение имеет соответствие объекта внимания их внутреннему состоянию и прошлому опыту [1, 58].

     Нужно сказать, что обучение  ребёнка в школе, сам процесс  получения знаний, - всё это способствует быстрому росту у школьников 2-3 классов произвольного внимания, развивающегося у них, главным образом, на основе возникающих интересов, в частности интереса к учебным занятиям.

     Наличие многообразных ученических  обязанностей, требования учителей, вся обстановка школьной жизни способствует развитию этого вида внимания. Чтобы заставить себя быть внимательным, человек должен прийти к выводу о необходимости сосредоточиться, взвесить все «за» и «против» и отвергнуть выводы, которые способствуют отвлечению от предмета, на котором надо сосредоточиться [6, 115].  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 2. Изучение особенностей внимания младших  школьников

2.1 Цели, задачи, организация  исследования 

      При теоретическом рассмотрении  особенностей внимания было определенно, что у детей младшего школьного возраста непроизвольное внимание развито значительно лучше, чем произвольное. Все новое неожиданное, яркое, интересное само  по себе привлекает внимание учеников безо всяких усилий с их стороны. Детям трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности или на деятельности интересной, но требующей умственного напряжения. Младшие школьники способны удержать внимание на интеллектуальных задачах, но это требует колоссальных усилий воли и организации высокой мотивации. Попробуем полученные нами знания подтвердить практически.   

Целью исследования, является анализ и выявление особенностей внимания детей младшего школьного возраста.

С этой целью были проведены 2 методики: тест Бурдона в модификации П. А. Рудника  и методика «Исправь ошибки».  

Задачи  исследования:

  1. Исследование особенностей внимания: концентрации, точности и продуктивности с использование теста Бурдона.
  2. Оценка уровня развития внимания и его отдельных свойств по их проявлениям
  3. Разработка рекомендаций для развития внимания у детей младшего школьного возраста.

Объект исследования: познавательная сфера младших школьников.

Предмет исследования: внимание.

Исследование  проводилось на учащихся 3 класса Десподзиновской СОШ.

    Класс малокомплектный, состоит из 10 человек. Все дети в классе дружные, общительные, из благополучных семей.

      Дети охотно участвовали в  проведении эксперимента, были сосредоточенны, внимательны. Продолжительность исследования -  20 минут.

2.2 Исследование особенности и уровней развития внимания младших школьников

Методика 1. Тест Бурдона в модификации П. А. Рудника.

Задачей данного исследования является выявление концентрации, точности и продуктивности внимания.

Цель: измерение количественных характеристик внимания: (концентрации, точности и продуктивности), а также динамики этих характеристик в процессе кратковременной работы.

Оборудование: в работе используется бланк тест Бурдона (см. Приложение №2).

Порядок проведения: Исследование проводится с группой школьников. Каждому испытуемому выдаются листы с тестом Бурдона. Зачитывается инструкция: «По моей команде «начали» вы начинаете искать и вычеркивать в каждой строке лежащего перед вами листа буквы: А, М, К, З. Работать нужно внимательно и как можно быстрее. Вначале будет минута упражнения. Затем основная работа в течение каждой минуты в ответ на мою команду «Черта!» вы будите ставить черту в том месте, где сейчас работаете. Выполнение задания прекращается по команде «Закончили работу».

Обработка и анализ результатов:

  1. Вычисление коэффициента концентрации внимания производится по формуле: К= (n1-n2-n3)/n * 100%, где n - общее количество правильно зачеркнутых букв; n2 – количество пропусков букв А, М, К, З; n3 – количество ошибочно зачеркнутых букв; n – общее количество в просмотренных строках букв А, М, К, З, подлежащих вычеркиванию.

Среди испытуемых школьников были выявлено:

    • 3 ученика имеют очень высокий уровень концентрации внимания (81%-100%) – Бажекова Г., Понаморев В., Мусин А.
    • 1 ученик имеет высокий уровень концентрации внимания (61%-80%) – Санатриева К.
    • 3 ученика имеют средний уровень концентрации внимания (41%-60%) – Бычкова А., Понаморева Н., Саломин В.
    • 3 ученика имеющие низкий  уровень концентрации внимания (21%-40%). Такими учащимися были Карандашова К., Таболина Д. и Шипицин В. Целесообразно представить эти результаты графически.

Информация о работе Развитие внимания младшего школьника