Развития дивергентного мышления старших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 13:28, курсовая работа

Описание

Цель данного исследования - изучение уровней развития дивергентного мышления старших дошкольников.
В ходе работы мы ставим перед собой следующие задачи:
- Изучение теоретической литературы по изучаемой проблематике.
- Раскрытие особенностей развития дивергентного мышления у дошкольников.
-Диагностика уровней дивергентного мышления у детей старшего дошкольного возраста.
-Составление системы игр и упражнений, направленных на развитие дивергентного мышления и их апробация.
Выявление эффективности проведенной работы.

Содержание

Введение 4
1.Теоретические основы развития мышления 6
1.1 Характеристика мышления как познавательного процесса 6
1.2 Особенности и условия развития дивергентного мышления
старших дошкольников 11
2. Изучение уровней мышления в старшем дошкольном возрасте 18
2.1 Развитие дивергентного мышления посредством игр и упражнений 18
2.2 Выявление эффективности проведенной работы 23
Заключение 32
Список использованных источников 35

Работа состоит из  1 файл

дивергентное_мышление_переделано.doc

— 222.50 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

РАЗВИТИЕ  ДИВЕРГЕНТНОГО МЫШЛЕНИЯ     У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 
 

                                                           
 
 
 
 

  Выполнила:  студентка_______                                                                          ___________________________                                                                      

___________________________                                                                                                    

                                                            
 
 
 
 
 
 
 

Саранск  2011 

     РЕФЕРАТ 

     Курсовая  работа  содержит   36 страниц,  23 использованных источника, 2 таблицы.

     РАЗВИТИЕ, ДИВЕРГЕНТНОЕ МЫШЛЕНИЕ, СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ, УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ, ОСОБЕННОСТИ, КАЧЕСТВА ДИВЕРГЕНТНОГО МЫШЛЕНИЯ

     ОБЪЕКТ  ИССЛЕДОВАНИЯ: процесс развития дивергентного мышления в старшем  дошкольном возрасте.

       ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: дивергентное  мышление дошкольников                          

       ЦЕЛЬ РАБОТЫ: изучение проблемы развития дивергентного мышления старших дошкольников, а именно тех её аспектов, знание которых необходимо для практической деятельности в этом направлении воспитателей детских садов и родителей

       МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:   изучение  и анализ литературы; анализ проведенной  работы и результатов исследования; диагностика творческих способностей детей, наблюдение за старшими дошкольниками

       СТЕПЕНЬ ВНЕДРЕНИЯ – частичная

       ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ - в учебном  процессе 
 
 
 

                                     
 
 
 
 
 

Содержание 

Введение                                                                                                                  4

1.Теоретические основы развития мышления                                                     6

1.1 Характеристика мышления как познавательного процесса                         6

1.2 Особенности  и условия развития  дивергентного  мышления 

старших дошкольников                                                                                         11

2. Изучение уровней мышления в старшем дошкольном возрасте                  18

2.1  Развитие  дивергентного мышления посредством игр и упражнений       18

2.2 Выявление эффективности проведенной работы                                          23

Заключение                                                                                                              32

Список  использованных источников                                                                   35 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

                Наше время – это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. К сожалению, современная массовая школа еще сохраняет нетворческий подход к усвоению знаний. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий убивает интерес к обучению. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству.

           Как много способных и талантливых детей. Среди подростков талантов значительно меньше. А талантливые взрослые – это скорее исключение, чем правило.

            Почему явные способности часто не раскрываются, не становятся талантами. Современными психологическими исследованиями определено, что основы диалектического способа мышления закладываются с четырехлетнего возраста (Н.Н. Поддъяков, Н.Е. Веракса и др.). В связи с этим, перед педагогами дошкольных учреждений стоит задача создания оптимальных условий для развития у детей основных мыслительных операций диалектического характера.  

       Дивергентное   мышление  (от лат. divergere – расходиться) — метод творческого мышления, применяемый обычно для решения проблем и задач. Заключается в поиске множества решений одной и той же проблемы.

          Исследованиями  дивергентного   мышления  занимались Е. Торранс, Д. Гилфорд, К. Тейлор, Г. Груббер, И. Хайн, А. Б. Шнедер, Д. Роджерс.

             Творческие способности – далеко   не новый  предмет   исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой  потребности в овладении  творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения. 

          Объектом исследования данной курсовой работы является процесс развития дивергентного мышления в старшем дошкольном возрасте.

          Цель данного исследования - изучение уровней развития дивергентного мышления старших дошкольников.

       В ходе работы мы ставим  перед собой следующие задачи: 

     - Изучение теоретической литературы по изучаемой проблематике.

     - Раскрытие особенностей развития  дивергентного мышления у дошкольников.

     -Диагностика  уровней дивергентного мышления  у детей старшего дошкольного  возраста.

     -Составление  системы игр и упражнений, направленных на   развитие дивергентного мышления и их апробация.

     Выявление эффективности проведенной работы. 
 
 
 

     1.Теоретические  основы развития  мышления 

     1.1 Характеристика мышления  как познавательного  процесса 
 

                Прежде всего, мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мышление порождает такой результат, какого ни в действительности, ни у субъекта на данный момент времени не существует. Мышление (в элементарных формах оно имеется и у животных) также можно понимать как получение новых знаний, творческое преобразование имеющихся представлений [12, c.78]

            Отличие мышления от других психологических процессов состоит в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить, и активным изменением условий, в которых эта задача задана.

             Мышление – это движение идей, раскрывающее суть вещей. Его итогом является не образ, а некоторая мысль, идея.

     Существует  несколько видов мышления:

     – Теоретическое понятийное мышление

     – Теоретическое образное

            Оба вида мышления неплохо дополняют друг друга, раскрывают человеку разные, но взаимосвязанные стороны бытия.

          Отличительная особенность следующего вида мышления – наглядно-образного – состоит в том, что мыслительный процесс в нем непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности и без него совершаться не может. Мысля наглядно-образно, человек привязан к действительности, а сами необходимые для мышления образы представлены в его кратковременной и оперативной памяти (в отличие от этого образы для теоретического образного мышления извлекаются из долговременной памяти и затем преобразуются). Данная форма мышления наиболее полно и развернуто представлена у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

           Последний из видов мышления – это наглядно-действенное. Его особенность заключается в том, что сам процесс мышления представляет собой практическую преобразовательную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами. Основным условием решения задачи в данном случае является правильные действия с соответствующими предметами. Этот вид мышления широко представлен у людей, занятых реальным производственным трудом, результатом которого является создание кого-либо конкретного материального продукта.

           Все перечисленные виды мышления у человека сосуществуют, могут быть представлены в одной и той же деятельности. Однако, в зависимости от ее характера и конечных целей доминирует тот или иной вид мышления. По этому основанию они все и различаются [3, c.89] 

        Мышление в отличие от других процессов совершается в соответствии с определенной логикой. Соответственно, в структуре мышления можно выделить следующие логические операции: сравнение, анализ, синтез, абстракция и обобщение. Сравнение вскрывает тождество и различие вещей. Анализ – это расчленение предмета, мысленное или практическое, на составляющие его элементы с последующим их сравнением. Синтез есть построение целого из аналитически заданных частей. Анализ и синтез осуществляются вместе, способствуют более глубокому познанию и действительности [6, c.93]

           Абстракция – это выделение какой-либо стороны или и явления, которые в действительности как самостоятельные не существуют.

         Обобщение выступает как соединение существенного (абстрагирование) и связывание его с классом предметов и явлений. Понятие становится одной из форм мысленного обобщения.

          Конкретизация выступает как операция, обратная обобщению. Она проявляется, например, в том, что из общего определения – понятия – она выводится суждение о принадлежности единичных вещей и явлений определенному классу.

            Кроме рассмотренных видов мышления имеются еще и операции мышления: суждение, умозаключение, определение понятий, индукция, дедукция. В процесс мышления зачастую вмешиваются эмоции. Известно, что чувство придает мысли большую страстность. Без возвышенного чувства продуктивная мысль столь же не возможна, как без логики, знаний, умений, навыков.

          Что же такое дивергентное мышление? Одним из первых попытался сформулировать ответ на данный вопрос Дж. Гилфорд. Он считал, что «творческость» мышления связана с доминированием в нем четырех особенностей: [2, c.18]

     -Оригинальность, нетривиальность, необычность высказываемых идей, ярко выраженное стремление к интеллектуальной новизне. Творческий человек почти всегда и везде стремится найти свое собственное, отличное от других решение.

     -Семантическая гибкость, т.е. способность видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать его новое использование, расширять функциональное применение на практике.

Информация о работе Развития дивергентного мышления старших дошкольников