Развития дивергентного мышления старших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 13:28, курсовая работа

Описание

Цель данного исследования - изучение уровней развития дивергентного мышления старших дошкольников.
В ходе работы мы ставим перед собой следующие задачи:
- Изучение теоретической литературы по изучаемой проблематике.
- Раскрытие особенностей развития дивергентного мышления у дошкольников.
-Диагностика уровней дивергентного мышления у детей старшего дошкольного возраста.
-Составление системы игр и упражнений, направленных на развитие дивергентного мышления и их апробация.
Выявление эффективности проведенной работы.

Содержание

Введение 4
1.Теоретические основы развития мышления 6
1.1 Характеристика мышления как познавательного процесса 6
1.2 Особенности и условия развития дивергентного мышления
старших дошкольников 11
2. Изучение уровней мышления в старшем дошкольном возрасте 18
2.1 Развитие дивергентного мышления посредством игр и упражнений 18
2.2 Выявление эффективности проведенной работы 23
Заключение 32
Список использованных источников 35

Работа состоит из  1 файл

дивергентное_мышление_переделано.doc

— 222.50 Кб (Скачать документ)

     Ни  в коем случае нельзя насильно (запретами, угрозами, наказаниями) заставлять ребенка делать то, чего он не хочет, к чему он еще не готов. Задача воспитателя (и в этом заключается искусство воспитания) – заинтересовать малыша, увлечь его полезным занятием, поддержать малейшие успехи. Принуждением можно только отбить интерес к игре, что сделает весь воспитательный процесс бессмысленным.

     Столь же бессмысленны и даже вредны прямые требования что-то запомнить или  усвоить в игре. Мы уже говорили, что ребенок в дошкольном возрасте не может учиться по требованию взрослого. Он способен запоминать и усваивать только то, что нужно ему самому, в чем он испытывает практическую необходимость. Такая необходимость естественно возникает в интересной и увлекательной игре. Подменять игру упражнениями или уроком, требовать механического повторения каких-то слов или движений недопустимо. Тем более, недопустимы раздраженный тон и грубость в отношениях с детьми.

     Доброжелательность, сюрпризность разного рода неожиданности  – являются значительно более  эффективными средствами в работе с детьми. И эти средства всегда в Ваших руках. Нужно уметь вовремя удивиться или огорчиться, заинтриговать детей какой-то неожиданностью, выразить восхищение, показать мимикой, интонацией, движением свою заинтересованность игрой и успехами в ней ребенка. Конечно, все это требует от воспитателя артистизма. Только радость успеха, увлеченность, заинтересованность ведут к формированию полноценной личности человека.  
 

     2.2 Выявление эффективности  проведенной работы 

           С целью определения уровня развития  дивергентного мышления детей в старшем дошкольном возрасте 10 сентября и 15сентября 2010 года нами была проведена    их диагностика у старших дошкольников детского сада « Солнышко» г. Саранск. Для исследования нами были использованы экспресс методики кандидатов психологических наук В. Кудрявцева и В. Синельникова.

     1. Методика" Солнце в комнате" 

       Основание. Реализация воображения. 

     Цель. Выявление способностей ребенка  к преобразованию "нереального" в "реальное" в контексте заданной ситуации путем устранения несоответствия. 

     Материал. Картинка с изображением комнаты, в  которой находится человечек и солнце; карандаш.  

     Инструкция  к проведению. 

     Психолог, показывая ребенку картинку: "Я  даю тебе эту картинку. Посмотри внимательно и скажи, что на ней нарисовано". По перечислении деталей изображения (стол, стул, человечек, лампа, солнышко и т. д.) психолог дает следующее задание: "Правильно. Однако, как видишь, здесь солнышко нарисовано в комнате. Скажи, пожалуйста, так может быть или художник здесь что-то напутал? Попробуй исправить картинку так, чтобы она были правильной". 

     Пользоваться  карандашом ребенку не обязательно, он может просто объяснить,  что нужно сделать для "исправления" картинки. 

     Обработка данных.

     В ходе обследовании психолог оценивает попытки ребенка исправить рисунок. Обработка данных осуществляется по пятибалльной системе: 

     Отсутствие  ответа, непринятие задания ("Не знаю, как исправить", "Картинку исправлять не нужно") - 1 балл. 

     "Формальное  устранение несоответствия (стереть, закрасить солнышко) -2 балла.

     Содержательное  устранение несоответствия: 

     а) простой ответ (Нарисовать в другом месте - "Солнышко на улице") -3 балла. 

     б) сложный ответ (переделать рисунок - "Сделать из солнышка лампу") - 4 балла.

     Конструктивный  ответ (отделить несоответствующий элемент от других,  сохранив его в контексте заданной ситуации ("Картинку сделать", "Нарисовать окно", "Посадить солнышко в рамку" и т.д.) -5 баллов. 

     2. Методика "Складная картинка"

     Основание. Умение видеть целое раньше частей. 

     Цель. Определение умения сохранить целостный  контекст изображения в ситуации его разрушения. 

     Материал. Складывающаяся картонная картинка с изображением утки,  имеющая  четыре сгиба (размер 10 * 15 см) 

     Инструкция  к проведению. 

     Психолог, предъявляя ребенку картинку: "Сейчас я тебе дам эту картинку. Посмотри, пожалуйста, внимательно и скажи, что на ней нарисовано?" Выслушав ответ, психолог складывает картинку и спрашивает: "Что станет с уткой, если мы сложим картинку вот так?" После ответа ребенка картинка расправляется, снова складывается, а ребенку задается вновь тот же вопрос. Всего применяется пять вариантов складывания - "угол", "мостик", "домик", "труба", "гармошка". 

     Обработка данных.

     В ходе обследования ребенка психолог фиксирует общий смысл ответов при выполнении задания. Обработка данных осуществляется по трехбалльной системе. Каждому заданию соответствует одна позиция при сгибании рисунка. Максимальная оценка за каждое задание - 3 балла.  Всего – 15 баллов. Выделяются следующие уровни ответов: 

     Отсутствие ответа, непринятие задания ("Не знаю", " Ничего не станет",  "Так не бывает") - 1 балл.

     Ответ описательного типа, перечисление деталей  рисунка, находящихся в поле зрения или вне его, т.е. утеря контекста изображения ("У утки нет головы",  "Утка сломалась", "Утка разделилась на части" и т. д.) - 2 балла. 

     Ответы  комбинирующего типа: сохранение целостности  изображения при  сгибании рисунка, включение нарисованного персонажа  в новую ситуацию ("Утка нырнула", "Утка заплыла за лодку"), построение новых композиций ("Как будто сделали трубу и на ней нарисовали утку") и т. д. - 3 балла. 

     Некоторые дети дают ответы, в которых сохранение целостного контекста изображения "привязано" не к какой-либо ситуации, а к конкретной форме,  которую принимает картинка при складывании ("Утка стала домиком", "Стала похожа на мостик" и т. д.). Подобные ответы относятся к комбинирующему типу и также оцениваются в 3 балла. 

     3. Методика "Как спасти зайку" 

     Основание. Надситуативно-преобразовательный характер творческих решений. 

     Цель. Оценка способности и превращение  задачи на выбор в задачу на преобразование в условиях переноса свойств знакомого предмета в новую ситуацию. 

     Материал.Фигурка  зайчика, блюдце, ведерко, деревянная палочка. сдутый воздушный шарик, лист бумаги.

     Инструкция  к проведению.

     Перед ребенком на столе располагают фигурку  зайчика, блюдце, ведерко, палочку, сдутый шарик и лист бумаги. Психолог, беря в руки зайчика: "Познакомься с этим зайчиком. Однажды с ним приключилась такая история. Решил зайчик поплавать на кораблике по морю и уплыл далеко-далеко от берега. А тут начался шторм, появились огромные волны, и стал зайка тонуть. Помочь зайке можем только мы с тобой. У нас для этого есть несколько предметов (психолог обращает внимание ребенка на предметы, разложенные на столе). Что бы ты выбрал, чтобы спасти зайчика?"

     Обработка данных.

     В ходе обследования фиксируются характер ответов ребенка и их обоснование. Данные оцениваются по трехбалльной системе.

     Первый  уровень. Ребенок выбирает блюдце или ведерко, а также палочку при помощи которой можно зайку поднять со дна, не выходя за рамки простого выбора; ребенок пытается использовать предметы в готовом виде, механически перенести их свойства в новую ситуацию. Оценка – 1 балл.

     Второй уровень.  Решение с элементом простейшего символизма, когда ребенок предлагает использовать палочку в качестве бревна, на котором зайка сможет доплыть до берега. В этом случае ребенок вновь не выходит за пределы ситуации выбора. Оценка – 2 балла.

     Третий  уровень. Для спасения зайки предлагается использовать сдутый воздушный шарик или лист бумаги. Для этой цели нужно надуть шарик ("Зайка на шарике может улететь") или сделать из листа кораблик. У детей находящихся на этом уровне, имеет место установка на преобразование наличного предметного материала. Исходная задача на выбор самостоятельно превращается ими в задачу на преобразование, что свидетельствует о надситуативном подходе к ней ребенка. Оценка – 3 балла.

     4. Методика "Дощечка" 

     Основание. Детское экспериментирование.

     Цель. Оценка способности к экспериментированию  с преобразующимися объектами.

     Материал. Деревянная дощечка, представляющая собой  соединение на петлях четырех более  мелких квадратных звеньев (размер каждого  звена 15*15 см)

     Инструкция  к проведению.

     Дощечка в развернутом виде лежит перед  ребенком на столе. Психолог: "Давай  теперь поиграем вот с такой доской. Это не простая доска, а волшебная: ее можно сгибать и раскладывать, тогда она становится на что-нибудь похожа. Попробуй это сделать". 

     Как только ребенок сложил доску в первый раз, психолог останавливает его и спрашивает: "Что у тебя получилось? На что теперь похожа эта доска?"

     Услышав ответ ребенка, психолог вновь обращается к нему: "Как еще можно сложить? На что она стала похожа? Попробуй еще раз". И так до тех пор, пока ребенок не остановится сам.

     Обработка данных.

     При обработке данных оценивается количество неповторяющихся ответов ребенка (называние формы получившегося  предмета в результате складывания  доски ("гараж", "лодочка" и  т.д.), по одному баллу за каждое название. Максимальное количество баллов изначально не ограничивается.

       Результаты диагностирования также показывают, что у многих детей надо развивать такую творческую способность как надситуативно-преобразовательный характер творческих решений. Для развития этой способности  перед детьми  необходимо ставить  различные проблемные ситуации, решая которые, они должны не просто выбрать оптимальную из предложенных альтернатив, а на основе преобразования исходных средств создать свою альтернативу. Взрослые должны всячески поощрять творческий подход детей к решению любой проблемы. Развитие рассматриваемой способности тесно связано с формированием диалектичности мышления. Поэтому игры и упражнения на формирование диалектичности мышления могут быть использованы для развития разбираемой способности. Некоторые упражнения на развитие диалектичности мышления приведены в Приложении 4. 

       С помощью этих методик мы  составили оперативный констатирующий микросрез творческого развития каждого ребёнка по всем его основаниям. Критерий для выделения оснований – вычлененные авторами универсальные творческие способности: реализм воображения, умение видеть целое раньше частей,   надситуативно – преобразовательный характер творческих решений, детское экспериментирование. Каждая из методик позволяет фиксировать значимые проявления этих способностей и реальные уровни их сформированности у ребенка.

     Проведя диагностику, мы получили следующие результаты. 

     Таблица 2.1 -   Результаты диагностики дивергентного мышления старших дошкольников (в баллах)   д/с «Солнышко» г. Саранск 

Фамилии детей Реализм воображения

Min 1 балл

Max 5 баллов

Способность видеть целое раньше частей

Min 5 баллов

Max 15 баллов

Надситуативно-преобразовательный характер творческих решений

Min 1 балл

Max 3 балла

Экспериментирование
Людмила Б. 2 15 1 10
Владимир  Б. 3 10 1 16
Павел В. 3 10 3 13
Сергей  Е. 2 12 3 16
Александра  Е. 2 15 3 14
Станислав ж. 2 10 1 24
Евгения К. 3 15 1 6
Юлия  Л. 1 15 1 10
Анна  М. 2 13 3 13
Алексей Н. 3 15 1 17
Ксения  П. 1 14 3 8
Анастасия С. 3 15 1 17
Анна  У. 2 10 2 10

Информация о работе Развития дивергентного мышления старших дошкольников