Развития дивергентного мышления старших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 13:28, курсовая работа

Описание

Цель данного исследования - изучение уровней развития дивергентного мышления старших дошкольников.
В ходе работы мы ставим перед собой следующие задачи:
- Изучение теоретической литературы по изучаемой проблематике.
- Раскрытие особенностей развития дивергентного мышления у дошкольников.
-Диагностика уровней дивергентного мышления у детей старшего дошкольного возраста.
-Составление системы игр и упражнений, направленных на развитие дивергентного мышления и их апробация.
Выявление эффективности проведенной работы.

Содержание

Введение 4
1.Теоретические основы развития мышления 6
1.1 Характеристика мышления как познавательного процесса 6
1.2 Особенности и условия развития дивергентного мышления
старших дошкольников 11
2. Изучение уровней мышления в старшем дошкольном возрасте 18
2.1 Развитие дивергентного мышления посредством игр и упражнений 18
2.2 Выявление эффективности проведенной работы 23
Заключение 32
Список использованных источников 35

Работа состоит из  1 файл

дивергентное_мышление_переделано.doc

— 222.50 Кб (Скачать документ)
 
 

Таблица 2.2 - Общие результаты диагностики дивергентного мышления по группе

Способности Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
Реализм воображения 61,5% 38,5% 0%
Способность видеть целое раньше частей  
0%
 
30%
 
70%
Надситуативно-преобразовательный характер творческих решений  
54%
 
8%
 
38%
 

         Развитие реализма воображения у 61,5% детей находится на низком уровне, и у 38,5% детей – среднем.  Развитие такой  способности как  надситуативно - преобразовательный характер творческих решений у 54% детей - на низком уровне, у 8% - на среднем уровне, и 38% детей  - на высоком. Способность видеть целое раньше частей у 30% детей развита на среднем уровне и у 70% детей на высоком. Анализируя полученные результаты можно сделать следующие выводы и предложения.

       У детей этой группы плохо развито творческое воображение. Следует сразу же cказать, что эта группа занимается по развивающей программе "Радуга", но специальная работа по развитию воображения с детьми не ведется. Однако психологи и педагоги, занимающиеся анализом программ дошкольного воспитания, давно говорят о том, что в них фактически не содержатся  специальные  меры,  направленные  на  последовательное  и  систематическое развитие детского воображения. В этих условиях оно развивается в основном лишь стихийно и в результате часто не достигает даже среднего уровня своего развития. Это подтвердила и проведенная нами диагностика. Из всего выше, сказанного следует, что в существующих условиях в детских садах необходимо проводить специальную работу, направленную на развитие творческого воображения детей, тем более, что дошкольный возраст – сензитивный период для развития этого процесса. В каких формах может осуществляться эта работа

     Конечно, наилучший вариант – это введение специальной программы занятий по развитию детского воображения. В последнее время появилось большое количество методических разработок таких занятий. В частности, в нашей стране Общественной лабораторией методики изобретательства был разработан специальный курс "Развитие Творческого Воображения" (РТВ). В его основе лежит ТРИЗ, АРИЗ и теория развития технических систем Г.С. Альтшуллера.     Этот курс уже апробирован в различных творческих студиях, школах и дошкольных учреждениях, где он доказал свою эффективность. РТВ развивает не только творческое воображение, но и творческое мышление детей. Кроме того,  можно предложить методику развития детского воображения О.М. Дьяченко ни Н.Е. Вераксы, а также специальные игровые тренинги воображения, разработанные психологом Е.В. Заикой. 

         Если нет возможности ввести дополнительные занятия, то воспитателю можно предложить на базе программы, по которой он работает, без резких изменений формы занятий, использовать элементы ТРИЗ для развития творческого потенциала детей. Также на специальных занятиях по музыке, рисованию, конструированию, развитию речи нужно давать детям задания творческого характера.   

          Результаты диагностики творческого потенциала детей выявили хорошее развитие способности видеть целое раньше частей. И этот результат закономерен, т.к. одной из особенностей детского мировосприятия является его целостность, ребенок всегда видит целое раньше частей. Однако очень скоро дети теряют эту способность, потому что традиционная методика дошкольного воспитания входит в противоречие с этим объективным законом познания. Так как при изучении какого-либо предмета или явления воспитателю предписывается сначала обращать внимание детей на его отдельные внешние признаки, и лишь затем раскрывать его целостный образ. Однако форсирование аналитической тенденции в познавательном развитии дошкольников может приводить к существенному снижению их творческих способностей. Имеются данные, что страхи и другие негативные переживания у аффективных детей напрямую связаны с их неумением видеть целое раньше частей, т.е. улавливать в отдельных событиях смысл, задаваемый контекстом целостной ситуации. Отсюда вытекает необходимость развития у дошкольников системности мышления.

           Говоря о проблеме творческих способностей детей, нам бы хотелось подчеркнуть, что их эффективное развитие возможно лишь при совместных усилиях как со стороны воспитателей дошкольных учреждений, так и со стороны семьи. К сожалению, педагоги жалуются на отсутствие должной поддержки со стороны родителей, тем более, если это касается педагогики творчества.

         Поэтому целесообразно проводить специальные беседы и лекции для родителей, на которых бы рассказывалось о том, почему так важно развивать творческие способности с детства, какие условия необходимо создавать в семье для их успешного развития, какие приёмы и игры можно использовать для развития творческих способностей в семье, а также родителям рекомендовалось бы специальная литература по этой проблеме.  Мы считаем, что предложенные выше меры будут способствовать более эффективному развитию дивергентного мышления в дошкольном возрасте.

     Заключение 

             Универсальные творческие способности - это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. В основе креативных способностей человека лежат процессы мышления и воображения. Поэтому основными направлениями развития творческих способностей в дошкольном возрасте являются: 

     -Развитие продуктивного творческого воображения, которое характеризуется такими качествами как богатство продуцируемых образов и направленность.

     -Развитие качеств мышления, которые формируют креативность; такими качествами являются ассоциативность, диалектичность и системность мышления.

            Дошкольный возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в дошкольном детстве. 

            Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются: 

     1. Раннее физическое и интеллектуальное  развитие детей. 

     2. Создание обстановки, опережающей  развитие ребенка. 

     3. Самостоятельное решение ребенком  задач, требующих максимального  напряжения сил, когда ребенок  добирается до "потолка " своих  возможностей. 

     4. Предоставление ребенку свободы  в выборе деятельности, чередовании дел,  продолжительности занятий одни делом и т.д. 

     5. Умная, доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых. 

     6. Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления  ребенка к творчеству. 

            Но  создание  благоприятных условий недостаточно  для  воспитания  ребенка  с высокоразвитыми творческими способностями. Необходима целенаправленная работа по развитию творческого потенциала детей. К сожалению, традиционно существующая в нашей стране система дошкольного воспитания почти не содержит мер, направленных на последовательное систематическое развитие творческих способностей детей. Поэтому они (способности) развиваются в основном стихийно и в результате, не достигают высокого уровня развития. Это подтвердили и результаты диагностики творческих способностей четырех - пятилетних дошкольников д/с «Букваренок» города Саранска. Самые низкие результаты дала диагностика творческого воображения. Хотя дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития этого компонента творческих способностей. Для исправления существующего положения можно предложить следующие меры, направленные на эффективное развитие творческих способностей старших дошкольников: 

     -Введение  в  программу  дошкольного  воспитания  специальных  занятий, направленных на развитие творческого воображения и мышления детей. 

     -На специальных занятиях по рисованию, музыке, развитию речи давать детям задания творческого характера.

     -Управление взрослыми детской предметной и сюжетно-ролевой игрой с целью развития в ней воображения детей. 

     -Использование специальных игр, развивающих творческие способности детей.

     -Работа с родителями.

         Диалектическое мышление называют дивергентным мышлением. Это мыслительный процесс, производимый ребенком в процессе ее решения.У старших дошкольников, в том числе в детских садах, необходимо выявлять и развивать интеллектуально-творческие задатки. Эффективны развивающие игры и комплекс методов фантазирования (с придумыванием сказок) и развития творческого воображения.

          У детей дошкольного возраста способности к творчеству развиваются постепенно, проходя несколько стадий развития. Эти стадии протекают последовательно: прежде чем быть готовым к следующей стадии, ребенок обязательно должен овладеть качествами, формирующимися на существующих.  
      Исследования детского творчества выделяет три стадии развития творческого мышления: наглядно-действительное, причинное и эвристическое.      У детей, в том числе в детских садах, необходимо выявлять и развивать интеллектуально-творческие задатки. Для этого применяются развивающие игры и комплекс методов фантазирования (с придумыванием сказок) и развития творческого воображения. Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, в частности его художественных способностей.

          Плоскостное моделирование для общего развития детей дошкольного возраста имеет огромное значение. У детей развивается мышление, логика, стремление к познанию.  В самых различных системах обучения игре отводится особое место. Игра для ребенка – не просто интересное времяпрепровождение, но способ моделирования внешнего, взрослого мира, способ моделирования его взаимоотношений. Дети с удовольствием сами придумывают игры, с помощью которых самые банальные, бытовые вещи переносятся в особый интересный мир приключений.

            Старший дошкольный возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в дошкольном детстве. Успешное развитие дивергентного мышления возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высокоразвитыми творческими способностями. Необходима целенаправленная работа по развитию творческого потенциала детей.

     Список  использованных источников 

  1. Барташникова, И.Я.  Барташников А.А. Учись играя: Тренировка интеллекта. Игра и тесты для детей 5–7 лет[Текст]/ Барташникова И.Я., Барташников А.А. – Харьков 2007. – 412 с.
  2. Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. Детство творческой личности / В.Г. Березина. - СПб. : издательство Буковского, 2004. 60стр.
  3. Богат В., Нюкалов В. Развивать творческое мышление (ТРИЗ в детском саду) / В. Богат. - Дошкольное воспитание. 2004 №1. стр. 17-19.
  4. Венгер, Н.Ю. Путь к развитию творчества / Н.Ю. Венгер. - Дошкольное воспитание. -2002 №11. стр. 32-38.
  5. Веракса, Н.Е. Диалектическое мышление и творчество / Н.Е. Веракса. - Вопросы психологии. - 2005 №4. стр. 5-9.
  6. Выготский, Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте / Л.Н. Выготский. - СПб.: Союз, 1997.  92стр.
  7. Годфруа, Ж. Психология, изд. в 2 т., том 1 / Ж. Годфруа. - М.Мир, 2005. стр. 435-442.
  8. Дьяченко, О.М., Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает. [Текст]/ Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. – М.: Знание, 2004. – 157 с
  9. Ендовицкая, Т. О развитии творческих способностей /Т.О.Ендовицкая. - Дошкольное воспитание. - 2007 №12. стр. 73-75.
  10. Ефремов, В.И. Творческое воспитание и образование детей /В.И.Ефремов. - Пенза: Уникон-ТРИЗ.2007
  11. Заика, Е.В. Комплекс игр для развития воображения. - Вопросы психологии / Е.В.Заика. - 2006 №2. стр. 54-58.
  12. Крылов, Е. Школа творческой личности. / Е.Крылов. - Дошкольное воспитание. -2005 №№ 7,8. стр. 11-20.
  13. Кудрявцев, В., Синельников В. Ребёнок - дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей /В. Кудрявцев. -2005 № 9 стр. 52-59, № 10 стр. 62-69.
  14. Левин, В.А. Воспитание творчества. [Текст]/ Левин В.А. – Томск: Пеленг, 2003. – 56 с.
  15. Лук А.Н. Психология творчества /А.Н.Лук. - Наука, 1998. 125 стр.
  16. Михайлова, З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. Книга для воспитателя детского сада. [Текст]/ Михайлова З.А. – 2 изд. – М.: Просвещение. 2003–160 стр.
  17. Никитин Б. Развивающие игры /Б. Никитин. - М.:3нание, 2004.
  18. Нестеренко, А.А. Страна сказок. [Текст]/ Нестеренко А.А. – Ростов-на-Дону: Издательство ростовского университета, 2003. – 32 с.
  19. Паскаль. Методическое пособие для преподавателей начальной школы и воспитателей детских садов по курсу "Развитие творчества" / Паскаль.- М.: 3нание, 2004.
  20. Одинцова, Л.Н. Развитие творческих способностей детей в изобразительном творчестве [электронный ресурс] / www. 1 september.ru
  21. Полуянов, Д. Воображение и способности /Д.Полуянов. - М.:3нание, 2005. 50стр.
  22. Прохорова, Л. Развиваем творческую активность дошкольников /Л.Прохорова. - Дошкольное воспитание. - 2006 №5. стр. 21-27.
  23. Паскаль. Методическое пособие для преподавателей начальной школы и воспитателей детских садов по курсу «Развитие творчества». [Текст]/ Паскаль. -2007. 190с.

Информация о работе Развития дивергентного мышления старших дошкольников