Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 13:28, курсовая работа
Цель данного исследования - изучение уровней развития дивергентного мышления старших дошкольников.
В ходе работы мы ставим перед собой следующие задачи:
- Изучение теоретической литературы по изучаемой проблематике.
- Раскрытие особенностей развития дивергентного мышления у дошкольников.
-Диагностика уровней дивергентного мышления у детей старшего дошкольного возраста.
-Составление системы игр и упражнений, направленных на развитие дивергентного мышления и их апробация.
Выявление эффективности проведенной работы.
Введение 4
1.Теоретические основы развития мышления 6
1.1 Характеристика мышления как познавательного процесса 6
1.2 Особенности и условия развития дивергентного мышления
старших дошкольников 11
2. Изучение уровней мышления в старшем дошкольном возрасте 18
2.1 Развитие дивергентного мышления посредством игр и упражнений 18
2.2 Выявление эффективности проведенной работы 23
Заключение 32
Список использованных источников 35
Таблица 2.2 - Общие результаты диагностики дивергентного мышления по группе
Способности | Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
Реализм воображения | 61,5% | 38,5% | 0% |
Способность видеть целое раньше частей | 0% |
30% |
70% |
Надситуативно- |
54% |
8% |
38% |
Развитие реализма воображения у 61,5% детей находится на низком уровне, и у 38,5% детей – среднем. Развитие такой способности как надситуативно - преобразовательный характер творческих решений у 54% детей - на низком уровне, у 8% - на среднем уровне, и 38% детей - на высоком. Способность видеть целое раньше частей у 30% детей развита на среднем уровне и у 70% детей на высоком. Анализируя полученные результаты можно сделать следующие выводы и предложения.
У детей этой группы плохо развито творческое воображение. Следует сразу же cказать, что эта группа занимается по развивающей программе "Радуга", но специальная работа по развитию воображения с детьми не ведется. Однако психологи и педагоги, занимающиеся анализом программ дошкольного воспитания, давно говорят о том, что в них фактически не содержатся специальные меры, направленные на последовательное и систематическое развитие детского воображения. В этих условиях оно развивается в основном лишь стихийно и в результате часто не достигает даже среднего уровня своего развития. Это подтвердила и проведенная нами диагностика. Из всего выше, сказанного следует, что в существующих условиях в детских садах необходимо проводить специальную работу, направленную на развитие творческого воображения детей, тем более, что дошкольный возраст – сензитивный период для развития этого процесса. В каких формах может осуществляться эта работа
Конечно,
наилучший вариант – это
Если нет возможности ввести дополнительные
занятия, то воспитателю можно предложить
на базе программы, по которой он работает,
без резких изменений формы занятий, использовать
элементы ТРИЗ для развития творческого
потенциала детей. Также на специальных
занятиях по музыке, рисованию, конструированию,
развитию речи нужно давать детям задания
творческого характера.
Результаты диагностики творческого потенциала детей выявили хорошее развитие способности видеть целое раньше частей. И этот результат закономерен, т.к. одной из особенностей детского мировосприятия является его целостность, ребенок всегда видит целое раньше частей. Однако очень скоро дети теряют эту способность, потому что традиционная методика дошкольного воспитания входит в противоречие с этим объективным законом познания. Так как при изучении какого-либо предмета или явления воспитателю предписывается сначала обращать внимание детей на его отдельные внешние признаки, и лишь затем раскрывать его целостный образ. Однако форсирование аналитической тенденции в познавательном развитии дошкольников может приводить к существенному снижению их творческих способностей. Имеются данные, что страхи и другие негативные переживания у аффективных детей напрямую связаны с их неумением видеть целое раньше частей, т.е. улавливать в отдельных событиях смысл, задаваемый контекстом целостной ситуации. Отсюда вытекает необходимость развития у дошкольников системности мышления.
Говоря о проблеме творческих способностей детей, нам бы хотелось подчеркнуть, что их эффективное развитие возможно лишь при совместных усилиях как со стороны воспитателей дошкольных учреждений, так и со стороны семьи. К сожалению, педагоги жалуются на отсутствие должной поддержки со стороны родителей, тем более, если это касается педагогики творчества.
Поэтому целесообразно проводить специальные беседы и лекции для родителей, на которых бы рассказывалось о том, почему так важно развивать творческие способности с детства, какие условия необходимо создавать в семье для их успешного развития, какие приёмы и игры можно использовать для развития творческих способностей в семье, а также родителям рекомендовалось бы специальная литература по этой проблеме. Мы считаем, что предложенные выше меры будут способствовать более эффективному развитию дивергентного мышления в дошкольном возрасте.
Заключение
Универсальные творческие способности - это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. В основе креативных способностей человека лежат процессы мышления и воображения. Поэтому основными направлениями развития творческих способностей в дошкольном возрасте являются:
-Развитие продуктивного творческого воображения, которое характеризуется такими качествами как богатство продуцируемых образов и направленность.
-Развитие качеств мышления, которые формируют креативность; такими качествами являются ассоциативность, диалектичность и системность мышления.
Дошкольный возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в дошкольном детстве.
Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются:
1.
Раннее физическое и
2. Создание обстановки, опережающей развитие ребенка.
3.
Самостоятельное решение
4.
Предоставление ребенку
5. Умная, доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых.
6.
Комфортная психологическая
Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высокоразвитыми творческими способностями. Необходима целенаправленная работа по развитию творческого потенциала детей. К сожалению, традиционно существующая в нашей стране система дошкольного воспитания почти не содержит мер, направленных на последовательное систематическое развитие творческих способностей детей. Поэтому они (способности) развиваются в основном стихийно и в результате, не достигают высокого уровня развития. Это подтвердили и результаты диагностики творческих способностей четырех - пятилетних дошкольников д/с «Букваренок» города Саранска. Самые низкие результаты дала диагностика творческого воображения. Хотя дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития этого компонента творческих способностей. Для исправления существующего положения можно предложить следующие меры, направленные на эффективное развитие творческих способностей старших дошкольников:
-Введение в программу дошкольного воспитания специальных занятий, направленных на развитие творческого воображения и мышления детей.
-На специальных занятиях по рисованию, музыке, развитию речи давать детям задания творческого характера.
-Управление взрослыми детской предметной и сюжетно-ролевой игрой с целью развития в ней воображения детей.
-Использование специальных игр, развивающих творческие способности детей.
-Работа с родителями.
Диалектическое мышление называют дивергентным мышлением. Это мыслительный процесс, производимый ребенком в процессе ее решения.У старших дошкольников, в том числе в детских садах, необходимо выявлять и развивать интеллектуально-творческие задатки. Эффективны развивающие игры и комплекс методов фантазирования (с придумыванием сказок) и развития творческого воображения.
У детей дошкольного возраста способности
к творчеству развиваются постепенно,
проходя несколько стадий развития. Эти
стадии протекают последовательно: прежде
чем быть готовым к следующей стадии, ребенок
обязательно должен овладеть качествами,
формирующимися на существующих.
Исследования детского
творчества выделяет три стадии развития
творческого мышления: наглядно-действительное,
причинное и эвристическое.
У детей, в том числе в детских садах, необходимо
выявлять и развивать интеллектуально-творческие
задатки. Для этого применяются развивающие
игры и комплекс методов фантазирования
(с придумыванием сказок) и развития творческого
воображения. Детское творчество основано
на подражании, которое служит важным
фактором развития ребенка, в частности
его художественных способностей.
Плоскостное моделирование для общего развития детей дошкольного возраста имеет огромное значение. У детей развивается мышление, логика, стремление к познанию. В самых различных системах обучения игре отводится особое место. Игра для ребенка – не просто интересное времяпрепровождение, но способ моделирования внешнего, взрослого мира, способ моделирования его взаимоотношений. Дети с удовольствием сами придумывают игры, с помощью которых самые банальные, бытовые вещи переносятся в особый интересный мир приключений.
Старший дошкольный возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в дошкольном детстве. Успешное развитие дивергентного мышления возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высокоразвитыми творческими способностями. Необходима целенаправленная работа по развитию творческого потенциала детей.
Список
использованных источников
Информация о работе Развития дивергентного мышления старших дошкольников