Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 00:28, доклад

Описание

Известно, что в младшем дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на занятиях. Если на занятии ребенок выполняет задание взрослого, то в игре он решает свою собственную задачу. В игре ребенок сам стремится научиться тому, что он еще не умеет. Развивающая игра – это специфическая, полноценная и достаточно содержательная для детей деятельность. Цель игры всегда имеет два аспекта:
1) познавательный, т.е. то, чему мы должны научить ребёнка, какие способы действия с предметами хотим ему передать;
2) воспитательный, т.е. те способы сотрудничества, формы общения и отношения к другим людям, которые следует привить детям.

Содержание

Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста.
Приложение:
Игра, сближающая малышей друг с другом и с воспитателем – «Раздувайся, пузырь»;
Игра, развивающая нравственно-волевые качества ребёнка – «Лохматый пес»;
Игра, развивающая восприятие формы – «Что катится?»;
Игра, развивающая восприятие цвета – «Воздушные шары»;
Игра, развивающая восприятие качеств величины – «Оденем кукол»;
Игра на развитие внимания – «Сравни предметы»;
Игра, развивающая память – «Магазин»;
Игра на развитие мышления – «Почини игрушку»;
Игра на эмоциональное развитие ребёнка – «Карточки-эмоции»;
Игра на развитие эмоций – «Угадай!»;
Игра на развитие эмоций – «Как я говорю?»
Рекомендуемая литература.

Работа состоит из  1 файл

разработкаРазвивающие игры для детей младшего дошкольного возраста.doc

— 99.00 Кб (Скачать документ)

Управление  образования 

Исполнительного комитета

г. Набережные Челны 

Республики  Татарстан 

МБДОУ детский  сад 

№ 54 «Искорка»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выступление на майском совещании перед воспитателями I и II младших групп

(выставка развивающих  игр для детей младшего дошкольного возраста)

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель:

Никитина Миляуша  Закиевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Май, 2011 год

Оглавление:

  1. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста.
  2. Приложение:
    1. Игра, сближающая малышей друг с другом и с воспитателем – «Раздувайся, пузырь»;
    2. Игра, развивающая нравственно-волевые качества ребёнка – «Лохматый пес»;
    3. Игра, развивающая восприятие формы – «Что катится?»;
    4. Игра, развивающая восприятие цвета – «Воздушные шары»;
    5. Игра, развивающая восприятие качеств величины – «Оденем кукол»;
    6. Игра на развитие внимания – «Сравни предметы»;
    7. Игра, развивающая память – «Магазин»;
    8. Игра на развитие мышления – «Почини игрушку»;
    9. Игра на эмоциональное развитие ребёнка – «Карточки-эмоции»;
    10. Игра на развитие эмоций – «Угадай!»;
    11. Игра на развитие эмоций – «Как я говорю?»
  3. Рекомендуемая литература.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развивающие игры для  детей младшего дошкольного возраста

Известно, что в младшем дошкольном возрасте усвоение новых знаний в  игре происходит значительно успешнее, чем на занятиях. Если на занятии  ребенок выполняет задание взрослого, то в игре он решает свою собственную задачу. В игре ребенок сам стремится научиться тому, что он еще не умеет. Развивающая игра – это специфическая, полноценная и достаточно содержательная для детей деятельность. Цель игры всегда имеет два аспекта:

1) познавательный, т.е. то, чему мы должны научить ребёнка, какие способы действия с предметами хотим ему передать;

2) воспитательный, т.е. те способы сотрудничества, формы общения и отношения к другим людям, которые следует привить детям.

В обоих случаях цель игры должна формулироваться не как передача конкретных знаний, умений и навыков, а как развитие определённых психических  процессов, или способностей ребёнка. В своей папке я разместила игры по следующим группам:

1. В первой группе собраны игры, направленные на формирование доброжелательных отношений между детьми в совместной деятельности и на сближение детей и воспитателя, т.к. ввести малыша в детский коллектив, научить его общаться и дружить – важнейшая задача воспитателя. Ведь от того, как сложатся отношения ребенка с воспитателем и с другими детьми, зависят и его настроение, хорошее   самочувствие, а также успехи в познавательном и личностном развитии.

2. Во второй группе собраны игры, которые направлены на развитие гуманных, нравственных отношений между детьми и волевых качеств личности, которые выражаются в поступках и действиях: помочь другому, доставить приятное и пр. Выполнение этих действий и поступков требует волевых усилий, умения преодолевать препятствия, владеть собой. Таким образом, игры, включенные в первую и вторую группы, создают необходимый эмоционально-нравственный и  волевой фон для остальных игр.

3. В третью группу включены игры, способствующие сенсорному воспитанию. Предлагаемые игры создают условия для развития целенаправленного восприятия внешних признаков предметов. Играя, ребенок учится различным приемам зрительного, слухового и осязательного обследования, помогающим различать и выделять качества предметов, сравнивать их по этим качествам и обозначать соответствующим словом.

4. В четвертых – шестых группах собраны игры, развивающие основные познавательные процессы, – внимание, память, мышление и речь. Они открывают широкие возможности для развития познавательных процессов, поскольку в играх ребёнок не просто выполняет требования взрослого, как это происходит на занятиях, но активно действует. В играх создается необходимая связь между практическими и умственными действиями, которая ведет к развитию ребёнка.

5. В седьмой группе собраны игры, направленные на эмоциональное развитие ребёнка. Развитию эмоциональной сферы ребёнка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития, хотя эмоции воздействуют на все компоненты познания: на ощущения, восприятие, воображение, память и мышление. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, очень актуальна и важна.

I. Игры, сближающие малышей друг с другом и с воспитателем:

  • «Солнышко и дождик»
  • «Ножки»
  • «Раздувайся, пузырь!»
  • «Карусели»
  • «Лови-лови!»
  • «Дудочка»
  • «Куклы пляшут»
  • «Подарки»
  • «Кто к нам пришел?»
  • «Спектакль игрушек»
  • «Зайка»
  • «По дорожке Валя шла»
  • «Зимний хоровод»
  • «Бабушка Маланья»
  • «Магазин игрушек»

II. Игры, развивающие нравственно-волевые качества личности ребёнка:

  • «Салочки-догонялочки»
  • «Лохматый пес»
  • «Воробушки и автомобили»
  • «Смелые мышки»
  • «Пустое место»
  • «Лиса и гуси»
  • «Ай, гугу»
  • «Салочки-выручалочки»
  • «Кто раньше дойдет до флажка»
  • «Я принес тебе подарок»

III. Игры, способствующие сенсорному воспитанию.

  1. Игры, способствующие развитию целенаправленного слухового восприятия:
    • «Кто разбудил Мишутку?»
    • «Колпачок и палочка»
    • «Что выбрал Петрушка?»
    • «Звуковые загадки»
    • «Встречайте гостей»
  2. Игры, развивающие целенаправленное восприятие цвета:
  • «Бегите ко мне!»
  • «Разноцветные ленточки»
  • «Ищи свой дом!»
  • «Разноцветные колечки»
  • «Лети, голубок!»
  • «Цветовое лото»
  • «Прыг-скок!»
  • «Что понравилось, возьми, принеси и назови»
  • «Воздушные шары»
  • «Разноцветные поляны»
  1. Игры, развивающие восприятие формы:
  • «Что нам привез Мишутка?»
  • «Отгадай, что в мешочке»
  • «Не ошибись, Петрушка!»
  • «Есть у тебя или нет?»
  • «Закрой окошко»
  • «Где твой дом?»
  • «Принеси и покажи»
  • «Чей коврик лучше?»
  • «Геометрическое лото»
  • «Кому дать?»
  • «Что катится?
  • «Почтовый ящик»
  1. Игры, развивающие восприятие качеств величины:
  • «Что делают матрешки?»
  • «Разберем и соберем»
  • «Приходите на лужок»
  • «Раз, два, три – ищи!»
  • «Пирамидки»
  • «Веселые матрешки»
  • «Игра в поручения»
  • «Оденем кукол»
  • «Сверни ленту»
  1. Игры, формирующие целенаправленное внимание:
    • «Раз, два, три – говори!»
    • «Пальчик»
    • «Прятки с игрушками»
    • «Отзовись, не зевай!»
    • «Поехали коробочки наши!»
    • «Волшебный столик»
    • «Проказы мишки-шалунишки»
    • «Сравни предметы»
    • «Найди такой же»
    • «Найди ошибки»
    • «Зеркало»
  1. Игры, развивающие речь и мышление:
  • «Чудесный сундучок»
  • «Мешочек, впусти!»
  • «Зайчик и мишка»
  • «Где спрятался зайчик?»
  • «День рождения куклы Алёнушки»
  • «Где мы побывали, что мы повидали?»
  • «Что на картинке?»
  • «Отгадай-ка!»
  • «Парные картинки»
  • «Игрушки-артисты»
  • «Шарик на горке»
  • «Почини игрушку»
  1. Игры, развивающие память:
  • «Переполох»
  • «Кто здесь прячется?»
  • «Что достать тебе, дружок?»
  • «Мамины помощники»
  • «Магазин»
  • «Запомни узор»
  • «Шкафчик»
  1. Игры, направленные на эмоциональное развитие ребенка:
  • «Пиктограммы» – набор карточек, на которых изображены различные эмоции
  • «Музыка и эмоции»
  • «Волшебный клубочек»
  • «Пожалей мишку»
  • «Покажи зверя»
  • «Угадай»
  • «Как я говорю?»
  • «Волшебный мешочек»
  • «Царевна-несмеяна»

Все предложенные игры адресованы в  основном детям младшего дошкольного  возраста – от 3 до 4 лет. Однако психологический  возраст ребёнка – понятие  условное и определяется не только календарными сроками, т.е. количеством прожитых лет и месяцев, но и этапом психического развития. Нужно учитывать и то, что разные дети требуют разного подхода и нуждаются в различных воспитательных воздействиях. Поэтому, организуя игры с ребёнком, необходимо оценивать его индивидуальные особенности. Если он быстро и легко справляется с заданиями, можно предлагать ему более сложные и, наоборот, в случае затруднений, лучше подольше задержаться на простых. Ни в коем случае нельзя насильно (запретами, угрозами, наказаниями) заставлять ребёнка делать то, чего он не хочет, к чему ещё не готов. Задача воспитателя – заинтересовать малыша, увлечь его полезным занятием, поддержать малейшие успехи. Принуждением можно только отбить интерес к игре, что сделает её бессмысленной. Каждая игра – это общение ребёнка со взрослым, с другими детьми; это школа сотрудничества, в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и стойко переносить свои неудачи. Доброжелательность, поддержка, радостная обстановка выдумки фантазии – только в этом случае наши игры будут полезны для развития ребёнка.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Игра № 1.

Раздувайся, пузырь!

(Игра, сближающая малышей друг с другом и с воспитателем).

Особенности игры и её воспитательное значение.

Это одна из первых хороводных игр. В ней  продолжается  знакомство детей друг с другом и с воспитателем. В этой игре дети учатся новым движениям. С одной стороны, это типичное для хоровода построение в круг. С другой – выполнение ритмизированных движений, подчиненных образному слову. Действия производятся одновременно всеми детьми, которые подражают воспитателю и друг другу. Эта игра требует большей согласованности движений (её участники должны приноровиться друг к другу, чтобы выдержать ритм и темп движения) и большего внимания к партнёрам по хороводу. В то же время игра забавляет детей и приносит им удовольствие.

Информация о работе Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста