Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 00:28, доклад

Описание

Известно, что в младшем дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на занятиях. Если на занятии ребенок выполняет задание взрослого, то в игре он решает свою собственную задачу. В игре ребенок сам стремится научиться тому, что он еще не умеет. Развивающая игра – это специфическая, полноценная и достаточно содержательная для детей деятельность. Цель игры всегда имеет два аспекта:
1) познавательный, т.е. то, чему мы должны научить ребёнка, какие способы действия с предметами хотим ему передать;
2) воспитательный, т.е. те способы сотрудничества, формы общения и отношения к другим людям, которые следует привить детям.

Содержание

Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста.
Приложение:
Игра, сближающая малышей друг с другом и с воспитателем – «Раздувайся, пузырь»;
Игра, развивающая нравственно-волевые качества ребёнка – «Лохматый пес»;
Игра, развивающая восприятие формы – «Что катится?»;
Игра, развивающая восприятие цвета – «Воздушные шары»;
Игра, развивающая восприятие качеств величины – «Оденем кукол»;
Игра на развитие внимания – «Сравни предметы»;
Игра, развивающая память – «Магазин»;
Игра на развитие мышления – «Почини игрушку»;
Игра на эмоциональное развитие ребёнка – «Карточки-эмоции»;
Игра на развитие эмоций – «Угадай!»;
Игра на развитие эмоций – «Как я говорю?»
Рекомендуемая литература.

Работа состоит из  1 файл

разработкаРазвивающие игры для детей младшего дошкольного возраста.doc

— 99.00 Кб (Скачать документ)

Описание игры и приёмы её проведения.

Воспитатель предлагает всем детям сесть на стульчики, расположенные полукругом, и спрашивает одного из них: «Как тебя зовут? Скажи  громко, чтобы все слышали!» Ребёнок  называет своё имя, а взрослый ласково повторяет его: «Машенька, пойдём играть!» Педагог берёт ребёнка за руку, подходит вместе с ним к следующему малышу и спрашивает, как его зовут. Повторяя имя ребёнка ласково, но так, чтобы его слышали все, он предлагает и ему присоединиться к ним и подать руку Машеньке. Теперь они уже втроём идут приглашать следующего ребёнка принять участие в игре. Так по очереди за руки берутся все дети. Сначала лучше подходить к тем детям, которые выражают желание включиться в игру, а  скованных, заторможенных детей целесообразнее приглашать последними. Если кто-нибудь всё же отказывается играть, не стоит настаивать на этом. Постепенно, наблюдая за игрой, они заразятся игрой и тоже захотят быть в коллективе.

Когда все дети будут приглашены, образовывается длинная цепочка. Воспитатель берёт за руку ребёнка, стоящего последним, и замыкает круг. «Посмотрите, как нас много! Какой большой круг получился, как пузырь! – говорит взрослый. – А теперь давайте сделаем маленький кружок».

Вместе  с воспитателем дети становятся тесным кружком и начинают «раздувать пузырь»: наклонив головы вниз, малыши дуют в кулачки, составленные один под другим, как в дудочку. При этом они выпрямляются и набирают воздух, а затем снова выдувают воздух в свою трубку и произносят звук «ф-ф-ф-ф». Эти действия произносят два-три раза. При каждом выдувании все делают шаг назад, как будто пузырь немного увеличился. Затем все берутся за руки и постепенно расширяют круг, двигаясь и произнося следующие слова:

Раздувайся, пузырь,

Раздувайся большой,

Оставайся такой,

Да не лопайся!!!

Получается большой растянутый круг. Воспитатель входит в него, дотрагивается до  каждой пары соединенных  рук, затем неожиданно останавливается  и говорит: «Лопнул пузырь!» Все  хлопают в ладоши, произносят слово «Хлоп!» и сбегаются к центру. После этого игра начинается сначала, т.е. опять раздувается пузырь. А закончить игру можно так. Когда пузырь лопнет, воспитатель говорит: «Полетели маленькие пузырики, полетели, полетели, полетели…» Дети разбегаются и садятся на свои стульчики.

Правила игры.

      1. Когда пузырь раздувается, двигаться назад и к концу текста взяться за руки.
      2. На слово «Хлоп!» руки разнимаются и все бегут к центру.
      3. Давать руку любому, кто оказался рядом.

Советы воспитателю.

При проведении игры очень важно  следить за движениями детей, придерживаясь  неторопливого и оптимального для  них темпа. Следует помнить, что, произнося звук «ф-ф-ф» при раздувании пузыря, дети овладевают правильной артикуляцией. Это хорошее  упражнение для развития звукопроизношения.

Во время игры могут возникать  конфликты между детьми: кто-то не хочет дать руку своему соседу, кто-то перебегает с места на место и  т.д. Напомните детям третье правило, которое необходимо для дружной  игры. Не следует задерживаться на этих конфликтах, лучше быстро и тактично разрешать такие споры.

Игра № 2.

Лохматый пес

(Игра, развивающая нравственно-волевые качества личности ребёнка)

Особенности игры и её воспитательное значение.

Эта игра носит сюжетный характер: в ней создаётся образ, которого нужно опасаться. Задача ребёнка состоит в том, чтобы идти навстречу опасности и даже дотронуться до неё, но не убегать до определённого сигнала (последнего слова текста). Таким образом, игра учит детей управлять своим поведением, преодолевать боязнь и не пасовать перед трудностями. Образный характер её способствует развитию воображения, а совместная деятельность – сближению и объединению детей.

Описание игры и приёмы её проведения.

Воспитатель чертит на земле круг. Это дом для лохматого пса. На расстоянии 2 – 3 шагов от него проводит черту, до которой обязательно должны дойти дети. От этой черты на расстоянии 15 – 20 шагов рисуется вторая черта, где дети будут спасаться от лохматого пса. Такая подготовка привлекает внимание детей. Пользуясь этим, взрослый настраивает их на игру и объясняет её правила.

Вначале роль лохматого пса берёт  на себя воспитатель. По его указанию все дети подходят к черте, обозначающей их дом и выстраиваются в шеренгу. Один из них (наиболее смышленый) находится  в центре. Он будет направлять движение детей и задавать его темп. Чтобы показать, как это нужно делать, воспитатель сначала сам ведёт шеренгу и произносит следующие слова, которые вместе с ним повторяют дети:

Вот лежит лохматый пёс,

В лапы свой уткнувши нос.

Тихо, смирно он лежит,

То ли дремлет, то ли спит.

Подойдем к нему, разбудим

И посмотрим, что-то будет!?

Взявшись за руки, дети подкрадываются к черте. Когда будут сказаны  последние слова, они дотрагиваются  до пса, который, сидя с закрытыми  глазами, позволяет себя погладить и приласкать. Вдруг неожиданно для всех пёс открывает глаза и лает, а малыши убегают в свой дом (за черту). Пес бегает за детьми, лает на них и снова возвращается в свой дом. Игра начинается сначала. Каждый пёс дважды выполняет свою роль.

Правила игры.

      1. Не дотрагиваться до пса до тех пор, пока не кончится текст.
      2. Пес не шевелится и не открывает глаз до тех пор, пока его не тронут.
      3. Бежать в свой дом и  спасаться от пса можно только после того, как он залает.

Советы воспитателю.

Постарайтесь создать выразительный образ лохматого пса – добродушного по характеру. А сердится он потому, что ему мешают спать. Пёс никому не причиняет вреда и даже не ловит детей, а только прогоняет их громким лаем.

При объяснении этой роли следует  подчеркнуть, что пёс не шевелится, когда дети до него дотрагиваются, но они не должны его толкать и дергать, потому что он может рассердиться. Важно, чтобы пёс залаял неожиданно для всех. Этот момент может подсказать воспитатель, дотрагиваясь рукой до ребёнка или подавая ему сигнал. Будить пса дети идут ровной шеренгой, согласуя свои шаги с ритмом текста. Нужно следить за этим при повторении игры. Обычно детей больше привлекает роль лохматого пса. Каждый стремится получить её и выражает своё нетерпение. Чтобы все дети были удовлетворены, можно выбирать не только пса, но и двух щенков, которые будут действовать вместе с ним.

Игра № 3.

Что катится.

(Игра, развивающая восприятие формы)

Цель: познакомить ребёнка с формой предметов.

Организуйте веселую игру-соревнование – кто быстрее докатит свою фигурку до игрушечных ворот, выстроенных на полу или на столе. А фигурками, которые нужно катить, пусть будут шарик и … кубик. Наверное, вначале ребенку будет все равно, какую фигурку взять. Но после нескольких проб он поймет, что выигрывает тот, у кого шарик, и будет стараться взять именно его. Вот тут и спросите у малыша, почему он предпочитает шарик, и постарайтесь вместе с ним сделать вывод: «Шарик катится, а кубик – нет». Обратите внимание ребёнка на острые углы, которые мешают катиться кубику, и на отсутствие таких углов у шарика. Нарисуйте шар и куб. На рисунке они будут выглядеть просто как круг и квадрат. Поучите и малыша рисовать их.

Игра № 4.

Воздушные шары.

(Игра, развивающая восприятие  цвета)

Цель: научить ребёнка обращать внимание на цвет предметов и подбирать одинаковые цвета.

Чтобы ребёнок научился обращать внимание на цвет предметов и подбирать  одинаковые цвета, полезно предложить ему эту игру. Но предварительно нужно наклеить на бумагу или картон узкие полоски 6 – 7 цветов (лучше  использовать чистые цвета радуги) и вырезать из цветной бумаги круги тех же цветов. Эти полоски будут ниточками, а круги – шариками. Объясните ребёнку, что шарики надо «привязать» к ниточкам подходящих цветов, и покажите, как это сделать. После этого ему можно дать возможность действовать самостоятельно, вмешиваясь только в том случае, если он ошибается.

 

Игра № 5.

Оденем кукол.

(Игра, развивающая восприятие  качеств величины)

Цель: знакомить ребёнка с величиной предметов, сравнивая между собой однотипные предметы разного размера.

Маленький ребёнок успешно знакомится с величиной предметов, сравнивая  между собой однотипные предметы разного размера. Дайте ему двух кукол (большую и поменьше) и два  комплекта одежды. Малыш не должен знать, какой из кукол принадлежат те или иные вещи; пусть он решит задачу самостоятельно. Объясните, что куклам холодно и они хотят одеться, но перепутали свою одежду. Предложите малышу помочь куклам. Если ребёнок сначала распределит вещи неправильно – не беда. Обратите его внимание на то, что одежда мала для большой куклы или велика для маленькой, и пусть он подумает ещё раз. Когда каждой кукле достанутся её вещи, похвалите ребёнка и подчеркните: «Большое платье – большой кукле, маленькое – маленькой. Большие туфельки – большой кукле, маленькие – маленькой».

Если у вас нет подходящих кукол и гардероба для них, настоящие игрушки несложно заменить самодельными. Вырезанное из бумаги платье можно надевать на нарисованных вами картонных кукол. Чтобы усложнить  задание, достаточно трёх кукол.

 

Игра № 6.

Сравни предметы.

(Игра на развитие  внимания)

Цель: способствовать развитию целенаправленного внимания.

Перед ребёнком ставятся две игрушки. Он должен сначала сказать, чем они  похожи, а затем – чем отличаются друг от друга. Например, мишка и  зайчик похожи тем, что они пушистые, у них есть лапки, глазки, ушки. А отличаются они тем, что мишка – большой, а зайчик – маленький, мишка – коричневый, а зайчик – белый и т.д. Можно называть признаки по очереди с ребёнком. Так же рекомендуется сравнивать любые пары игрушек. А если вы хотите усложнить игру, поставьте перед ребёнком более похожие игрушки (две разные машины, два разных мячика).

 

Игра № 7.

Магазин.

(Игра, развивающая память)

Цель: содействовать развитию осмысленного, целенаправленного запоминания и припоминания предметов.

Память малыша можно начинать развивать  с помощью этой любимой всеми  игры. Вы можете послать его в  «магазин» и попросить запомнить  все предметы, которые надо купить. Начинают с одного - двух предметов, постепенно увеличивая их количество до четырёх-пяти. В этой игре полезно менять роли: и вы, и ребёнок по очереди можете быть и дочкой (сыном), и мамой (папой), и продавцом, который сначала выслушивает заказ покупателя, а потом идёт подбирать товар. Да и сами магазины могут быть разными: «Булочная», «Молоко», «Игрушки» и любые другие.

Игра № 8.

Почини игрушку.

(Игра на развитие  мышления)

Цель: развивать целостные представления детей об окружающих предметах.

Подберите для этой игры простую  игрушку, например машинку, и предоставьте ребёнку возможность в течение нескольких дней поиграть с ней. В процессе игры ребёнок ознакомится со свойствами машинки. Затем незаметно, чтобы малыш не видел, на колесо машинки наденьте резинку (при этом колесо машинки крутиться не должно). Теперь, для того, чтобы машинка ехала, нужно приложить больше усилий. Цель игры заключается в том, чтобы ребёнок сам заметил неисправность и нашёл её причину.

Количество неисправностей в одной  игрушке можно увеличить до трёх, но каждая новая неисправность добавляется  после того, как ребёнок научился находить предыдущую. Игру можно проводить с разными игрушками.

 

Игра № 9.

Карточки – эмоции.

(Игра на эмоциональное  развитие ребёнка)

Цель: познакомить детей, как выражаются различные эмоциональные состояния (страх, злость, уверенность, радость и т.д.)

Играть в такую игру можно  детям уже с двухлетнего возраста. Чем  младше ребёнок, тем проще  должны быть карточки и задания к  ним. Картинки для малышей лучше  сделать простыми, схематичными: радость/веселье (смех, улыбка), грусть/печаль (плачет, расстроен), злость (сердится). Вопросы тоже должны быть простыми: «Где человечек грустный? Где весёлый? Где он плачет, а где улыбается?»

Для детей постарше и картинки, и задания будут сложнее. Карточки должны быть представлены большим разнообразием эмоций: радость, грусть, удивление, задумчивость, гнев, испуг, скука, обида, стыд, отвращение, восторг, интерес, удовольствие и т.д. вы можете предложить ребёнку:

Угадать, что чувствует человек  на каждой картинке;

Найти карточку, на которой человек  грустит (радуется, задумался, испугался и т.д.);

Попробовать сделать такое же лицо, как на выбранной картинке и описать, какие чувства он изобразил;

Придумать различные ситуации, в  которых человек испытывает те или  иные эмоции, и попросить ребёнка  подобрать соответствующие карточки (получил подарок, разбил тарелку, увидел таракана, ест мороженое, решает задачу, поссорился с другом и т.д.)

Игра № 10.

Угадай!

(Игра на развитие  эмоций)

Цель: развивать умение детей выражать и определять различные эмоциональные состояния с помощью мимики.

Закройте лицо руками, а когда  откроете, на нём должна быть изображена какая-то эмоция. Предложите ребёнку  угадать, что вы изобразили. Потом  снова закройте лицо руками, и изобразите что-то новое. Когда ваша фантазия иссякнет, поменяйтесь с ребёнком ролями – пусть он показывает, а вы угадываете. В такую игру можно играть как с одним ребёнком, так и с группой детей.

Информация о работе Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста