Министерство сельского
хозяйства РФ
ФГБОУ ВПО ПЕНЗЕНСКАЯ ГСХА
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Планирование
и прогнозирование развития АПК»
НА ТЕМУ: «Региональное прогнозирование
и планирование»
Выполнила: студентка 441 группы
Сазыкина О.В.
Проверила: Харитонова Т.В.
Пенза 2013г.
Содержание
Введение……………………………………………………………………………….3
- Цели и задачи регионального планирования и прогнозирования…………4
- Программа социально-экономического развития Пензенской области…...9
Заключение……………………………………………………………………………29
Список использованной
литературы……………………………………………….30
Введение
Государственное регулирование
рыночной экономики опирается
на информацию о текущей хозяйственной
конъюнктуре и на прогнозы
разносрочного экономического развития.
Региональные экономические прогнозы
– это система обоснованных научных представлений
о направлениях развития и будущем состоянии
экономики регионов и регионально-экономической
структуры страны. Их необходимость, особенно
для средне- и долгосрочного периодов,
вытекает из долговременности и территориальных
проблем, их комплексного характера (экономический,
социальный, экологический и другие аспекты),
большого влияния макроэкономической
политики на регионы.
Региональные средне-
и долгосрочные проектировки
в комплексных прогнозах (схемах)
развития и размещения производительных
сил, схемах экономического и
социального развития и т. п. дают государству
и регионам ориентиры, позволяющие им
лучше определить господствующие тенденции
в формировании территориальной структуры
национальной экономики, примерные количественные
параметры социально-экономического развития,
свое участие в общегосударственном и
международном территориальном разделении
труда.
Государственные прогнозы
проходят законодательную апробацию,
например, при утверждении федерального
бюджета, в постановлениях Правительства
и т.д. Реализация прогнозных проектировок
в регионах опирается на систему стимулов
и санкций, отраженную в нормативных актах,
договорах и т.п. В основном прогнозы имеют
индикативный (рекомендательный) характер.
При подготовке прогнозных
материалов руководствуются общими
положениями Федерального закона «О
государственном прогнозировании и программах
социально-экономического развития Российской
Федерации» и специальными методическими
рекомендациями. Отправными моментами
прогнозирования являются руководящие
положения, установки и рекомендации государственной
региональной политики на данном этапе
и оценки возможного воздействия на развитие
регионов основных территориально-ресурсных
предпосылок (факторов).
Общие прогнозы социально-экономического
развития России и ее регионов
основываются на частных прогнозах: природно-ресурсных,
демографических, научно-технических
и др.
Целью данной работы
является рассмотрение целей
и задач регионального планирования
и прогнозирования
1. Цели и задачи
регионального планирования и
прогнозирования
Цель регионального прогнозирования
и планирования – обеспечение
комплексного и наиболее эффективного
социально-экономического развития региона.
Его назначение заключается в обосновании
направлений и перспектив развития региона,
предоставлении информационного материала
для выработки экономической и социальной
политики и принятия соответствующих
управленческих решений. Усиливается
его вероятностный характер в связи с
большой степенью неопределенности в
рыночной экономике.
Прогнозы любого типа
немыслимы без определенной системы
задач и целей. При этом следует
учитывать, что все цели взаимосвязаны
и взаимообусловлены. Поэтому
при составлении и реализации
прогнозов следует стремиться
к определенной совместимости
целей, и, кроме того, требуется
обстоятельный учет всех видов ресурсов,
необходимых для достижения той или иной
цели. Для современных экономических систем
важно соблюдение следующих основных
условий. Во-первых, обязательное достижение
соответствия между спросом и предложением
на все виды ресурсов, товаров и услуг
и создание условий и предпосылок для
достижения подобного равновесия. Внешним
проявлением достижения подобной сбалансированности
в рыночной экономике выступает отсутствие
излишков и в меньшей степени дефицитов.
Во – вторых, составление системы целей
прогнозов и затем их конкретная реализация
на основе достижений научно – технического
прогресса и научно – технической революции.
В – третьих, соблюдения соответствия
между факторами производства на всех
уровнях, от спецификации каждого зависит
и оптимальная их комбинация.
В важную задачу
прогнозирования входит выявление
и исследование потребностей всех
экономических объектов и субъектов с
последующим адекватным их отражением
в системах прогнозов различного уровня
и детализацией. При этом следует учитывать,
что уровень структура частных, коллективных
и общественных потребностей находится
в непрерывном развитии и должны соответствовать
реальным условиям воспроизводственных
процессов и требованиям экономических
законов рыночных отношений. Научно разработанные
и обоснованные прогнозы, объективно необходимые
в рыночной экономике, позволяют оптимально
достичь цели общественного развития
в каждый конкретный промежуток времени,
служат основной для создания эффективной
сбалансированности экономических систем.
Общие прогнозы социально-экономического
развития России и ее регионов
основываются на частных прогнозах: природно-ресурсных,
демографических, научно-технических
и др. Особо выделяется прогноз государственного
сектора экономики, включающий характеристики
его функционирования, получения и использование
доходов от распоряжения государственным
имуществом, содержащий оценку эффективности
использования федеральной и региональной
собственности и т.д.
Региональные власти
руководят деятельностью по плановому
регулированию развития своих территорий.
Вопросы регулирования касаются прежде
всего социально-экономических аспектов
развития. Для этого области, края и республики
страны разрабатывают прогнозы, планы
и программы развития, которые могут включать
следующие основные направления:
создание благоприятных
условий для эффективной работы
предприятий, находящихся в регионе;
внедрение мер по
стимулированию инвестиций в
реальный сектор экономики;
оздоровление финансового
состояния действующих на территории
фирм;
обеспечение стабильного
поступления налоговых сборов
в бюджет;
меры по приоритетному
развитию местных товаропроизводителей;
проведение социально-ориентированной
тарифной и ценовой политики и
др.
В каждом регионе в рамках
исполнительных органов власти выделяются
структурные подразделения, занимающиеся
плановой и прогнозной работой. Они разрабатывают
концепции, прогнозы, программы и планы.
Составлением бюджетных планов занимаются
специалисты самих региональных властей.
Для обоснования проектов стратегических
планов, целевых программ, индикативных
планов иногда привлекаются участники
из других учреждений и организаций, в
том числе находящиеся вовне территории.
Созданные в регионе прогнозы в дальнейшем
могут использоваться при принятии решений
по вопросам развития территории.
Региональное планирование
включает следующую примерную
последовательность разработки планов:
1-й этап – составление
концепции развития. Этап включает
анализ среды деятельности, оценку
преимуществ и недостатков, выявление
имеющихся ресурсов, а также внешних и
внутренних факторов воздействия, обоснование
целей и задач развития, в ходе чего определяются
стратегическое приоритеты и основные
направления развития;
2-й этап – разработка
программ развития и бизнес-планов,
выявление оценки их эффективности.
Большинство региональных программ
социально-экономического развития,
принятых за последние годы, можно условно
разбить на группы: а) традиционных, б)
логично увязанных с концепциями развития;
в) содержащие конкретные механизмы реализации;
3-й этап – мониторинг
реализации и использование механизмов
обратной связи. В ходе этого
этапа вносятся коррективы в действующие
планы региона.
Планы региональных
и местных бюджетов являются
составной частью бюджетной системы
страны. Для регионального уровня
в бюджетном планирование характерно
использование принципов: а)единства,
т.е. связи с бюджетной системой страны;
б) самостоятельности, что означает возможность
использования полученных доходов в соответствии
с приоритетами территории. Для нормального
функционирования бюджетной системы региона
важна правильная реализация указанных
принципов и основополагающего принципа
бюджетного федерализма: формирование
собственной доходной базы территориальных
бюджетов. А это предполагает разделение
функций уровней государственной власти
и наличие механизма распределения доходной
базы средств между разными уровнями бюджетов
страны.
Доходная часть бюджетного
плана региона может состоять
из собственных, заемных средств
и средств бюджетного регулирования. Собственные
средства территории образуются за счет
региональных налогов, отчислений от регулирующих
налогов и некоторых дополнительных источников,
например, надбавок к федеральным и региональным
налогам. Заемные средства регионального
бюджета состоят из бюджетных ссуд, краткосрочных
кредитов коммерческих банков и доходов
от выпуска субфедеральных и муниципальных
займов на инвестиционные цели. Средства
бюджетного плана включают дотации, субсидии,
субвенции, трансферты из фонда финансовой
поддержки регионов, средства по взаимным
расчетам и ряда других фондов. Основными
расходами регионального бюджета вступают
территориальные затраты на образование,
социально- культурные мероприятия, здравоохранения
и управления. В отличии от региональных
местных бюджетные планы ставят целью
обоснование суммы своих доходов и их
использования для целей роста благосостояния
отдельного муниципалитета (города, района
и др.).
Региональная политика
государства в сфере финансов
направлена на укрепление единства
государственных финансов. Так, постоянно
совершенствуется практика трансфертов
в рамках реформы межбюджетных отношений.
Трансферты распределяются на основе
на индексе бюджетных расходов, определённых
по региональным нормативам финансирования
основных социально значимых расходов
и оценок налогового потенциала регионов.
Совершенствование межбюджетных отношений
в государстве направленно на нормализацию
механизма финансовой поддержки регионов
страны, нуждающихся в ней. Государство
усиливает свою составляющую в регионах
посредствам косвенных методов регулирования,
когда используются методы активной доходной
и налоговой политик. В этой сфере проводятся
меры по:
федерально-региональному
распределению финансовых средств;
упорядочению региональных
отношений по вопросам собственности,
территориальной организации
использования природных ресурсов,
являющихся собственностью государства.
В региональном планировании
и прогнозировании за последнее
время стали проявляться новые тенденции:
Переход от краткосрочных
и среднесрочных к долгосрочным
планам и программам развития региона.
Перерастание программ
социально – экономического в
общественные соглашения. Если раньше
подавляющая часть плановых документов
разрабатывалась администрациями регионов
кулуарно, то сейчас после опубликования
проекта в средствах массовой печати,
к их обсуждению привлекаются представители
бизнеса, общественности, науки и культуры.
Выбор разработчиков
региональных планов документов.
Региональные планы могут разрабатываться:
а) силами самой власти; б) с привлечением
внешних организаций; в) с созданием специальной
структуры. Например, в ряде областей (Красноярский
край, Орловская область и др.) создаются
некоммерческие организации, в компетенцию
которых входит проведения регулярного
анализа и мониторинга стратегических
документов территории и их научно – методическая
поддержка. К числу внешних организаций
могут относится научно – исследовательские
центры, вузы и консалтинговые фирмы.
К ныне существующим
недостаткам регионального планирования
и прогнозирования можно отнести:
отсутствие четкости
в стратегических планах, которые
во многом пока еще напоминают
общи декларации, а документы управления;
недостаточное внимание
вопросам долгосрочных планов
и программ, что связано с отсутствием
стабильного фона для прогнозирования
и планирования;
слабая связь между
долгосрочными и текущими планами;
неглубокий и некомплексный
анализ имеющейся среды деятельности,
выявления тенденций развития и
имеющихся ресурсов;
слабая обоснованность
блока целепологания;
недостаточное активное
использование современных принципов
и методов в планировании; тяготение
к отжившим и устаревшим подходам в планировании.
отсутствие чёткой
формулировки и научного обоснования
стратегического выбора;
отсутствие в стране
системы территориального планирования;
взаимоотношения между центром
и регионами в основном ограничены
рамками бюджетного федерализма
и отраслевыми каналами и, соответственно,
отсутствие должной связи региональных
показателей с соответствующими показателями
федерального уровня;