Региональное прогнозирование и планирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 20:35, реферат

Описание

При подготовке прогнозных материалов руководствуются общими положениями Федерального закона «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» и специальными методическими рекомендациями. Отправными моментами прогнозирования являются руководящие положения, установки и рекомендации государственной региональной политики на данном этапе и оценки возможного воздействия на развитие регионов основных территориально-ресурсных предпосылок (факторов).

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….3
Цели и задачи регионального планирования и прогнозирования…………4
Программа социально-экономического развития Пензенской области…...9
Заключение……………………………………………………………………………29
Список использованной литературы……………………………………………….30

Работа состоит из  1 файл

реферат планирование.docx

— 66.43 Кб (Скачать документ)

 

Министерство сельского  хозяйства РФ

ФГБОУ ВПО ПЕНЗЕНСКАЯ ГСХА

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Планирование  и прогнозирование развития АПК»

НА ТЕМУ:  «Региональное прогнозирование и планирование»

 

 

 

Выполнила: студентка 441 группы

Сазыкина О.В.

Проверила: Харитонова Т.В.

 

 

 

 

 

Пенза 2013г.

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….3

  1. Цели и задачи регионального планирования и прогнозирования…………4
  2. Программа социально-экономического развития Пензенской области…...9

Заключение……………………………………………………………………………29

 Список использованной  литературы……………………………………………….30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 Государственное регулирование  рыночной экономики опирается  на информацию о текущей хозяйственной  конъюнктуре и на прогнозы  разносрочного экономического развития. Региональные экономические прогнозы – это система обоснованных научных представлений о направлениях развития и будущем состоянии экономики регионов и регионально-экономической структуры страны. Их необходимость, особенно для средне- и долгосрочного периодов, вытекает из долговременности и территориальных проблем, их комплексного характера (экономический, социальный, экологический и другие аспекты), большого влияния макроэкономической политики на регионы.

 Региональные средне- и долгосрочные проектировки  в комплексных прогнозах (схемах) развития и размещения производительных  сил, схемах экономического и  социального развития и т. п. дают государству и регионам ориентиры, позволяющие им лучше определить господствующие тенденции в формировании территориальной структуры национальной экономики, примерные количественные параметры социально-экономического развития, свое участие в общегосударственном и международном территориальном разделении труда.

 Государственные прогнозы  проходят законодательную апробацию,  например, при утверждении федерального бюджета, в постановлениях Правительства и т.д. Реализация прогнозных проектировок в регионах опирается на систему стимулов и санкций, отраженную в нормативных актах, договорах и т.п. В основном прогнозы имеют индикативный (рекомендательный) характер.

 При подготовке прогнозных  материалов руководствуются общими  положениями Федерального закона «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» и специальными методическими рекомендациями. Отправными моментами прогнозирования являются руководящие положения, установки и рекомендации государственной региональной политики на данном этапе и оценки возможного воздействия на развитие регионов основных территориально-ресурсных предпосылок (факторов).

 Общие прогнозы социально-экономического  развития России и ее регионов  основываются на частных прогнозах: природно-ресурсных, демографических, научно-технических и др.

 Целью данной работы  является рассмотрение целей  и задач регионального планирования и прогнозирования

 

1. Цели и задачи  регионального планирования и  прогнозирования

Цель регионального прогнозирования  и планирования – обеспечение  комплексного и наиболее эффективного социально-экономического развития региона. Его назначение заключается в обосновании направлений и перспектив развития региона, предоставлении информационного материала для выработки экономической и социальной политики и принятия соответствующих управленческих решений. Усиливается его вероятностный характер в связи с большой степенью неопределенности в рыночной экономике.

 Прогнозы любого типа  немыслимы без определенной системы  задач и целей. При этом следует  учитывать, что все цели взаимосвязаны  и взаимообусловлены. Поэтому  при составлении и реализации  прогнозов следует стремиться  к определенной совместимости  целей, и, кроме того, требуется обстоятельный учет всех видов ресурсов, необходимых для достижения той или иной цели. Для современных экономических систем важно соблюдение следующих основных условий. Во-первых, обязательное достижение соответствия между спросом и предложением на все виды ресурсов, товаров и услуг и создание условий и предпосылок для достижения подобного равновесия. Внешним проявлением достижения подобной сбалансированности в рыночной экономике выступает отсутствие излишков и в меньшей степени дефицитов. Во – вторых, составление системы целей прогнозов и затем их конкретная реализация на основе достижений научно – технического прогресса и научно – технической революции. В – третьих, соблюдения соответствия между факторами производства на всех уровнях, от спецификации каждого зависит и оптимальная их комбинация.

 В важную задачу  прогнозирования входит выявление  и исследование потребностей всех экономических объектов и субъектов с последующим адекватным их отражением в системах прогнозов различного уровня и детализацией. При этом следует учитывать, что уровень структура частных, коллективных и общественных потребностей находится в непрерывном развитии и должны соответствовать реальным условиям воспроизводственных процессов и требованиям экономических законов рыночных отношений. Научно разработанные и обоснованные прогнозы, объективно необходимые в рыночной экономике, позволяют оптимально достичь цели общественного развития в каждый конкретный промежуток времени, служат основной для создания эффективной сбалансированности экономических систем.

 Общие прогнозы социально-экономического  развития России и ее регионов  основываются на частных прогнозах: природно-ресурсных, демографических, научно-технических и др. Особо выделяется прогноз государственного сектора экономики, включающий характеристики его функционирования, получения и использование доходов от распоряжения государственным имуществом, содержащий оценку эффективности использования федеральной и региональной собственности и т.д.

 Региональные власти  руководят деятельностью по плановому  регулированию развития своих территорий. Вопросы регулирования касаются прежде всего социально-экономических аспектов развития. Для этого области, края и республики страны разрабатывают прогнозы, планы и программы развития, которые могут включать следующие основные направления:

 создание благоприятных  условий для эффективной работы  предприятий, находящихся в регионе;

 внедрение мер по  стимулированию инвестиций в  реальный сектор экономики;

оздоровление финансового  состояния действующих на территории фирм;

 обеспечение стабильного  поступления налоговых сборов  в бюджет;

 меры по приоритетному  развитию местных товаропроизводителей;

 проведение социально-ориентированной  тарифной и ценовой политики и др.

В каждом регионе в рамках исполнительных органов власти выделяются структурные подразделения, занимающиеся плановой и прогнозной работой. Они разрабатывают концепции, прогнозы, программы и планы. Составлением бюджетных планов занимаются специалисты самих региональных властей. Для обоснования проектов стратегических планов, целевых программ, индикативных планов иногда привлекаются участники из других учреждений и организаций, в том числе находящиеся вовне территории. Созданные в регионе прогнозы в дальнейшем могут использоваться при принятии решений по вопросам развития территории.

 Региональное планирование  включает следующую примерную  последовательность разработки планов:

1-й этап – составление  концепции развития. Этап включает  анализ среды деятельности, оценку преимуществ и недостатков, выявление имеющихся ресурсов, а также внешних и внутренних факторов воздействия, обоснование целей и задач развития, в ходе чего определяются стратегическое приоритеты и основные направления развития;

2-й этап – разработка  программ развития и бизнес-планов, выявление оценки их эффективности.  Большинство региональных программ  социально-экономического развития, принятых за последние годы, можно условно разбить на группы: а) традиционных, б) логично увязанных с концепциями развития; в) содержащие конкретные механизмы реализации;

3-й этап – мониторинг  реализации и использование механизмов  обратной связи. В ходе этого  этапа вносятся коррективы в действующие планы региона.

 Планы региональных  и местных бюджетов являются  составной частью бюджетной системы  страны. Для регионального уровня  в бюджетном планирование характерно  использование принципов: а)единства, т.е. связи с бюджетной системой страны; б) самостоятельности, что означает возможность использования полученных доходов в соответствии с приоритетами территории. Для нормального функционирования бюджетной системы региона важна правильная реализация указанных принципов и основополагающего принципа бюджетного федерализма: формирование собственной доходной базы территориальных бюджетов. А это предполагает разделение функций уровней государственной власти и наличие механизма распределения доходной базы средств между разными уровнями бюджетов страны.

 Доходная часть бюджетного  плана региона может состоять  из собственных, заемных средств и средств бюджетного регулирования. Собственные средства территории образуются за счет региональных налогов, отчислений от регулирующих налогов и некоторых дополнительных источников, например, надбавок к федеральным и региональным налогам. Заемные средства регионального бюджета состоят из бюджетных ссуд, краткосрочных кредитов коммерческих банков и доходов от выпуска субфедеральных и муниципальных займов на инвестиционные цели. Средства бюджетного плана включают дотации, субсидии, субвенции, трансферты из фонда финансовой поддержки регионов, средства по взаимным расчетам и ряда других фондов. Основными расходами регионального бюджета вступают территориальные затраты на образование, социально- культурные мероприятия, здравоохранения и управления. В отличии от региональных местных бюджетные планы ставят целью обоснование суммы своих доходов и их использования для целей роста благосостояния отдельного муниципалитета (города, района и др.).

 Региональная политика  государства в сфере финансов  направлена на укрепление единства  государственных финансов. Так, постоянно  совершенствуется практика трансфертов в рамках реформы межбюджетных отношений. Трансферты распределяются на основе на индексе бюджетных расходов, определённых по региональным нормативам финансирования основных социально значимых расходов и оценок налогового потенциала регионов. Совершенствование межбюджетных отношений в государстве направленно на нормализацию механизма финансовой поддержки регионов страны, нуждающихся в ней. Государство усиливает свою составляющую в регионах посредствам косвенных методов регулирования, когда используются методы активной доходной и налоговой политик. В этой сфере проводятся меры по:

 федерально-региональному  распределению финансовых средств;

 упорядочению региональных  отношений по вопросам собственности,

 территориальной организации  использования природных ресурсов, являющихся собственностью государства.

 В региональном планировании  и прогнозировании за последнее  время стали проявляться новые тенденции:

 Переход от краткосрочных  и среднесрочных к долгосрочным  планам и программам развития региона.

 Перерастание программ  социально – экономического в  общественные соглашения. Если раньше  подавляющая часть плановых документов  разрабатывалась администрациями регионов кулуарно, то сейчас после опубликования проекта в средствах массовой печати, к их обсуждению привлекаются представители бизнеса, общественности, науки и культуры.

 Выбор разработчиков  региональных планов документов. Региональные планы могут разрабатываться: а) силами самой власти; б) с привлечением внешних организаций; в) с созданием специальной структуры. Например, в ряде областей (Красноярский край, Орловская область и др.) создаются некоммерческие организации, в компетенцию которых входит проведения регулярного анализа и мониторинга стратегических документов территории и их научно – методическая поддержка. К числу внешних организаций могут относится научно – исследовательские центры, вузы и консалтинговые фирмы.

 К ныне существующим  недостаткам регионального планирования  и прогнозирования можно отнести:

 отсутствие четкости  в стратегических планах, которые  во многом пока еще напоминают общи декларации, а документы управления;

 недостаточное внимание  вопросам долгосрочных планов  и программ, что связано с отсутствием стабильного фона для прогнозирования и планирования;

 слабая связь между  долгосрочными и текущими планами;

 неглубокий и некомплексный  анализ имеющейся среды деятельности, выявления тенденций развития и имеющихся ресурсов;

 слабая обоснованность  блока целепологания;

 недостаточное активное  использование современных принципов  и методов в планировании; тяготение к отжившим и устаревшим подходам в планировании.

 отсутствие чёткой  формулировки и научного обоснования  стратегического выбора;

 отсутствие в стране  системы территориального планирования; взаимоотношения между центром  и регионами в основном ограничены  рамками бюджетного федерализма  и отраслевыми каналами и, соответственно, отсутствие должной связи региональных  показателей с соответствующими показателями федерального уровня;

Информация о работе Региональное прогнозирование и планирование