Ретроспективный анализ проблем взаимодействия сотрудников ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 20:33, курсовая работа

Описание

Учитывая, актуальность этой проблемы, была выбрана данная тема и выдвинута следующая гипотеза: ретроспективный анализ позволяет выявить проблемы взаимодействия сотрудников организации, чем благоприятней социально-психологический климат в коллективе, тем выше уровень эффективности воспитательной деятельности.
Согласно выдвинутой гипотезе, были определены задачи исследования: Рассмотреть особенности проблемного (конфликтного) взаимодействия в дошкольном образовательном учреждении. Исследовать ретроспективный анализ проблем группового взаимодействия (конфликтов) в дошкольном образовательном учреждении.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Особенности проблемного (конфликтного) взаимодействия в дошкольном образовательном учреждении 6
1.1 Понятие проблемного (конфликтного) взаимодействия в дошкольном образовательном учреждении 6
1.2 Сущность конфликта 8
Глава 2. Ретроспективный анализ проблем группового взаимодействия (конфликтов) в дошкольном образовательном учреждении 15
Заключение 21
Библиографический список 22
Приложение 24

Работа состоит из  1 файл

Ретроспективный анализ проблем взаимодействия сотрудников ДОУ.doc

— 125.00 Кб (Скачать документ)

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

Введение

 

Общение и деятельность объединяются единым понятием поведение, которое расчленяется на отдельные составляющие: деятельность, действия, реакции, поступки и т.п. В современной науке применяются различные подходы к изучению поведения человека в организации.

Социологический подход основывается на том, что поведение человека - результат воздействия людей и событий социального окружения. Ценности и традиции общества определяют поведение людей в этом обществе.

При биологическом подходе  делается акцент на зависимости поведения  от физических и биологических потребностей и побуждений (жажда, голод, недостаток сна и т.п.). Некоторые исследователи высказывают предположения, что повседневное поведение может зависеть от баланса химических или питательных веществ в организме.

Психоаналитический подход базируется на учении о том, что мотивы поведения человека в основном не осознаются, не очевидны. Так, З.Фрейд считал, что ключ к истинным причинам поведения - в подсознании и что наши осознанные рассуждения большей частью самообман. То есть поведение не всегда бывает логичным и разумным, его не всегда можно объяснить в строгих точных терминах, следует принимать во внимание возможные скрытые мотивы.

Бихевиоральный (поведенческий) подход ориентирован не на анализ причин, а на анализ результатов. Так, Дж.Б.Уотсон определял поведение как результат ввода информации через человеческие органы слуха, обоняния,

осязания и т.п. Один из основных тезисов бихевиоризма - вознаграждаемое поведение повторяется.

Гуманистический подход доверяет биологическим побудителям, но не отрицает и социальных причин, бихевиоральные стимулы и то, что стимулы и побуждения могут находиться в подсознании.

Ретроспективный анализ не является исчерпывающим.

Экономическая и социально-политическая модернизация российского общества в настоящее время носит всеохватывающий и масштабный характер. В связи с мировым кризисом во всех сферах жизнедеятельности человека наблюдается рост социальной напряженности и, как следствие, усиление конфликтогенных факторов.

Как влияют конфликты  на деятельность того или иного коллектива? Являются ли препятствием на пути к достижению общих целей или, наоборот, стимулируют его участников?

Конфликтная ситуация –  открытое или скрытое противоборство двух или нескольких сторон, каждая из которых имеет свои цели, мотивы, средства или способы разрешения проблемы, имеющей личную значимость для нее.

Конфликты возникают  в процессе взаимодействия и общения  индивидов между собой, поэтому  они существуют столько, сколько  существует человек. Их изучением с древнейших времен занимались ученые, которые отмечали как позитивную, так и негативную роль конфликтов в жизни обществ. Указанными положениями и будет определяться актуальность темы.

Учитывая, актуальность этой проблемы, была выбрана данная тема и выдвинута следующая гипотеза: ретроспективный анализ позволяет выявить проблемы взаимодействия сотрудников организации, чем благоприятней социально-психологический климат в коллективе, тем выше уровень эффективности воспитательной деятельности.

Согласно выдвинутой гипотезе, были определены задачи исследования:

  1. Рассмотреть особенности проблемного (конфликтного) взаимодействия в дошкольном образовательном учреждении.
  2. Исследовать ретроспективный анализ проблем группового взаимодействия (конфликтов) в дошкольном образовательном учреждении.

Предметом исследования является ретроспективный анализ, психологический  климат и уровень конфликтности  в коллективе, а объектом - педагогический коллектив.

Курсовая работа состоит  из введения, двух глав, заключения и  библиографического списка.

 

Глава 1. Особенности проблемного (конфликтного) взаимодействия в дошкольном образовательном учреждении

1.1  Понятие  проблемного (конфликтного) взаимодействия в дошкольном  образовательном учреждении

 

Взаимодействие индивидов  и групп, несовпадение взглядов, точек зрения на проблему, разнообразные методы ее решения достаточно часто приводят к различному восприятию личностями одних и тех же событий и неадекватной реакции на эти события, что может явиться причиной возникновения спорной (проблемной) ситуации. Если дополнительно к этому создавшееся положение представляется одному из участников взаимодействия препятствием к достижению его целей, то возникает конфликтная ситуация.

В конфликтной ситуации проявляются возможные участники конфликта (субъекты или оппоненты) и предмет спора. Упрощенно она может быть представлена следующим образом:

КС = СК + ОК,

где

  • КС – конфликтная ситуация,
  • СК – субъект конфликта,
  • ОК – объект конфликта.

Конфликтная ситуация –  это условие возникновения конфликта, но не сам конфликт. Необходимо какое-то внешнее воздействие или активизация одной из сторон для превращения конфликтной ситуации в конфликт, динамику, т. е. необходим инцидент – столкновение взаимодействующих сторон, означающее перевод конфликтной ситуации в конфликт. Инцидент является поводом для объявления конфронтационных действий по поводу различия интересов, ценностных ориентаций. Формула конфликта представляется в следующем виде:

К = КС + И,

где

  • К – конфликт;
  • И – инцидент.

Поводом возникновения  конфликта может быть и сумма двух и более конфликтных ситуаций. [4 c. 62]

Понятие «конфликт» является полинаучным и рассматривается исследователями в различных областях современного знания: от технического направления (теория катастроф) до социально-философского. В обыденной речи слово «конфликт» используется применительно к широкому кругу явлений – от вооруженных столкновений и противостояния различных социальных групп до служебных или супружеских разногласий.

Несмотря на довольно частое его  употребление в научной литературе, конфликт трактуется учеными неоднозначно.

Аккумулируя основные подходы к  этому понятию, можно выделить основные его свойства:

  • наличие противоречий, различий между интересами, ценностями, целями, мотивами, ролями субъектов;
  • противодействие, противоборство субъектов конфликта, стремление нанести ущерб оппоненту;
  • негативные эмоции и чувства по отношению друг к другу как фоновые характеристики конфликтного взаимодействия.

Важно отметить, что конфликт как явление возникает там, где  присутствуют два и более субъекта взаимодействия.

Представляется необходимым рассмотреть, каковы же значение конфликтов в педагогическом коллективе и их влияние на качество образования в дошкольном учреждении.

В ДОУ существуют несколько объектов управления. Так, основными считаются: образовательный процесс, материально-техническая база, педагогический коллектив, качество образования и др.

В данном исследовании особо значимыми являются качество образования и педагогический коллектив. [5 c. 62]

Опираясь на подходы  ряда авторов (М. В. Крулехт, В. С. Лазарева, В. П. Панасюка, М. М. Поташника, И. А. Рыбаловой, И. В. Тельнюк, П. И. Третьякова и др.), качество образования в дошкольном учреждении мы рассматриваем как степень соответствия результатов образования дошкольников прогнозируемым целям ДОУ на основе требований и стандартов, степень удовлетворения ожиданий участников образовательного процесса от предоставляемых дошкольным учреждением образовательных услуг. При этом под услугой понимается результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя.

В дошкольном учреждении педагогический коллектив является исполнителем запросов потребителей (родителей  воспитанников).

Следует отметить, что  инструментом эффективного управления коллективом являются утвержденные правила внутреннего трудового распорядка и официально установленный перечень должностных обязанностей каждого сотрудника ДОУ. Однако в силу разных позиций, взглядов, интересов, мотивации, поставленных целей и т. п. проблема конфликтов в коллективе остается, что, в свою очередь, влияет на качество образования в ДОУ.

1.2 Сущность конфликта

 

Чтобы понять сущность конфликта, необходимо рассмотреть его составляющие. Выделяют следующие компоненты конфликта:

  • предмет конфликта – это объективно существующая или воображаемая проблема, служащая основой конфликта. Это то противоречие, из-за которого и ради которого возникает конфликт;
  • объект конфликта – является ядром проблемы, центральным звеном конфликтной ситуации, рассматривается как причина, повод к конфликту;
  • участники конфликта – субъекты, их устремления, восприятие конфликтной ситуации и поведение в конфликте.

Анализ литературы показывает, что существуют различные подходы  к выделению причин производственных конфликтов. В процессе трудовой деятельности между людьми возникают различные взаимосвязи, которые, по мнению Н. В. Гришиной, имеют: [2 c. 41]

  • функциональный характер, обусловленный деятельностью и целями, достигаемыми людьми в процессе этой деятельности;
  • социальный характер, обусловленный принадлежностью людей к одной организации и коллективу и, соответственно, нормативный характер их взаимодействия;
  • психологический характер, вызванный естественной потребностью людей в общении.

Учитывая данную точку  зрения, мы выделяем следующие группы причин конфликтов: организационно-производственные, социальные и личностные. Первая группа – это те причины, которые препятствуют успешной работе человека: недостатки в организации производственных процессов; неблагоприятные условия труда; несовершенство системы его оплаты; ошибочность управленческих решений, недостаточная компетентность руководителя, недостатки стиля руководства, расхождения во взглядах на организацию работы, несовпадение точек зрения на решение профессиональной задачи и т. п.

Вторая группа отражает характер социальных отношений участников производственного коллектива: различия в способах оценки результатов деятельности и друг друга (предвзятая и негативная установка друг к другу); нарушение норм делового и неформального общения и т. д.

К третьей группе относятся  причины, возникающие в силу личностных особенностей участников взаимодействия: психологическая несовместимость отдельных членов коллектива; характерологические недостатки (конфликтная личность); неадекватность внутренней установки статусу.

Участники конфликта  – это члены педагогического коллектива, находящиеся в состоянии конфликта или же явно или неявно поддерживающие конфликтующих. К участникам конфликта относят три группы:

  • основные участники;
  • группа поддержки;
  • другие участники.

Основные участники  конфликта – это субъекты, чьи интересы затронуты непосредственно. В этом качестве могут выступать отдельные личности (руководитель, заместители руководителя, сотрудники) или отдельные группы коллектива. [12 c. 52]

Группа поддержки –  это члены педагогического коллектива, чьи интересы затронуты косвенно. Ее представляют субъекты, связанные с оппонентами какими-то личными или функционально-ролевыми обязательствами (руководители или подчиненные оппонентов), а также коллеги по работе. Они либо активными действиями, либо только своим присутствием, молчаливой поддержкой могут коренным образом воздействовать на развитие конфликта, его исход.

В группу других участников входят субъекты, которые оказывают  эпизодическое влияние на ход  и результаты конфликта. Это подстрекатели конфликта (лицо или группа лиц, подталкивающая других к конфликту) и организаторы (лицо или группа лиц, планирующая конфликт и его развитие).

Психологические составляющие структуры конфликта – система  устремлений оппонентов в конфликте  и восприятие субъектами конфликтной ситуации. Система устремлений отражает мотивы, интересы, ценности, цели и позиции оппонентов. Часто сложно выявить их истинные мотивы, так как в большинстве случаев они скрывают их, предъявляя в позициях и декларируемых целях мотивировку участия в конфликте, которая отличается от первичной. [7 c. 18]

Базисным побудителем  активности личности в конфликте  являются ее потребности, которые отражают стремление оппонентов удовлетворить  свои интересы – осознанные потребности, обеспечивающие направленность субъектов на объект конфликта и способствующие реализации его конфликтного поведения. Такое поведение характеризуется стратегией (способами) и тактикой (приемами).

Восприятие конфликта  – это образ (информационная модель) конфликтной ситуации. Под образом конфликтной ситуации понимается субъективная картина данной ситуации, складывающаяся в психике каждого участника. Она включает в себя представление:

Информация о работе Ретроспективный анализ проблем взаимодействия сотрудников ДОУ