Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 20:33, курсовая работа
Учитывая, актуальность этой проблемы, была выбрана данная тема и выдвинута следующая гипотеза: ретроспективный анализ позволяет выявить проблемы взаимодействия сотрудников организации, чем благоприятней социально-психологический климат в коллективе, тем выше уровень эффективности воспитательной деятельности.
Согласно выдвинутой гипотезе, были определены задачи исследования: Рассмотреть особенности проблемного (конфликтного) взаимодействия в дошкольном образовательном учреждении. Исследовать ретроспективный анализ проблем группового взаимодействия (конфликтов) в дошкольном образовательном учреждении.
Введение 3
Глава 1. Особенности проблемного (конфликтного) взаимодействия в дошкольном образовательном учреждении 6
1.1 Понятие проблемного (конфликтного) взаимодействия в дошкольном образовательном учреждении 6
1.2 Сущность конфликта 8
Глава 2. Ретроспективный анализ проблем группового взаимодействия (конфликтов) в дошкольном образовательном учреждении 15
Заключение 21
Библиографический список 22
Приложение 24
ОГЛАВЛЕНИЕ
Общение и деятельность объединяются единым понятием поведение, которое расчленяется на отдельные составляющие: деятельность, действия, реакции, поступки и т.п. В современной науке применяются различные подходы к изучению поведения человека в организации.
Социологический подход основывается на том, что поведение человека - результат воздействия людей и событий социального окружения. Ценности и традиции общества определяют поведение людей в этом обществе.
При биологическом подходе делается акцент на зависимости поведения от физических и биологических потребностей и побуждений (жажда, голод, недостаток сна и т.п.). Некоторые исследователи высказывают предположения, что повседневное поведение может зависеть от баланса химических или питательных веществ в организме.
Психоаналитический подход базируется на учении о том, что мотивы поведения человека в основном не осознаются, не очевидны. Так, З.Фрейд считал, что ключ к истинным причинам поведения - в подсознании и что наши осознанные рассуждения большей частью самообман. То есть поведение не всегда бывает логичным и разумным, его не всегда можно объяснить в строгих точных терминах, следует принимать во внимание возможные скрытые мотивы.
Бихевиоральный (поведенческий) подход ориентирован не на анализ причин, а на анализ результатов. Так, Дж.Б.Уотсон определял поведение как результат ввода информации через человеческие органы слуха, обоняния,
осязания и т.п. Один
из основных тезисов бихевиоризма -
вознаграждаемое поведение
Гуманистический подход доверяет биологическим побудителям, но не отрицает и социальных причин, бихевиоральные стимулы и то, что стимулы и побуждения могут находиться в подсознании.
Ретроспективный анализ не является исчерпывающим.
Экономическая и социально-политическая
модернизация российского общества
в настоящее время носит всеохв
Как влияют конфликты на деятельность того или иного коллектива? Являются ли препятствием на пути к достижению общих целей или, наоборот, стимулируют его участников?
Конфликтная ситуация – открытое или скрытое противоборство двух или нескольких сторон, каждая из которых имеет свои цели, мотивы, средства или способы разрешения проблемы, имеющей личную значимость для нее.
Конфликты возникают в процессе взаимодействия и общения индивидов между собой, поэтому они существуют столько, сколько существует человек. Их изучением с древнейших времен занимались ученые, которые отмечали как позитивную, так и негативную роль конфликтов в жизни обществ. Указанными положениями и будет определяться актуальность темы.
Учитывая, актуальность
этой проблемы, была выбрана данная
тема и выдвинута следующая гипотеза
Согласно выдвинутой гипотезе, были определены задачи исследования:
Предметом исследования является ретроспективный анализ, психологический климат и уровень конфликтности в коллективе, а объектом - педагогический коллектив.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
Взаимодействие индивидов и групп, несовпадение взглядов, точек зрения на проблему, разнообразные методы ее решения достаточно часто приводят к различному восприятию личностями одних и тех же событий и неадекватной реакции на эти события, что может явиться причиной возникновения спорной (проблемной) ситуации. Если дополнительно к этому создавшееся положение представляется одному из участников взаимодействия препятствием к достижению его целей, то возникает конфликтная ситуация.
В конфликтной ситуации
проявляются возможные участник
КС = СК + ОК,
где
Конфликтная ситуация –
это условие возникновения
К = КС + И,
где
Поводом возникновения конфликта может быть и сумма двух и более конфликтных ситуаций. [4 c. 62]
Понятие «конфликт» является полинаучным и рассматривается исследователями в различных областях современного знания: от технического направления (теория катастроф) до социально-философского. В обыденной речи слово «конфликт» используется применительно к широкому кругу явлений – от вооруженных столкновений и противостояния различных социальных групп до служебных или супружеских разногласий.
Несмотря на довольно частое его употребление в научной литературе, конфликт трактуется учеными неоднозначно.
Аккумулируя основные подходы к этому понятию, можно выделить основные его свойства:
Важно отметить, что конфликт как явление возникает там, где присутствуют два и более субъекта взаимодействия.
Представляется необходимым
В ДОУ существуют несколько объектов управления. Так, основными считаются: образовательный процесс, материально-техническая база, педагогический коллектив, качество образования и др.
В данном исследовании особо значимыми являются качество образования и педагогический коллектив. [5 c. 62]
Опираясь на подходы ряда авторов (М. В. Крулехт, В. С. Лазарева, В. П. Панасюка, М. М. Поташника, И. А. Рыбаловой, И. В. Тельнюк, П. И. Третьякова и др.), качество образования в дошкольном учреждении мы рассматриваем как степень соответствия результатов образования дошкольников прогнозируемым целям ДОУ на основе требований и стандартов, степень удовлетворения ожиданий участников образовательного процесса от предоставляемых дошкольным учреждением образовательных услуг. При этом под услугой понимается результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя.
В дошкольном учреждении педагогический коллектив является исполнителем запросов потребителей (родителей воспитанников).
Следует отметить, что инструментом эффективного управления коллективом являются утвержденные правила внутреннего трудового распорядка и официально установленный перечень должностных обязанностей каждого сотрудника ДОУ. Однако в силу разных позиций, взглядов, интересов, мотивации, поставленных целей и т. п. проблема конфликтов в коллективе остается, что, в свою очередь, влияет на качество образования в ДОУ.
Чтобы понять сущность конфликта, необходимо рассмотреть его составляющие. Выделяют следующие компоненты конфликта:
Анализ литературы показывает, что существуют различные подходы к выделению причин производственных конфликтов. В процессе трудовой деятельности между людьми возникают различные взаимосвязи, которые, по мнению Н. В. Гришиной, имеют: [2 c. 41]
Учитывая данную точку
зрения, мы выделяем следующие группы
причин конфликтов: организационно-производственны
Вторая группа отражает характер социальных отношений участников производственного коллектива: различия в способах оценки результатов деятельности и друг друга (предвзятая и негативная установка друг к другу); нарушение норм делового и неформального общения и т. д.
К третьей группе относятся причины, возникающие в силу личностных особенностей участников взаимодействия: психологическая несовместимость отдельных членов коллектива; характерологические недостатки (конфликтная личность); неадекватность внутренней установки статусу.
Участники конфликта – это члены педагогического коллектива, находящиеся в состоянии конфликта или же явно или неявно поддерживающие конфликтующих. К участникам конфликта относят три группы:
Основные участники конфликта – это субъекты, чьи интересы затронуты непосредственно. В этом качестве могут выступать отдельные личности (руководитель, заместители руководителя, сотрудники) или отдельные группы коллектива. [12 c. 52]
Группа поддержки –
это члены педагогического
В группу других участников входят субъекты, которые оказывают эпизодическое влияние на ход и результаты конфликта. Это подстрекатели конфликта (лицо или группа лиц, подталкивающая других к конфликту) и организаторы (лицо или группа лиц, планирующая конфликт и его развитие).
Психологические составляющие структуры конфликта – система устремлений оппонентов в конфликте и восприятие субъектами конфликтной ситуации. Система устремлений отражает мотивы, интересы, ценности, цели и позиции оппонентов. Часто сложно выявить их истинные мотивы, так как в большинстве случаев они скрывают их, предъявляя в позициях и декларируемых целях мотивировку участия в конфликте, которая отличается от первичной. [7 c. 18]
Базисным побудителем активности личности в конфликте являются ее потребности, которые отражают стремление оппонентов удовлетворить свои интересы – осознанные потребности, обеспечивающие направленность субъектов на объект конфликта и способствующие реализации его конфликтного поведения. Такое поведение характеризуется стратегией (способами) и тактикой (приемами).
Восприятие конфликта – это образ (информационная модель) конфликтной ситуации. Под образом конфликтной ситуации понимается субъективная картина данной ситуации, складывающаяся в психике каждого участника. Она включает в себя представление:
Информация о работе Ретроспективный анализ проблем взаимодействия сотрудников ДОУ