Ретроспективный анализ проблем взаимодействия сотрудников ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 20:33, курсовая работа

Описание

Учитывая, актуальность этой проблемы, была выбрана данная тема и выдвинута следующая гипотеза: ретроспективный анализ позволяет выявить проблемы взаимодействия сотрудников организации, чем благоприятней социально-психологический климат в коллективе, тем выше уровень эффективности воспитательной деятельности.
Согласно выдвинутой гипотезе, были определены задачи исследования: Рассмотреть особенности проблемного (конфликтного) взаимодействия в дошкольном образовательном учреждении. Исследовать ретроспективный анализ проблем группового взаимодействия (конфликтов) в дошкольном образовательном учреждении.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Особенности проблемного (конфликтного) взаимодействия в дошкольном образовательном учреждении 6
1.1 Понятие проблемного (конфликтного) взаимодействия в дошкольном образовательном учреждении 6
1.2 Сущность конфликта 8
Глава 2. Ретроспективный анализ проблем группового взаимодействия (конфликтов) в дошкольном образовательном учреждении 15
Заключение 21
Библиографический список 22
Приложение 24

Работа состоит из  1 файл

Ретроспективный анализ проблем взаимодействия сотрудников ДОУ.doc

— 125.00 Кб (Скачать документ)

6. Определив среднее  арифметическое всех отметок,  полученных по каждому из вопросов  в отдельности, можно количественно  оценить общий характер взаимоотношений, профессиональную подготовленность, моральный потенциал, качество совместной деятельности и характер взаимодействия сотрудников в коллективе.

7. Периодическая, один-два  раза в год, оценка состояния  взаимоотношений в структурных  подразделениях организации позволяет достаточно точно выявить тенденции в динамике взаимоотношений, а следовательно, принять своевременных мер по их усовершенствованию.

При условии целенаправленной работы руководителя коллектива, социальных работников на улучшение социально-психологического климата, методика позволяет достаточно объективно оценить результативность этой работы.

Регулярная оценка взаимоотношений  с помощью методики дает возможность  каждому члену группы проявить характер изменений в своем состоянии  во время работы в коллективе, определить направления и результативность своей работы по улучшению взаимоотношений с коллегами.

Методика позволяет  также оценить эффективность  работы по предотвращению конфликтов между работниками, динамику показателей  взаимоотношений в группе, характеризующие их конфликтность, изменение состояния наиболее конфликтных членов группы и т.д.

8. Практика по использованию  методики показывает, что очень  часто сотрудники имеют неадекватное (завышенное или заниженое) представление  о своем месте в коллективе.

Выявление такой несогласованности  и его мягкая коррекция в случае завышенной самооценки помогают как  отдельному сотруднику, так и коллектива в целом.

Сотрудников информируют  о полученных ими оценках строго индивидуально. В свою очередь, информирование и психокоррекционная беседа могут производиться только специалистами-психологами, социальными работниками, чтобы избежать возможных психических травм.

Особенно полезна психокоррекция на основе информации, полученной с  помощью данной методики, может оказаться для сотрудников, имеющих наибольшее количество конфликтных взаимоотношений с коллегами.

Таковы основные социально-психологические  характеристики взаимоотношений в  группе, которые можно количественно  и качественно оценить с помощью  модульной методики. Кроме того, методика позволяет выявить и оценить еще ряд особенностей взаимоотношений и конфликтов, которые могут быть интересны как социальным работникам, так и руководителям коллективов.

 

Заключение

Таким образом, на основании  вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

Взаимодействие индивидов  и групп, несовпадение взглядов, точек  зрения на проблему, разнообразные  методы ее решения достаточно часто  приводят к различному восприятию личностями одних и тех же событий и  неадекватной реакции на эти события, что может явиться причиной возникновения спорной (проблемной) ситуации. Если дополнительно к этому создавшееся положение представляется одному из участников взаимодействия препятствием к достижению его целей, то возникает конфликтная ситуация.

В конфликтной ситуации проявляются возможные участники конфликта (субъекты или оппоненты) и предмет спора.

При управлении педагогическим коллективом особо важным моментом для руководителя выступает гармонизация формального и неформального  аспекта организационной структуры. Если же в коллективе все взаимодействие педагогов и специалистов будет сведено только к формальному общению, это приведет к снижению качества образования, так как именно личное общение является залогом сотрудничества, доверия, открытости, взаимоуважения, что, в свою очередь, положительно влияет на результаты деятельности ДОУ.

Таким образом, чем более  благоприятный психологический  микроклимат создан в коллективе, чем выше заинтересованность в успехе своей деятельности и работе партнеров, чем успешнее сформирована мотивация каждого сотрудника, тем выше результаты его деятельности и коллектива в целом, а значит, выше и качество образования в конкретном дошкольном учреждении.

 

 

 Библиографический список

 

  1. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функции оценки учения школьников. - М.: ВЛАДОС, 2011.
  2. Гришина Н. В. Психология конфликта. М., 2012.
  3. Дженникова Н.С. Педагогика и психология: Учеб. пособие для пед. институтов. - М.: Просвещение, 2010.
  4. Ершов А. А. Социально-психологические аспекты конфликтов. М, 2011.
  5. Исаков В.В., Макаров Ю.В. Путь к успеху. Психологические основы подготовки психологов - игротехников. - СПб, 2011.
  6. Лещинский В.М., Кульневич С.В. Учимся управлять собой и детьми. - М.: Просвещение; ВЛАДОС, 2010.
  7. Педагогика: Педагогические теории, системы, технологии: Учеб. пособие для студ. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. С.А. Смирнова. - М.: Академия, 2010
  8. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. институтов / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 2012.
  9. Педагогика: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. Г.И. Щукиной. - М.: Просвещение, 2011.
  10. Пимичес С. П. Применение ретроспективного анализа в прогнозировании целевых ориентиров воспитательной деятельности (теоретический аспект) . М., 2010.
  11. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов пед. учеб. заведений В 2-х кн. Кн. 1. - М.: ВЛАДОС, 2012.
  12. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов пед. учеб. заведений В 2-х кн. Кн. 2. - М.: ВЛАДОС, 2012.
  13. Рогов Е.И. Педагогика: Учебник для студентов пед. высш. учеб. заведений . - М.: ВЛАДОС, 2011.
  14. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2010
  15. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учебник для студ. пед. учеб. заведений / Исаев И.Ф., Мищенко Е.М., Шиянов Е.Н., Под ред. Сластенина В.А.. - М.: Школа - Пресс, 2011.
  16. Слуцкий В.И. Элементарная педагогика, или как управлять поведением человека: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2012.

 

 

 

Приложение

Последствия конфликтов

Негативные последствия

Позитивные последствия

Усиление настроения враждебности, увеличение доли недоброжелательных высказываний и взаимных оценок, ухудшение  социального самочувствия и самосознания людей в трудовой среде

Усиление информационных связей между участками подразделения  и отдельными членами производственного  коллектива (только через конфликт становится открытой информация, которая  функционально необходима всем или  многим)

Свертывание деловых  контактов вопреки функциональной необходимости, предельная формализация общения, отказ от открытых коммуникаций

Получение индивидом  в результате конфликта социального  опыта, знаний, которые недоступны в  обычных условиях

Падение мотивации к  труду и фактических показателей трудовой деятельности вследствие негативного настроения, недоверия, отсутствия гарантий; ухудшение взаимопонимания во взаимодействиях, переговорах, контактах и т. д.

Нормализация морального состояния  
(в конфликте разрешаются накопленные негативные настроения, происходит очищение моральных ориентаций)

Умышленное и целенаправленное деструктивное поведение, т. е. установка  на разрушение и подрыв определенных общих связей организации, культуры и традиций

Стимуляция инноваций (конфликт вынуждает, стимулирует изменения, демонстрирует их неизбежность; через конфликт официально признается какая-то проблема)

Умышленное сопротивление  желаниям, действиям и мнениям  других, даже если в этом нет личностной необходимости и смысла; поведение «наоборот», т. е. по принципу противоречия: демонстративное бездействие, невыполнение, несоблюдение взаимных обязательств, договоренности

Конфликты приводят к  переустройству, совершенствованию  профессиональных отношений в действующих  структурах

Разрушение положительной  социальной идентификации, неудовлетворенность принадлежностью к данной трудовой группе, организации, дискредитация связей и отношений в принципиальном плане; установки на индивидуалистическое поведение

Конфликты подталкивают к проведению количественных и качественных изменений структуры производственного коллектива, системы ее взаимосвязей или структурных звеньев, участков подразделения

Фактические потери времени, отвлечение от работы или неиспользование  благоприятной ситуации, возможности  и шанса добиться чего-либо из-за борьбы и споров; бессмысленные затраты сил и энергии на вражду и конфронтацию



Информация о работе Ретроспективный анализ проблем взаимодействия сотрудников ДОУ