Роль детских организаций в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 17:14, реферат

Описание

Своеобразие современного этапа развития нашего общества, противоречивость социальных отношений, недостаточное внимание государства к социальному развитию молодежи - все это требует глубокого переосмысления функций социальных институтов, работающих с детьми, и создания условий для их нормального социального развития.

Содержание

Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты личностной самореализации школьников 7
1.1 Личностная самореализация: сущность, структура, функции 7
1.2 Особенности личностной самореализации школьников старшего возраста 11
1.3 Возможности детского самоуправления в процессе самореализации школьников 17
Глава II. Практические особенности детского самоуправления как условие самореализации личности школьников 24
2.1 Модель школьного самоуправления «Мы» школы № 28 24
2.2 Возможности ученического самоуправления для самореализации школьников 34

Работа состоит из  1 файл

роль детских организаций в школе.docx

— 39.07 Кб (Скачать документ)

Федеральное агентство по образованию и науке

ТОМСКИЙ ИНСТИТУТ 

НОУ ВПО

«ВОСТОЧНАЯ  ЭКОНОМИКО-ЮРИДИЧЕСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ» (филиал)

Факультет педагогики и психологии

Кафедра психологии и педагогии 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

Роль  детских организаций  в школе 
 
 
 
 

Выполнил

Студент ФПиП

Группа 3702

Карманова Е. Ю. 

Проверил

Ефремова-Шершукова  Н. А. 
 
 

Томск 2009

 

    

Содержание

    Введение 3

    1. Классификация детских общественных организаций 4

    2. Характеристика детских и юношеских общественных организаций 6

    3.  Педагогические условия успешного взаимодействия школы и общественных организаций в воспитательном процессе 12

    Заключение 14

    Список использованной литературы 15 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Введение

     Своеобразие современного этапа развития нашего общества, противоречивость социальных отношений, недостаточное внимание государства к социальному развитию молодежи - все это требует глубокого  переосмысления функций социальных институтов, работающих с детьми, и  создания условий для их нормального  социального развития.

     При проведении экономических реформ, сопровождающихся снижением уровня жизни населения, не были приняты во внимание последствия  их влияния на нравственное, физическое, психическое здоровье детей, не осуществлены в необходимом объеме компенсационные  и защитные меры. Распад существующей долгие годы пионерской организации, способствовавшей формированию социального опыта  подростков, повлек за собой лишение  возможности создавать новые  детские организации из-за отсутствия и материальных условий, и методического  и педагогического обеспечения.

     Нарастающий в обществе прагматизм, ослабление влияния социума как одного из факторов формирования норм гуманных отношений в детской среде  привели к утрате понимания таких  общественных ценностей, как интерес  к знаниям, к культуре, к труду. В детской и молодежной среде  растут агрессивность, раздражение, неуверенность  в завтрашнем дне.

     Необходимость новых подходов к задачам и  функциям детских общественных организаций  очевидна.

     В современной педагогической науке  четко разделяются два подхода  к работе детских организаций. Первый признает стремление детей к самоорганизации  и содействует постепенному переходу детских организаций к многоплановой  деятельности в соответствии с разнообразными запросами детей. Второй признает необходимость  кардинальных (революционных) перемен  на основе комплексных концептуальных разработок социализации ребенка в  деятельности детских общественных организаций, учитывающих приоритеты интересов ребенка, его самоценность и субъектность. Последнему подходу  привержены и авторы данной концепции.

     Необходимость исследования проблем социализации ребенка в детских общественных организациях возрастает в связи  с приобретением ими большей  автономности от школы и других социальных институтов, усиления принципа добровольности участия в их работе детей и  подростков. При этом возможности  детских организаций в социализации ребенка практически не используются из-за неразработанности содержания, форм и методов деятельности, отвечающих требованиям современной общественной ситуации.

1. Классификация детских общественных организаций

    Большая советская энциклопедия даёт следующее  определение:

    Общественные  организации- объединения граждан, построенные на основе самоуправления, организационной самодеятельности, принципов демократического централизма, ставящие перед собой цели, соответствующие законным интересам и правам объединившихся лиц и осуществляющие деятельность, направленную на реализацию этих целей и одновременно на решение задач, стоящих перед  всем обществом. Членство в О.о. основывается на принципе добровольности. О.о.- составная часть политической организации общества наряду с системой представительных органов и подчинённого им аппарата государственного управления, с организациями местной самодеятельности и органами массовых общественных движений. В процессе своей деятельности О.о. взаимодействуют со всеми этими органами и организациями.

    Детские демократические  организации - добровольные массовые объединения детей и подростков, осуществляющие под руководством прогрессивных организаций или в контакте с ними идейно-политическое и нравственное воспитание подрастающего поколения.

    Анализ  современной практики позволяет  классифицировать детские организации  по следующим критериям:

  • С точки зрения целей, задач и содержания деятельности выделяются:
    • Ориентированные на социализацию личности ребёнка, его гражданское становление, гармонизацию личного и общественного, индивидуального и коллективного начал (представлены, прежде всего, объединениями, действующими на основе опыта и традиций пионерской организации);
  • Социально-индивидуальной направленности (главным образом скаутские организации);
  • Связанные с начальной профессиональной подготовкой детей («Бизнес-клубы», «Школы предпринимателей», «Лиги юных журналистов» и т. д.);
  • Детские общественные структуры, пропагандирующие патриотическое, гражданское воспитание (клубы юнармейцев, друзей милиции и т.д.);
  • Культурологического и практического характера (по возрождению традиций, изучению истории и культуры народов России, народных промыслов);
  • Борющиеся за утверждение здорового образа жизни (спортивные, туристские).
  • По идеологическому признаку существующие юношеские общественные организации можно разделить на:
    • Светские;
    • Религиозные;
    • Общечеловеческой направленности;
    • Узконациональной направленности.
  • По степени самостоятельности, открытости, демократичности различаются:
    • Относительно самостоятельные объединения, имеющие статус юридически оформленной структуры и действующие на основе договора с другими структурами (государственными, общественными) как партнёры;
    • Существующие в качестве базы многочисленных взрослых общественных организаций (многие из них почему-то зарегистрированы как «детские»), или взрослых политических движений (например, экологического).
  • С точки зрения специфики реализации ими своих важнейших задач-функций:
    • Организации, которые решают как первостепенную задачу удовлетворения интересов и потребностей детей, передачу им знаний и умений, но обязательно включают подростков в социальную практику, в том числе давая им возможность реализовать в деле свои знания и умения;
    • Те, которые предлагают ребятам, опираясь на их интерес, конкретные виды социально значимой деятельности (на базе одного её профиля) и через них и с их помощью включают подростков в социальную практику;
    • Организации, которые заведомо строят свою жизнедеятельность на определённой системе ценностей, на основе которой базируется их, чаще всего, многопрофильная, социально ориентированная деятельность, системы отношений и самодеятельные по своему характеру принципы функционирования организаций.

    Согласно  результатам исследований, наибольшим вниманием (в сумме более 35% опрошенных) у ребят пользуются профильные детские общественные объединения, выигрывающие в глазах ребят конкретностью своей предметной деятельности, привлекательной для подростков и удовлетворяющей их интересы и потребности. Скаутские организации пользуются приоритетом у 6,8% опрошенных, коммунарские объединения - у 0,8 %, членство в религиозных, национальных  и политизированных детских объединениях ребята явно не склонны афишировать. Свою принадлежность к такого рода формированиям в сумме отметили лишь около 8 % респондентов.

    Итак, очевидно, что существует множество  различных детских общественных организаций. Их направленность самая  разнообразная, что предоставляет  широкий выбор подросткам. Каждый из них может вступить в ту организацию, которая удовлетворяет его потребностям.

2. Характеристика детских и юношеских общественных организаций

    Детское общественное объединение - одна из структур в многообразии молодёжных движений, форма организации детской самодеятельности, социальной активности, самореализации; особая педагогически организованная среда жизнедеятельности ребёнка; педагогически преобразованный  социум. Детские и юношеские общественные организации (ДиЮОО) можно рассматривать  как возможное звено воспитательной системы государственного образовательного заведения (школы, учреждения дополнительного  образования), а также как самостоятельную  специфическую воспитательную систему, включённую в воспитательное пространство конкретного социума.

    Выход детского движения из-под контроля государства, официальных общественных структур привёл к стихийному росту  различных ДиЮОО. Они возникают, оформляются, действуют там, где находят благодатную почву и поддержку.

    Чаще  всего базой нарождающегося опыта  становятся школа и учреждения дополнительного  образования - основные центры воспитания современных детей, а также общественные структуры неполитического характера, легально существующие, имеющие юридический  статус в государстве и обществе. Новое воспитательное пространство, складывающееся в результате организованных педагогических усилий в управлении процессом развития личности ребёнка, становится серьёзной альтернативой  неформальным стихийным детским  объединениям негативной направленности.

    Как реальность воспитательного пространства подростковые организации поддержаны нормативно-правовыми государственным  законами.

    Детские организации имеют большие воспитательные возможности:

    • Форма социального воспитания детей, в которой интегрируется процесс развития личности средствами обучения, воспитания, социализации, самовоспитания, самообразования, самореализации - важнейшее условие целостного развития личности;
    • Разумно организованный досуг детей - среде их жизнедеятельности, социум, в котором ребёнок реально может проявить себя как субъект деятельности в различных статусах, ролях, позициях, в индивидуальной и коллективной, исполнительной и творческой деятельности; как личность со своей гражданской позицией; может получить опыт приобщения к будущим государственным и общественным структурам;
    • Эффективное средство приобретения личного жизненного опыта самостоятельности, опыта человеческого общения, коллективной совместной деятельности со сверстниками и взрослыми; средство эмоционально-нравственного развития в кругу товарищей, единомышленников, людей увлечённых, неравнодушных;
    • Мир игры, фантазии, свободы творчества; «мир настоящего детства»- самого ценного в жизни растущего человека.

    Детские общественные организации возникают  по инициативе ребят, в результате их стремления заниматься в кружках, секциях, клубах, участвовать в жизни своего района, города, помогать отдельным  жителям, а также предприятиям, учреждениям. Большую роль в создании юношеских  организаций играют конкретные программы, конкурсы, фестивали, предлагаемые детям.

Информация о работе Роль детских организаций в школе