Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 17:14, реферат
Своеобразие современного этапа развития нашего общества, противоречивость социальных отношений, недостаточное внимание государства к социальному развитию молодежи - все это требует глубокого переосмысления функций социальных институтов, работающих с детьми, и создания условий для их нормального социального развития.
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты личностной самореализации школьников 7
1.1 Личностная самореализация: сущность, структура, функции 7
1.2 Особенности личностной самореализации школьников старшего возраста 11
1.3 Возможности детского самоуправления в процессе самореализации школьников 17
Глава II. Практические особенности детского самоуправления как условие самореализации личности школьников 24
2.1 Модель школьного самоуправления «Мы» школы № 28 24
2.2 Возможности ученического самоуправления для самореализации школьников 34
Главная особенность - создание детских объединений не по указке «сверху», «по единому принципу», а их возникновение «снизу» - добровольно, демократично, инициативным путём с помощью детей и взрослых, с учётом местных традиций, экономических, социальных, национальных интересов. Современное детское движение, не будучи, строго говоря, массовым, представляет собой живое, динамичное явление. Формы, структуры разнообразны. Доминируют 2 функции их деятельности: реализация индивидуальных потребностей ребёнка и его социализация. По степени реализации этих функций можно судить об их месте в воспитательном пространстве. Эти функции представлены в концепции и программах.
Существует широкий спектр различных программ. Примером может служить программа «Возрождение», которая носит рекомендательный характер. Основная идея: «Сберечь себя для России и Россию для себя». В акциях программы тесно сплетаются 2 заботы: одна - о духовном и физическом совершенствовании человека, его выживании в новых экономических, экологических, социальных условиях; другая - о прошлом, настоящем и будущем России. В программе действуют 9 взаимосвязанных проектов: Робинзон, Первооткрыватели, Путешественники в прошлое, Кладоискатели, Спасатели, Рукомесло, Сталкеры, Мы вместе и Русское зарубежье.
Есть и другие не менее интересные программы: «Детский орден милосердия», «Шаг навстречу», «Древо жизни», «Свой голос», «Каникулы», «Алые паруса», «От культуры и спорта к здоровому образу жизни» и другие.
Подростковые общественные организации делятся на позитивные, негативные и организации нейтрального содержания. Примерами позитивных организаций могут быть: Молодёжная морская лига, клуб «Богатырь», студия «Сделай шаг», скаутская организация.
Среди основных направлений работы Молодёжной морской лиги записано:
Членами лиги стали 137 первичных организаций. Это более 40 тысяч юных моряков, речников и судомоделистов. Следующим шагом было вступление лиги в Международную ассоциацию учебных парусных организаций.
Общественное
молодёжное объединение Училища
русской народной культуры клуб «
Богатырь» находится в городе
Зеленограде. В клубе занимаются
40 мальчишек и девчонок. Ребята поют,
читают, устраивают различные состязания,
что-нибудь мастерят, ходят в походы,
ездят на этнографические сборы,
проводят праздники, устраивают игры и
боевые состязания. Программа клуба
- «Молодёжный казачий круг». Её основная
идея- раскрытие различных
При Московском театре детской книги «Волшебная лампа» в 1999 году под руководством Владимира Штейна была открыта студия «Сделай шаг». Эта студия работает для детей-инвалидов, с которыми занимаются многие известные художники, писатели, поэты, режиссёры и т. д.
Основными целями деятельности Русского Союза Скаутов являются: воспитание детей и молодёжи достойными гражданами России, привитие им навыков развивающей инициативы, организаторских способностей, ответственности и возможности принимать самостоятельные решения, направлять свою деятельность на пользу общества.
В
Союзе разработана система
Скаутинг
учит оптимизму, социальному творчеству
и терпимости, сознательной дисциплине.
Учит, что самыми дорогими для человека
являются дружба, товарищество, братство,
и обязательно – чувство
Девиз скаутов – «Будь готов» - руководство к готовности заботиться о себе и помогать тем, кто в этом нуждается. Воспитательный характер скаутского движения – существенная характеристика. Воспитывать по-скаутски – значит не учить, а привлекать молодого человека к тому, что формирует его характер.
Преподаватели высших учебных заведений отмечают, что члены общества, поступив в университеты, быстрее адаптируются. Их отличает системность, целеустремлённость, самостоятельность в получении знаний.
Нами были рассмотрены тоталитарные секты и неофашистские организации. Из всего разнообразия религиозных организаций деструктивного характера мы рассмотрели «Белое Братство» и «Семью».
В доктрине "Белого Братства" четко прослеживается человеконенавистничество и злоба ко всему человечеству, за исключением 144 000 "избранных.
Наибольшую опасность для психического и физического здоровья адептов и вообще общества представляет в доктрине "Белого Братства" тема жертвоприношения.
Средний возраст адептов - молодежь 20-летние юноши и девушки гуманитарного склада ума. Неофиты набирались, главным образом, среди молодежи 15-16-19 лет. Первоначально они появлялись в секциях восточных единоборств, йоги. Затем устремились в школы. Неразборчивые учителя и директора школ предоставляли новым "духовным инструкторам" школьные аудитории вплоть до третьего класса, где детям рассказывали о грядущем Страшном Суде и прочих ужасах. Во спасение желающих тут же "крестили", выводя по одному в коридор. Эта практика особенно широко распространилась на Урале и в Поволжье. Впоследствии дети стали пропадать. "Белое Братство" является крайне опасной для психического здоровья ее адептов сектой.
Не
менее опасной сектой является «Семья»,
к 1994 г. объединившая как минимум 15 тысяч
человек в 60 странах мира. Сама "Семья"
оценивает число своих
«Семья» проповедовала "вселенскую любовь ко всем и каждому", но по отношению к своим маленьким членам широко практиковала телесные, а также унижающие ребенка наказания. Дети избивались, оставлялись одни в изоляции на долгое время, подвергались публичным унижениям, принуждались иметь сексуальные отношения со взрослыми и друг с другом, начиная чуть ли не с младенческого возраста.
Со временем деятельность секты стала вызывать резкие протесты родителей, чьи дети попали в "семью". Были созданы комитеты по их спасению. И, тем не менее «Семья» благополучно функционирует и по сей день.
Опаснейшей общественной организацией также можно назвать организацию скинхэдов.
На сегодняшний день «бритоголовое братство», в своей общей массе, представляют футбольные, реже хоккейные, фанаты.
У «скинов» есть четкая иерархия. Существует «низший» эшелон и «высший» – продвинутые «скины», имеющие отличное образование. «Непродвинутые скины» мало чем отличаются от дворовой шпаны, их костяк составляют подростки 16-19 лет. Даже будучи «стопроцентным белым», любой из прохожих может быть избит ими до полусмерти. Повод к драке не нужен.
Несколько иначе обстоит дело с «продвинутыми скинхэдами», которые также зовутся «правыми». Прежде всего, это не просто распоясавшаяся молодежь, которой нечем заняться. Это своеобразная «скинхэдовская» элита – люди начитанные, образованные и взрослые.
Характерным явлением все прошедшие годы было «выталкивание» детских общественных формирований из стен школ, других общеобразовательных учреждений, ведь они (школы и иные детские учреждения) весь этот период не были ориентированы на развитие детского общественного движения. Впрочем, во внешкольных учреждениях порой удаётся обнаружить любопытные «очаги» детского движения, хотя ситуацию и здесь нельзя назвать беспроблемной. Со школами – сложнее. Тут разброс отношений к детским общественным объединениям: от попытки сохранить «всё как и было» до поиска чего-то «особенного» и от настороженности до полного неприятия.
Многие
директора школ, например, считают
перспективу появления вновь
в стенах своих учреждений детского
общественного объединения (сегодня
это весьма редкое явление в школе)
нежелательной. Во-первых, потому, что
это потребует больших
Кроме того, сегодня
частенько имеет место
Как
не жаль, но школе и системе
Для привлечения школ рекомендуется:
Широкое поле выбора социальных ролей предоставляют ребенку детские общественные организации, работающие по самым различным программам. Активное участие детей в поиске путей реализации социальных ролей в процессе самореализации обусловлено их возможностью проявить и осознать себя в ситуации социальных проб. Социальная проба - это совокупность последовательных действий, связанная с выполнением специально организованной социальной деятельности в экономической, политической и духовной сферах, на основе выбора способа поведения в этой деятельности, и являющаяся средством соотнесения самопознания и анализа своих возможностей в спектре реализуемых социальных функций (М.И. Рожков).
В условиях детской общественной организации и многовариантности программ деятельности ребенок выполняет в среднем по 5-6 организационных и 4-5 содержательных ролей. Объясняется это свободным выбором детьми проблем для обсуждения, микрогрупп для разработки идей, организационных и содержательных ролей, видов деятельности, возможностью перехода из одной организации в другую или из одной программы в другую, даже выхода из программы и работы по собственным планам, отказом от предложенной работы и разработкой и реализацией собственного содержания.