Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2011 в 19:26, курсовая работа
Цель работы – обобщить дидактические технологии, применяемые в высшей школе.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Дидактические технологии в образовании………………………….5
1.1. Сущность технологического подхода к образованию………………5
1.2. Выбор образовательной технологии………………………………..13
ГЛАВА 2. Инновационные технологии обучения в высшей школе…………19
2.1. Активные методы обучения студентов……………………………..19
2.2. Технология модульного обучения студентов………………………21
2.3. Развитие критического мышления студентов……………………...22
2.4. Технология групповой работы. Активные формы групповой работы. ……………………………………………………………………….......24
2.5. Технология деловой игры……………………………………………26
2.6. Технология анализа конкретных ситуаций (КЕЙС - МЕТОД)…...29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................………………………………….........31
Список использованных источников…………………………………………...32
Группа — это определенный коллектив людей, собравшихся для коммуникации между собой и преподавателем и преследующих одну и ту же цель. Способы организации группы зависят от типа предполагаемого собрания. Обычно различают три основных типа собраний, преследующих каждый свою цель:
• собрание — дискуссия, или групповое интервью. Это средство, с помощью которого узнается мнение данной группы на данный вопрос;
• собрание исследователей и изобретателей. Это метод, позволяющий группе дать полный простор своей фантазии в поисках решения данной проблемы;
• собрание — принятие решения. Это собрание, где группа принимает решение по данной проблеме.
Эффективность групповой работы во многом зависит от того, как она подготовлена и проведена. Поэтому мы уделим этим моментам особое внимание.
Методы работы внутри группы.
Под групповой работой понимается совместная деятельность людей в группах по 3-9 человек по выполнению отдельных заданий, предложенных преподавателем. Члены группы сами устанавливают регламент общения, самостоятельно направляют свою деятельность, отдавая предпочтение наиболее компетентному и организованному лидеру представить результаты работы группы тем, от кого получено задание, или с кем по сценарию занятия группа вступает во взаимодействие.
Групповая работа преследует следующие цели:
1.
Улучшение информированности
2. Разработку новых идей, решений, повышение активности членов группы и стимулирование их к нахождению новых вариантов.
3.
Создание коллектива
4. Осуществление многоаспектной экспертизы любой идеи — путем коллективного поиска аргументации ее защиты, критическому анализу, реальному осмыслению и прогнозированию потенциальных проблем.
Для
повышения эффективности
-члены группы должны познакомиться, чтобы общаться;
-целесообразно объединить в группу людей с разными профессиональными знаниями;
-проблемы,
предлагаемые для обсуждения, должны
быть актуальны и понятны,
-лидер
должен брать на себя в
Эффективно работающую группу отличают:
естественность внешнего и внутреннего общения;
откровенность друг с другом;
нацеленность на решение поставленных целей и задач путем сотрудничества и общения;
подвижность ролей и регламентов работы;
реалистическое отношение к проблеме;
максимальное использование способностей всех членов группы;
готовность к самосовершенствованию, к проявлению инициативы, стремление к новому;
равная ответственность за проделанную работу.
Чтобы группа соответствовала перечисленным требованиям, преподаватель должен опосредованно обучать групповой работе.
Деловые игры — это сложное многоплановое явление, изучением которого занимаются сегодня представители разных наук — экономики, управления, маркетинга, психологии, медицины, педагогики. Думается, что именно по этой причине существуют разные трактовки этой игровой технологии.
«Игра деловая, — читаем в кратком психологическом словаре, — форма деятельности людей, имитирующая те или иные практические ситуации, одно из средств активизации учебного процесса в системе образования».
«Деловая игра — это модель процесса принятия решений». «Под деловой игрой понимается модель взаимодействия людей в процессе достижения целей экономического, политического или престижного характера» [5].
Деловая игра включает в себя в определенном соотношении такие понятия как «игра», «модель», «имитация».
На наш взгляд практически в любой деловой игре моделируется реальная профессиональная ситуация. Вместе с тем деловые игры имеют такие составляющие, которые отличают их принципиально от всех других технологий. Речь идет об операциональном сценарии или блок-структуре, в которые заложены более или менее жесткий алгоритм "правильности" и "неправильности" принимаемого решения, то есть обучаемый видит то воздействие, которое оказали его решения на будущие события.
Деловые игры могут иметь разную целевую направленность, которая определяет их вид и содержание:
— производственные или управленческие игры (management game) ставят целью принятие решений по проблемам производства, оказание помощи предприятию, организации или учреждению по переходу на новый хозяйственный механизм, разработку стратегий выживания в условиях конкурентной борьбы;
— исследовательские игры связаны с разработкой новых концепций, экспериментальной апробацией решений гипотетического характера, прогнозированием последствий и потенциальных проблем при внедрении нововведений;
— квалификационные или аттестационные игры направлены на выявление уровня компетентности, квалификации специалистов, принятие решений по вопросам подбора или увольнения, продвижения, оценки и аттестации кадров;
— инновационные игры проводятся с персоналом предприятия для развития и формирования инновационного мышления и поведения, способности генерировать и разрабатывать внедренческие проекты, для апробации и экспериментального проведения новаций;
— рефлексивные игры направлены на психологическое развитие каждого участника, снятие стереотипов, обучение рефлексивному анализу человеческих отношений, групповому и межгрупповому сотрудничеству, адекватному восприятию деловых партнеров и научение взаимопониманию;
— поисково-апробационные игры предназначены для развития интеллектуального и творческого потенциала играющих, организации их умственной деятельности, направленной на поиск, разработку и испытание в режиме игры новых идей, путей, видов деятельности, новых структурных подразделений для решения социально-экономических, психолого-педагогических, кадровых и управленческих проблем;
— дидактические (учебные игры) развивают репродуктивное и творческое педагогическое и психологическое мышление, адаптационные свойства и способности, профессиональные и коммуникативные знания, умения и навыки.
Использование деловых игр в процессе последипломного обучения дает позитивные результаты:
• повышается интерес к учебным занятиям и к тем проблемам, которые моделируются и разыгрываются на деловых играх;
• растет познавательность, обучаемые получают и усваивают большее количество информации, основанной на примерах конкретной действительности, что способствует приобретению ими навыков принятия конструктивных решений;
• изменяется мотивация к освоению инновационных знаний;
• растет самооценка, а для тех, у кого она изначально была завышена, она становится более объективной;
• накопленный в процессе деловой игры опыт дает возможность использовать его в профессиональной деятельности и более правильно оценивать возможные реальные ситуации;
• развивает инновационное, аналитическое, экономическое и психологическое мышление обучаемых, в конечном счете, влияет на их ментальность;
• в процессе деловой игры реализуется системный подход к решению поставленной проблемы, так как можно проследить его ход от начала до конца в условиях "сжатого времени".
Данный метод пришел к нам из практики преподавания в западных бизнес - школах. Особую популярность в России он получил с развитием системы бизнес образования. На самом деле возможности его использования, на наш взгляд, очень широкие. По технологии применения он относится к классу методов решения сложных, слабоструктурированных проблем, предполагающих использование творческого потенциала исследователя, ориентацию на инновацию.
Это в свою очередь не исключает пригодности метода КС для отработки нормативных, стандартных решений. Например, по правилам дорожного движения, юридической практике и др.
Использование метода конкретных ситуаций предполагает его адаптацию к различным аудиториям. Для этого целесообразно провести предварительную классификацию возможных типов ситуаций с целью подбора эффективной технологии преподавания каждой конкретной ситуации и методического выстраивания курсов по принципу нарастающей сложности и интенсивности организации занятий.
1. Иллюстративные ситуации (блиц-ситуации). Ориентированы на формирование профессионального языка и умения идентифицировать проблему в КС, общий объем не более одной страницы. Ситуации могут включаться в лекцию с целью обсуждения изучаемого материала непосредственно на лекции. Не исключается и экспресс-проверка степени понимания студентами излагаемой темы путем письменного разбора мини-ситуаций.
2. Нормативные ситуации (чаще всего с элементами задачи). Имеют определенные расчетные или нормативные параметры, позволяющие провести анализ и найти однозначный ответ. Эти ситуации главным образом предназначены для контроля знаний по пройденному теоретическому материалу. Данный тип задач может иметь несколько уровней сложности в зависимости от исходной степени структурирования представленного в ситуации материала. Например, наличие избыточной информации, отсутствие четкой формулировки проблемы и поставленной задачи, неочевидность алгоритма, необходимого для решения имеющейся проблемы в ситуации и т.д.
3. Функциональные ситуации. Характерны наличием проблем, лежащих в четко очерченной функционально-предметной области, что требует от слушателя знания теоретических разделов соответствующей дисциплины. Наряду с числовыми данными, как правило, имеется противоречивая информация, усиливающая фактор неопределенности в выборе решения.
В таких ситуациях обычно заранее известно правильное решение, но оно не исключает наличия альтернативных, не менее привлекательных. Особое внимание здесь уделяется аргументации и степени доказательности выбранного решения. Тем самым функциональные ситуации ориентированы на развитие инноваций через предметное знание.
4.
Стратегические ситуации.
Не имеют, да и не могут иметь однозначного
решения из-за невозможности определить
влияние нестабильных факторов, которые
всегда присутствуют в реальных системах.
Это класс наиболее сложных ситуаций,
так как множество противоречивых критериев
выбора не позволяет окончательно оценить
эффективность выдвигаемого решения.
Споры при их обсуждении часто заходят
в тупик и преподаватель вынужден завершать
дискуссию в достаточно напряженной обстановке.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Предъявляемые сегодня профессиональные качества для подготовки специалистов, требуют специальных методов и образовательных технологий. При использовании современных образовательных технологий преподаватель выступает в большей степени как организатор процесса обучения.
Понятие «технологический подход» в образовании объединяет несколько интенсивно развивающихся в последнее время направлений в дидактике высшей школы. Это диалоговое и модульное обучение, контекстное обучение, обучение через решение учебных задач, инновационное обучение, проблемно-модельное обучение, конструктивно-проективное обучение, имитационное и игровое моделирование и другие.
В настоящей работе рассмотрены инновационные технологии обучения в высшей школе.
При подаче материала в такой форме усваивается около 90 % информации.
Данный
метод раскрывает личностный потенциал
студента и помогает достижению
учебных, воспитательных и развивающих
целей коллективного характера на основе
знакомства с реальной организацией работы.