Роль и место самостоятельной работы учащихся по иностранному языку в аудиторной и внеаудиторной учебной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 15:05, курсовая работа

Описание

Цель исследования: изучить специфические особенности организации самостоятельной работы учащихся на уроках иностранного языка и её влияние на познавательную активность учащихся.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………… 3



ГЛАВА 1. ЗНАЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ

НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА……………………………………..5

1.1 Понятие о самостоятельной работе………………………………………….5

1.2 Роль самостоятельной работы при обучении разным видам

речевой деятельности…………………………………………………………6

1.3 Требования к самостоятельной работе учащихся и её уровни…………....9

1.4 Способы управления самостоятельной работой и формирование

методики самостоятельной работы учащихся……………………………..15



ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА…………21



ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………25



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..26

Работа состоит из  1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.docx

— 143.94 Кб (Скачать документ)

 

        МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

     ПИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ УО «БРЕСТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

                   УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ А. С. ПУШКИНА»

 

 

 

 

 

 

 

                               КУРСОВАЯ РАБОТА

 ПО МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

 

 

 

 

«РОЛЬ И МЕСТО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ  РАБОТЫ

УЧАЩИХСЯ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

В АУДИТОРНОЙ И ВНЕАУДИТОРНОЙ   УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

 

 

 

 

 

                                                                     Работу выполнила:

                                                                              Климович Екатерина Петровна

                                                                             учащаяся 4 курса группы 3-41

                                                                           

                                                                            Научный руководитель:                                    

                                                                     Н. А. Остапович

 

                             Пинск, 2010

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………… 3

 

ГЛАВА 1. ЗНАЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ

НА УРОКАХ  ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА……………………………………..5

1.1 Понятие о самостоятельной работе………………………………………….5

1.2 Роль самостоятельной работы при обучении разным видам

      речевой деятельности…………………………………………………………6

1.3 Требования к самостоятельной работе учащихся и её уровни…………....9

1.4 Способы управления самостоятельной работой и формирование

      методики самостоятельной работы учащихся……………………………..15

 

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА…………21

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………25

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..26

 

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………...27

 

 

 

 

 

 

 

 

                                              ВВЕДЕНИЕ

Актуальность данной темы обусловлена тем, что в настоящее время в связи с бурным развитием науки и техники непрерывно возрастает объём научных знаний и их значение для производственной деятельности специалистов. Человек не может довольствоваться только теми знаниями, которые он получил в учебном заведении,  поэтому очень важно прививать учащимся умения самостоятельно пополнять свои знания, ориентируясь в стремительном потоке различной информации.

Успешное обучение вообще, и иностранным языкам в особенности, немыслимо без интенсивной самостоятельной работы учащихся. Учащихся необходимо не только вооружить научными знаниями, умениями и навыками, но и обучить методам и приёмам самостоятельной работы, то есть научить учиться самостоятельно. «Учить учиться» - основной лозунг самостоятельной деятельности учащихся. Решение этой задачи является важнейшим условием развития самостоятельности и активности учащихся в процессе обучения. Оно будет способствовать также повышению научного уровня образования и его развивающей роли.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что огромное образовательное и воспитательное значение самостоятельной работы не может ни у кого вызывать сомнений. Развитие самостоятельной деятельности является одним из важнейших путей формирования целостной, гармонически развитой личности. Эти качества формируются только при условии систематического включения учащихся в самостоятельную деятельность, которая в процессе выполнения приобретает проблемно-поисковый характер. Организовать же такую деятельность в процессе обучения и тем более управлять ею можно только тогда, когда учитель хорошо вооружён теорией, знаниями структурных элементов обучения самостоятельной деятельности, закономерностями их функционирования в процессе обучения, наличием соответствующей чёткой системы самостоятельной работы [2, с. 8-11].

Цель  исследования: изучить специфические особенности организации самостоятельной работы учащихся на уроках иностранного языка и её влияние на познавательную активность учащихся.

Задачи  исследования:

1. раскрыть  сущность самостоятельной работы.

2. рассмотреть значение самостоятельной работы в повышении эффективности обучения.

3. определить  способы управления самостоятельной  работой учащихся.

Объект  исследования: самостоятельная работа учащихся.

Предмет исследования: процесс организации самостоятельной работы учащихся.

Методы исследования: критический анализ литературных источников, методы эмпирического исследования: наблюдение, опрос (анкетирование), изучение нормативной документации по организации самостоятельной работы по иностранному языку.

          Гипотеза исследования: правильная и систематическая организация самостоятельной работы учащихся на уроках иностранного языка способствует повышению познавательной активности учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            1. ЗНАЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ  УЧАЩИХСЯ

                           НА УРОКАХ  ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

 

    1. Понятие о самостоятельной работе

 

Изучение  вопроса самостоятельности началось ещё в древности. Аристосен, Сократ, Платон, Аристотель глубоко и всесторонне  обосновали в своих трудах значимость добровольного, активного и самостоятельного овладения ребёнка знаниями. При  этом они исходили из того, что развитие мышления человека может успешно протекать только в процессе самостоятельной деятельности. Такая деятельность доставляет ребёнку радость и удовлетворение и тем самым устраняет пассивность с его стороны в приобретении новых знаний [9, с. 6].

Каковы же подходы к определению понятия  «самостоятельная работа»? Один из ведущих  педагогов Пидкасистый П. И. в  своей работе «Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении»  рассматривает следующее определение: «Самостоятельная работа – это не форма организации учебных занятий  и не метод обучения. Её правомерно рассматривать скорее как средство вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, средство её логической и психологической организации»[8, с. 7].

В педагогическом же энциклопедическом словаре приводится следующая дефиниция: «Самостоятельная работа учащихся - это индивидуальная или коллективная учебная деятельность, осуществляемая без непосредственного руководства учителя». На наш взгляд, данное определение не является достаточно полным. Оно не раскрывает сущностных характеристик данного понятия и требует значительных уточнений. Педагог-психолог Зимняя И. А. определяет, что самостоятельная работа школьника есть следствие правильно организованной его учебной деятельности на уроке, что мотивирует самостоятельное её расширение, углубление и продолжение в свободное время. Для учителя это означает чёткое осознание не только своего плана учебных действий, но и осознанное его формирование у школьников как некоторой схемы освоения учебного материала в ходе решения новых учебных задач. При этом самостоятельная работа – это высшая форма учебной деятельности школьника, форма самообразования, связанная с его работой в классе. Именно самостоятельная работа вырабатывает высокую культуру умственного труда, которая предполагает не только технику чтения, изучение книги, введение записей, а, прежде всего потребность в самостоятельной деятельности, стремление вникнуть в сущность вопроса, идти вглубь ещё не решённых проблем. В процессе такого труда наиболее полно выявляются индивидуальные способности школьников, их наклонности и интересы, которые способствуют развитию умений анализировать факты и явления, учат самостоятельному мышлению, которое приводит к творческому развитию и созданию собственного мнения, своих взглядов, представлений, своей позиций.

         Таким образом, самостоятельная работа может быть определена как форма организации учебной деятельности учащихся, осуществляемая под прямым или косвенным руководством преподавателя, в ходе которой учащиеся преимущественно или полностью самостоятельно выполняют различного вида задания с целью развития знаний, умений, навыков и личных качеств. [9, с. 8-9].

 

1.2. Роль самостоятельной работы при обучении разным видам речевой деятельности

 

Достижение  целей обучения иностранному языку  в школе определяется содержанием, которым должны овладеть учащиеся, и технологией обучения (принципами, методами, средствами и организацией обучения). Само учение школьников осуществляется как под руководством учителя, так  и в ходе самостоятельной работы. Как отмечают психологи и педагоги, самостоятельная работа активизирует мыслительную деятельность учащихся, делая учение более результативным. Известно, что знания, полученные самостоятельно, путём преодоления посильных трудностей, усваиваются прочнее, чем полученные в готовом виде от учителя. Уже доказано, что чрезмерная активность учителя в передаче знаний, в подробных объяснениях часто ведёт к торможению в восприятии учащихся. Иногда учителя, недовольные результатом своих объяснений, удивляются: «Я уже несколько раз объяснял это явление…». Эффект же повторных объяснений обычно тоже незначителен, так как у учащихся возникает ложное впечатление, что они всё это уже знают и умеют, и они остаются внутренне пассивными и, следовательно, невосприимчивыми. К. Д. Ушинский очень точно охарактеризовал учительскую активность как «перетерпевание деятельности другого». В ходе же самостоятельной работы каждый ученик непосредственно соприкасается с усваиваемым материалом , концентрирует на нём своё внимание, мобилизуя все резервы интеллектуального, эмоционального и волевого характера. Оставаться нейтрально-пассивным он не может [5, с. 18-19].

Помимо того, что самостоятельная работа вызывает активность учащихся, она обладает еще одним важным достоинством — носит индивидуализированный характер. Каждый ученик использует источник информации в зависимости от своих собственных потребностей и возможностей. Это свойство самостоятельной работы придает ей гибкий адаптивный характер, что значительно повышает ответственность каждого отдельного ученика и, как следствие, его успеваемость.

В рациональном использовании самостоятельной работы кроется также значительные резервы повышения мотивации.

Нет необходимости  доказывать, что, как бы хорошо ни был  проведён урок по иностранному языку, сам по себе он не может обеспечить усвоение предмета учащимися, поскольку  последнему при отсутствии естественной иноязычной среды нужна целенаправленная и организованная практика. Можно провести аналогию с обучением игры на музыкальном инструменте, где, как известно, нельзя научиться играть только на занятиях с преподавателем в урочное время, нужно много работать дома.

Овладение иностранным  языком связано с формированием  у учащихся произносительных, лексических  и грамматических, орфографических  и других навыков, на основе которых  развиваются и совершенствуются умения понимать речь на слух, говорить, читать и писать. Навыки же, как известно, вырабатываются только в ходе систематического выполнения определённых действий с  учебным материалом, т. е. таких действий, которые позволяют многократно  слушать, произносить, читать и писать на изучаемом языке.

Можно утверждать, что ни один предмет школьного  курса не требует такой постоянной, систематической работы учащихся, как  иностранный язык, овладение которым  требует не столько знаний, сколько  умений. Чем меньше встреч школьников с учителем в классе, на уроках, тем  более необходимой и значимой становится целенаправленная самостоятельная  работа учащихся во внеурочное время  в школе и дома.

Отдавая себе отчет в преимуществах самостоятельной работы как таковой, нам предстоит выявить ее применимость к «предмету иностранный язык» как коммуникативному процессу. Не противоречит ли эта организационная форма учения, предполагающая, что ученик находится «наедине с собой», сущности предмета, в котором на первом месте - общение с людьми, партнерство?

Несомненно, устная речь и в первую говорение осуществляются непосредственно в присутствии собеседников, роль которых в школе выполняют учитель и соученики. Однако обучение говорению предполагает определенные подготовительные стадии, гарантирующие общение, для которых самостоятельная работа является наиболее адекватной формой. В самостоятельную работу целесообразно включать также отдельные звенья работы над языковым материалом — знакомство с ним и частично тренировку в его употреблении.

Что же касается чтения, то этот вид деятельности совершается читателем главным образом наедине с собой, следовательно, самостоятельная работа вполне ему соответствует.

Аудирование в настоящее время происходит не только в классе, без подготовки, в присутствии учителя, с его  голоса или в фонозаписи, но существуют и аудиокассеты для самостоятельной  работы учащихся, и эта форма работы вполне применима к данному виду речевой деятельности.

Обучение  письму также предполагает определённые этапы, на которых самостоятельная  работа играет существенно большую  роль, чем работа учащегося в классе.

Указанные формы  работы приемлемы во всех классах. Естественно, её объём и характер управления ею со стороны учителя отличаются [6, с. 32-33].

Информация о работе Роль и место самостоятельной работы учащихся по иностранному языку в аудиторной и внеаудиторной учебной деятельности