Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 15:05, курсовая работа
Цель исследования: изучить специфические особенности организации самостоятельной работы учащихся на уроках иностранного языка и её влияние на познавательную активность учащихся.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. ЗНАЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ
НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА……………………………………..5
1.1 Понятие о самостоятельной работе………………………………………….5
1.2 Роль самостоятельной работы при обучении разным видам
речевой деятельности…………………………………………………………6
1.3 Требования к самостоятельной работе учащихся и её уровни…………....9
1.4 Способы управления самостоятельной работой и формирование
методики самостоятельной работы учащихся……………………………..15
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА…………21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..26
1.3 Требования к самостоятельной работе учащихся и её уровни.
Лозунг «Учить учиться» с возвратной частицей «ся» подчёркивает значение самостоятельной деятельности учащихся в овладении содержанием образования. Задача обучающей стороны – отобрать содержание обучения, обеспечить рациональную организацию самообучения, сформировать самометодику учащихся (то есть осознанное владение приёмами учебного труда).
Самостоятельная работа, как и работа в сотрудничестве с учителем, может осуществляться в различных организационных формах: индивидуально, в парах, в небольших группах и целым классом.
Каждая из названных форм призвана создавать и развивать в совокупности организационные, информационные, познавательные и коммуникативные умения учащихся, овладение которыми обеспечит продвижение учащихся в усвоении языка в единстве с развитием их методики. Современные дидакты придают особое значение, этой стороне самостоятельной работы, усматривая в развитии методики учащихся предпосылки непрерывного образования [7, с. 223-224].
Что же требуется для развития самостоятельной деятельности учащегося при изучении иностранного языка?
Во-первых, необходимо
осознание цели выполняемой деятельности,
каждого конкретного
Во-вторых, требуется
знание самой процедуры выполнения
задания. Учителю нужно вооружить
студентов рациональными
В-третьих, нужно умение пользоваться для выполнения задания соответствующими средствами обучения, такими, как звукозапись, учебный дидактический материал для парной работы и т. д. Так, учащиеся должны овладеть нужными ТСО, имеющимися в лингафонном кабинете, чтобы осуществлять задания по лингафонному практикуму. При этом они смогут оптимальным образом пользоваться усваиваемым материалом в определённых, задаваемых иллюстрированным и озвученным пособием ситуациях, «вступая в общение» с диктором – носителем изучаемого языка, а также пользоваться справочной литературой (словарем, грамматическими справочниками).
В-четвертых, необходимо умение видеть опоры в материале заданий, облегчающие преодоление трудностей в ходе самостоятельной работы; в этом случае одинаково важно научиться пользоваться готовыми (объективными) опорами и создавать свои (субъективные).
В-пятых, важно
предусмотреть адекватные дидактические
условия для успешного
Сюда же следует
отнести и выбор
Индивидуально самостоятельная работа в классе может проявляться в двух вариантах:
а) все учащиеся выполняют одно общее задание или б) учащиеся выполняют разные задания, в зависимости от своих возможностей. В случае затруднений учитель оказывает помощь, сообразуясь с принципом индивидуализации процесса обучения; в лаборатории или кабинете также возможны все формы организации самостоятельной работы, «помощником» является сама программа, составленная на основе принципов посильности и доступности, и, конечно, учитель-консультант.
Выбор организационной формы и места её применения определяется характером материала, видом развиваемой деятельности, возрастными и психологическими особенностями учащихся, а также степенью оснащённости кабинета иностранного языка необходимыми ТСО.
Особо стоит вопрос о времени, которое следует затрачивать на самостоятельную работу, чтобы ее результаты были ощутимы. Была сделана попытка определить это дедуктивно и путём наблюдения за работой школьников разных классов, а также на основе анализа домашних заданий, предлагаемых в УМК. В результате было выяснено, что общее время работы учащихся над иностранным языком должно выражаться примерно 3-3,5 часами в неделю, охватывая работу под руководством учителя и различные формы самостоятельной работы на всём протяжении курса изучения иностранного языка в средней школе. Естественно, что при уменьшении количества недельных часов и, следовательно, работы в сотрудничестве с учителем должно повышаться время, отводимое на самостоятельную работу; в противном случае сокращается практика в языке, что неизбежно ведет к потере приобретённых навыков и к разрушению умений. Органичное включение самостоятельной деятельности учащихся - непременное условие достижения практических целей в овладении иностранным языком даже на уровне элементарной коммуникативной компетенции.
Помимо общего
количества времени, затрачиваемого учащимися
на выполнение заданий, большое значение
имеет систематичность его
Примерный режим работы учащихся по иностранному языку на неделю (6 дней) с указанием их ежедневной занятости, включающий в качестве одного из компонентов самостоятельную работу, приводится в таблице (приложение 1).
Приобщение
учащихся к систематической
Таким образом,
для организации
Принято выделять следующие уровни самостоятельной работы: воспроизводящий, полутворческий и творческий.
Воспроизводящий
уровень самостоятельной работы очень важен
в изучении иностранного языка, поскольку
он лежит в основе других ее уровней, и
он «ответственен» за формирование вербальной
произносительно-лексико-
Полутворческий уровень самостоятельной работы – следующий по сложности выполнения и вытекающий из воспроизводящего уровня. Здесь осуществляется перенос приобретенных знаний, навыков и умений на другие, но аналогичные ситуации, в частности чтение слов, словосочетаний, предложений и текстов без эталона, задаваемого диктором; не списывание с учебника, а разнообразные преобразования материала в письменной форме и, наконец, формирование высказываний в аналогичных ситуациях. Так, если в рамках воспроизводящего уровня разрабатывалась ситуация «В магазине. Покупка обуви», то полутворческий уровень предполагает вариант: «В магазине. Покупка платья». Самостоятельная работа этого уровня требует от выполняющего больше мыслительной активности, и эта работа связана с такими операциями как подстановка, расширение, трансформация.
Творческий уровень самостоятельной работы связан с формированием навыков и умений осуществлять поиск при решении более сложных коммуникативных задач как в устной речи, так и при чтении, например: действовать в соответствии с предлагаемыми обстоятельствами и взятой на себя ролью, подготовить сообщение на тему «….», прослушать сообщение и высказать свое отношение к его содержанию; прочитать рассказ и ответить на проблемные вопросы в связи с содержательно – смысловым планом текста. Именно при выполнении самостоятельной работы этого уровня формируется творческая личность.
В практике самостоятельной работы по иностранному языку эти уровни сосуществуют, и каждый из них может быть представлен определённым набором конкретных подуровней[7, c. 227-228].
1.4. Способы управления самостоятельной работой и формирование методики самостоятельной работы учащихся.
Задача «учить учиться» предполагает чёткое руководство самостоятельной работой со стороны учителя. Надо иметь в виду, что самостоятельная работа в учебных условиях является лишь относительно самостоятельной [5, c. 67]. Учащиеся испытывают на себе косвенное воздействие обучающей стороны, которое распространяется даже на третий, творческий уровень самостоятельной работы. Учитель, как это уже было отмечено выше, отбирает и препарирует материал для самостоятельной работы должным образом, обозначает конкретную цель усвоения в отношении данной порции материала и развития навыков и умений, он указывает на соответствующий источник информации, которым учащиеся могут пользоваться, работая самостоятельно, и, наконец, вооружает учащихся необходимым инструментарием, благодаря которому самостоятельная работа протекает успешно и постепенно формируется методика учащихся. При этом сам учитель остаётся как бы за «занавесом», что позволяет учащимся ощутить себя истинными субъектами учения [3, c. 318].
Рассмотрим источники информации, материальную основу самостоятельной работы учащихся, которыми они могут пользоваться дома, в лаборатории и в классе. Это прежде всего учебник («Книга для учащихся»), содержащий, в свою очередь, грамматический и лингвострановедческий справочники, двуязычный словарь, тексты учебника и лингафонный практикум.
Материал в этих справочниках и словарях отобран и препарирован в соответствии с программой для данного класса и соотнесен, следовательно, с возрастными возможностями учащихся и их опытом в иностранном языке. Все объяснения сделаны в доступной адресату (ученику) форме, который и сможет использовать их в самостоятельной работе.
Важным источником информации для самостоятельной работы являются тексты учебника и дополнительные тексты, включаемые в учебный процесс учителем. Учащимся все в большей мере следует прививать отношение к тексту как своеобразному авторитетному справочнику, который является носителем не только содержательно-смысловой информации, но и лингвистической. В связном тексте лексико-грамматический материал предстает в естественных, диктуемых коммуникативными значениями связях; композиция текста также может служить образцом. Поэтому целесообразно побуждать учащихся к исследовательскому поиску по тексту, чтобы они могли извлекать из него необходимую информацию.
Названными
источниками информации учащиеся могут
пользоваться индивидуально, а также
в парной работе, когда попеременно
один из учащихся выступает в роли
учителя (он задаёт вопросы, опираясь на
соответствующие источники
Каким же образом
повернуть учащихся к этим источникам
информации, чтобы в ходе самостоятельной
работы они смогли использовать их
оптимальным образом? В этой связи
мы остановимся на методическом инструментарии,
позволяющем осуществить гибкое
руководство самостоятельной
В распоряжение учащихся предоставляются следующие дидактические средства, помогающие самостоятельному овладению языком и его методикой одновременно: задания к упражнениям, памятки, наводящие вопросы, опоры, ключи. Все они в совокупности составляют методический инструментарий учащихся. Рассмотрим эти средства.
Задания к упражнениям. В данном контексте нет нужды говорить о роли заданий в целом; мы подчеркнём здесь только ту сторону, которая позволяет учащимся, когда они остаются «один на один» с иностранным языком, сосредоточиться на предмете усвоения. Благодаря тому, что задание носит узкоконкретный характер, оно жёстко направляет внимание учащихся, концентрируя его на определённой трудности при овладении языковым материалом; оно ограничивает предмет речи, темы/ситуации при развитии речевых умений. Задание снижает меру неопределённости, нацеливая учащихся на извлечение конкретной информации при чтении и аудировании. Кроме этого, во всех заданиях к упражнениям обозначен конечный или частичный результат, который должен быть достигнут при помощи данного упражнения, что придаёт самостоятельной работе целенаправленный характер и может служить эталоном для установления обратной связи; ученик может сравнить свой результат с обозначенным в задании. Отсюда внимательное прочтение задания, выявление его подсказывающих возможностей является обязательным условием самостоятельной работы и входит, следовательно, в методику учащихся.