Роль игр в экологическом образовании старших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 05:34, дипломная работа

Описание

Объектом исследования выступает процесс использования игр в экологическом образовании детей дошкольного возраста.
Предметом исследования являются игры как средство экологического образования детей.
Учитывая объект, предмет, цель мы сосредоточили внимание на решении следующих задач:
Определить психолого-педагогические основы содержания экологического образования;
Определить значение игры в процессе экологического образования;

Содержание

Введение
Глава I. Теоретические основы применения игр в экологическом образовании старших дошкольников
1.1 Психолого-педагогические особенности экологического образования детей старшего дошкольного возраста
1.2 Роль игр в экологическом образовании старших дошкольников
1.3 Методика использования игр как средства экологического образования старших дошкольников
Глава II. Практический опыт использования игр в экологическом образовании старших дошкольников
2.1 Анализ опыта работы педагогов России по практическому применению экологических игр со старшими дошкольниками
2.2 Опыт практического применения экологических игр в Тунгокоченском районе
2.3 Ход и результаты опытно-экспериментальной работы по использованию игр в экологическом образовании старших дошкольников
Заключение
Библиографический список
Приложение

Работа состоит из  1 файл

Роль игр в экологическом образовании старших дошкольников.rtf

— 1.26 Мб (Скачать документ)

Ф.И.

Уровни (низкий - Н, средний - С, высокий - В)

Знания

Отношение

Умение

о жив.,

птицах,

насек.

о раст.

мире

о нежив.

природе

о

времен. года

Пробл.

ситуация

1.

Гринченко У.

С

С

С

С

С

+

+

2.

Дякун А.

Н

Н

Н

Н

Н

-

-

3.

Егорова М.

Н

Н

Н

Н

Н

-

-

4.

Желтоног А.

Н

Н

Н

Н

Н

-

-

5.

Криворот Ю.

С

С

С

С

С

+

+

6.

Мамон А.

Н

Н

Н

Н

Н

-

-

7.

Семенюк Л.

В

В

В

В

В

+

+

8.

Тесленко Р.

С

С

С

С

С

+

+

9.

Филоненко Л.

Н

Н

Н

Н

Н

-

-

10

Чмырь Л.

С

С

С

С

С

+

+


 

 

Высокий уровень - 1 человек, средний уровень - 4 человека, низкий уровень - 5 человек

 

Таблица 4 Уровни сформированности экологических знаний (констатирующий срез)

 

Уровень

Группа

контрольная

экспериментальная

Высокий

10 %

10 %

Средний

50 %

40 %

Низкий

40 %

50 %


 

Результаты констатирующего эксперимента в контрольной и экспериментальной группах отражен в диаграмме.

 

 

 

В контрольной (10%) и в экспериментальной (10%) группах мало детей с высоким уровнем сформированности экологической культуры. Средним уровнем обладает 50% детей в контрольной группе и 40% детей в экспериментальной группе. Низкий уровень сформированности экологических знаний 40% и 50% детей соответственно.

Обе группы находятся приблизительно на одинаковом уровне развития, поскольку расхождения в процентах очень незначительны. Выявленный в ходе исследования уровень развития является недостаточным, т.к. очень мало детей и в контрольной и в экспериментальной группах имеют высокий уровень сформированности экологических знаний, а значит и низкую экологическую культуру.

На основании полученных результатов можно сделать вывод о том, что работа по воспитанию экологической культуры у детей осуществлялась не систематически, не был достаточно оснащён педагогический процесс, мало места отводилось наблюдениям, практической деятельности, играм и другим видам деятельности экологического характера.

Таким образом, встала задача наметить методику совершенствования работы по воспитанию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста, что и обусловило проведение формирующего эксперимента в экспериментальной группе. На этапе формирующего эксперимента была разработана методика работы по воспитанию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. Методика построена на принципах развивающего обучения и направлена на развитие личности ребёнка, умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира, на совершенствование речи дошкольников, их мышления, творческих способностей, культуры чувств. Приоритет в обучении отдаётся не простому запоминанию и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и оценке происходящего, элементам системного анализа, совместной практической деятельности воспитателя и детей.

Одним из эффективных способов экологического образования дошкольников являются занятия по ознакомлению с окружающим миром и игровая деятельность[18,121].

Каждый день пребывания детей в детском саду должен быть интересным и насыщенным, поэтому реализация методики предполагала интегрированный подход в обучении с включением различных видов игр.

Дидактические игры являются эффективным средством экологического воспитания. Процесс игровой деятельности, в которой старшие дошкольники ощущают повышенную потребность, позволяет: обеспечить возможность усвоения экологических представлений; пробудить интерес к природе и развить ценное отношение к ней; формировать мотивы и практические умения экологически целесообразной деятельности; предоставить возможности для проявления самостоятельности, инициативности, сотрудничества, ответственности и способности принимать правильные решения; контроля и оценки результатов собственной экологически ориентированной деятельности[19,32].

При проведении различных занятий по экологическому воспитанию использовали следующие виды игр: ИОС, дидактические игры, игра «Путешествие в мир природы», «Необычное путешествие», «Скорая помощь», «Грибная полянка», «Построй свой домик» и т.д., способствующие обогащению знаний, формированию отношений, развитию умений.

Экологические знания дети получают не только во время специально организованных занятий, но и во время прогулок, экскурсий, трудовой, игровой и исследовательской деятельности.

Во время прогулок были проведены подвижные игры: «У медведя в гостях», «Раз, два, три, к дереву беги». Дети уже знают особенности «своего» дерева (есть высокие, низкие, тонкие, толстые; у одного раскидистая крона, у других опущенные или приподнятые ветки).

Варианты игр:

Предлагается изобразить своих новых друзей. Ранее указывалось, что у ребенка есть части тела, которые можно сравнить с частями растения: ноги похожи на корни, туловище - на ствол, руки - на ветки, пальцы на листья. Так, изображая старый дуб с большими толстыми корнями, ребенок широко расставляет ноги, показывая плакучую иву, опускают руки и т.д. Пусть дошкольники вспомнят, как шумит листва в ветреную погоду, воспроизведут эти звуки, представят, что на ветви садятся птицы, идет дождь или светит солнце. Ситуации можно придумать самые разнообразные с проводившимися ранее наблюдениями. Задача детей - отразить особенности дерева в предлагаемых педагогом ситуациях.

Представим, что деревья научились ходить (эту игру уместно провести после чтения и обсуждения поэмы Б. Заходера «Почему деревья не ходят?»). Задача: показать, как могло бы ходить дерево - тяжелым или легким шагом. Пусть дети объясняют свои движения (как правило, в своих комментариях они ссылаются на особенности внешнего вида растения).

Время от времени в гости к детям могут приходить их любимые персонажи - «Красная шапочка», «Доктор Айболит», Чипполино. Они участвуют в наблюдениях, в практических делах в уголке природы, в беседах. Каждый персонаж продолжает свою линию поведения: доктор Айболит заботится о здоровье детей и дает советы; Чипполино интересуется, есть ли в детском саду огород, что там растет и т.д., Красная Шапочка рассказывает, как она ходила к бабушке, что видела в лесу и т.д.

Дидактические игры используются в определенной последовательности. Их усложнение определяется развитием умений детей - от умения определить способ действия конкретных предметов, к умению называть способ их использования и назначение, к способности самостоятельно загадывать о предмете загадку с описанием его функции и назначения и, далее, к умению устанавливать причинно-следственные связи между предметом и пользой от него, между человеком и природой, ориентации в многообразии рукотворного мира, к его преобразованию.

Игры включались в познавательную деятельность детей, «превращались» в элемент развивающей среды.

В старшей группе дидактическая игра должна стать одной из важнейших ступенек подготовке детей к школе. Дети этого возраста в силах придумать дидактические игры самостоятельно (лото, домино, разрезные картинки). В игре «Радуга» дети подбирают предметные картинки по цветам радуги. В игре «Рыбки плавают в пруду» дети подбирают рыбок подходящих по цвету к ручью, к пруду. Такие игры особо любимы детьми, по мнению Т.С. Комаровой, участвуя в создании такой игры, дети, в деятельной форме, познают и отражают объекты природы и их свойства.

Дидактическая игра может представлять ситуацию комично, фантастично или даже нелепо (небылицы).

Если переложить на музыку настроение таких игр, то дети смогут определить какая музыка больше подходит к небылицам. Это может быть юмористическая, шутливая музыка, которая поможет подчеркнуть интонацию, создать нужное настроение.

Можно подобрать музыку из некоторых произведений С. Прокофьева, В. Гаврилина, Д. Шостаковича. Воспитатель, вслушиваясь в строчки небылицы, может подобрать музыку, в которой, например, слышен громкий вой летящих по небу медведей и радостный визг поросят, и свист ветра, и хохот зрителей, показывающих на происходящее пальцами:

Медвежата летят, толстопятые кричат: «У-у-у, мы летим в Москву!»

Поросята летят, ещё больше кричат: «Хрю-хрю-хрю, полетим на Луну!»

Интерес к таким играм долго не угасает, если воспитатель обладает хорошим воображением и не только разбирает с детьми все ситуации, которые исходят из смыслового содержания небылицы, но и пробует изобразить драматически каждую сцену, чтобы детям было интересно играть.

Игры-раскладушки направлены на формирование умения определять. К какому миру - природному или рукотворному - относится предмет: «Чудесный мешочек», «Помоги Незнайке», «Определи место для предмета» и т.д. Например, в игре «Помоги Незнайке», дети, по просьбе героя, раскладывают предметы рукотворного мира в конверты с соответствующими символами («человек», «бабочка»), т.е. выполняют действие - раскладывания. Детям предлагают и другие игры с такими же действиями, но с другими сюжетными линиями. Затем задача усложняется: требуется не только разложить, но и обосновать свой выбор.

Игры - определение - определить способ использования предметов. В играх «Что лишнее», «Скажи как использовать предмет» детей побуждают назвать функцию вещи. В других играх, например «Найди пару», действия усложняются: надо не только знать способ употребления названного предмета, но подобрать к нему предмет с подобной функцией. Эта задача требует включения мыслительных процессов и опоры на прежний опыт.

Особое значение имеют игры-загадки, отгадки: «Найди заданный предмет», «Угадай, какой предмет загадан», «Что из какого предмета». Основным признаком загадки является замысловатое описание, которое нужно расшифровать. Содержанием загадок является окружающая действительность: явления природы, предметы труда и быта, растительный и животный мир. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения.

Например, игра-загадка «Лес» (см. Приложение 1).

Игра «Отгадай загадку и объясни отгадку» требует большого понимания смысла загадки, умения сделать сопоставления, привести доказательства. Нужно создать интересную «прелюдию к игре» - зачин игры.

В старшей группе есть замечательный почтовый ящик - «Чудесный ящик». Дети делают его нарядным и каждый сезон по-разному: с началом зимы наклеивают картинки зимнего содержания, осенью - желто-красными листочками, весной - изображением первых цветов. Ключик от ящика хранится в специальной коробочке. Детям, по очереди, предоставляется возможность открыть его и узнать, что там есть. В ящике конверты с загадками. Воспитатель читает, а дети отгадывают. Воспитатель поощряет детей. По окончании карточки складываются в конвертики, а дети составляют письмо «Волшебнику», с просьбой прислать новые загадки.

Важным аспектом деятельности воспитателя является постепенное расширение игрового опыта за счет освоения разновидностей игры- драматизации. Реализация достигается последовательным усложнением игровых заданий, в которые включается ребенок.

Игра - имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснувшись - потянулись, воробушки машут крылышками), имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко - дети обрадовались, улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).

Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).

Игра-импровизация под музыку («Весёлый дождик», «Листочки летят по ветру и падают на дорожку», «Хоровод вокруг ёлки»).

Игра-импровизация по текстам сказок, рассказов, стихов (З. Александрова «Ёлочка», К. Ушинский «Петушок с семьей», Н. Павлова «Земляничка», Е. Чарушин «Утка с утятами»).

Ролевой диалог героев сказок («Рукавичка», «Заюшкина избушка», «Три медведя»).

Инсценирование фрагментов сказок о животных («Теремо», «Кот, петух и лиса»).

В воспитании экологической культуры старших дошкольников большое значение имеет трудовая деятельность экологического содержания. Её следует организовать систематически, с постоянным усложнением. Каждый ребенок должен проявить свои силы и способности, приобрести опыт и воплотить его в практических делах. Такая деятельность приучает думать и реально заботиться о «братьях меньших», находящимся в одном жизненном пространстве вместе с детьми. Труд дошкольников целесообразно сочетать с экологическими играми, наблюдениями, беседами.

Серия дидактических игр для приобщения старших дошкольников к посильной экологически-ориентированной деятельности отличается динамичностью (некоторые игры содержат элементы подвижных игр) и меньшим напряжением мыслительной деятельности. Основная цель этих игр состоит в том, чтобы сформировать у дошкольников мотивацию к природоохранной деятельности: вызвать у них интерес и желание ухаживать за природными объектами, эмоционально настроить детей на тот, или иной вид труда, активизировать их в процессе выполнения поручений.

Информация о работе Роль игр в экологическом образовании старших дошкольников