Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 05:34, дипломная работа
Объектом исследования выступает процесс использования игр в экологическом образовании детей дошкольного возраста.
Предметом исследования являются игры как средство экологического образования детей.
Учитывая объект, предмет, цель мы сосредоточили внимание на решении следующих задач:
Определить психолого-педагогические основы содержания экологического образования;
Определить значение игры в процессе экологического образования;
Введение
Глава I. Теоретические основы применения игр в экологическом образовании старших дошкольников
1.1 Психолого-педагогические особенности экологического образования детей старшего дошкольного возраста
1.2 Роль игр в экологическом образовании старших дошкольников
1.3 Методика использования игр как средства экологического образования старших дошкольников
Глава II. Практический опыт использования игр в экологическом образовании старших дошкольников
2.1 Анализ опыта работы педагогов России по практическому применению экологических игр со старшими дошкольниками
2.2 Опыт практического применения экологических игр в Тунгокоченском районе
2.3 Ход и результаты опытно-экспериментальной работы по использованию игр в экологическом образовании старших дошкольников
Заключение
Библиографический список
Приложение
«Угадай растение»
Сейчас каждый из вас загадает комнатное растение, расскажет нам о нём, не называя его. А мы по рассказу отгадаем растение и назовём его.
Игра с мячом «Я знаю»
Дети становятся в круг, в центре - воспитатель с мячом. Воспитатель бросает ребёнку мяч и называет класс объектов природы (звери, птицы, рыбы, растения, деревья, цветы). Ребёнок, поймавший мяч, говорит: «Я знаю пять названий зверей» и перечисляет (например, лось, лиса, волк, заяц, олень) и возвращает мяч воспитателю.
Аналогично называются другие классы объектов природы.
«Птицы, рыбы, звери»
Воспитатель бросает мяч ребёнку и произносит слово «птица». Ребёнок, поймавший мяч, должен подобрать видовое понятие, например «воробей», и бросить мяч обратно. Следующий ребёнок должен назвать птицу, но не повториться.
Аналогично проводится игра со словами «звери» и «рыбы».
«Воздух, земля, вода»
Воспитатель бросает мяч ребёнку и называет объект природы, например, «сорока». Ребё-нок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребёнок отвечает «вода», на слово «волк» - «земля» и т.д. Возможен и другой вариант игры: воспитатель называет слово «воздух». Ребёнок, поймавший мяч, должен назвать птицу. На слово «земля» - животное, обитающее на земле: на слово «вода» - обитателя рек, морей, озёр и океанов.
«Цепочка»
У воспитателя в руках предметная картинка с изображением объекта живой или неживой природы. Передавая картинку, сначала воспитатель, а затем каждый ребёнок по цепочке называет по одному признаку данного объекта, так, чтобы не повториться. Например, «белка» - животное, дикое, лесное, рыжее, пушистое, грызёт орехи, прыгает с ветки на ветку и т.д.
«Кто где живёт»
У воспитателя картинки с изображением животных, а у детей - с изображениями мест обитания различных животных (нора, берлога, река, дупло, гнездо и т.д.). Воспитатель показывает картинку с изображением животного. Ребёнок должен определить, где оно обитает, и если совпадает с его картинкой, «поселить» у себя, показав карточку воспитателю.
«Летает, плавает, бегает»
Воспитатель показывает или называет детям объект живой природы. Дети должны изобразить способ передвижения этого объекта. Например: при слове «зайчик» дети начинают бежать (или прыгать) на месте; при слове «карась» - имитируют плывущую рыбу; при слове «воробей» - изображают полёт птицы.
«Похожи - не похожи»
Цель игры: развивать у детей умение абстрагировать, обобщать, выделять предметы, сходные по одним свойствам и отличные по другим, сопоставлять, сравнивать предметы либо изображения.
Материал: игровой лист (экран) с тремя «окнами-прорезями», в которые вставляются ленты с условными обозначениями свойств; ленты-полоски с обозначением свойств предметов. В первое и третье «окно» вставляются полоски с изображением предметов, во второе - полоска с обозначением свойств.
Вариант 1. Ребёнку предлагается установить «экран» так, чтобы в первом и третьем окне разместились предметы, обладающие свойством, указанным во втором окне. На начальном этапе освоения игры свойство задаётся взрослым, затем дети самостоятельно могут устанавливать понравившийся признак. Например, первое окно - яблоко, второе окно - круг, третье окно - мяч.
Вариант 2. Один ребёнок устанавливает первое окно, второй - выбирает и устанавливает свойство, которым данный предмет обладает, третий - должен подобрать предмет, подходящий к первому и второму окну. За каждый верный выбор дети получают фишку. После первого тура дети меняются местами.
Вариант 3. Используется на заключительных этапах освоения. Играть можно с большой группой детей. Ребёнок загадывает «загадку» - выстраивает в первом и третьем окне изображения обладающие общим свойством, при этом второе окно скрыто. Остальные дети догадываются, чем изображённые предметы похожи. Ребёнок, верно назвавший общее свойство, получает право открыть второе окно или загадать новую загадку.
«Выбери нужное»
На Столе рассыпаны предметные картинки. Воспитатель называет какое-либо свойство или признак, а дети должны выбрать как можно больше предметов, которые этим свойством обладают. Например: «зелёный» - это могут быть картинки листочка, дерева, огурца, капусты, кузнечика, ящерицы и т.д. Или: «влажный» - вода, роса, облако, туман, иней и т.д.
«Две корзины»
На столе муляжи или картинки овощей и фруктов. Дети должны их разложить на две корзины. При этом предметы могут делиться не только по принадлежности к фруктам или овощам, но и по цвету, по форме, твёрдости - мягкости, вкусу или даже запаху.
«Береги природу»
На столе или наборном полотне картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т.д. Воспитатель убирает одну из картинок, и дети должны рассказать, что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет спрятанного объекта. Например: убирает птицу - что будет с остальными животными, с человеком, с растениями и т.д.
Приложение 2
Прогулка № 1
«Первый снег»
Наблюдение:
Понаблюдать, как окружаться первые снежинки, как затягиваются лужицы непрочной ледяной коркой. Обратить внимание на то, что иногда идет дождь со снегом, а иногда и град. Почему тает первый снег, рассказать детям о поздней осени, определить отличия поздней осени от ранней. Ноябрь - последний месяц сени, скоро настанет зима. Заметить, что реки покрылись льдом. По приходу в группу детям можно предложить нарисовать состояние погоды (деревья, лужицы, снег, небо)
Художественное слово:
Снежок порхает, кружится, на улице бело.
И превратились лужицы в холодное стекло.
З. Александрова
Снежинки пуховые, веселые живые!
Вы кружитесь, мерцаете в молчании лесном
И землю устилаете блестящим серебром.
А. Липецкий
Загадки:
Скатерть бела, всю землю одела (снег)
Бел, а не сахар, ног нет, а идет (снег)
Покружилась звездочка в воздухе немножко,
Села и растаяла на моей ладошке. (снежинка)
Дидактическая игра: «Доскажи фразу»
Цель: научить согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе и падеже.
Ход игры: ребенку предлагается закончить фразу. Ответив на вопросы, «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?».
Труд и индивидуальные физические упражнения:
очистить дорожку от снега.
Метание снежков в цель.
Подвижная игра:
«Перебежки»
Цель: упражнение в быстроте и ловкости.
Ход игры: водящий - в середине площадки. Игроки перебегают из одного «домика» в другой. Водящий ловит игроков.
Прогулка № 2
«Морозный солнечный денек»
Наблюдение:
В солнечный день обратите внимание детей на красоту зимнего пейзажа (кругом бело, светло, снег сверкает на солнце, небо голубое). Отметить какое солнце (тусклое, яркое, закрыто тучами). Вспомнить какое оно было вчера.
Обратить внимание детей на то, что зимой солнце не греет, не поднимается высоко, путь его становится короче. Сделать выводы, что солнце все позже восходит и все раньше заходит, из-за этого уменьшается день. В январе день заметно увеличивается, но становится все холоднее.
Художественное слово:
Стали дни короче, солнце светит мало,
Вот пришли морозы и зима настала.
И. Суриков.
Под голубыми небесами великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит.
А. Пушкин.
Мороз и солнце - день чудесный.
А. Пушкин.
Загадки:
Хлеба не ело, водицы не пило,
А всех обогрело и всех осветило. (солнце)
Что за шарик золотой по небу катается,
По небу катается, людям улыбается? (солнце)
Что выше леса, краше света, без огня горит? (солнце)
Дидактические игры:
«Что сначала, что потом»
Цель: закрепить знания о временах года.
«Кто больше знает слов?»
Цель: найти слова со звуком «с» в начале слова.
Ход игры: воспитатель предлагает детям оглядеться и назвать предметы на звук «с».
Труд и индивидуальные физические упражнения:
Постройка горки.
Ходьба по ограниченной поверхности.
Подвижные игры:
«Салочки-выручалочки»
Цель: научить быстро бегать в разных направлениях, не сталкиваясь друг с другом.
Ход игры:
Салочка нас не догонит, салочке нас не поймать.
Мы умеем быстро бегать и друг друга выручать.
Дети с последними словами убегают. Тот, кого осалили, должен остановиться.
«поймай за хвост»
Цель: научит бегу в колоне, держась правой рукой за плечо впереди стоящего
Ход игры: дети встают колонной. «Голова» пытается поймать свой «хвост».
Прогулка № 3
«Зимние забавы»
Наблюдение:
Познакомить детей с названием каждой постройки и с их предназначением. Разобрать правила игры на площадке.
Спросить, какую форму напоминают им постройки, для чего их можно использовать. По приходу в группу можно предложить детям доступными им средствами выразительности передать увиденное на участке (рисование, лепка)
Художественное слово:
Как на горке, на горе на широком на дворе
Кто на санках, кто на лыжах,
Кто повыше, кто пониже,
Кто потише, кто с разбегу, кто по льду, кто по снегу.
С горки - ух, на горку - ух,
Бух! Захватывает дух!
А. Прокофьев
Мчусь как ветер на коньках вдоль лесной опушки…
Рукавички на руках, шапка на макушке.
С. Черный
Загадки:
Меня хлопали лопатой, меня сделали горбатой,
Меня били, колотили! Ледяной водой облили,
И скатились все потом с моего горба гуртом. (горка)
Бегут по дорожке доски да ножки (лыжи)
Под гору - лечу, в гору - тащу. (санки)
Есть, ребята, у меня два серебряных коня,
Езжу сразу на обоих. Что за кони у меня? (коньки)
Дидактические игры:
«Придумать предложение»
Цель: развивать связную речь, умение правильно построить распространенное предложение.
Ход игры: дети придумывают предложение с заданным словом.
Труд и индивидуальные физические упражнения:
Подремонтировать снежные постройки.
Метание снежков в снежную корзину.
Подвижные игры:
«Зимние забавы»
Цель: развивать координацию речи с движением, общие речевые навыки.
Ход игры:
Мы бежим с тобой на лыжах, дети изображают ходьбу на лыжах.
Снег холодный лыжи лижет,
А потом - на коньках, дети изображают бег на коньках.
Но упали мы. Ах! Падают.
А потом снежки лепили, стоят, сжимают воображаемый снег.
А потом снежки катали катят воображаемый комок.
А потом без сил упали. Падают.
И домой мы побежали. Бегут по кругу.
Прогулка № 4
«Где чей след»
Наблюдение:
На свежее выпавшем снегу показать детям следы птиц, собак, кошек. Спросить, кто (что) еще может оставить следы.
Спросить у детей, чем отличается, следы птиц от следов зверей, человека. Спросить, кто в лесу петляет, путает следы, почему.
Художественное слово:
Это кто тут наследил: бегемот иль крокодил?
Здесь играли дети: Танечки и Пети!
С. Маршак.
Ох, как заяц напетлял, от лисы он убегал.
Волку не достался и живой остался.
Л. Воронкова.
Загадки:
Потеряла Вероничка на прогулке рукавичку.
Тишке равных в сыске нет, без труда найдет он …. (след)
Дидактические игры:
«Чьи следы?»
Цель: образование притяжательных прилагательных.
Ход игры: воспитатель рисует на снегу следы животных и птиц. Дети отгадывают, чьи следы, и образовывают притяжательные прилагательные.
Труд и индивидуальные физические упражнения:
Собирать выносной материал, отчищать от снега.
Пройти точно по следам.
Подвижная игра:
«Казаки - разбойники»
Цель: развивать умение ориентироваться на местности.
Ход игры: дети делятся на две команды: «казаки», «разбойники». «Казаки» убегают и прячутся, а «разбойники» их ищут по следам - стрелкам.
Прогулка № 5
«Как стали одеваться люди»
Наблюдение:
Обратить внимание детей на одежду прохожих, детей. Уточнить, какая эта одежда по сезону, теплая или нет. Почему? Закрепить название частей одежды, название материала, из которого одежда сшита. Во вторую половину дня можно предложить детям аппликацию на тему «Зимняя одежда для куклы Маши».
Информация о работе Роль игр в экологическом образовании старших дошкольников