Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 19:23, курсовая работа
Цель работы.
I. На основе анализа теоретической литературы:
1. Определить значение игры для психического и физического развития ребенка;
2. Показать роль игры как важного средства воспитания;
3. Классифицировать игры по способам организации.
Введение
Глава I Теория игры (методологическая основа)
§ 1.Социальная природа игры.
§ 2.Классификация игр.
§ 3.Игры,
§ 3.1.Игры детей дошкольного возраста
§ 3.2 Игры детей младшего школьного возраста
§ 3.3 Игры детей подросткового возраста
Выводы
Глава ІІ Методика и организация игр во вне-учебной работе.
§1. Организация сюжетно-ролевых игр в условиях лагеря
§2.Педагогическое руководство организаций игр.
Выводы
Список используемой литературы
Поведение и деятельность подростка во многом определяются особенностями самооценки. Очень важно для нормального развития личности подростка, чтобы его самооценка была адекватной. Если самооценка не адекватная, то могут формироваться такие качества, как неуверенность или излишняя самоуверенность. В связи с этим у подростка часто возникают проблемы с окружающими.
В подростковом возрасте у ребенка происходит демонстративное отмежевание от детства, постоянное и активное самоутверждение на позиции «я – взрослый». Поэтому в энергичной самостоятельной деятельности подростки видят средства приближения к идеалу взрослости.
Подросток полог противоречий. Недаром у поэта Е. Винокурова сказано:
Отрочество – это беспокойство:
«Вдруг я не такой, как все?»
И ужас. «Вдруг я такой, как все?»
Противоречия переходного периода выразительно изображены В. Леви в форме воображаемого монолога перед взрослыми. «… Хватит меня принимать за дурачка, за ребенка, я уже взрослый. Прошу на равных, да, требую уважения! Но тот малый остаток детства, который у меня еще есть, - дайте дожить, доиграть, оставьте, это мое!..»
Все это приводит к
обостренной потребности
Для подростка характерно повышенное внимание к себе и своим переживаниям. Что зависит от его стремления удовлетворять тем требованиям, которые он предъявляет к своей личности, и которые предъявляют к нему окружающие. А так же от той большой чувствительности и эмоциональности, которые свойственны подросткам.
В связи с этим у подростка, как и у младшего школьника, сохраняется противоречие между возможным и желаемым. Именно благодаря тому, что подросток стремится всячески претворить в жизнь свои идеалы, стремится во всем быть взрослым, он яснее осознает невозможность немедленного осуществления многих своих мечтаний.
Явно претендуя на позицию взрослого, старшие подростки 13-14 лет редко затевают творческие ролевые игры. Они хотят все желаемое осуществлять реально, а не условно в игре. Но это часто не осуществимо. И, как показывает опыт, подростки стремятся участвовать в сюжетно-ролевых играх, организованных в коллективе, в рамках которых они, как правило, осуществляют серьезную, часто трудовую деятельность.
Очень долгое время роль творческой игры в воспитании подростков недооценивалась, т.к. психологи и педагоги считали, что творческие ролевые игры к школьному возрасту уступают место играм с правилами и спортивным играм, что творческая ролевая игра вообще перестает занимать сколько-нибудь значимое место в жизни школьника.
В целях постепенного перехода от детства к взрослости необходима особая переходная форма жизнедеятельности подростков. В качестве таковой может выступать ролевая игра, т.к. в игровой роли играющий воспроизводит не содержание социальной роли, а «усвоение общественного опыта» и реализация собственной сущности производится человеком посредством выполнения той или иной социальной роли в процессе деятельности. Лишь «выполняя» роль, он включается в систему общественных отношений.
М.И. Бобнева этот период выделяет как игровой этап в формировании личности и определяет его как закономерный в освоении условий жизнедеятельности.
Почему игра в подростковом возрасте является средством освоения социального опыта? Игра для подростка является привычным способом действия. В такой связи Бобнева М.И. дает определение игры как «индивидуализированной формы социализации» и «социальной формы индивидуализации».
Такое определение автор соотносит с закономерностями, которым подчиняется развитие личности, а именно типизацией как формированием заданных группой и обществом стереотипов, и индивидуализацией как накоплением индивидуального опыта социального поведения, отношения к приписываемым ее социальным ролям. Игра приобщает «играющих» к реальному миру в индивидуализированной форме.
Игровая деятельность подростков отличается от игровой деятельности детей младшего школьного возраста. Видимо, тем, что в ней он не действует именно так, как он может и умеет, но в новых условиях и раскрывает свои возможности, прежде невостребованные. Игра предлагает новые условия для подростка, а не игру во взрослых.
Общее количество игр в подростковом возрасте необычайно велико. В проведенном исследовании В.М. Григорьевым, выявлено, что у одного подростка в течение года может быть от 372 до 818 различных игр и забав. В результате наблюдения более чем за сотней подростков у них было зафиксировано более 1400 игр в течение года, из которых 120 были сюжетно-ролевыми. Так что существующее мнение, среди некоторых педагогов, о резком сокращении ролевых игр среди подростков не подтверждается практикой.
На мой взгляд, трудность вовлечения подростка в игру состоит в том, что, желая быть «взрослым», подросток принимает позицию взрослого, то есть начинает относиться к игре как детской забаве. Как указано выше, для него очень важно мнение о нем сверстников, и подросток боится быть уличенным в детской игре.
Бурное развитие воображения у подростков. Их стремление «просмотреть» и «примерить» взрослые роли и отношения, сохранив при этом полную автономию и независимость, приводят к активному использованию игр - фантазирования, игр - грез. Эти игры А.Н. Леонтьев относит к рубежным играм, т.е. находящимся на грани игры и неигровой творческой деятельности.
В эти игры подростки играют, как правило, по двое или в одиночестве. Одна из причин заключена в том, что в реальных играх роли распределяют лидеры. Большинство «играющих» должны удовлетворяться той ролью, которая достанется.
В играх - фантазирования автор игры не только обеспечивает себе желаемую роль, но здесь идет отождествление со всеми ролями.
В ролевых играх подростки стремятся к групповому сотрудничеству. Подростки способны не только придумать весь ход игры, но и без помощи взрослых организовать достаточно сложную совместную деятельность, где игра и труд тесно переплетены.
У подростков мальчиков более обострена потребность в активном, действенном утверждении себя взрослыми по сравнению с девочками. Сюжеты для игр они берут из фильмов.
Большое место в подростковом возрасте занимают спортивные игры. Они привлекательны для учащихся данного возраста своей остротой и боевой целенаправленностью, возможностью проявить свои физические качества, а также силу воли.
В игровой деятельности подростков на первый план выступает смекалка, ориентировка, смелость. Подросток проявляет повышенные требования к точному соблюдению правил игры и к качеству игровой деятельности, он хочет не просто играть, а овладевать «мастерством» игры, т.е. вырабатывать в игре необходимые для неё навыки, развивать определенные личные качества.
Игры подростков по сравнению с играми младших школьников носят более устойчивый характер. Подростки организуются нередко в более или менее постоянные игровые коллективы с распределением ролей, с установлением некоторых традиций, с тенденцией бороться за честь этого коллектива. В связи с этим становится более устойчивым и соревнование в игре. Соревнования длятся иногда в течение продолжительного времени.
Индивидуальные интересы к различным играм у подростков приобретают известную устойчивость. В этом возрасте выделяются любители подвижных или комнатных настольных игр, футболисты или волейболисты, шахматисты и т.д. Некоторым подросткам больше нравятся игры строительные, например, конструирование.
Однако эти содержательные игры не исчерпывают всех воспитательных возможностей игровой деятельности, которые могут быть использованы в работе с подростками.
Выводы
Принципы игрового общения, обеспечивающие саморазвитие личности следующие:
Разумеется, ни один из приведенных принципов игрового общения не «работает» изолированно от других.
Особое значение имеют ролевые игры. В их применениях осуществляются такие подходы: психологическая теория игры и социально-психологическая теория ролевого поведения.
Структурной единицей игры является роль. Ролевые игры в центре ставят личностный подход, психологию межличностных отношений. Объектом внимания игровых ситуаций ролевого характера является разрешение психологических конфликтов, оценочное отношение к себе и окружающим, мотивация поступков и т.д.
В качестве основных единиц игры выделяют также мнимую ситуацию, сюжет и содержание, т.к. именно этим компонентам в значительной степени принадлежат регулирующие функции.
Глава ІІ Методика и организация игр во вне-учебной работе.
§1. Организация сюжетно-ролевых игр в условиях лагеря
В условиях лагеря перед вожатым (воспитателем) с первых дней ставится задача помочь ребятам адаптироваться к новым условиям жизнедеятельности, помочь ребятам познакомиться друг с другом, создать на базе отряда коллектив, сплотить ребят, способствовать развитию отношений между ними, создать ощущение радости, хорошего эмоционально настроя.
Для этого целесообразно
провести следующие коллективно-
Все эти игры способствуют созданию хорошего настроения и нацеливают детей на доброжелательные отношения друг с другом.
Для выявления лидера в микрогруппах проводилась игра «Молекула-Хаос».Дети делились на команды (2 или 3). И им предлагались различные задания. Например- построиться по:
Оценивалось время, за которое команды выполняли задания и правильность выполнения. Выигрывала та команда, которая сумела быстрее организоваться и распределиться.
После организационного периода проводятся коллективно-творческие игры: «Ромашка», «Конкурс актёрского мастерства» на выявление творческих способностей и на сплочение коллектива.
«Ромашка»
Эту игру можно проводить как командную, так и индивидуальную или групповую (2-3 человека). Игроки поочерёдно вытягивают по лепестку ромашки с различными творческими заданиями.
Примерные задания:
-изобразить картину «Три богатыря»;
-показать фрагмент сказки «Колобок»;
-исполнить 3 песни, начинающиеся вопросом;
-мимикой и жестами показать пословицу и т.п.
«Конкурс активного мастерства»
Количество игроков неограниченно. Конкурс проходит в 3 этапа: массовый, парный и индивидуальный.
Конкурсные задания составляются в зависимости от состава и возраста участников.
Когда не позволяют погодные условия проводить игры на воздухе, можно проводить в комнате игры спортивного характера, требующие внимательности, сосредоточенности, на развитие логического и абстрактного мышления.
К таким играм относятся: «Нарисуй слово», «Загадочный предмет», «Черный ящик», «Детективы», «Пожалуйста» или «Капитаны». А также различные настольные игры, в т.ч. «шашки», «шахматы». Можно устроить состязание по этим играм с награждением и призами.
Обычно подростков привлекает игра, которая охватывает детей не одного отряда, а целой дружины. Такая игра приобретает как бы общественное значение и потому больше нравится старшим ребятам. Организация игр на первый взгляд представляет трудности, т.к. при этом должны быть учтены возрастные особенности младших и старших ребят. Однако не так уж трудно добиться сочетания интересов разных по возрасту школьников, если подходить серьезно к распределению ролей в игре и стремиться приблизить игровые эпизоды к ситуациям действительной жизни, последнее привлекает к себе школьников подросткового возраста.
Информация о работе Роль игры в психическом развитии ребенка