Роль игры в психическом развитии ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 19:23, курсовая работа

Описание

Цель работы.
I. На основе анализа теоретической литературы:
1. Определить значение игры для психического и физического развития ребенка;
2. Показать роль игры как важного средства воспитания;
3. Классифицировать игры по способам организации.

Содержание

Введение
Глава I Теория игры (методологическая основа)
§ 1.Социальная природа игры.
§ 2.Классификация игр.
§ 3.Игры,
§ 3.1.Игры детей дошкольного возраста
§ 3.2 Игры детей младшего школьного возраста
§ 3.3 Игры детей подросткового возраста
Выводы
Глава ІІ Методика и организация игр во вне-учебной работе.
§1. Организация сюжетно-ролевых игр в условиях лагеря
§2.Педагогическое руководство организаций игр.
Выводы
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

по методике мат-ки.doc

— 137.00 Кб (Скачать документ)

В детских оздоровительных  центрах не раз наблюдались такие  игры, в которых с удовольствием  участвовали все дети. Приведу  описание одной из таких игр.

Игра начиналась после  ужина, хотя подготовка к ней велась в течение всего дня. План игры был придуман вожатым совместно с представителем отрядов. Игра называлась «Охота на мамонтов», и была подчинена общей идеи недели истории. Чтобы всем было интересно, в соответствии с этим распределили роли.

Несколько ребят были выбраны в качестве «мамонтов», это 12 человек. По несколько человек из старших отрядов выбрали в качестве «охотников» для организации нескольких этапов, которые они должны были преодолеть. Здесь были встречи с «волками»,  «болото», нужно было пройти через  «ущелье» по сваленному дереву, и много других «неожиданностей»

Все отряды выходили «на  охоту» через несколько минут. Причем это были не отряды, а «племена дикарей» со всеми соответствующими атрибутами. Ребята готовили костюмы, не обошлось и без грима, им непременно хотелось идти в битву с «боевой раскраской» на лицах. В конце игры все довольные «дикари» собрались на костер. Каждое «племя дикарей» с визгами исполняло «ритуальные танцы»,которые готовили в течении дня, и бросали свои трофеи в огонь. После этого водили хороводы, дружили с соседними племенами.

Эта игра имела успех, т.к. в ней было все то, что необходимо для младших школьников, и в  то же время в ней был полный простор, все условия для проявления лучших качеств: трудность, элементы соревнования, и своя важная интересная роль у каждого из играющих.

Вопрос о сочетании  игры и труда должны решаться в  зависимости от двух обстоятельств, определяющих отношение детей к  любому делу.

Во-первых, насколько  она представляется детям серьезным, важным.

Во-вторых, от того, насколько доступны детям навыки, умения и организация этого дела.

Каждая игра, как показывает опыт работы, оказывает свое воспитательное влияние, когда в перспективе  её находится серьёзное дело, и  когда на всем протяжении игры дети видят практическую ценность для  людей того дела, которое они совершают в форме игры.

§2.Педагогическое руководство организаций игр.

Чтобы эффективно воспитывать  школьников, недостаточно знать набор  игр. Игра, как и  любое другое средство, становится воспитательным фактором только при соблюдении ряда условий.

Главное из них - это отношение  педагога к детям, которое выражается при помощи игровых приемов. Его  можно назвать игровой позицией педагога.

Организаторы игры в  условиях лагеря признаются, что самый  трудный момент в организации игры - это вовлечение педагогов в игровую позицию. Встречаются педагоги, которые до конца смены не «входят» в игру.

Можно заметить, что, если по отношению к ребенку мы говорим  о воспитании игрой, то по отношению  к педагогу это испытание игрой. Игровая позиция  педагога это, прежде всего, особый стиль отношений между взрослыми и детьми.

Интересен сам процесс  овладения игровым педагогическим методом.  Никакие рассказы об игровом  методе не дадут этого представления  о воспитательном значении игры, какое может сложиться почти мгновенно, если педагог сам включит себя в систему игровых действий, начнет играть.

Игровая позиция педагога потому и превращает игру в воспитательный фактор, что способствует гуманизации  взаимоотношений «учитель-ученик».

Это основная функция игровой позиции педагога, которая способствует созданию творческой атмосферы.

Очень многие игры, которые  проходят неудачно и не заинтересовывают детей, страдают одним недостатком- отсутствием четко продуманной  роли для каждого участника. Поэтому при организации игр педагог должен умело распределить роли между участниками, учитывая индивидуальные особенности и интересы детей.

Условия развертывания  самодеятельных игр школьников позволяет  понять, почему творческие игры, организуемые взрослыми, подчас не увлекают детей.

Взрослые, организуя игру, должны создать то общее, единое отношение  у детей к игре, которое всегда уже существует у группы детей, объединенных самостоятельной игрой. Взрослый должен сам обеспечить интимность, серьезность  и общность отношений к игре у всех играющих. Иначе игра не состоится, а это возможно, когда он сам серьезно и чутко отнесется к игре.

Отсюда вытекает первое требование, которому должна удовлетворять  специально организованная игра. Оно  состоит в том, что большинство играющих должны быть заинтересованы в её сюжете.

Инициатива в самой  игре должна принадлежать детям, даже если предложил её взрослый. Ни в  коем случае взрослый не должен навязывать игру детям, если они не заинтересованы, т.к. эта  затея не только обречена на провал, но и создаёт недоброжелательные отношения между педагогом и детьми.

Правильное отношение  к игре, специально организованной с воспитательными целями, взрослый может создать только при том  условии, когда он сам считает  её нужной и серьезной деятельностью, увлечен идеей  игры, её замыслом и хочет увлечь ими детей. Однако, замысел игры всегда должен соответствовать интересам детей, иначе они не будут увлечены им т.е. к педагогу предъявляются огромные требования.

Часто при проведении сюжетно-ролевых игр с детьми школьного возраста педагоги сталкиваются не с отсутствием интереса детей к какой-либо стороне деятельности взрослых, не с тем, что трудно пробудить стремление играть на данном сюжете, а с трудностью развертывания самой игры. Поэтому функция взрослого не должна заканчиваться разработанным совместно с детьми планом игры ,а только начинаться в тот момент. Главное дело взрослого не начать игру, а провести её. Причем провести её так, чтобы в процессе игры были решены те воспитательные задачи, которые педагог ставит в своей работе с данным коллективом.

Если взрослый не выполняет пришедших к нему с игрой обязанностей, игра распадается. Многие считают, что она распалась, потому что ребята не испытывали интереса к ней. Так утешают себя педагоги, которые сами не заинтересованы и не хотят тратить своё время, силы и энергию на то, что в глубине души, видимо, считают не столь важным. На самом деле, если уже начатая игра распадается или не приносит ожидаемого эффекта, как правило, виноват в этом организатор игры.

Игра становится действительным средством воспитания при условии  целенаправленной педагогической работы. Содержание  педагогического руководства игрой включает 3 этапа.

В предигровой (подготовительный) период воспитатель помогает детям  выбрать игру или придумать новую, согласовать замыслы, распределить роли. Кроме того, важно помочь подобрать реквизиты, разобраться в правилах.

В ходе игры главное - способствовать развитию самостоятельности и творчества, регулировать нравственную обстановку.

Этап подведения итогов важен для всех видов игр. Основное внимание педагог должен уделить  справедливой оценке каждого ребенка, определению победителя и проигравшего. Помимо воображаемых или предписанных правилами отношений в процессе игры возникают отношения реальные: дружба или вражда, возникнув в играх, могут переходить в повседневную жизнь детей. Так нельзя проводить игры-соревнования в конфликтном коллективе.

В после игровой период задача педагога - закрепить возникающие  в играх положительные  проявления и тормозить негативные.

Активное использование  детской игры способствует повышению  эффективности воспитательного процесса.

Заключение

Результатом курсовой работы является обобщение педагогического  опыта по организации игр и  их изучению, сделаны выводы о значении игры для психического и физического  развития ребенка.

На основании наблюдений и опыта организации игр раскрыта зависимость уровня развития и типа игры от возрастных особенностей. Так же представлены методические рекомендации по организации игр.

Для того чтобы игра была эффективным средством развития и воспитания ребенка, при организации  и проведении игр необходимо выполнение следующих условий:

1. Содержание игры должно служить развитию и воспитанию. Игры должны быть обязательно:

а) эмоциональные (чтобы  привлекали ребенка, доставляли ему  удовольствие, радость);

б) познавательные, обучающие (ребенок должен учиться чему-то новому, что-то узнавать, решать, мыслить);

в) игры должны быть социально  ориентированные.

2. Основная цель педагога - последовательно руководить процессом формирования самостоятельной игры у каждого ребенка и коллектива в целом ,т.к.только игра в форме детской самостоятельности в наибольшей степени влияет на психическое развитие ребенка. В этом заключается её педагогическая ценность. Необходимо, чтобы игра не потеряла своей ценности, свободы и непринужденности.

3. Необходим учет индивидуальных и возрастных особенностей.

При соблюдении этих условий  игра будет служить развитию и  воспитанию ребенка.

Литература.

1)      Аникеева  Н.П. Воспитание игрой. Книга  для учителя. - М.: Просвещение, 1987.

2)      Аникеева  Н.П. Психологический климат в коллективе. - М.: Просвещение, 1989.

3)      Аникеева  Н.П. Учителю о психологическом  климате в коллективе.-М.,1983

4)      Бобнева   М.И. Психологические проблемы  социального развития личности.-М.,1979.

5)      Воспитание  детей в игре./Сост. Бондаренко С.М.-М., 1983.

6)      Выготский  Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 1991.

7)      Выготский  Л.С.Воображение и творчество  в детском возрасте. - М., 1991.

8)      Кон  И.С. Социология личности. - М., 1968.

9)      Левитов  Н.Д. Психологические особенности подростков. – М.: Просвещение, 1967.

10)   Спиваковская  А.С. Игра-это серьезно. - М.: Педагогика, 1981.

11)   Усова А.Б.  Роль игры в воспитании детей. - М., 1976.

12)   Эльконин Д.Б.  Особенности психического развития  детей 6-7 летнего возраста. - М., 1988.

13)   Эльконин Д.Б.  Психология игры. - М.: Педагогика, 1978.




Информация о работе Роль игры в психическом развитии ребенка