Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2010 в 15:06, контрольная работа
Детский фольклор - явление уникальное по своему разнообразию: в нём сосуществует огромное множество жанров, каждый из которых связан практически со всеми проявлениями жизни ребёнка. У каждого жанра - своя история и своё назначение. Одни появились в глубокой древности, другие - совсем недавно, те призваны развлекать, а эти - чему-то научить, третьи помогают маленькому человеку сориентироваться в большом мире…
1. Пестушки, потешки, колыбельные песни, прибаутки, небылицы-перевёртыши
2. Молчанки, голосянки, игровые приговоры, считалки, мирилки, скороговорки, жеребьевые сговорки, сечки
3. Заклички, приговоры
4. Дразнилки и поддёвки
5. Загадки
6. Частушки, нелепицы, нескладухи
7. Докучные сказки
8. Страшилки, садистские стишки, антистрашилки
9. Анекдоты, озорные песенки, школьные стишки
Список литературы
Министерство образования и науки Удмуртской Республики
ГОУ СПО
"Удмуртский республиканский социально-педагогический
колледж"
Контрольная работа по Детскому фольклору
Тема: "Роль
малых жанров русского детского фольклора
в развитии и воспитании ребенка"
Специальность: 050704
"Дошкольное образование"
Выполнила студент гр. 33Б
Чумакова Вера Алексеевна
Проверил:
Филимонов Ю.А.
Ижевск 2009г.
План
1. Пестушки, потешки, колыбельные песни, прибаутки, небылицы-перевёртыши
2. Молчанки, голосянки, игровые приговоры, считалки, мирилки, скороговорки, жеребьевые сговорки, сечки
3. Заклички, приговоры
4. Дразнилки и поддёвки
5. Загадки
6. Частушки, нелепицы, нескладухи
7. Докучные сказки
8. Страшилки, садистские стишки, антистрашилки
9. Анекдоты, озорные песенки, школьные стишки
Список литературы
Произведения детского фольклора исполняют взрослые для детей (материнский фольклор) и сами дети (собственно детский фольклор). Материнский фольклор включает произведения, созданные взрослыми ради игры с совсем маленькими детьми (до 5— 6 лет). Они побуждают ребенка к бодрствованию и физическим действиям. Фольклор, исполняемый самими детьми, отражает их собственную творческую активность в слове, организует игровые действия детского коллектива. В него входят произведения взрослых, перешедшие к детям, и произведения, сочиненные самими детьми. Границу между материнским и собственно детским фольклором провести не всегда вероятно, так как с 4-5 лет дети начинают подражать взрослым, повторяя игровые тексты.
Детский фольклор - явление уникальное по своему разнообразию: в нём сосуществует огромное множество жанров, каждый из которых связан практически со всеми проявлениями жизни ребёнка. У каждого жанра - своя история и своё назначение. Одни появились в глубокой древности, другие - совсем недавно, те призваны развлекать, а эти - чему-то научить, третьи помогают маленькому человеку сориентироваться в большом мире…
1.
Пестушки, потешки,
колыбельные песни,
прибаутки, небылицы-
Пестушки, потешки,
колыбельные песни, прибаутки, небылицы-перевёртыши
– это так называемая материнская поэзия.
Она предназначена для самых маленьких
и входит в жизнь ребёнка буквально с первых
дней.
Пестушки (от "пестовать" - нянчить,
растить, воспитывать) - это короткие ритмичные
приговоры, сопровождающие разные занятия
с младенцем в первые месяцы его жизни:
пробуждение, умывание, одевание, обучение
ходьбе. Для пестушек одинаково важны
и содержание, и ритм, они связаны с физическим
и эмоциональным развитием ребёнка, помогают
ему двигаться, и создают особое настроение.
Пробуждение:
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь,
Деткам спать не даешь?
Потягушки:
Потягушечки, потянись,
Поскорей, скорей проснись.
Умывание:
Ладушки, ладушки,
С мылом моем лапушки.
Чистые ладошки,
Вот вам хлеб и ложки.
Одевание:
Наша Катя маленька,
На ней шубка аленька,
Опушка бобровая,
Катя чернобровая.
Кормление:
Серый еж-ежок
Испек пирожок,
Лисица-лиса
Калачей принесла,
Старик кабан
Налил меду жбан,
Идут Машеньку звать
На полянке пировать!
Можно сказать, что колыбельные песенки – это тоже пестушки, только связанные со сном. В старину мать замечала, под какие слова и напевы дети лучше засыпают, запоминала их, повторяла. За ней эти песни повторяла своим младшим братьям и сестрам старшая дочь. Так они и переходили из поколения в поколение. В таких песенках чаще всего говорится о тишине и покое.
Ой, люли-люлюшеньки,
Баиньки-баюшеньки...
Сладко спи по ночам,
Да расти по часам.
Ночь пришла,
Темноту привела,
Задремал петушок,
Запел сверчок.
Вышла маменька,
Закрыла ставеньку.
Засыпай,
Баю-бай.
Баю-баю, баю-бай,
Спи мой (имя) засыпай,
Гуленьки-гуленьки,
Сели к (имя) в люленьку,
Стали люленьку качать,
Стали (имя) величать:
Месяц взошел
Баю-баюшки-баю!
Во лазоревом краю
Солнце село,
Скрылось прочь,
День угас, настала ночь.
Тишина в лугах,
в лесах,
Звезды ходят в небесах,
И дудит им во рожок
Тихий месяц-пастушок.
Он дудит, дудит,
играет,
Складно песню напевает,
Да негромкая она,
Только звездам и слышна.
Только звездам,
только ночке
В синей сини над селом...
А для нашего сыночка
Сами песню мы споем.
Мы сыночка
покачаем
Под припевочку свою:
В ней начало: "Баю-баю!"
А конец: "Баю-баю!"
Спи, дитя, усни.
Сладко спи, ребенок мой,
Глазки поскорей закрой
Баю-баю, птенчик спать!
Будет мать тебя качать,
Папа сон оберегать.
Подрастая, малыш
знакомится с потешками - короткими
игровыми присловьями. Слушая, повторяя
и запоминая рифмованные
- Ладушки, ладушки!
Где были?
- У бабушки!
- Что ели?
- Кашку!
- Что пили?
- Бражку.
Бражка сладенька,
Бабушка добренька.
Попили, поели,
Шу, полетели!
На головку сели!
Сели, посидели,
Прочь улетели!
Сорока-ворона
Кашу варила,
Деток кормила,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
"Мал, мал, не хорош!
Ты водички не принес.
Кыш, пошел!"
Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая -
За малыми ребятами,
Ножками топ-топ.
Глазками хлоп-хлоп.
Кто каши не ест,
Кто молока не пьет,
Того забодает,
Забодает, забодает!
Прибаутки или забавушки в чём-то сродни потешкам, это небольшие стихотворные сказочки с ярким динамичным сюжетом. Они не связаны с конкретными действиями или играми, а предназначены для развлечения малыша.
И-та-та, и-та-та,
Вышла кошка за кота,
За кота котовича,
За Иван Петровича.
Ай, дуду, ай, дуду,
Потерял мужик дугу.
Потерял мужик дугу
За поленницей в углу.
Шарил, шарил - не нашел,
Так заплакал и ушел.
Журавли доску
точили,
Кулики баню топили.
Они парились,
С полки сваливались.
Дон, дон, дон!
Загорелся кошкин дом.
Бежит курица с ведром -
Заливать кошкин дом.
Наехали на галку
Разбойнички,
Сняли они с галки
Синь кафтан.
Не в чем галочке
По городу гулять.
Плачет галка,
Да негде взять.
Как повадился
коток
К бабке Марье в погребок
Есть сметанку да творог.
Как увидели кота
Ребятишки из окна,
Они хлопнули окном,
Побежали за котом.
Ухватили кота
Поперек живота.
- Вот-то, котенька-коток,
И сметанка, и творог.
Одна из разновидностей
прибауток - небылицы-перевёртыши, такие
песенки или стишки, в которых
реальные связи предметов и явлений
нарочно смещены, нарушены. В фольклоре
небылицы существуют и как самостоятельные
произведения, и в составе сказок. В центре
небылицы - заведомо невозможная ситуация,
за которой, однако, легко угадывается
правильное положение вещей, ведь перевёртыш
обыгрывает простейшие, хорошо знакомые
явления.
"Всякая небылица в три года пригодится",
- гласит народная поговорка. Вот, что писал
по этому поводу К. Чуковский: "В подобных
стихах неправильная координация вещей
только способствует утверждению правильной,
и путём такой фантастики мы утверждаем
детей в их реалистическом представлении
о мире". Именно Чуковский ввёл термин
"перевёртыш" и досконально исследовал
это жанр. Он утверждал, что небылицы призваны
не только развлекать, забавлять малышей,
они созданы, "чтобы стимулировать умственные
силы ребёнка", а также "воспитать
в ребёнке юмор". "Любимая интеллектуальная
работа трёхлетних и четырёхлетних детей
- изобличать небылицы, делать им очную
ставку с реальными фактами", - справедливо
замечает Чуковский.
Приёмы народной небылицы в изобилии можно
встретить в авторской детской литературе
- в сказках К. Чуковского и П. П. Ершова,
в стихах С. Маршака. Из перевёртыша вырастает
вся детская парадоксально-игровая поэзия
20-го века. А вот примеры народных небылиц-перевёртышей:
Ещё где же это
видано,
Ещё где же это слыхано,
Чтобы курочка бычка родила,
Поросёночек яичко снёс…
Чтоб безрукий клеть обокрал,
Голопузому за пазуху наклал,
А слепой-то подсматривал,
А глухой-то подслушивал,
Безъязыкий "караул" закричал,
А безногий впогонь побежал.
Ехала деревня
Мимо мужика,
Вдруг из-под собаки
Лают ворота.
Я схватил дубинку,
Разрубил топор,
И по нашей кошке
Пробежал забор.
Стучит-гремит по
улице,
Фома едет на курице,
Тимошка на кошке
По кривой дорожке.
2. Молчанки, голосянки, игровые приговоры, считалки, мирилки, скороговорки, жеребьевые сговорки, сечки
Игровые жанры детского фольклора неотделимы от игры. Молчанки и голосянки (от "голосить" - "говорить, орать, петь громко, кричать нараспев") связаны с одноимёнными святочными играми. На святки в молчанку и голосянку играли и взрослые, и дети: кто-нибудь выходил на середину избы и начинал петь запевку:
Ну, давайте-ка,
ребята,
Голосянку тянуть.
Кто не дотянет,
Того за волосы-ы-ы-ы!
Участники игры должны были тянуть последний звук как можно дольше, стараясь при этом рассмешить и заставить перестать "голосить" друг друга: первый замолчавший и считался проигравшим. Играя в молчанку, наоборот, нужно было как можно дольше молчать, а первый рассмеявшийся или проговорившийся выполнял заранее условленное задание: ел угли, валялся в снегу, обливался водой…
А вот примеры современных молчанок, ставших вполне самостоятельными играми:
Ехали цыгане,
Кошку потеряли,
Кошка сдохла,
Хвост облез,
Кто слово скажет,
Тот ее и съест.
Сказки не рассказывать,
Зубки не показывать!
Кони, кони, кони
Сидели на балконе
Чай пили, в ложки били
По-турецки говорили:
"Чиби-чиби-чибичок,
Кто слово скажет,
Тому щелчок!"
Сечки - один из
самых редких и древних жанров
детского фольклора, связанный с
процессом обучения счёту. Первоначально
люди считали при помощи пальцев, затем
стали использовать небольшие предметы
(горошины, палочки...), а потом возник новый
способ счёта - нанесение зарубок, меток.
Вот тут-то и появляются сечки. Это своеобразные
словесные игры, которыми и сопровождался
процесс нанесения зарубок или "сечек".
Суть игры такова: кто-то из детей бросает
другим вызов - не считая, высечь определённое
количество таких зарубок. Тот, кто знает
решение, начинает декламировать стих,
сопровождая чтение ритмичными ударами
ножа по дереву. Например, для 15 "сечек"
может декламироваться такой стих:
Секу, секу сечку,
Высеку дощечку.
Честь, перечесть,
Все пятнадцать здесь.
Сейчас сечки
встречаются всё реже и реже. Зато
другой, близкий сечкам жанр, считается
одним из самых жизнеспособных, и
без него и по сей день трудно представить
многие детские игры. Это считалки - небольшие
стихотворные тексты с чёткой рифмо-ритмической
структурой. В считалках, по сравнению
с сечками, уже отсутствуют конкретные
действия, связанные со счётом, на первый
план выходит ритмически организованный
текст, а действие существует лишь символически:
ведущий по очереди дотрагивается или
указывает на каждого из детей.
Главным в считалке оказывается именно
ритм, часто считалка представляет собой
смешение осмысленных и бессмысленных
словосочетаний.
Информация о работе Роль малых жанров русского детского фольклера в развити и воспитании ребенка