Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2010 в 15:06, контрольная работа
Детский фольклор - явление уникальное по своему разнообразию: в нём сосуществует огромное множество жанров, каждый из которых связан практически со всеми проявлениями жизни ребёнка. У каждого жанра - своя история и своё назначение. Одни появились в глубокой древности, другие - совсем недавно, те призваны развлекать, а эти - чему-то научить, третьи помогают маленькому человеку сориентироваться в большом мире…
1. Пестушки, потешки, колыбельные песни, прибаутки, небылицы-перевёртыши
2. Молчанки, голосянки, игровые приговоры, считалки, мирилки, скороговорки, жеребьевые сговорки, сечки
3. Заклички, приговоры
4. Дразнилки и поддёвки
5. Загадки
6. Частушки, нелепицы, нескладухи
7. Докучные сказки
8. Страшилки, садистские стишки, антистрашилки
9. Анекдоты, озорные песенки, школьные стишки
Список литературы
- псевдобесконечные
(«с приращением» и «рассказ
в рассказе»), конец которой отодвигается
благодаря приращению звеньев,
в которых новой является лишь
реплика, поданная слушателем и ловко
«вплетенная» рассказчиком в ключевую
формулу сказки
- Сказать ли тебе сказку про белого бычка?
- Скажи.
- Ты скажи, да я скажи,
Да чего у нас будет,
Да доколь у нас будет,
Сказать тебе сказку про белого бычка?..
Докучная сказка
может длиться бесконечно, пока не надоест.
8. Страшилки, садистские стишки, антистрашилки
Детский фольклор - живое, постоянное обновляющееся явление, и в нём наряду с самыми древними жанрами существуют сравнительно новые формы, возраст которых исчисляется всего несколькими десятилетиями. Как правило, это жанры детского городского фольклора, например, страшилки - небольшие истории с напряжённым сюжетом и пугающим финалом. Как правило, для страшилок характерны устойчивые мотивы: "чёрная рука", "кровавое пятно", "зелёные глаза", "гроб на колёсиках" и т.д. Такой рассказ состоит из нескольких предложений, по ходу развития действия напряжение нарастает, а в финальной фразе достигает своего пика.
"Красное пятно"
Одна семья получила новую квартиру, но на стене было красное пятно. Его хотели стереть, но ничего не получилось. Тогда пятно заклеили обоями, но оно проступило сквозь обои. И каждую ночь кто-нибудь умирал. А пятно после каждой смерти становилось еще ярче.
"Черная рука наказывает за воровство"
Одна девочка была воришкой. Она воровала вещи и однажды она украла куртку. Ночью к ней в окно кто-то постучал, потом показалась рука в черной перчатке, она схватила куртку и исчезла. На следующий день девочка украла тумбочку. Ночью снова появилась рука. Она схватила тумбочку. Девочка выглянула в окно, захотев посмотреть, кто это берет вещи. И тут рука схватила девочку и, вытащив ее в окно, задушила.
"Черный дом"
В одном черном, черном лесу стоял черный, черный дом. В этом черном, черном доме была черная, черная комната. В этой черной, черной комнате стоял черный, черный стол. На этом черном, черном столе черный, черный гроб. В этом черном, черном гробу лежал черный, черный человек. (До этого момента рассказчик говорит приглушенным монотонным голосом. И дальше - резко, неожиданно громко, хватая слушателя за руку.) Отдай мое сердце!
Я спросил электрика
Петрова:
«Для чего ты намотал на шею провод?»
Петров мне ничего не отвечает,
Висит и только ботами качает.
Недолго мучилась
старушка
В высоковольтных проводах,
Ее обугленная тушка
Пугала птичек в небесах.
Появление этого жанра связано, с одной стороны, с тягой детей ко всему неизвестному и пугающему, а с другой - с попыткой преодолеть этот страх. По мере взросления страшилки перестают пугать и вызывают уже лишь смех. Об этом свидетельствует и появление своеобразной реакции на страшилки - пародийных антистрашилок. Эти истории начинаются столь же устрашающе, но финал оказывается смешным:
Чёрная-чёрная ночь. По чёрной-чёрной улице ехала чёрная-чёрная машина. На этой чёрной-чёрной машине большими белыми буквами было написано: "ХЛЕБ"!
Сидят дома дед и баба. Вдруг по радио передают: "Выбросьте скорее шкаф и холодильник! К вашему дому едет гроб на колесиках!" Они выбросили. И так выбросили все. Сидят на полу, а по радио передают: "Мы передавали русские народные сказки".
9. Анекдоты, озорные песенки, школьные стишки
Веселья, юмора,
насмешки в детском фольклоре - сколько
угодно. Одни анекдоты чего стоят! Существует
огромное количество взрослых анекдотов.
Некоторые из них попадают и в школу,
и даже в детский сад. При этом ребята часто
такие анекдоты переделывают, приспосабливают
к своим собственным понятиям.
Детские анекдоты касаются отношений
детей и родителей, учеников и учителей,
в них часто действуют герои книжек и кинофильмов,
а также взрослых анекдотов.
Мальчик приходит
домой в слезах:
- Витька дерется!
Отец засучивает рукава:
- Я ему покажу! Кто отец?
- Шварцнеггер.
Отец заворачивает рукава обратно и говорит:
- Да ты, наверное, сам виноват.
Учитель входит
в класс:
- Чей окурок?
- Ваш. Вы первый заметили!
Школьные стишки чаще всего бывают пародией, т.е. юмористической переделкой тех произведений, которые изучают на уроке:
Однажды в студеную
зимнюю пору
Сижу за решеткой в темнице сырой.
Гляжу -поднимается медленно в гору
Вскормленный в неволе орел молодой.
И шествуя важно, в спокойствии чинном,
Мой грустный товарищ, махая крылом,
В больших сапогах, в полушубке овчинном
Кровавую пищу клюет под окном.
Переделывают и песни, особенно те, которые наиболее популярны ("Дан приказ: по партам бегать...", "Пусть бегут неуклюже пионеры по лужам...").
Вместе весело
шагать
По газонам, по газонам, по газонам
И цветочки поливать
Ацетоном, ацетоном, ацетоном.
Вывод.
Фольклорная традиция, вобравшая в себя социальный и интеллектуальный опыт многих детских поколений, предоставляет ребенку-дошкольнику или младшему школьнику готовые способы решения жизненных проблем в детском сообществе. "Малые жанры" фольклора традиционно выполняли функцию регуляции игровой и коммуникативной деятельности. Культурно оформленным средством организации игровых отношений являются считалки и жеребьевки, с их помощью устранялись нежелательные конфликты по поводу деления на команды и распределения ролей.
Детские недостатки и проступки высмеивают дразнилки, благодаря которым детское сообщество осуществляет функцию воспитания: тренируется эмоциональная устойчивость, самообладание, умение отстаивать себя при нападках сверстников в адекватной форме словесной самозащиты (например, ответить дразнилкой-отговоркой, а не ударить обидчика). Дразнилка действует безотказно на жадину, плаксу, ябеду, хвастуна – значительно более действенно, чем нотации взрослого. Свои психологические и воспитательные функции у поддевок, мирилок… Причем, осуществляются эти функции без вмешательства взрослых, готовых наказать нарушителя дисциплины и правил поведения.
Вообще,
детский фольклор -
одно из самых живых
и богатых явлений
современной русской
культуры. В нем
одновременно существуют
и очень старинные
произведения, и только
что рожденные. И те,
и другие непрерывно
обновляются, переделываются.
Как и фольклор взрослых,
детский фольклор отражает
историю, идет с ней
в ногу.
Веселые стишки, смешные
песенки, забавные дразнилки,
скороговорки знают
и передают друг другу
дети всей страны. Это
общенациональное детское
искусство слов.
Список литературы
Использованы материалы сайтов:
www.arhipova.ucoz.ru
www.portal-slovo.ru
www.solnet.ee
www.folk-love.ru
Информация о работе Роль малых жанров русского детского фольклера в развити и воспитании ребенка