Роль малых жанров русского детского фольклера в развити и воспитании ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2010 в 15:06, контрольная работа

Описание

Детский фольклор - явление уникальное по своему разнообразию: в нём сосуществует огромное множество жанров, каждый из которых связан практически со всеми проявлениями жизни ребёнка. У каждого жанра - своя история и своё назначение. Одни появились в глубокой древности, другие - совсем недавно, те призваны развлекать, а эти - чему-то научить, третьи помогают маленькому человеку сориентироваться в большом мире…

Содержание

1. Пестушки, потешки, колыбельные песни, прибаутки, небылицы-перевёртыши

2. Молчанки, голосянки, игровые приговоры, считалки, мирилки, скороговорки, жеребьевые сговорки, сечки

3. Заклички, приговоры

4. Дразнилки и поддёвки

5. Загадки

6. Частушки, нелепицы, нескладухи

7. Докучные сказки

8. Страшилки, садистские стишки, антистрашилки

9. Анекдоты, озорные песенки, школьные стишки

Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Детский фольклор.doc

— 101.00 Кб (Скачать документ)

Акатэ, бакатэ, токатэ, мэ,  
Абэль, фабэль, думанэ,  
Ики, пики, граматики,  
Флёмбус.

Эни, бэни, рики, таки,  
Торба, орба, ситни бряки,  
Деос, деос, космодеос,  
Деос, деос - бац!

Вышел месяц  из тумана,  
Вынул ножик из кармана,  
Буду резать, буду бить,  
Все равно тебе водить.

Раз, два, три, четыре, пять,  
Надо солнышку вставать.  
Шесть, семь, восемь, девять, десять,  
Солнце спит, на небе месяц.  
Разбегайся кто куда,  
Завтра новая игра.

С игрой связаны  и жеребьевые сговорки. Когда игрокам надо честно разделиться на команды, два главных заводилы назначаются матками. Они стоят и ждут. К ним подходят пары:  
- Мать, а мать, чего вам дать: дуб или березу?

Первая матка  отвечает. Подходит вторая пара:

- Мать, а мать, чего вам дать: бочку с салом или казака с кинжалом?

Отвечает вторая матка и так далее. Так и  образуются команды.  
Если считалки и жеребьевые сговорки открывали детские игры, то игровые приговоры сопровождали другие стадии или события игры. Например, если в игре кто-то жульничал, обманывал, ему был адресован такой стишок:

Рыба, рыба, рыба - кит,  
Рыба правду говорит,  
Если рыба будет врать,  
Ее надо наказать.

А вот приговоры, запрещающие менять решение:

Первое слово  дороже второго.  
Шла метла,  
Второе слово подмела,  
А первое оставила.

Шел крокодил,  
Твое слово проглотил,  
А мое оставил  
И печать поставил.  
Первое слово дороже второго,  
А первое слово съела корова.

Как и считалки, приговоры организуют процесс игры, регулируют все её моменты. Даже на случай ссоры придуманы приговоры-мирилки:

Мирись, мирись,  
Больше не дерись.  
Если будешь драться,  
Я буду кусаться.  
А кусаться - ни при чем,  
Буду драться кирпичом.

Не дерись, не дерись,  
Ну-ка быстро помирись!

Бытуют в детском  фольклоре и собственно словесные  игры, например, скороговорки - словесные упражнения на быстрое произнесение фонетически сложных фраз. В скороговорке сочетаются однокоренные или похожие по звучанию слова, что затрудняет её произнесение и делает её незаменимым упражнением для развития речи.

В один, Клим, клин колоти. 

Стоит поп на копне,  
колпак на попе,  
копна под попом,  
поп под колпаком

Ехал Грека  через реку,  
Видит Грека - в реке рак.  
Сунул Грека руку в реку,  
Рак за руку Греку - цап!

Кукушка кукушонку  надела капюшон,  
Как в капюшоне он смешон!

От топота копыт  пыль по полю летит.

Кроме скороговорок существуют долгоговорки - стишки и  фразы, рассчитанные, напротив, на долгое их произнесение: "Раз Егорка, два  Егорка, три Егорка…" - и так  до тридцати трёх Егорок. Скороговорки и долгоговорки сегодня чаще используются не в качестве самостоятельных игр, а в качестве упражнений, помогающих ребёнку освоить тот или иной звук родной речи.

3. Заклички, приговоры

Ещё одна группа жанров - календарный детский фольклор - связана уже не с игрой: эти  произведения - своеобразный способ общения с окружающим миром, с природой. Например, заклички - песенные обращения к силам природы: солнцу, дождю, радуге - тесно связаны с соответствующими обрядами, к ним относят и новогодние пожелания, и рождественские колядки, и песни-веснянки:

Жаворонушки,  
Уж вы матушки  
Прилетите к нам,  
Принесите нам  
Весну - красну  
На сохе, на бороне,  
На ржаном калаче.

Каждая такая  закличка содержит конкретную просьбу, это попытка с помощью песенки  воздействовать на силы природы, от которых во многом зависело благополучие и детей, и взрослых в крестьянских семьях:  
Солнышко-ведёрышко,  
Выгляни в окошечко!  
Солнышко, нарядись!  
Красное, покажись!

Дождик, дождик, пуще -  
Дам тебе я гущи.  
Дам тебе ложку,  
Кушай понемножку.

Радуга-дуга,  
Не давай дождя!  
Давай солнышка  
Колоколнышка!

К закличкам  примыкают приговорки - короткие стихотворные обращения к животным, птицам, растениям:  
Божья коровка,  
Улети на небо,  
Там твои детки  
Кушают котлетки,  
А собакам не дают,  
Только сами достают.

Это могут быть не только прямые обращения, но и звукоподражания, например, птицам: "Не сей бобы! Иди по грибы! Худо тут! Худо тут" (Удод); "Чьи вы? Чьи вы? - Вшивик! Вшивик!" (Чибис).  
К приговоркам относят и всем известное обращение к кукушке: "Кукушка-кукушка, сколько мне жить?" По своему происхождению заклички и приговорки восходят к древним заклинаниям и заговорам, с помощью которых наши предки пытались повлиять на силы природы. Сейчас они перешли в детский фольклор, в котором в наше время появляются и новообразования - дети обращаются уже не к природным явлениям, а к чудесам техники:  
Самолет, самолет,  
Посади меня в полет.  
А в полете пусто,  
Выросла капуста.  
А в капусте - червяки.  
Все ребята - дураки!

4. Дразнилки и поддёвки

Есть в детском  фольклоре жанры, отражающие не только детский быт или отношение к окружающему миру, но и взаимоотношения между детьми, детскую психологию. Это так называемые сатирические жанры: дразнилки и поддёвки. Дразнилки - короткие насмешливые стишки, высмеивающие то или иное качество, а иногда и просто привязанные к имени. Полагают, что дразнилки перешли к детям из взрослой среды и выросли из прозвищ и кличек - к прозвищам добавлялись рифмованные строчки, и сформировалась дразнилка. Сейчас дразнилка может быть не связана с именем, а высмеивать какие-то отрицательные черты характера: трусость, лень, жадность, заносчивость.

Коля-Коля-Николай!  
Сиди дома, не гуляй!  
А то девочки придут,  
Поцелуют и уйдут.

Хотел Федя  
Убить медведя,  
А ему медведь:  
"Федь, не сметь…"

Ябеда-корябеда,  
Солёный огурец!  
На полу валяется,  
Никто его не ест.

Вображала хвост поджала  
И под печку убежала,  
А под печкой крокодил  
Вображалу проглотил.

Впрочем, на всякую дразнилку найдётся и отговорка:

"Кто обзывается, тот так и называется!"

"Обзывайся  целый год, все равно ты - бегемот,  обзывайся целый век, все равно я - человек!".  
Другая форма насмешки - поддёвки - своеобразные словесные игры. Они основаны на диалоге, а диалог построен так, чтобы поймать человека на слове. Чаще всего он начинается с вопроса или просьбы:  
- Скажи: лук.  
- Лук.  
- По лбу стук!

- Скажи: двести.  
- Двести.  
- Сиди, дурак, на месте!

- Скажи: медь.  
- Медь.  
- Твой отец - медведь!

- Скажи: вилла.  
- Вилла.  
- Твой отец - горилла!

- Скажи: арбуз!  
- Арбуз!  
- Твой папа - карапуз!

- Тебе поклон  послали.  
- Кто?  
- Маша.  
- Какая Маша?  
- Свинья наша.

- Скажи: оса.  
- Оса.  
- Хвать тебя за волоса!

- Скажи: муха.  
- Муха.  
- Хвать тебя за ухо!

5. Загадки

Загадки - одна из самых древних и самых поэтичных  фольклорных форм, связанная с одушевлением людьми явлений природы и предметов быта в древности. Тогда загадка имела магическое значение: чтобы избежать нежелательных действий со стороны враждебных природных сил, люди придумали условные названия орудий труда, зверей, птиц, действий, явлений. Так сложилась иносказательная тайная речь, ставшая основой загадки. Например, корову называли "рыкушей", а о медведе говорили: "Глаза маленькие, лапы широкие, в лесу живёт, в яме лежит". Тогда загадки вовсе не были детской забавой, к ним относились серьёзно, как к магическим обрядам, а умение загадывать загадки считалось признаком мудрости. Их, как правило, загадывали в самое волшебное, таинственное время - на Святки.  
Загадка чаще всего ритмически организована, нередко в ней встречаются рифмы, созвучия, звукоподражания, и это делает её подлинным произведением искусства.

На дворе горой, а в избе - водой.  
(снег)

Над матушкиной избушкой висит хлеба краюшка: собаки лают, достать не могут.  
(месяц)

Красное коромысло  над рекой повисло.  
(радуга)

Два брюшка, четыре ушка.  
(подушка)

У бедного толсто, у богатого тонко, всегда при себе.  
(рубашка)

Маленький-удаленький, сквозь землю прошёл, красную шапочку  нашёл.  
(мухомор)

6. Частушки, нелепицы, нескладухи

Одни ученые считают, что частушка (припевка, пригудка, коротушка) родилась очень давно, что песенки, похожие на частушки, распевали и плясали под них бродячие артисты - скоморохи - еще в XVII-XVIII вв. Другие убеждены: частушка как особая песенная форма появилась не раньше середины прошлого века. Бесспорно одно, частушка - не древний жанр, она появилась в результате развития других форм устного народного творчества.  
В частушке отразилась вся российская история за последнее столетие, но по-своему, несерьезно, с озорством:

Как у наших  у ребят  
Голова из трёх частей:  
Карбюратор, вентилятор  
И коробка скоростей.

Говорят, я ученица,  
Ученица — не позор!  
Ученицу крепче любят  
За веселый разговор.

В отличие от частушек нелепицы и нескладухи родились в давние времена. Самые старые из них говорят о крестьянской жизни:

А у нас во дворе  
Поросенок рылся  
И нечаянно хвостом  
К небу прицепился.

Ехала деревня  мимо мужика,  
вдруг из-под собаки лают ворота…

Создавались нелепицы и нескладухи и в городе. В начале ХХ в. были в ходу нелепицы про японку с длинным носом (у японцев  длинных носов не бывает) и про высокого человека низенького роста. Но постоянно появляются и новые произведения, в которых отражается современная жизнь.

Подводная лодка  
В степях Украины  
Погибла в неравном  
Воздушном бою.

Металлист по речке  плыл  
Замерла моя душа.  
Ну и пусть себе плывет  
Ржавая железка!

В нелепицах  все нарочно перепутано, перемешано, соединено то, что соединиться  никак не может:  
По стене ползет трамвай, волосатый, как кирпич.  
А нескладухи – это различные стихотворные произведения, в которых специально нарушается рифмовка.  
На столе лежит арбуз,  
На арбузе муха.  
Поцелуй, дроля, кирпич,  
Никто замуж не берет.

Чем больше в  таких стихах всевозможной несуразицы, тем лучше, поэтому часто нелепицы и нескладухи объединяются в одном  произведении:

Что стучишься  в дверь моя?  
Видишь – дома нет никто!  
Заходи ко мне вчера,  
Будем прыгать в ширину.

По стене ползет утюг,  
Удивляется ,фырчит  
Ну и пусть себе ползет –  
Ведь на крыше там гнездо,  
Утюжат оно полно.

Существуют нелепицы и в прозе: “Шофер вез дырки. Одна упала. Он пошел ее поднимать – и провалился”, “Шел ежик. Забыл, как дышать, упал и умер. Вспомнил, встал и пошел дальше”.

7. Докучные сказки

Впервые несколько  текстов докучных сказок были опубликованы В.И. Далем в 1862 г. в сборнике «Пословицы русского народа»:

Жил-был журавль  да овца, накосили они стожок сенца - не сказать ли опять с конца?

Был себе Яшка, на нем серая рубашка, на голове шапка, под ногами тряпка: хороша ли моя  сказка?

Главное в докучной сказке, это то, что она «ненастоящая, это пародия на установившиеся нормы сказочной техники: на зачины, присказки и концовки. Докучная сказка - веселая отговорка, испытанный прием, помогающий уставшему рассказчику отбиться от надоедливых «охотников до сказок».

Стоит домишка  пряничный,  
Изюмом разукрашенный,  
Блестит при свете месяца.  
Дверь из леденца,  
Не сказать ли с конца?..

Протекает речка,  
Через речку мост,  
На мосту овечка,  
У овечки хвост,  
На хвосте мочало,  
Рассказать сначала?..

Докучные сказки бывают:  
- неоправданно короткие, которые состоят только из начала и конца, а срединная часть в них отсутствует

Жил-был царь Ватута и вся сказка тута.

- неоправданно  незаконченные, когда время, способное  в обычной сказке замедляться  или волшебным образом ускоряться, соединяется с ходом времени  в реальном пространстве

- Был себе  царь Додон. Застроил он костеной  дом, Набрал со всего царства  костей, Стали мочить - перемочили, Стали  сушить - кости пересохли, Опять  намочили...  
- Ну что же дальше было?  
- А когда намокнут, тогда доскажу.

- неоправданно  повторяющиеся: «маятниковые» и «кольцевые».  
 
Раз иду я через мост - 
Под мостом ворона мокнет.  
Взял ворону я за хвост,  
Положил ее на мост –  
Пусть ворона сохнет.  
Вновь иду я через мост,  
На мосту ворона сохнет.  
Взял ворону я за хвост,  
Положил ее под мост –  
Пусть ворона мокнет.  
Вновь иду я через мост -\  
Под мостом ворона мокнет …

Информация о работе Роль малых жанров русского детского фольклера в развити и воспитании ребенка