Роль мотивации в изучении иностранного языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 07:26, курсовая работа

Описание

Цель работы: выявить наиболее эффективные пути, методы и средства повышения познавательной мотивации изучения иностранного языка.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить психологические характеристики мотива;
2) изучить учебную мотивацию школьников;
3) определить роль лингвострановедческого материала в формировании мотивации;
4) исследовать роль проблемных методов обучения в создании положительной мотивации;
5) выявить значимость интенсивной методики обучения в формировании мотивации;
6) определить роль социальных мотивов в создании положительной мотивации.

Содержание

Введение
Глава I. Проблема мотивации обучения иностранному языку в школе
1.1 Учебная мотивация школьников
1.2 Умственная самостоятельность и инициативность как условие для создания мотивированности у учащихся
1.3 Психологическая характеристика мотива. Понятие мотивации
1.4 Факторы влияющие на мотивацию изучения иностранного языка
Выводы по первой главе
Глава II. Пути повышения мотивации обучения иностранному языку
2.1 Мотив как фактор, определяющий отношение обучаемого к миру иноязычной культуры
2.2 Мотивация в контексте проблемного обучения
2.3 Метод интенсивного обучения иностранному языку
Выводы по второй главе
Практическая часть
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовик.doc

— 156.50 Кб (Скачать документ)


33

 

Министерство образования и науки республики Казахстан

Международная Бизнес Академия

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

Роль мотивации в изучении иностранного языка

                                                                        

 

 

студентка 2 курса, группы А-10 (3)

Гусельникова Д, Н

Научный руководитель

Кузнецова Т. А

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Караганда 2011


Содержание

 

Введение

Глава I. Проблема мотивации обучения иностранному языку в школе

1.1   Учебная мотивация школьников

1.2   Умственная самостоятельность и инициативность как условие для создания мотивированности у учащихся

1.3   Психологическая характеристика мотива. Понятие мотивации

1.4   Факторы влияющие на мотивацию изучения иностранного языка

Выводы по первой главе

Глава II. Пути повышения мотивации обучения иностранному языку

2.1 Мотив как фактор, определяющий отношение обучаемого к миру иноязычной культуры

2.2 Мотивация в контексте проблемного обучения

2.3 Метод интенсивного обучения иностранному языку

Выводы по второй главе

Практическая часть

Заключение

Список использованной литературы


Введение

В задачи исследования входило  изучение  мотивации и её роли в изучении иностранного языка. В связи с этим в данной работе будут  раскрыты все составляющие мотивации и ее влияние на учебный процесс.  Управление мотивацией в изучении иностранного языка является одной из центральных проблем методики преподавания. Иностранный язык как предмет обладает рядом специфических черт, одной из которых является овладение иностранным языком путём обучения умению общения на иностранном языке. На сегодняшний день изучение иностранного языка является актуальным в связи с проведением уроков с носителями иностранных языков. В связи с этим перед преподавателем  стоит задача создания обстановки иноязычного речевого общения в процессе обучения языку, максимально приближенной к естественным условиям.

Основную проблему исследования составляет то, что при том, что значение мотивации, а особенно – познавательной - при изучении иностранного языка не только не снижается на всех возрастных этапах обучения в школе, но наоборот, возрастает, в педагогической практике вопросы мотивирования учащихся к изучению языка, на наш взгляд рассматриваются недостаточно, несмотря на то, что при том сложном объеме и характере ЗУН по иностранному языку, которые учащиеся должны усвоить за школьные годы, мотивация является краеугольным камнем всего процесса обучения языку.

Актуальность проблемы определила цель работы выявить наиболее эффективные пути, методы и средства повышения познавательной мотивации изучения иностранного языка.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) изучить психологические характеристики мотива;

2) изучить учебную мотивацию школьников;

3) определить роль лингвострановедческого материала в формировании мотивации;

4) исследовать роль проблемных методов обучения в создании положительной мотивации;

5) выявить значимость интенсивной методики обучения в формировании мотивации;

6) определить роль социальных мотивов в создании положительной мотивации.

Поставленные задачи решаются с помощью изучения психолого-педагогической, дидактической и методической литературы по рассматриваемой проблеме.

Объект исследования: проблема мотивации учебной деятельности в психолого-педагогической литературе.
Предмет исследования: познавательная мотивация к изучению иностранного языка учащихся общеобразовательной школы.

Гипотеза исследования:
Мы предполагаем, что формированию познавательной мотивации к изучению иностранного языка способствует использование активных методов обучения: проблемных, исследовательских, игровых и применение ТСО.

Данная работа состоит из двух глав. Первая глава посвящена изучению мотивации обучения иностранному языку в школе, во второй главе речь идет о возможных путях повышения мотивации школьников.

Важнейшим фактором, стимулирующим процесс иноязычного речевого общения, следует считать мотивацию усвоения иностранного языка. В 90-ые годы данная проблема исследовалась  в рамках деятельностного подхода к обучению, разработанного С. Л. Рубинштейном, А. Н. Леонтьевым и др. Для оптимальной организации учебного процесса важно в первую очередь глубокое знание мотивов обучения, и во-вторых, умение правильно выявлять их и разумно управлять ими. В связи с этим необходимо обратиться к теоретическим исследованиям по проблемам мотивации, а также определить ее связь с содержанием обучения иностранному языку; т. к. «учебная речевая деятельность направлена на достижение общающимися определенного положительного или отрицательного результата в конкретной ситуации общения на изучаемом языке.» [1, a]

Анализ имеющейся отечественной и западной литературы показал следующее. На данный момент нет единого мнения или однозначного решения данной проблемы, а именно, что же такое мотивация в целом и мотивация учебной деятельности в частности. Поиск путей решения вопроса о мотивации обучения возможен в плане психологических исследований этого направления, где рассматриваются психологические основы мотивации. По словам И. А. Зимней, «мотив - это то, что объясняет характер данного речевого действия, тогда как коммуникативное намерение выражает то, какую коммуникативную цель преследует говорящий планируя ту или иную форму воздействия на слушающего.» [3]

В области обучения ИЯ психологические вопросы мотивации решаются в работах А. А. Алхазишвили, И. А. Зимней, А. А. Леонтьева, Н. М. Симоновой и др. Взяв за основу указанные выше работы, под мотивацией следует понимать систему побуждающих импульсов, направляющих учебную деятельность, в случае положительной установки преподавателя, на более глубокое изучение иностранного языка, его совершенствование и стремление развивать потребности познания иноязычной речевой деятельности. Многочисленные эксперименты показали, что в течение одного учебного года отношение обучаемых к различным видам речевой деятельности  на иностранном языке может резко изменяться в отрицательную или положительную стороны. Это в свою очередь зависит от стиля работы преподавателя (постоянное использование одного лишь учебника, однообразных видов упражнений ослабляет положительные эмоции, и учащийся превращается в пассивного созерцателя), от УМК, от результатов обучения и т. п.

Поскольку мотивация - явление многогранное, то содержание обучения должно включать в себя целый комплекс средств для ее поддержания. В системе обучения иностранному языку  как иноязычной культуре в первую очередь важны средства поддержания мотивации к познавательной, развивающей и воспитательной деятельности, что в конечном итоге вызывает у изучающего иностранный язык  коммуникативную мотивацию.

В общей структуре мотивации доминирующим является основной мотив, определяющий учебную деятельность и формирование отношения к ней. Это познавательный мотив, так как в его основе заложено постоянное стремление к познанию; а также имеет место связь с содержательной и организационной стороной самой учебной деятельности. В процессе учебной деятельности начинают действовать и возникающие частные мотивы, руководящие постановкой, принятием и решением отдельных задач для достижения конкретных целей обучения иноязычному речевому общению. Познавательные мотивы в овладении иностранным языком дифференцируются следующим образом: интерес к иностранному языку как таковому способствует формированию мотивов к анализу языковых явлений, всевозможным по форме и содержанию занятиям с иностранным языком, к развитию лингвистического мышления; возможность использования иностранного языка как средства обмена информацией, получения знаний с его помощью, изучение культуры, истории, развития и действительности страны изучаемого языка, расширение кругозора формирует мотив отношения к иностранному языку как необходимому средству познавательной деятельности. [1,б]

Теоретические и экспериментальные исследования мотивации показывают: при обучении иностранному языку мотивации принадлежит ведущая роль; эффективность овладения иностранным языком находится в зависимости от уровня развития мотивации к предмету; среди всех видов мотивации, побуждающих обучаемых к овладению иностранным языком, наиболее важными являются внутренние, т.е. мотивы, связанные с самой учебной деятельностью и процессом ее протекания. Практическая значимость разработок в области мотивации изучения иностранного языка состоит в поиске более эффективных приемов работы, новых методов и подходов в обучении им, а также в выявлении новых источников мотивации.


Глава I. Проблема мотивации обучения иностранному языку в школе

 

1.1 Учебная мотивация школьников

 

Мотивация является одной из фундаментальных проблем как отечественной, так и зарубежной психологии. Ее значимость для разработки современной психологии связана с анализом источников активности человека, побудительных сил его деятельности, поведения. Ответ на вопрос, что побуждает человека к деятельности, каков мотив, ради чего он ее осуществляет, есть основа ее адекватной интерпретации. В самом общем плане мотив - это то, что определяет, стимулирует, побуждает человека к совершению какого-либо действия, включенного в определяемую этим мотивом деятельность[1].

Наиболее полным является определение мотива, предложенное одним из ведущих исследователей этой проблемы - Л.И. Божович. Согласно Л.И. Божович, мотив - это то, ради чего осуществляется деятельность, «в качестве мотива могут выступать предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства и переживания. Словом, все то, в чем нашла свое воплощение потребность»[2].

Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенной в деятельность учения, учебную деятельность.

Учебная мотивация характеризуется направленностью, устойчивостью и динамичностью.

Направленность включает в себя два основных момента:

1) предметное содержание как выражение определенной ориентации во внешнем мире;

2) напряжение, связанное с формированием определенного отношения к миру.

Свое непосредственное выражение эти моменты находят в мотивах.

Побудительные факторы учебной активности школьника весьма разнообразны по своему психологическому содержанию. Среди них выделяют такие образования, как эмоции, цели, интересы, мотивы.

Жизнь школьника, как правило, связана с определенными эмоциональными проявлениями. Отличительная черта эмоций как мотивационных факторов состоит в том, что они возникают при актуализации мотива, но еще до его рациональной оценки. Тем самым эмоции предвосхищают осмысление самого процесса деятельности, но при этом придают этой деятельности дополнительный энергетический импульс.

Более высокая эмоциональная насыщенность наблюдается в тех видах деятельности, которые направлены на достижение конкретного результата. Достаточно вспомнить, сколько эмоций вызывают спортивные соревнования, когда главная задача - опередить других соперников. Факт достижения или недостижения намеченного результата вызывает бурный всплеск эмоций. Тем самым эмоции носят здесь констатирующий характер, то есть в основном сопровождают итоги работы ученика.

В этом плане чрезвычайно важно обеспечивать ученику возможность для достижения значимого результата. Как правило, получение конкретного результата связано с процессом выполнения учебных заданий - отработка упражнений, решение задач, изготовление продуктов труда.

Психологически значимо обеспечить:              

- во-первых, успешное выполнение каждым учеником данных заданий;

- во-вторых, своевременное оценивание школьных успехов каждого школьника;

- в-третьих, условия для того, чтобы ученики могли испытать чувства удовлетворения, радости, счастья по поводу успехов, достигаемых в процессе самостоятельной работы, самообразования.

Исследования показывают, что в практике школьного обучения достаточно широко представлены действия, направленные на избегание неприятностей. Тем самым школьник стремится обезопасить себя от отрицательных эмоций. Такая позиция, как правило, сказывается на учебной активности, на готовности к поиску новых подходов, неожиданных решений. Поэтому надо готовить учеников и к тому, что в процессе учения возможны трудности, которые необходимо правильно преодолевать.

В том случае, если эмоции связаны с самим процессом деятельности, их насыщенность не так велика. Зато в этом случае эмоции в определенной степени опережают деятельность, приобретая тем самым предвосхищающий характер. Такие эмоции способны существенно повлиять на весь процесс реализации деятельности ученика. Однако в силу их недостаточной напряженности такие эмоции нужно поддерживать определенными усилиями извне.

Проявление таких эмоций в учебном процессе обусловлено, прежде всего, позицией учителя. Если с его стороны имеют место ровные, уважительные отношения к ученикам в процессе учебной деятельности, то это уже само по себе способно вызывать положительные переживания. Умелая подача педагогом нового материала также способна порождать эмоциональную заинтересованность - любопытство, которое в дальнейшем может перерасти в любознательность, а далее и в устойчивый интерес.

Вместе с тем в ходе обучения могут иметь место эмоции с отрицательной модальностью. Они призваны свидетельствовать о возникновении определенных рассогласований между желаемым и действительным. Как правило, они возникают в ответ на получение низкой оценки, критику со стороны педагога или родителей. Такие эмоции должны оцениваться школьником как сигнал к пересмотру сложившихся отношений и достижению положительного результата.

В учебном процессе задача первоначально представлена в виде внешнего требования к действиям ученика. Наиболее яркое выражение такой задачи - текст задания в учебнике, которое требуется выполнить самостоятельно.

Информация о работе Роль мотивации в изучении иностранного языка