Роль семейного воспитания в развитии личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 10:21, реферат

Описание

Миссия семьи на каждом историческом этапе меняется в зависимости от принятой человеческим сообществом системы ценностей. Представления о том, каким должен быть ребенок и какова роль семьи в его воспитании, определяют содержание, методы, позицию и отношение родителей к ребенку, уклад жизни семьи в целом.

Содержание

Культурно-исторический аспект отношений родителей к ребенку
2. Функции семьи в воспитании детей
3. Формирование “Я-концепции” личности в семье
4. Влияние семьи на развитие личности
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Реферат Семейное воспитание и семейная педагогика.doc

— 109.00 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

МЕДИЦИНСКИЙ ИНСТИТУТ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО

 

«Педагогике с методикой преподавания»

На тему

 

 «РОЛЬ СЕМЕЙНОГО  ВОСПИТАНИЯ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ»

 

ЗА  ОСЕННИЙ СЕМЕСТР 2012-2013 УЧЕБНОГО ГОДА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                 Выполнила:

                                                                 Студентка 3 курса 2 группы

                                                                 факультета высшего

                                                                 сестринского образования

 

 

 

 

 

 

ЯКУТСК 2012г

Содержание

1. Культурно-исторический  аспект отношений родителей к ребенку

2. Функции семьи в воспитании детей

3. Формирование  “Я-концепции” личности в семье

4. Влияние семьи на развитие личности

Список литературы

 

  1. Культурно-исторический аспект отношений родителей к ребенку.

 

Миссия семьи на каждом историческом этапе меняется в зависимости  от принятой человеческим сообществом системы ценностей. Представления о том, каким должен быть ребенок и какова роль семьи в его воспитании, определяют содержание, методы, позицию и отношение родителей к ребенку, уклад жизни семьи в целом.

На ранних этапах развития человеческого общества воспитание не было прерогативой общественных институтов или семьи. Уход за детьми был делом всей общины. Для первобытного общества нормой являлось двойственность отношения к детям. Широкое распространение имел инфантицид (убийство детей), обусловленный дефицитом средств к существованию. Характерно то, что вероятность инфантицида в обществах охотников, собирателей и рыболовов была почти в семь раз выше, чем у скотоводческих и земледельческих племен. Убивали главным образом младенцев, которых считали физически или психически неполноценными, исходя из предрассудков (например, близнецов) и т.п. Вместе с тем иметь детей считалось почетным, и не только родители, но и близкие родственники могли быть ласковыми и внимательными к детям. Право распоряжаться жизнью ребенка было отобрано у родителей только в конце IV века н.э. Умерщвление детей стало рассматриваться законом как убийство.

В средние века, как  и в античности, положение детей  было тяжелым. Но наряду с этим, средневековье  донесло до нас память о нежных любящих матерях, веселых детских играх. Однако характерна амбивалентность (двойственность) образа детства. Младенец - одновременно символ ненависти и воплощение зла. А главное, он - существо, лишенное разума.

Целый ряд причин затруднял  формирование устойчивого позитивного отношения к детям. Среди них: высокая рождаемость и высокая смертность. В результате плохого и небрежного ухода в XVII-XVIII веках в странах Западной Европы умирали от 1/5 до 1/3 всех новорожденных, а до 20 лет доживало меньше половины. Фатализм и смирение в этих условиях были естественны, а холодность, с которой родители относились к смерти своих детей, была проявлением психологической защиты, реакцией на то, что случалось слишком часто. Формирование индивидуальных привязанностей между родителями и детьми затруднялось и институтом “воспитательства” - обычаем обязательного воспитания вне родительской семьи (воспитание детей знати в другом знатном доме, в монастыре в качестве слуг, пажей, фрейлин и т.п.).

Отношения в русской  патриархальной семье были жесткими и иерархичными, основанными на принципе старшинства. Детям в ней отводилось подчиненное положение. Согласно Уложению 1649 года дети не могли жаловаться на родителей, убийство ребенка каралось трехгодичным тюремным заключением, тогда как детей, посягнувших на жизнь родителей, закон предписывал казнить без всякой пощады. Это неравенство было прекращено Петром I только в начале XVIII века. Но воспитание детей по-прежнему оставалось очень жестким.

Поворотным пунктом  европейского общественного мнения по отношению к детству послужила книга Ж.-Ж. Руссо “Эмиль, или о воспитании”.

Сравнительно-исторический анализ позволил Л. Демозу выделить несколько  стилей отношения к ребенку и  соответственно исторических периодов:

1. Стиль детоубийства (античность - IV в.) характеризуется детоубийством, насилием. В то время важным являлся материальный фактор, способность семьи обеспечить жизнь ребенка. В том случае, если родители не могли прокормить ребенка, они убивали его.

2. Оставляющий стиль  (IV-XIII вв.). Признается наличие у ребенка души. Развиты проекции: ребенок полон зла. В этот период появляются кормилицы, практикуется воспитание в чужой семье, в монастыре. Атмосфера в семье - эмоционально-холодная и строгая.

3. Амбивалентный стиль  (XIV-XVII вв.). Ребенку дозволено войти в эмоциональную жизнь родителей, его начинают окружать вниманием, но в самостоятельном духовном существовании ему отказывают. Такой подход к ребенку аналогичен работе скульптора, который лепит произведение искусства из глины. Если ребенок сопротивляется, то из него выбивают злое начало.

4. Навязчивый стиль  (XVIII в.). Характеризуется психологической  близостью родителей и детей.  Но родители стремятся полностью  контролировать не только поведение,  но и внутренний мир, мысли  и волю ребенка.

5. Социализирующий стиль  (XIX - начало XX вв.). Цель воспитания - подготовка ребенка к будущей  самостоятельной жизни, процесс  тренировки является основой  воспитательных воздействий. Этот  стиль отношений лег в основу  построения большинства психологических моделей двадцатого века - от фрейдовской “канализации импульсов” до скиннеровского бихевиоризма.

1. Традиционный христианский  взгляд: новорожденный несет на  себе печать первородного греха  и спасти его может только  жесткое подавление воли, подчинение  его родителям и духовным пастырям.

2. Точка зрения социально-педагогического  детерминизма: ребенок по природе  не склонен ни к добру, ни  к злу, а подобен чистому  листу, на котором общество  или воспитатель может написать  все, что угодно.

3. Точка зрения природного детерминизма: характер и способности ребенка предопределены до его рождения.

4. Утопически-гуманистический  взгляд: ребенок рождается хорошим  и добрым, а портится под влиянием  общества. Эта идея обычно ассоциируется  с романтизмом и гуманистическими  взглядами эпохи Возрождения.

Каждому из этих образов  соответствует свой стиль воспитания. Идее первородного греха соответствует  репрессивная педагогика, направленная на подавление природного начала в  ребенке; идее социализации - педагогика формирования личности путем направленного обучения; идее природного детерминизма - принцип развития природных задатков и ограничения проявлений, а идее изначальной благости ребенка - педагогика саморазвития и невмешательства. Эти образы и стили не только сменяют друг друга, но и сосуществуют. Ни одна из этих ориентаций не господствовала безраздельно в практике воспитания, завися от сословных, классовых, религиозных, имущественных, семейных, индивидуальных способностей воспитателей.

Каждый народ богат  представителями самых разнообразных психологических типов, но тем не менее, некоторые типы в одних культурах встречаются чаще, чем в других. Кроме того у представителей любого народа одни психологические качества доминируют над другими.

Э. Фромм определяет социальный характер как результат динамической адаптации человеческой природы к общественному строю. Социальный характер, связывая тип культуры с определенным типом личности, служит системой, с помощью которой происходит поиск, отбор и переосмысление информации, вхождение в пространство социальных норм и ценностей.

В своей работе “Психологические границы общества” А. Кардинер (по Э.В. Соколову) отмечает, что социальный характер состоит из системы действий”  и “проективных систем”. В процессе вхождения в культуру происходит перенос возникших в детстве “проективных систем” на широкий круг ситуаций. Образ матери переносится на других женщин, в частности на жену, образ отца - на мужчин, облеченных властью.

Социальный характер формируется благодаря семейному  воспитанию, важнейшими элементами которого могут быть:

1. постоянность или  спорадочность материнской заботы;

2. регулярность питания;

3. отношение родителей  или тех, кто их заменяет, к  ребенку;

4. способы наказания;

5. время и методы  отнятия от груди.

Изучая культуру алорезов (жителей острова Алора, в 600 милях восточнее Явы), А. Кардинер обнаружил отсутствие согласованного кодекса нравственных правил. Обещания, даваемые детям, не выполняются. Матери и отцы редко бывают с детьми. Самостоятельно обучаясь ходить, дети часто падают и ушибаются. Их отличает замкнутость, конфликтность. Нередко ими овладевают приступы ярости. Среди взрослого населения часты ссоры, разводы. Большую роль в отношениях играют деньги.

По-другому воспитывались  дети в племенах команчей, которые  жили охотой, войной и торговлей. Главную роль в племени играли молодые мужчины. Женщины посвящали себя заботам о семье. Ребенка ждали, радовались его появлению. Грудью кормили долго. Система требований к ребенку была согласованной и ориентированной на спортивные и охотничьи успехи. В результате такого воспитания у команчей развивалась сильная уверенная личность. Взрослых и детей отличали доброжелательность, кооперативность.

А. Кардинер также изучал технику воспитания человека западной культуры на примере небольшого американского городка Плейвилля. Большое значение в воспитании имели авторитет отца и длительная забота матери. Ребенка воспитывали в чистоте, комфорте, стремились развить в нем привязанность к родителям. Однако чрезмерная забота, излишняя сексуальная дисциплина оказывали неблагоприятное воздействие на развитие личности ребенка, порождая пассивность и инертность.

Какие черты характера  присущи русскому народу? Наиболее развернутые характеристики русского национального характера даны философами. Внутреннюю антиномичность считали главным свойством русской души С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев и Н.О. Лосский. В.Г. Белинский говорил о бессилии при силе, бедности при огромных богатствах, тупости при смышленности природной, бессмыслии при уме природном. Г.А. Струве - о легковерии без веры, борьбе без творчества, фанатизме без энтузиазма, нетерпимости без благоверия. Постоянное несогласие между законами и жизнью, между учреждениями писаными и живыми нравами народными отмечал А.С. Хомяков. Г.Г. Шпет писал о том, что русскому народу свойственна специфическая национальная психология, проявлениями которой являются ответственность перед призраком будущих поколений, иллюзионизм, неумение и нелюбовь жить в настоящем, суетливое беспокойство о вечном. Среди качеств, присущих русскому народу, выделяют максимализм, нетерпимость, недостаток исторической трезвости, разлад между словом и делом, мечтательность, легкомысленность, недальновидность.

Для иллюстрации данного  утверждения обратим внимание на русские народные сказки, которые, являясь  элементом культуры народа, отражают его философию. Исследователи русских народных сказок отмечают их особенности: поэтичность, остроумие, задушевность, правдивость, сочетание детской наивности с глубокой мудростью, реалистичным взглядом на жизнь. Русскому национальному характеру присущи способность быть и оставаться ребенком, непосредственно и самозабвенно, доверчиво почитать сиюминутное настроение. Смысл русских сказок заключается в том, что от человеческого ума, учености, воли мало что зависит. Истина открывается человеку в тот момент, когда его душа находится в состоянии восприимчивой пассивности. Отсюда русские пословицы: “Везет дуракам”, “Бог дураков любит”, “Дуракам - счастье”. Про русского человека говорят: “Он живет под знаком своего сердца”. Сердце и совесть - это русские добродетели. Самое невзрачное, всеми презираемое существо обладает в русских сказках внутренней красотой (“С лица воду не пить” и т.п.). Умных людей в России почитают, перед волевыми склоняются, фантазерам дивятся, но более всего любят человека сердечного, а если он и совестливый, то его почитают как святого.

Специфику русского национального  характера объясняют и географическим положением России, её историей, специфическим  ландшафтом, характером русской природы  и многим другим.

На рубеже XX в. ценности русской культуры существенно меняются, приводя к смене тех черт характера, которые традиционно были присущи русскому народу. Отвергаются ценности, свойственные традиционной русской культуре (довольство своим местом в жизни, благочестие, скромность). Резко возросла ценность благосостояния (материальный успех и благополучие), автономии, как независимости и уверенности в себе, стремление выразить свою уникальность, формируются установки на социальное неравенство. Такое резкое изменение ценностных ориентаций связано с вхождением России в общемировое цивилизованное пространство.

 

  1. Функции семьи в воспитании детей

 

Наиболее существенным фактором, влияющим на воспитание личности, является семья. Это связано с  тем, что основную информацию о мире и о себе ребенок получает от родителей. К тому же родители обладают уникальной возможностью влиять на ребенка в связи с его физической, эмоциональной и социальной зависимостью от них.

Семья - малая (первичная) группа, которая состоит из лиц, связанных  двумя типами отношений: супружества и родства, которая обеспечивает личности эмоциональную стабильность, психологическую и физическую безопасность и личностный рост. Именно в ней закладываются установки и ценностные ориентации, представления и ожидания, направленные на самореализацию индивида в различных социальных ролях и функциях в будущем.

Информация о работе Роль семейного воспитания в развитии личности