Роль семейного воспитания в развитии личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 10:21, реферат

Описание

Миссия семьи на каждом историческом этапе меняется в зависимости от принятой человеческим сообществом системы ценностей. Представления о том, каким должен быть ребенок и какова роль семьи в его воспитании, определяют содержание, методы, позицию и отношение родителей к ребенку, уклад жизни семьи в целом.

Содержание

Культурно-исторический аспект отношений родителей к ребенку
2. Функции семьи в воспитании детей
3. Формирование “Я-концепции” личности в семье
4. Влияние семьи на развитие личности
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Реферат Семейное воспитание и семейная педагогика.doc

— 109.00 Кб (Скачать документ)

Т.М. Мишина и А.Б. Добрович описывают наиболее часто встречающиеся  неблагополучные формы родительско-детских  отношений. Соперничество предполагает стремление отдельных членов семьи  обеспечить себе главенствующее положение  в доме. Мнимое сотрудничество - конфликты между членами семьи “спрятаны” от посторонних глаз. Семья как бы демонстрирует образ хороших, правильных отношений. Изоляция в наиболее явном виде проявляется в отчуждении одного из членов семьи от воспитания детей. Дети, растущие в подобных семьях, неизбежно вовлекаются в межличностные конфликты взрослых, их используют как средство манипулирования.

Три типа неправильного  воспитания выделены В.И. Гарбузовым, А.И. Захаровым и Д.Н. Исаевым:

1. отвергающий (чрезмерная  требовательность, жесткая регламентация, контроль либо недостаток контроля на почве попустительства);

2. гиперсоциализирующий (чрезмерная озабоченность и тревожность  родителей будущим ребенка, его  статусом, успехами и неудачами);

3. эгоцентрический (наблюдается  в семьях с низким уровнем ответственности, когда ребенку навязывается представление “Я - большой” в качестве самодовлеющей ценности.

Чем более ориентированы  родители на предоставление возможности  выбора ребенку, понимают и чувствуют, что хочет ребенок (поддержка  автономности), чем больше они уделяют ему внимания и ребенок занимает важное место в их жизни (вовлечённость), а также, чем более четко описывают свои требования, сдерживают обещания (структурированность отношений), тем более психологически благополучен ребенок (Клюева Н.В., 1998г.).

Немаловажным фактором, влияющим на развитие личности ребенка, является порядок его появления  в семье. З. Фрейд был первым, кто  заметил, что позиция ребенка  среди сестер и братьев имеет  важнейшее значение во всей его последующей  жизни. Первый ребенок чаще всего вызывает у родителей трепетную любовь и восхищение. На нем концентрируется внимание всей семьи. Старший ребенок сначала воспитывается как единственный. У него ряд преимуществ, по сравнению с детьми из многодетных семей: на нем сконцентрировано все внимание родителей, лучшее обеспечение. Первенцы, как правило, ориентированы на успех и достижения. С другой стороны, такой ребенок более зависим от родителей, социально изолирован. Большое влияние на развитие личности первого ребенка оказывает рождение второго. Когда в семье появляется новорожденный, даже те дети, которые с нетерпением ждали его, могут чувствовать себя забытыми, отверженными. А. Адлер назвал это состояние отверженности “синдромом детронизации”. “Маленького принца (принцессу) согнали с трона” - так может воспринять ребенок эту ситуацию в том случае, если его положение в семье изменилось в худшую сторону, когда все взрослые заняты только малышом. Для привлечения к себе внимания ребенок может использовать такие формы поведения, как агрессивность, капризность, упрямство. Более соперничают между собой дети одного пола и с небольшой разницей в возрасте (до 4-5 лет). Самое сложное положение у среднего ребенка. Он не имеет привилегий старшего ребенка, но он и не может конкурировать с младшим, так как не обладает его качествами. Родителям необходимо помочь ребенку найти место в структуре семейных отношений.

Очень часто агрессивное  поведение прививается и закрепляется в тех случаях, когда взрослое окружение чрезмерно уступчиво  и беспомощно против различных крайних проявлений в поведении детей.

Такая семья, с одной  стороны, для ребенка постоянно  полна соблазна, искушения, поскольку  он может проявить свою власть над  взрослыми, злоупотреблять их хорошим  отношением. С другой стороны, эта  среда создает в душе ребенка все более ощутимое чувство смятения, беспокойства, которое порождает все новые агрессивные проявления, а родители, которые отступают, продолжают тем самым индуцировать этот процесс. Таким образом ребенок зачастую вовлекается в водоворот агрессивных проявлений. Родители должны уделять детям больше внимания, установить с ними теплые отношения или же на определенных критических этапах должны проявлять решительность. Такое поведение родителей оказывает на детей успокаивающее действие, они обретают чувство безопасности и уверенности.

Известно, что ребенок  в очень большой степени зависит  от окружения и, не являясь самостоятельным, независимым существом ни по интеллекту, ни в социальном отношении, ни по духовному  миру. Именно поэтому для него очень важно, как он выглядит в глазах окружающих, что о нем думают родители. Если родители многократно высказывают свое мнение о ребенке, со временем он и сам начинает считать себя таким, каким его видят окружающие. В конечном счете в одном случае у ребенка формируется положительное мнение о себе, он считает себя сообразительным, самостоятельным, чувствует, что родители ему доверяют и это приводит к формированию чувства ответственности за собственные действия, стремлению к внутреннему самоконтролю; в другом же случае у ребенка складывается отрицательное впечатление, он считает себя неполноценным и страдает от этого ощущения, что приводит к стремлению перекладывать ответственность на плечи других и вместо самоконтроля ребенок следит за реакцией окружающих.

Таким образом из ребенка вырастает или самостоятельный, независимый и ответственный человек, или же личность, постоянно зависящая от окружения, ощущая постоянную потребность в чьем-то вмешательстве.

Каким вырастет ребенок, ориентированным на избежание неудачи  или же ему будет свойственна ориентация на успех, это в решающей степени определяется в детские годы. Родители должны побуждать ребенка постоянно тянуться вверх, но вместе с тем нельзя предъявлять ему требования, выходящие за пределы его возможностей, потому что в этом случае в ребенке вырабатывается тяжелая, отрицательная черта, влияющая на всю его дальнейшую жизнь, проявляющаяся прежде всего в стремлении уклониться от необходимости решать собственные задачи.

Способ воспитания, который  используется в семье, в решающей степени определяется характером и  личными качествами родителей. Родители, которым свойственны автократические  установки, имеют мало шансов создать  демократическую атмосферу воспитания. Решимости у родителей хватит ненадолго, причем необходимость постоянно сдерживать себя создает такое эмоциональное напряжение, что непринужденной, демократической атмосферы создать так и не удается. Таким образом, личные качества родителей пробиваются сквозь их вынужденное поведение, и поэтому все благонамеренные попытки редко дают желаемый результат. Нельзя забывать, что воспитание будет по-настоящему эффективным лишь при том условии, что ребенок будет иметь перед собой взрослых людей, служащих для него моделью, причем ребенок перенимает не только и даже не в первую очередь поведение родителей в различных “педагогических” ситуациях, но также и те формы поведения, которые он наблюдает в отношениях между родителями и другими людьми, будь то дети или взрослые. Следовательно, не существует какого-то специального педагогического поведения, бессмысленно, да и не очень возможно, изображать себя взрослым не такими, какие они есть на самом деле. Важнейшей задачей семейного воспитания состоит в посредничестве между личностью и обществом, т.е. в семье ребенка следует научить жить в соответствии с принятыми общественными нормами и правилами, а это невозможно без определенных ограничений руководства действиями ребенка. Степень внешних ограничений должна уменьшаться по мере взросления ребенка, т.е. внешние ограничения, необходимые на ранних этапах развития личности, постепенно приняли форму внутренних ограничений (умение самостоятельно и ответственно ориентироваться в лабиринте общественных норм). Важно также в процессе воспитания учитывать тип личности ребенка. Экстраверт любит бывать в обществе, ощущает необходимость в контакте с людьми, читать или учиться в одиночку ему неприятно. Такие люди любят острые ощущения, риск, часто подвергают себя опасности, их поступки часто зависят от настроения, обычно они импульсивны. Они не могут строго контролировать свои чувства и не всегда на них можно положиться.

Интроверт - это тихий, замкнутый, обращенный в себя человек, чувствующий себя лучше среди  книг, чем в обществе. У него относительно немного друзей, но зато отношения с ними доверительные и задушевные. В отношениях с людьми такой человек сдержан, прежде чем ответить, предпочитает подумать. Ему не нравятся неожиданные, непредвиденные ситуации, поэтому он предпочитает соблюдать свои планы. Такие люди строго контролируют свои чувства, редко бывают агрессивными, редко теряют голову. Это надежные люди, придающие большое значение моральным нормам.

Семья создает личность. Она даёт изначальный опыт умения жить, учит жизни во всей полноте  её социально-нравственных проявлений. Сегодня значение семьи в воспитании детей возросло, а эффект семейного влияния громаден.

Духовное богатство, трудолюбие матери и отца, их моральная чистота - все это самым благотворным образом  воздействует на ребенка.

Список литературы

1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. - М., 1982.

2. Бестужев Лада И.В. Семья вчера, сегодня, завтра. - М., Знание. Педфакультет, 1979, №1.

3. Васильева Э.К. Семья и её функции. - М., 1975.

4. Гребенников И.В. Семья - воспитательные возможности. - М., 1985.

5. Клюева Н.В. Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг. - Ярославль, Академия развития, 2001.

6. Новокшонова Г.А. Взаимодействие школы и семьи в формировании личности. - Пермь, 1998.

7. Раншбург И., Поппер П. Секреты личности. - М., “Педагогика” 1983.

8. Спицын Н.П., Печерский М.С., Чарный Б.М. Семья: тысячи проблем воспитания. - Пермь, 1988.

 

 


Информация о работе Роль семейного воспитания в развитии личности