Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 10:21, реферат
Миссия семьи на каждом историческом этапе меняется в зависимости от принятой человеческим сообществом системы ценностей. Представления о том, каким должен быть ребенок и какова роль семьи в его воспитании, определяют содержание, методы, позицию и отношение родителей к ребенку, уклад жизни семьи в целом.
Культурно-исторический аспект отношений родителей к ребенку
2. Функции семьи в воспитании детей
3. Формирование “Я-концепции” личности в семье
4. Влияние семьи на развитие личности
Список литературы
Т.М. Мишина и А.Б. Добрович
описывают наиболее часто встречающиеся
неблагополучные формы
Три типа неправильного воспитания выделены В.И. Гарбузовым, А.И. Захаровым и Д.Н. Исаевым:
1. отвергающий (чрезмерная требовательность, жесткая регламентация, контроль либо недостаток контроля на почве попустительства);
2. гиперсоциализирующий
(чрезмерная озабоченность и
3. эгоцентрический (наблюдается
в семьях с низким уровнем отве
Чем более ориентированы родители на предоставление возможности выбора ребенку, понимают и чувствуют, что хочет ребенок (поддержка автономности), чем больше они уделяют ему внимания и ребенок занимает важное место в их жизни (вовлечённость), а также, чем более четко описывают свои требования, сдерживают обещания (структурированность отношений), тем более психологически благополучен ребенок (Клюева Н.В., 1998г.).
Немаловажным фактором, влияющим на развитие личности ребенка, является порядок его появления в семье. З. Фрейд был первым, кто заметил, что позиция ребенка среди сестер и братьев имеет важнейшее значение во всей его последующей жизни. Первый ребенок чаще всего вызывает у родителей трепетную любовь и восхищение. На нем концентрируется внимание всей семьи. Старший ребенок сначала воспитывается как единственный. У него ряд преимуществ, по сравнению с детьми из многодетных семей: на нем сконцентрировано все внимание родителей, лучшее обеспечение. Первенцы, как правило, ориентированы на успех и достижения. С другой стороны, такой ребенок более зависим от родителей, социально изолирован. Большое влияние на развитие личности первого ребенка оказывает рождение второго. Когда в семье появляется новорожденный, даже те дети, которые с нетерпением ждали его, могут чувствовать себя забытыми, отверженными. А. Адлер назвал это состояние отверженности “синдромом детронизации”. “Маленького принца (принцессу) согнали с трона” - так может воспринять ребенок эту ситуацию в том случае, если его положение в семье изменилось в худшую сторону, когда все взрослые заняты только малышом. Для привлечения к себе внимания ребенок может использовать такие формы поведения, как агрессивность, капризность, упрямство. Более соперничают между собой дети одного пола и с небольшой разницей в возрасте (до 4-5 лет). Самое сложное положение у среднего ребенка. Он не имеет привилегий старшего ребенка, но он и не может конкурировать с младшим, так как не обладает его качествами. Родителям необходимо помочь ребенку найти место в структуре семейных отношений.
Очень часто агрессивное
поведение прививается и
Такая семья, с одной стороны, для ребенка постоянно полна соблазна, искушения, поскольку он может проявить свою власть над взрослыми, злоупотреблять их хорошим отношением. С другой стороны, эта среда создает в душе ребенка все более ощутимое чувство смятения, беспокойства, которое порождает все новые агрессивные проявления, а родители, которые отступают, продолжают тем самым индуцировать этот процесс. Таким образом ребенок зачастую вовлекается в водоворот агрессивных проявлений. Родители должны уделять детям больше внимания, установить с ними теплые отношения или же на определенных критических этапах должны проявлять решительность. Такое поведение родителей оказывает на детей успокаивающее действие, они обретают чувство безопасности и уверенности.
Известно, что ребенок
в очень большой степени
Таким образом из ребенка вырастает или самостоятельный, независимый и ответственный человек, или же личность, постоянно зависящая от окружения, ощущая постоянную потребность в чьем-то вмешательстве.
Каким вырастет ребенок, ориентированным на избежание неудачи или же ему будет свойственна ориентация на успех, это в решающей степени определяется в детские годы. Родители должны побуждать ребенка постоянно тянуться вверх, но вместе с тем нельзя предъявлять ему требования, выходящие за пределы его возможностей, потому что в этом случае в ребенке вырабатывается тяжелая, отрицательная черта, влияющая на всю его дальнейшую жизнь, проявляющаяся прежде всего в стремлении уклониться от необходимости решать собственные задачи.
Способ воспитания, который
используется в семье, в решающей
степени определяется характером и
личными качествами родителей. Родители,
которым свойственны
Интроверт - это тихий, замкнутый, обращенный в себя человек, чувствующий себя лучше среди книг, чем в обществе. У него относительно немного друзей, но зато отношения с ними доверительные и задушевные. В отношениях с людьми такой человек сдержан, прежде чем ответить, предпочитает подумать. Ему не нравятся неожиданные, непредвиденные ситуации, поэтому он предпочитает соблюдать свои планы. Такие люди строго контролируют свои чувства, редко бывают агрессивными, редко теряют голову. Это надежные люди, придающие большое значение моральным нормам.
Семья создает личность. Она даёт изначальный опыт умения жить, учит жизни во всей полноте её социально-нравственных проявлений. Сегодня значение семьи в воспитании детей возросло, а эффект семейного влияния громаден.
Духовное богатство, трудолюбие матери и отца, их моральная чистота - все это самым благотворным образом воздействует на ребенка.
Информация о работе Роль семейного воспитания в развитии личности