Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 10:21, реферат
Миссия семьи на каждом историческом этапе меняется в зависимости от принятой человеческим сообществом системы ценностей. Представления о том, каким должен быть ребенок и какова роль семьи в его воспитании, определяют содержание, методы, позицию и отношение родителей к ребенку, уклад жизни семьи в целом.
Культурно-исторический аспект отношений родителей к ребенку
2. Функции семьи в воспитании детей
3. Формирование “Я-концепции” личности в семье
4. Влияние семьи на развитие личности
Список литературы
Семья имеет ряд функций, которые можно разделить на институциональные и базисные.
Институциональные функции носят безличный характер. К ним относятся:
1. функции воспроизводства;
2. первичный социальный и сексуальный контроль;
3. экономическая поддержка детей;
4. поддержка нетрудоспособных;
5. защита права ребенка на полноценное развитие.
Базисные функции направлены на то, чтобы человек удовлетворял свои личные потребности в семье. К ним относятся:
1. удовлетворение потребности в любви:
2. функция эмоциональной
3. функция самоутверждения,
4. функция социальной
5. функция формирования
6. функция формирования
Воспитание в семье, в сущности, и является передачей социального опыта старшего поколения младшему. Современная семья утратила многие функции, цементировавшие её в прошлом: производственную, охранительную, образовательную и др. Большее значение приобрели такие функции, как психологическая безопасность, эмоциональная удовлетворенность всех членов семьи и подготовка детей к жизни в обществе. Реализация этих функций предполагает зрелость чувств и психологическую культуру всех членов семьи и, прежде всего, родителей.
Высокоинтегрированная семья отличается
тем, что её члены хорошо знают
индивидуально-психологические
Особенность человека заключается в том, что он не сохраняет наследственную память о выживании, существовании. Без обучения другими людьми ребенок вряд ли смог бы произвести хотя бы один-единственный элемент культуры. Игорь Кон представляет воспитание как “элемент ценностно-нормативной культуры любого общества, производный от его представлений о природе и возможности человека”. Являясь составной частью общества и отражая все происходящие явления в нем, семья, как бы транслирует общественный исторический опыт в образе ребенка. Образ ребенка имеет, по меньшей мере, два измерения: чем он является от природы (или от бога) и чем он должен стать в результате обучения и воспитания. В зависимости от образа новорожденного в социально-историческом плане, родители транслируют культуру, опыт, традиции новому поколению.
Образцы поведения, нормы общения, ценности, присущие прежде всего западной культуре, “перенимаются” довольно быстро, но, не подкрепленные собственным опытом, не соотнесенные с социальным контекстом, зачастую приводят к серьезным внутриличностным конфликтам. Все это в наиболее ярком виде проявляется в отношениях между взрослыми и детьми. В частности подростки не принимают стиль жизни, который характерен для их родителей, вынужденными много работать, возвращаться усталыми и раздраженными домой. В большинстве семей отсутствует атмосфера теплоты и интимности в отношениях между родителями и детьми. Каждый шестой подросток (из полных семей) испытывает эмоциональное отвержение со стороны обоих родителей. Наиболее типично враждебно-непоследовательное отношение родителей в сочетании с их психологической автономией. У подростков формируется желание противостоять и противодействовать ценностям и установкам, образу жизни взрослых. Это часто ведет к конфликту с родителями, особенно если в семье преобладает авторитарный стиль воспитания. Первые места в рейтенге ценностей подростков занимают счастливая семейная жизнь, материальное благополучие и здоровье. Они же называются как наименее доступные в будущем. Высокая ценность этих жизненных сфер в сочетании с недосягаемостью порождает внутренний конфликт. Важно, чтобы родители понимали, что от отношения семьи к ребенку во многом зависит его будущее, его отношения в обществе.
Многие психологи
Д. Сирс выдвинул гипотезу
о том, что установка родителей,
благодаря которой ребенок
Было также обнаружено, что корреляция между самооценкой и отношениями с родителями зависит преимущественно от характера отношений ребенка с родителями одного с ними пола. У мальчиков, испытывающих недостаток в отцовской любви, больше развито чувство неуверенности и незащищенности, они хуже адаптируются в социальной среде, чем девочки из подобных семей. Благоприятное воздействие на ребенка оказывает активная забота о нем матери, незамедлительная помощь в любой ситуации, установление определенных норм, регулирующих его поведение.
На основании приведенных фактов можно сделать вывод о том, что тип взаимоотношений, которые складываются в семье между ребенком и родителями, является важным фактором развития “Я-концепции”. Р. Бернс объясняет это двумя причинами. Во-первых, основа “Я-концепции” закладывается в раннем детстве, когда главным значимым другим является родитель, взаимодействие с которым обеспечивает обратную связь, необходимую для возникновения и развития представлений о себе. Во-вторых, ребенок в этом возрасте во многом зависит от родителей, и, следовательно, они имеют уникальную возможность влиять на развитие его личности.
4. Влияние семьи на развитие личности
В эмпирическом исследовании Дж. Болдуина выделено два стиля родительского воспитания - демократический и контролирующий.
Демократический определяется следующими параметрами: высоким уровнем вербального общения между детьми и родителями, включенностью детей в обсуждение семейных проблем, учетом их мнения, готовностью родителей прийти на помощь, если это требуется; одновременно с этим - верой в успех самостоятельной деятельности ребенка и ограничением собственной субъективности в видении ребенка.
Контролирующий стиль предполагает значительные ограничения в поведении детей, четкое и ясное объяснение ребенку смысла ограничений, отсутствие разногласий между родителями и детьми по поводу дисциплинарных мер.
Дж. Болдуин исследовал детей обеих групп и детей со смешанным стилем воспитания. Дети в семьях с демократическим стилем характеризовались умеренно выраженной способностью к лидерству, хорошим психическим развитием, социальной активностью, легкостью вступления в контакты со сверстниками. Но им не был присущ альтруизм, сензитивность и эмпатия. Сами дети с трудом поддавались внешнему контролю.
Дети родителей с контролирующим стилем воспитания более послушны, внушаемы, боязливы, не слишком настойчивы в достижении собственных целей, неагрессивны.
При смешанном стиле
воспитания ребенку присущи внушаемость,
послушание, эмоциональная
Дж. Болдуин выделил также четыре параметра измерения родительского поведения:
1. родительский контроль,
т.е. предпочитают ли родители
оказать большое влияние на
детей, способны ли настаивать
на выполнении своих
2. родительские требования,
побуждающие к развитию у
3. способы общения
с детьми в ходе
4. эмоциональная поддержка - способность родителей выражать сочувствие, любовь и теплые отношения, испытывать любовь, удовлетворение и гордость от успехов детей.
При анализе данных оказалось,
что комплекс черт компетентных детей
соответствует наличию в
Японский психолог Масару Ибука считает, что как повышенная уверенность, так и излишняя тревожность не содействует успешному родительству. Чем более “свободно” родители воспитывают своего ребенка, тем более неуверенным в себе он вырастает. Под “свободой воспитания” Масару Ибука понимает нерегулярный уход за ребенком, обилие игрушек и в то же самое время отсутствие внимания. Таким детям не хватает любви, они все время ищут внимания взрослых, в то время как ребенок выросший в любви, скорее адаптируется к обществу, он более уравновешен и добр.
Существует определенная связь между стилем родительского воспитания и особенностями ребенка. Традиционно в психологической литературе выделяют следующие стили семейного воспитания - авторитарный, демократический, либеральный. Еще в работах А.С. Макаренко было выделено несколько типов так называемого ложного родительского авторитете: авторитет подавления, расстояния, педантизма, резонерства, подкупа. В качестве благоприятных описаны авторитет любви, доброты, уважения.
Г. Крайг предлагает следующую классификацию стилей родительского воспитания, выделенных на основании соотношения двух параметров: родительского контроля и теплоты.
Авторитетный стиль предполагает высокий уровень контроля, когда родители признают и поощряют растущую автономию своих детей, а также теплые отношения (родители открыты для общения, допускают изменения своих требований). Как результат - дети социально адаптированы, уверены в себе, способны к самоконтролю, обладают высокой самооценкой.
Авторитарный стиль
характеризуется высоким
Либеральный стиль предполагает низкий уровень контроля и теплые отношения. Родители слабо или совсем не регламентируют поведение ребенка. Хотя родители открыты для общения с детьми, доминирующее направление коммуникации - от ребенка к родителям, детям предоставлен избыток свободы, родители не устанавливают каких-либо ограничений. Дети склонны к непослушанию, агрессивности, ведут себя неадекватно и импульсивно, нетребовательны к себе. В некоторых случаях дети становятся активными, решительными и творческими людьми.
Индифферентный стиль - с низким уровнем контроля и холодными отношениями. Родители не устанавливают для детей никаких ограничений, безразличны к детям, закрыты для общения. Из-за обремененности собственными проблемами не остается сил на воспитание детей. Если безразличие сочетается с враждебностью, ребенок проявляет разрушительные импульсы и склонность к отклоняющемуся поведению.
Некоторые психологи выделяют ещё такой стиль как опека. В основном к этому стилю относятся однодетные семьи, семьи с поздним ребенком, частоболеющим.
Одной из психологических особенностей является тип нервной системы. Ребенок с сильным типом нервной системы, не взирая на запреты родителей, старается получить интересующую его информацию и опыт. При накапливании этого опыта и продолжающихся ограничениях со стороны родителей авторитет их постепенно снижается, что позволяет ребенку (чаще всего в подростковом возрасте) использовать любовь родителей в своих интересах. Таким образом, в стиле опека ребенок с сильным типом нервной системы может стать диктатором по отношению к близким, а затем и другим людям. Ребенок же со слабым типом нервной системы не рискует ослушаться родителей и не получает опыт. Он полагается во всем на мнение взрослых, вырастая пассивным, безынициативным, беспринципным человеком.
Информация о работе Роль семейного воспитания в развитии личности