Роль семейного воспитания в развитии личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 10:21, реферат

Описание

Миссия семьи на каждом историческом этапе меняется в зависимости от принятой человеческим сообществом системы ценностей. Представления о том, каким должен быть ребенок и какова роль семьи в его воспитании, определяют содержание, методы, позицию и отношение родителей к ребенку, уклад жизни семьи в целом.

Содержание

Культурно-исторический аспект отношений родителей к ребенку
2. Функции семьи в воспитании детей
3. Формирование “Я-концепции” личности в семье
4. Влияние семьи на развитие личности
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Реферат Семейное воспитание и семейная педагогика.doc

— 109.00 Кб (Скачать документ)

Семья имеет ряд функций, которые можно разделить на институциональные  и базисные.

Институциональные функции  носят безличный характер. К ним  относятся:

1. функции воспроизводства;

2. первичный социальный  и сексуальный контроль;

3. экономическая поддержка  детей;

4. поддержка нетрудоспособных;

5. защита права ребенка  на полноценное развитие.

Базисные функции направлены на то, чтобы человек удовлетворял свои личные потребности в семье. К ним относятся:

1. удовлетворение потребности  в любви:

2. функция эмоциональной поддержки  и развития индивидуальности;

3. функция самоутверждения, самореализации  и личностного роста; психотерапевтическая  функция семьи;

4. функция социальной ответственности за каждого члена семьи;

5. функция формирования позитивных  отношений;

6. функция формирования культурной  общности.

Воспитание в семье, в сущности, и является передачей социального  опыта старшего поколения младшему. Современная семья утратила многие функции, цементировавшие её в прошлом: производственную, охранительную, образовательную и др. Большее значение приобрели такие функции, как психологическая безопасность, эмоциональная удовлетворенность всех членов семьи и подготовка детей к жизни в обществе. Реализация этих функций предполагает зрелость чувств и психологическую культуру всех членов семьи и, прежде всего, родителей.

Высокоинтегрированная семья отличается тем, что её члены хорошо знают  индивидуально-психологические особенности  друг друга и имеют большие резервы влияния друг на друга; её характеризует высокий уровень развития взаимопомощи, а члены имеют хорошо развитые “просемейные” мотивы; семья имеет хороший контакт и взаимодействие с социальным окружением (А.С. Спиваковская). Наибольшее значение для супружеских отношений имеет согласие по таким семейным ценностям, как сексуальное общение, рождение и воспитание детей, моральная и эмоциональная поддержка, социальные контакты.

Особенность человека заключается  в том, что он не сохраняет наследственную память о выживании, существовании. Без обучения другими людьми ребенок вряд ли смог бы произвести хотя бы один-единственный элемент культуры. Игорь Кон представляет воспитание как “элемент ценностно-нормативной культуры любого общества, производный от его представлений о природе и возможности человека”. Являясь составной частью общества и отражая все происходящие явления в нем, семья, как бы транслирует общественный исторический опыт в образе ребенка. Образ ребенка имеет, по меньшей мере, два измерения: чем он является от природы (или от бога) и чем он должен стать в результате обучения и воспитания. В зависимости от образа новорожденного в социально-историческом плане, родители транслируют культуру, опыт, традиции новому поколению.

Образцы поведения, нормы общения, ценности, присущие прежде всего западной культуре, “перенимаются” довольно быстро, но, не подкрепленные собственным опытом, не соотнесенные с социальным контекстом, зачастую приводят к серьезным внутриличностным конфликтам. Все это в наиболее ярком виде проявляется в отношениях между взрослыми и детьми. В частности подростки не принимают стиль жизни, который характерен для их родителей, вынужденными много работать, возвращаться усталыми и раздраженными домой. В большинстве семей отсутствует атмосфера теплоты и интимности в отношениях между родителями и детьми. Каждый шестой подросток (из полных семей) испытывает эмоциональное отвержение со стороны обоих родителей. Наиболее типично враждебно-непоследовательное отношение родителей в сочетании с их психологической автономией. У подростков формируется желание противостоять и противодействовать ценностям и установкам, образу жизни взрослых. Это часто ведет к конфликту с родителями, особенно если в семье преобладает авторитарный стиль воспитания. Первые места в рейтенге ценностей подростков занимают счастливая семейная жизнь, материальное благополучие и здоровье. Они же называются как наименее доступные в будущем. Высокая ценность этих жизненных сфер в сочетании с недосягаемостью порождает внутренний конфликт. Важно, чтобы родители понимали, что от отношения семьи к ребенку во многом зависит его будущее, его отношения в обществе.

 

  1. Формирование “Я - концепции” личности в семье

 

Многие психологи рассматривали  связь влияния семьи на формирование у ребенка позитивного самовосприятия - фундамента развития личности. Внимания заслуживает исследование Д. Куперсмита, который сделал вывод о том, что основной предпосылкой формирования у ребенка высокой самооценки является дисциплинирующее начало в семейном воспитании (по Р. Бернсу). Также он считает важным такие детерминанты, как внутренняя установка матери на принятие ребенка уровень её собственной самооценки.

Д. Сирс выдвинул гипотезу о том, что установка родителей, благодаря которой ребенок чувствует, что его любят, принимают в семье, относятся к нему с уважением, порождает у него аналогичную самоустановку, приводящую к ощущению собственной ценности и успешности. Д. Сирс считает, что концепция собственной ценности созревает у ребенка интуитивно, а оценочные установки передаются через механизм социального подкрепления со стороны любящих родителей, которые выступают для ребенка не только в роли проводников этих установок, но и в качестве моделей для подражания. Он отмечал, что теплота и забота со стороны матери должна благоприятно влиять на формирование “Я-концепции” как мальчиков, так и девочек, но для девочек это влияние должно быть более заметным. В то же время теплота в отношении ребенка со стороны отца, который включается в воспитательный процесс сравнительно поздно, должна оказать более значительное влияние на благоприятное развитие “Я-концепции” мальчиков. Гипотеза Д. Сирса не подтвердилась, но зато породила многие работы по исследованию влияния матери и отца на формирование половой идентичности ребенка.

Было также обнаружено, что корреляция между самооценкой и отношениями с родителями зависит преимущественно от характера отношений ребенка с родителями одного с ними пола. У мальчиков, испытывающих недостаток в отцовской любви, больше развито чувство неуверенности и незащищенности, они хуже адаптируются в социальной среде, чем девочки из подобных семей. Благоприятное воздействие на ребенка оказывает активная забота о нем матери, незамедлительная помощь в любой ситуации, установление определенных норм, регулирующих его поведение.

На основании приведенных  фактов можно сделать вывод о том, что тип взаимоотношений, которые складываются в семье между ребенком и родителями, является важным фактором развития “Я-концепции”. Р. Бернс объясняет это двумя причинами. Во-первых, основа “Я-концепции” закладывается в раннем детстве, когда главным значимым другим является родитель, взаимодействие с которым обеспечивает обратную связь, необходимую для возникновения и развития представлений о себе. Во-вторых, ребенок в этом возрасте во многом зависит от родителей, и, следовательно, они имеют уникальную возможность влиять на развитие его личности.

 

4. Влияние семьи  на развитие личности

 

В эмпирическом исследовании Дж. Болдуина выделено два стиля  родительского воспитания - демократический  и контролирующий.

Демократический определяется следующими параметрами: высоким уровнем вербального общения между детьми и родителями, включенностью детей в обсуждение семейных проблем, учетом их мнения, готовностью родителей прийти на помощь, если это требуется; одновременно с этим - верой в успех самостоятельной деятельности ребенка и ограничением собственной субъективности в видении ребенка.

Контролирующий стиль  предполагает значительные ограничения  в поведении детей, четкое и ясное  объяснение ребенку смысла ограничений, отсутствие разногласий между родителями и детьми по поводу дисциплинарных мер.

Дж. Болдуин исследовал детей обеих групп и детей  со смешанным стилем воспитания. Дети в семьях с демократическим стилем характеризовались умеренно выраженной способностью к лидерству, хорошим  психическим развитием, социальной активностью, легкостью вступления в контакты со сверстниками. Но им не был присущ альтруизм, сензитивность и эмпатия. Сами дети с трудом поддавались внешнему контролю.

Дети родителей с  контролирующим стилем воспитания более  послушны, внушаемы, боязливы, не слишком настойчивы в достижении собственных целей, неагрессивны.

При смешанном стиле  воспитания ребенку присущи внушаемость, послушание, эмоциональная чувствительность, не агрессивность, отсутствие любознательности, оригинальности мышления, бедная фантазия.

Дж. Болдуин выделил  также четыре параметра измерения  родительского поведения:

1. родительский контроль, т.е. предпочитают ли родители  оказать большое влияние на  детей, способны ли настаивать  на выполнении своих требований, последовательны ли в них;

2. родительские требования, побуждающие к развитию у детей  зрелости, способностей в интеллектуальной, эмоциональной и коммуникативной  сферах;

3. способы общения  с детьми в ходе воспитательных  воздействий;

4. эмоциональная поддержка  - способность родителей выражать сочувствие, любовь и теплые отношения, испытывать любовь, удовлетворение и гордость от успехов детей.

При анализе данных оказалось, что комплекс черт компетентных детей  соответствует наличию в родительском отношении всех четырех измерений: контроля, требовательности к социальной зрелости, общения и эмоциональной поддержки - то есть оптимальным условием воспитания является сочетание высокой требовательности и контроля с демократичностью и принятием.

Японский психолог Масару Ибука считает, что как повышенная уверенность, так и излишняя тревожность не содействует успешному родительству. Чем более “свободно” родители воспитывают своего ребенка, тем более неуверенным в себе он вырастает. Под “свободой воспитания” Масару Ибука понимает нерегулярный уход за ребенком, обилие игрушек и в то же самое время отсутствие внимания. Таким детям не хватает любви, они все время ищут внимания взрослых, в то время как ребенок выросший в любви, скорее адаптируется к обществу, он более уравновешен и добр.

Существует определенная связь между стилем родительского  воспитания и особенностями ребенка. Традиционно в психологической  литературе выделяют следующие стили  семейного воспитания - авторитарный, демократический, либеральный. Еще  в работах А.С. Макаренко было выделено несколько типов так называемого ложного родительского авторитете: авторитет подавления, расстояния, педантизма, резонерства, подкупа. В качестве благоприятных описаны авторитет любви, доброты, уважения.

Г. Крайг предлагает следующую  классификацию стилей родительского воспитания, выделенных на основании соотношения двух параметров: родительского контроля и теплоты.

Авторитетный стиль  предполагает высокий уровень контроля, когда родители признают и поощряют растущую автономию своих детей, а также теплые отношения (родители открыты для общения, допускают изменения своих требований). Как результат - дети социально адаптированы, уверены в себе, способны к самоконтролю, обладают высокой самооценкой.

Авторитарный стиль  характеризуется высоким контролем, родители ждут неукоснительного выполнения своих требований; отношения холодные, отстраненные. Дети замкнуты, боязливы и угрюмы, непритязательны и раздражительны. Девочки в большинстве своем - пассивны и зависимы, мальчики - неуправляемы и агрессивны. Ребенок с сильным типом нервной системы становится диктатором по отношению к своим родителям и переносит этот стиль общения на отношения с другими людьми. Он просто не воспринимает другие отношения, так как постоянные ограничения и холодная интонация возводятся им в норму. Ребенок со слабым типом нервной системы не просто пассивен, он чаще всего закомплексован, зажат, сломлен. Эти дети ни в подростковом возрасте, ни в старшем не решаются на самостоятельные суждения, на ответственные поступки.

Либеральный стиль предполагает низкий уровень контроля и теплые отношения. Родители слабо или совсем не регламентируют поведение ребенка. Хотя родители открыты для общения с детьми, доминирующее направление коммуникации - от ребенка к родителям, детям предоставлен избыток свободы, родители не устанавливают каких-либо ограничений. Дети склонны к непослушанию, агрессивности, ведут себя неадекватно и импульсивно, нетребовательны к себе. В некоторых случаях дети становятся активными, решительными и творческими людьми.

Индифферентный стиль - с низким уровнем контроля и холодными отношениями. Родители не устанавливают для детей никаких ограничений, безразличны к детям, закрыты для общения. Из-за обремененности собственными проблемами не остается сил на воспитание детей. Если безразличие сочетается с враждебностью, ребенок проявляет разрушительные импульсы и склонность к отклоняющемуся поведению.

Некоторые психологи  выделяют ещё такой стиль как  опека. В основном к этому стилю  относятся однодетные семьи, семьи  с поздним ребенком, частоболеющим.

Одной из психологических  особенностей является тип нервной  системы. Ребенок с сильным типом  нервной системы, не взирая на запреты  родителей, старается получить интересующую его информацию и опыт. При накапливании этого опыта и продолжающихся ограничениях со стороны родителей авторитет их постепенно снижается, что позволяет ребенку (чаще всего в подростковом возрасте) использовать любовь родителей в своих интересах. Таким образом, в стиле опека ребенок с сильным типом нервной системы может стать диктатором по отношению к близким, а затем и другим людям. Ребенок же со слабым типом нервной системы не рискует ослушаться родителей и не получает опыт. Он полагается во всем на мнение взрослых, вырастая пассивным, безынициативным, беспринципным человеком.

Информация о работе Роль семейного воспитания в развитии личности