Роль учителя в развитии исследовательской деятельности учащихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 12:04, статья

Описание

В практике работы современной школы все большее распространение приобретает исследовательская деятельность учащихся. Исследовательская работа в современной школе это очень тесное взаимодействие ученика и учителя. Благодаря учителю, ученик должен понимать, что исследовательская деятельность – это его работа и реализация его собственных идей. Задача педагога – тьютора состоит в том, чтобы консультировать ученика в области способов организации работы с научным материалом, помочь ребенку в поиске правильного решения исследовательской проблемы, направлять ребенка в правильное русло, предоставить ему максимальную самостоятельность, развивать интерес к исследовательской работе.

Работа состоит из  1 файл

Статья на конференцию.docx

— 24.11 Кб (Скачать документ)

Михайлова О.А.

магистрант ЗабГУ

МБОУ СОШ №30

учитель английского  языка

 

Роль учителя  в развитии исследовательской деятельности учащихся

 

В настоящее время  одна из главных задач учителя - помочь учащимся найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. В практике работы современной школы все большее распространение приобретает исследовательская деятельность учащихся. Исследовательская работа в современной школе это очень тесное взаимодействие ученика и учителя. Благодаря учителю, ученик должен понимать, что исследовательская деятельность – это его работа и реализация его собственных идей. Задача педагога – тьютора состоит в том, чтобы консультировать ученика в области способов организации работы с научным материалом, помочь ребенку в поиске правильного решения исследовательской  проблемы, направлять ребенка в правильное русло, предоставить ему максимальную самостоятельность, развивать интерес к исследовательской работе.  Говоря непосредственно о своей школе, автор описывает опыт работы исследовательской деятельности учителей – предметников совместно с учениками, собственный опыт работы и делает определенные выводы. Автор считает, что роль учителя в развитии исследовательской деятельности значима, в силу опыта, накопленных знаний, педагог может  нацелить  ребенка в правильном направлении, помочь не потерять интерес, всесторонне развить учащегося. Опыт, полученный в процессе написания научно-исследовательской работы, является весомым  кирпичиком в сложении творческой личности ученика.

 

      В настоящее время при переходе на новые стандарты меняются цели основного и среднего образования. Одна из главных задач, стоящих перед нами, учителями, в условиях модернизации образования - вооружить  учащихся методами необходимыми для решения нестандартных задач, развить способности творчески мыслить.

        В  условиях развития новых технологий  возрос спрос на людей, обладающих  нестандартным мышлением, умеющих  ставить и решать новые задачи. Поэтому в практике работы  современной школы все большее  распространение приобретает исследовательская  деятельность учащихся как образовательная  технология, направленная на приобщение  учащихся к активным формам  получения знаний. Научно-исследовательская  деятельность – мощное средство, позволяющее увлечь новое поколение  по самому продуктивному пути  развития и совершенствования.

     Творческая деятельность учащихся протекает эффективней при условии их сотрудничества с учителем. Исследовательская работа в современной школе предполагает очень тесное взаимодействие ученика и учителя. В этой связи возникают две крайности - полностью предоставить учащегося самому себе или значительно ограничить его самостоятельность. Педагогическая тонкость этого процесса заключается в том, что ученик должен чувствовать, что исследовательская деятельность – это его работа и реализация его собственных идей.

     Осуществление технологии развивающего обучения в корне меняет роль учителя в учебно-воспитательном процессе. Появление педагога-тьютора проблематизирует всю сложившуюся систему образования.  На данном этапе учитель не эрудит, а наставник, консультант в области способов организации работы с материалом. Задача тьютора помочь ребенку в поиске правильного решения исследовательской проблемы.

       Если  сегодня часть работы ребенок выполнит сам, а трудную недоступную часть работы он выполнит вместе с учителем, то завтра весь объем подобной работы он сможет выполнить самостоятельно.

  Только совместная с учителем деятельность в ходе всего исследования даст ученику возможность освоить новые знания, умения и навыки, усовершенствовать уже имеющиеся и овладеть универсальными учебными действиями. Для того чтобы учитель стал руководителем исследовательской деятельности и смог передать свой опыт учащимся, он должен уметь:

- владеть всем арсеналом исследовательских поисковых методов,

- уметь организовать исследование и самостоятельную деятельность учащихся;

- уметь организовывать  и проводить дискуссии, не подавляя  учеников своим авторитетом;

- устанавливать в творческих  группах эмоциональный настрой,  направленность учащихся на самостоятельный  поиск;

- уметь интегрировать  знания из различных научных областей [4].

      Обязательным условием развития творческих способностей учащихся является устранение доминирующей роли педагога. Учителям порой трудно удержаться от подсказок, самым сложным для нас это научиться быть консультантом, направлять ребенка в правильное русло, предоставить ему максимальную самостоятельность, развить интерес к исследовательской работе. Педагогу необходимо совершенствовать технологию обучения и помнить, что когда позволяется ученику самостоятельно что-то изобрести или открыть, развивается его творческая активность.

   С точки зрения педагогики, современный подход к реализации потенциалов исследовательской деятельности учащихся должен строиться на принципах личностно-ориентированного образования — именно в этом случае  в процессе ее организации удастся достичь существенно иных результатов личностного развития школьников. Образование должно не только успевать за развитием науки, но и, прежде всего, стать ведущим инструментом самосознания, самообразования, саморазвития, самореализации, формирования индивидуальности и личности.

         В своей сущности исследовательская  деятельность предполагает активную познавательную позицию, связанную с периодическим и продолжительным внутренним поиском, глубоко осмысленной и творческой переработкой информации научного характера, работой мыслительных процессов в особом режиме аналитико-прогностического свойства, действием путем «проб и ошибок»,  озарением, личными и личностными открытиями!

        С  точки зрения педагогики, важно  организовать исследовательскую  деятельность таким образом, чтобы  она максимально полно реализовывала  заложенные в ней образовательные  потенциалы.

   В нашей школе  данный вид работы присутствует  уже несколько лет, и количество  ребят желающих проявить свои  исследовательские навыки растет, как и количество педагогов  работающих с ними. Существование в школе научного общества «Эрудит» реализует возможность исследовательской деятельности. В работу включаются все учащиеся школы, начиная с третьего по одиннадцатый классы. Исследовательская деятельность обучающихся связана с решением исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом. Такая работа предполагает наличие основных этапов, характерных для реального научного исследования:

- постановка проблемы;

- изучение теории, посвященной данной проблематике;

- подбор методик исследования  и практическое овладение ими;

- сбор собственного материала,  его анализ и обобщение;

- научный комментарий, собственные выводы [4].

       Цель  нашего научного общества научить работать с теоретическим материалом, способствовать развитию творческой личности, а также находить пути решения поставленных задач. Ученик свободен в выборе темы, а учитель, являясь руководителем, направляет ребенка, выступает в роли наставника, куратора. Правильный подход, сплоченная работа позволяют достичь хороших результатов. На мой взгляд, исследовательская работа, написание статей это неоценимый вклад  в развитие личности, расширении кругозора, обогащении знаниями. В этом учебном году мы вместе с коллегой выступали в роли кураторов, исследовательского проекта ученицы 7 класса А. Работа была по теме «Культурное наследие: дух патриотизма и любовь к малой Родине».  Изучение культурных памятников родного края позволили углубить свои знания по истории города, обобщить имеющуюся информацию, провести собственный анализ, сделать выводы.  С одной стороны, очень важен неподдельный интерес к данной деятельности, но с другой стороны, стоит отметить сотрудничество между учащимся и учителем, совместный поиск информации, ее обработка.  Эффективное изучение собранного материала помогло нам написать работу, подвести к логическому завершению данный исследовательский проект. Немаловажным является подготовка выступления, ведь залог успеха не только в хорошо написанном теоретическом материале,  но и его представлении.

Роль учителя в развитии исследовательской деятельности значима, в силу опыта, накопленных знаний, педагог может  нацелить  ребенка в правильном направлении, помочь не потерять интерес, всесторонне развить учащегося. Не стоит недооценивать роль самого исследователя, каждый талантлив по-своему.  Каждого из нас на пути образования кто-то учит, помогает, наставляет. Вот поэтому учитель для юного исследователя наставник, помощник в решении поставленной исследовательской задачи. Во время сбора собственного материала у учащихся может возникнуть проблема с мотивом к деятельности. Подростки быстро теряют интерес, если работа кажется рутинной. Поэтому искренняя заинтересованность педагога в работе учащихся необходима как никогда.

Научно-исследовательские  темы разнообразны, опыт, полученный в процессе их написания, является весомым  кирпичиком в сложении творческой личности. Умение правильно излагать мысли, доносить информацию до слушателей всему этому учит творческая, исследовательская деятельность.

Создание ученической  исследовательской работы — самый  трудоёмкий и ответственный вид  деятельности учащегося. Но его высокая  результативность и эффективность  оправдывают все затраты сил  и времени как учащегося, так  и его руководителя. Исследовательская работа помогает глубже осмыслить другие дисциплины, лучше связать знания отдельных предметов в общее представление и овладеть универсальными учебными действиями.

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Зак А. З., Г. Методы развития способностей у детей [Текст] : учеб. пособие /  А. З. Зак – М. : Просвещение, 1994. – 318 с. – ISBN 5-09-006841-0.
  2. Педагогика: большая современная энциклопедия [Текст] : / авт. – сост. Е.С. Рапацевич – Минск : Современное слово, 2005. – 720 с. – ISBN 985-443-481-8
  3. Хуторский А..В. Развитие творческих способностей [Текст] : учеб. пособие /  А. В. Хуторский – М. : Владос, 2000. – 320 с.
  4. Festival.1september [Электронный ресурс] :  дистанционный образовательный портал. – Продленка, 2013. — Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/572174/

 

      

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Роль учителя в развитии исследовательской деятельности учащихся