Ролевая игра как наиболее эффективное средство обучения общению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 22:17, реферат

Описание

В настоящее время появилось целое направление в педагогической науке - игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста и поэтому упор на игру (игровую деятельность, игровые формы, приемы) - это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальных условий жизнедеятельности.

Содержание

Введение 3


1. Значение игры для младшего школьника

2. Виды игр, функций игр

3. Воспитательный и обучающий потенциал игры

4. Ролевая игра как наиболее эффективное средство обучения общению.

Заключение


Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Содержание.doc

— 104.00 Кб (Скачать документ)

Содержание 

Введение 3 

1. Значение игры  для младшего школьника 

2. Виды игр,  функций игр

3. Воспитательный  и обучающий потенциал игры

4. Ролевая игра  как наиболее эффективное средство  обучения общению.

Заключение 

Список использованной литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

В последнее  время в педагогике, так же как  и во многих других областях науки, происходит перестройка практики и  методов работы, в частности все  более широкое распространение  получают различного рода игры. Умение создавать игровые ситуации и входить в них является обязательным компонентом деятельности учителя. Игровая позиция педагога - это, прежде всего особый стиль отношений между детьми и взрослыми. 

В самых различных  системах обучения игре отводится особое место. И определяется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Ребенок от рождения и до наступления зрелости уделяет огромное внимание играм. Игра для ребенка - не просто интересное времяпрепровождение, но способ моделирования внешнего, взрослого мира, способ моделирования его взаимоотношений, в процессе которого, ребенок вырабатывает схему взаимоотношений со сверстниками. Дети с удовольствием сами придумывают игры, с помощью которых самые банальные, бытовые вещи переносятся в особый интересный мир приключений. "Игра, есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются у ребят организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства и пр.",- писала Н.К. Крупская. 

Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, ориентированы на умственное развитие школьника в целом. 

В игре ребенок  делает открытия того, что давно известно взрослому.  

Потребность в  игре и желание играться у школьников нужно употреблять и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет  являться средством воспитания и  обучения, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, педагог воздействует на все стороны развития личности дитя: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. 

В настоящее  время появилось целое направление  в педагогической науке - игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста и поэтому упор на игру (игровую деятельность, игровые формы, приемы) - это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальных условий жизнедеятельности. 
 
 
 
 

1. Значение игры  для младшего школьника 

Задолго до того, как игра стала предметом научных  исследований, она обширно использовалась в качестве одного из принципиальных средств воспитания детей. Время, когда воспитание выделилось в необыкновенную общественную функцию, уходит в глубь веков, и в такую же глубь веков уходит и внедрение игры как средства воспитания. Особенное место игры в разных системах воспитания, видимо, определялась тем, что игра в чем-то созвучна природе дитя. 

Главнейшим является значение игры для развития мотивационно-потребностной  сферы дитя. Л.С. Выготский на первый план выдвигал делему мотивов и потребностей как центральную для понимания самого возникновения игры. 

Ребенок в раннем детстве весь поглощен предметом  и методами действий с ним, его  функциональным значением. Когда он овладевает какими-то действиями и  может создавать их без помощи других, происходит отрыв дитя от взрослого и ребенок замечает, что он действует как взрослый. Ребенок еще не знает ни публичных отношений взрослых, ни публичных функций взрослых, ни публичного смысла их деятельности. Он действует в направлении собственного желания, объективно ставит себя в положение взрослого, при этом происходит эмоционально - действенная ориентация в отношениях взрослых и смыслах их деятельности. Тут интеллект следует за эмоционально-действенными переживаниями. 

Обобщенность  и сокращенность игровых действий являются симптомом того, что такое выделение человеческих отношений происходит, и что этот выделившийся смысл эмоционально переживается. Благодаря этому и происходит поначалу чисто эмоциональное понимание функций взрослого человека как осуществляющего значимую для остальных людей и, следовательно, вызывающую определенное отношение с их стороны, деятельность. 

Значение игры не ограничивается тем, что у ребенка  появляются новейшие по своему содержанию мотивы деятельности и связанные  с ними задачки. Значительно принципиальным является то, что в игре возникает новая психологическая форма мотивов. 

П.Я. Гальперин  выделял следующие этапы формирования умственных действий и понятий: 

* этап формирования  деяния на материальных предметах  либо их материальных моделях- заместителях; 

* этап формирования  того же деяния в плане громкой  речи; 

* этап формирования  фактически умственного деяния. 

Эти этапы могут  быть названы этапами функционального  развития умственных действий.  

Дж.Брунер высоко оценивает значение игры для интеллектуального развития, так как в ходе игры могут возникать такие композиции материала и таковая ориентация в его свойствах, которая может приводить к последующему использованию этого материала в качестве орудий при решении задач. Тут идет речь о свободном, не связанном решением какой-либо определенной задачки, экспериментировании материалом, собственного рода свободной конструктивной деятельности. В игре же развиваются более общие механизмы интеллектуальной деятельности. 

Игра имеет  значение и для формирования дружного коллектива, и для формирования самостоятельности, положительного дела к труду, для исправления неких отклонений в поведении отдельных детей и для многого другого. Все эти воспитывающие эффекты опираются как на свое основание, на то влияние, которое игра оказывает на психическое развитие ребенка, на становление его личности. 

Основными качествами развития личности дитя в данной связи  можно назвать следующие: 

1. В игре развивается  мотивационно-потребностная сфера: 

* возникает иерархия мотивов, где социальные мотивы получают более принципиальное значение для дитя, чем личные (соподчинение мотивов) 

2. Преодолевается  познавательный и эмоциональный  эгоцентризм: 

* ребенок, принимая  роль какого-либо персонажа, героя  и т.п., Учитывает особенности его поведения, его позицию. Это помогает в ориентировке во взаимоотношениях меж людьми, способствует развитию самосознания и самооценки. 

3. Развивается  произвольность поведения: 

* разыгрывая  роль, ребенок стремится приблизить  её к образцу. Воспроизводя обычные ситуации взаимоотношения людей в социальном мире, ребенок подчиняет свои собственные желания, импульсы и действует в согласовании с социальными эталонами. Это помогает ребенку постигать и учесть нормы и правила поведения. 

4. Развиваются  умственные действия: 

  • формируется план представлений, развиваются способности  и творческие способности дитя.
 

2. Виды игр. Функции  игр 

Природа создала  детские игры для всесторонней подготовки к жизни. Поэтому они имеют  генетическую связь со всеми видами деятельности человека и выступают как специфически детская форма и познания, и труда, и общения, и искусства, и спорта. Отсюда и наименования игр: познавательные, интеллектуальные, строительные, игра-труд, игра-общение, музыкальные игры, художественные, игры-драматизации, подвижные, спортивные. 

Принято различать  два главных типа игр: игры с фиксированными, открытыми правилами и игры со скрытыми правилами. Примером игр первого  типа является большая часть дидактических, познавательных и подвижных игр, сюда относят также развивающие интеллектуальные, музыкальные, игры-забавы, аттракционы. 

Ко второму  типу относят игры сюжетно-ролевые. Правила в них есть неявно. Они -- в нормах поведения воспроизводимых  героев: доктор сам себе не ставит градусник, пассажир не летает в кабине летчика. 

Характерные особенности  типов игр по классификации О.С.Газмана  

1. Подвижные  игры--важнейшее средство физического  воспитания детей в дошкольном  и в особенности в школьном  возрасте. Они постоянно требуют  от играющих активных двигательных действий, направленных на достижение условной цели, оговоренной в правилах. Мастера отмечают, что главные особенности подвижных игр школьников -- их соревновательный, творческий, коллективный характер. В них проявляется умение действовать за команду в непрерывно меняющихся условиях. 

Велико значение подвижных игр в нравственном воспитании. Они развивают чувство  товарищеской солидарности, взаимопомощи, ответственности за деяния друг друга.  

2. Сюжетно-ролевые  игры (время от времени их называют  сюжетными) занимают особенное место в нравственном воспитании дитя. Они носят в большей степени коллективный характер, ибо отражают существо отношений в обществе. Подразделяют их на ролевые, игры-драматизации, режиссерские. Сюжет могут иметь театрализованные детские праздники, карнавалы, строительно-конструкторские игры и игры с элементами труда. 

В этих играх  на базе жизненных либо художественных впечатлений свободно и без помощи других воспроизводятся социальные дела и материальные объекты либо разыгрываются фантастические ситуации, не имеющие пока аналога в жизни. Главные составляющие ролевой игры -- тема, содержание, воображаемая ситуация, сюжет и роль. 

В настоящее  время возникли, и все более  активно употребляются в обучении компьютерные игры. 

3. Компьютерные  игры имеют преимущество перед другими формами игр: они наглядно показывают ролевые методы решения игровых задач, к примеру, в динамике представляют результаты совместных действий и общения персонажей, их эмоциональные реакции при успехе и неудаче, что в жизни тяжело уловимо. Прототипом таковых игр могут стать народные сказки и произведения фольклора. В них дети получают опыт нравственного поведения в самых разнообразных условиях жизни. Такие игры помогают избежать штампов и стандартов в оценке поведения различных персонажей в различных ситуациях. Дети усваивают фактически средства коммуникации, методы общения и выражения эмоций. 

Все компьютерные программы для детей обязаны  быть положительно нравственно направленными, содержать элементы новизны, но ни в  коем случае не обязаны быть агрессивными и ожесточенными. 

4. Дидактические  игры различаются по обучающему  содержанию, познавательной деятельности  детей, игровым действиям и  правилам, организации и взаимоотношениям  детей, по роли преподавателя.  Перечисленные признаки присущи всем играм, но в одних отчетливее выступают одни, в остальных -- другие. 

Перечисленными  типами игр не исчерпывается, естественно, весь диапазон вероятных игровых  методик. Но на практике более часто  употребляются указанные игры, или  в «чистом» виде, или в сочетании с другими видами игр: подвижными, сюжетно-ролевыми и др. 

Воспитательно-обучающее  значение заключено в содержании сюжета--темы игры, в возбуждении  энтузиазма к тем либо другим аспектам объекта исследования, отраженного  в игре. Познавательное содержание игры не лежит «на поверхности»: его необходимо отыскать, добыть--сделать открытие и в итоге что-то узнать. 

Игра  выполняет ряд  функций: 

1. Функцию самореализации  ребенка. Игра является для  ребенка полем, в котором он  может реализовать себя как личность. В этом плане важен сам процесс, а не результат игры, так как именно он является пространством для самореализации ребенка. Игра позволяет познакомить детей с широким спектром различных областей человеческой практики и сформировать проект снятия конкретных жизненных затруднений. Она реализуется не только в рамках конкретной игровой площадки, но и включается в контекст опыта человечества, что позволяет детям познать и освоить культурную и социальную среду. 

Информация о работе Ролевая игра как наиболее эффективное средство обучения общению