Ролевая игра как наиболее эффективное средство обучения общению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 22:17, реферат

Описание

В настоящее время появилось целое направление в педагогической науке - игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста и поэтому упор на игру (игровую деятельность, игровые формы, приемы) - это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальных условий жизнедеятельности.

Содержание

Введение 3


1. Значение игры для младшего школьника

2. Виды игр, функций игр

3. Воспитательный и обучающий потенциал игры

4. Ролевая игра как наиболее эффективное средство обучения общению.

Заключение


Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Содержание.doc

— 104.00 Кб (Скачать документ)

2. Коммуникативную.  Игра - коммуникативная деятельность, осуществляемая по правилам. Она вводит ребенка в человеческие отношения. В ней формируются отношения, складывающиеся между играющими. Опыт, который ребенок получает в игре, обобщается и затем реализуется в реальном взаимодействии. 

3. Диагностическую.  Игра обладает предсказательностью,  она диагностичнее, чем любая  другая деятельность, так как  сама по себе есть поле детского  самовыражения. Эта функция особенно  важна, поскольку в работе с  детьми трудноприменимы методы  опроса, тесты. Более адекватным для них является создание игровых экспериментальных ситуаций. В игре ребенок выражается и утверждает себя, поэтому, наблюдая за ней, можно увидеть характерные для него черты личности, особенности поведения. 

4. Терапевтическую.  Игра выступает как средство аутопсихотерапии ребенка. В игре ребенок может вернуться к травмирующим переживаниям своей жизни или к обстоятельствам, в которых он не достиг успеха, и в безопасной для себя обстановке заново проиграть то, что причинило ему боль, расстроило или напугало. Психологи, работавшие в Армении после землетрясения, обратили внимание на то, как дети повторяли эту трагическую ситуацию в игре. Дети строили домики из кубиков и разрушали их. Домики ломались, кругом были убитые и раненые, спасатели и врачи оказывали им помощь. Такие игры продолжались несколько недель. Смысл их для ребенка заключался в том, чтобы в безопасной для себя обстановке заново проиграть травматические ситуации, после чего острота переживания снижалась. 

Дети сами используют игры как средство снятия страхов и эмоционального напряжения. К примеру, различные считалки, дразнилки, страшилки, с одной стороны, выступают носителями культурных традиций общества, с другой - являются мощным средством проявления эмоционального и физического напряжения. Оценивая терапевтическое значение детской игры, Д.Б. Эльконин писал: «Эффект игровой терапии определяется практикой новых социальных отношений, которую получает ребенок в ролевой игре... Отношения, в которые игра ставит ребенка как со взрослым, так и со сверстником, отношения свободы и сотрудничества вместо отношений принуждения и агрессии, приводят в конце концов к терапевтическому эффекту». 

5. Функцию коррекции,  которая близка к терапевтической  функции. Одни авторы объединяют  их, подчеркивая коррекционно-терапевтические  возможности игровых методов,  другие разделяют, рассматривая  терапевтическую, функцию игры  как возможность достижения глубинных изменений в личности ребенка, а коррекционную - как трансформацию типов поведения и навыков взаимодействия. Наряду с обучением детей коммуникативным навыкам в игре можно формировать позитивное отношение ребенка к себе. 

6. Развлекательную.  Развлекательные возможности игры привлекают ребенка к участию в ней. Игра - тонко организованное культурное пространство ребенка, в котором он идет от развлечения к развитию. Игра, как развлечение может способствовать здоровью, помогает устанавливать позитивные отношения между людьми, дает общую удовлетворенность жизнью, снимает психические перегрузки. Игры-развлечения могут использоваться при организации праздников, а также как демонстрация родителям и педагогам для использования в воспитательных целях. 

7. Функцию реализации задач возраста. Для дошкольника и младшего школьника игра создает возможности для эмоционального отреагирования трудностей. Для подростков игра является пространством построения отношений. Для старших школьников характерно восприятие игры как психологической возможности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Воспитательный и  обучающий потенциал  игры 

Несмотря на различия, все виды детских игр  с педагогической точки зрения имеют  и много общего. Их воспитывающий  потенциал постоянно зависит  от: 

1. Содержания познавательной и нравственной информации, заключенной в теме игр;  

2. От того, каким  героям подражают дети;  

3. Обеспечением  самим действием игры как деятельности, требующей заслуги цели самостоятельного  нахождения средств, согласования  действий с партнерами, самоограничения во имя заслуги фуррора и, естественно, установления доброжелательных отношений.  

Игры, таковым  образом, дают детям совсем принципиальный навык совместной работы. Отличительные  особенности игровой деятельности традиционно усматривают в её добровольности, в высокой активности и контактной зависимости участников. Но нельзя забывать и другое: игра -- чуть ли не единственный вид деятельности, направленной на развитие не отдельных способностей (к искусству либо технике), а способности к творчеству в целом. 

В интеллектуальных играх творческая задача--быстро прими  решение в необычной ситуации. В сюжетно-ролевых, строительных играх, играх-драматизациях задачка другая, но не менее творческая, -- вообрази, придумай, изобрази. И совместно с тем во всех групповых играх единая задача--найди метод сотрудничества, взаимодействия на пути к общей цели, действуй в рамках установленных норм и правил. 

несложно заметить, сколь важны эти качества--организованность, самодисциплина, творческая инициатива, готовность к действиям в сложной, меняющейся ситуации и т.д.  

- для человека  сегодняшнего и в особенности  завтрашнего дня. Воспитателю,  использующему игровую деятельность  в качестве педагогического средства, принципиально важно понимать  и скрытые механизмы, благодаря которым происходит её влияние на развитие личности школьника. Один из подходов к раскрытию такового механизма состоит в следующем. 

Можно представить  себе, что в процессе игры у детей  появляются три вида целей. Первая цель-- более общественная -- удовольствие, наслаждение от игры. Её можно было бы выразить двумя словами: «Хочу играть!» Эта цель представляет собой установку, определяющую готовность к хоть каким действиям, связанным с данной игрой. 

Вторая цель--это  и есть фактически игровая задачка, т. е. задачка, сплетенная с выполнением правил, разыгрыванием сюжета, роли. Особенности игровой задачки в том, что она заблаговременно задана: соглашаясь играть, каждый автоматом воспринимает и игровую задачку, существующую в виде правил, и управляется ею в собственных действиях. Но если первая цель--«хочу», то вторая цель--игровая задача--существует в виде «надо!». «Надо играть так, а не по другому!» (своеобразная форма осознанной необходимости). 

Третья цель конкретно связана с действием  выполнения игровой задачки, а потому постоянно ставит перед личностью задачку творческую. Включившийся в игру школьник обязательно обязан ответить на один из вопросов, выполнить ряд заданий, составляющих сердцевину той либо другой игры: «угадай», «найди», «поймай», «спрячься», «перевоплотись», «изобрази». Чтоб справиться с этими заданиями, нужно мобилизовать максимум духовных и физических (либо тех и остальных) сил: проявить смекалку, сообразительность, способность ориентироваться в обстановке, а во многих играх поступить так, как остальные не додумались бы поступить. Тут нужно не просто повторить уже известное решение, но из множества вероятных вариантов выбрать более успешный либо из уже узнаваемых составить новенькую комбинацию. Подобные деяния, хотя и в микромасштабах, представляют, по сути, творчество. Они сопровождаются высоким эмоциональным подъемом, устойчивым познавательным энтузиазмом, а потому являются более массивным катализатором активности личности. 

Игра является игрой до тех пор, пока она дает работающим лицам широкий набор способов поведения, пока их деяния нельзя заблаговременно предугадать. Участники игры и зрители находятся в состоянии игрового напряжения только постольку, поскольку никто не знает метода, каким игроки выполняют свою задачку. Отсюда берут начало загадочность и романтика игры, которые завлекают к себе и ребенка, и взрослого.  

Сколько бы раз  игра ни повторялась, для всех играющих она проходит как бы в первый раз, так как представляет совсем новейшие препятствия. Их преодоление воспринимается как личная победа и даже как некое открытие: открытие себя, собственных возможностей. Вот почему игра постоянно сопровождается ожиданием и переживанием радости: «Я могу!» 

В трехступенчатой  мотивации игры--«хочу!»--«надо!» -- «могу!» -- заключен, разумеется, основной механизм её влияния на личность, секрет самовоспитания. 

Отсюда просто вывести соответствующие направления  педагогического управления игровой  деятельностью:  

1) вовлекать  детей в игру, употреблять особенные  приемы, побуждающие желание играться («хочу играться!»);  

2) помогать действовать  по правилам и решать игровые  задачки («так надо»);  

3) развивать  творческие потенциал ребенка  в процессе игры, способствовать  появлению адекватной самооценки  и чувства «могу!». 

4. Ролевая игра  как наиболее эффективное средство обучения общению 

Почти все исследователи, занимавшиеся описанием игр детей  дошкольного возраста, повторяют  в разной форме мысль Дж. Селли  о том, что сущность детской игры заключается в выполнении какой-нибудь роли. 

Роль по определению В. Даля есть лицо, личность; представляемое лицедеем, актёром; самые речи его, или всё, что к этому относится. В «Словаре Русского Языка» Ожегова мы находим следующее определение: роль --  

1)изображение  актёром на сцене действующего  лица, пьесы; 

2)совокупность  реплик одного действующего лица  в пьесе; 

3)род, характер  и степень участия в чём-нибудь. 

Авторы, описывающие  или исследовавшие ролевую игру, в основном единодушно отмечают, что  на её сюжеты решающее влияние оказывает  окружающая ребёнка действительность. Действительность, по словам Д. Б. Эльконина, может быть условно разделена на две взаимно связанные, но вместе с тем и различные сферы. Первая -- это сфера предметов (вещей) как природных, так и созданных руками человека; вторая -- это сфера деятельности людей, сфера труда и отношений между людьми, в которые они вступают и в которых они находятся в процессе деятельности«. 

Исследование  Н. В. Королёвой убеждает в том, что  ролевая игра особенно чувствительна  к сфере деятельности людей и  отношений между ними, что её содержанием является именно эта сфера деятельности. А так как воссоздание, а тем самым и освоение этих отношений происходят через роль взрослого человека, которую берёт на себя ребёнок, то «именно роль и органически связанные с ней действия и являются единицей игры». 

Так как в  реальной действительности конкретная деятельность людей и их отношения  чрезвычайно разнообразны, то и сюжеты игр чрезвычайно многообразны и  изменчивы. 

Следует различать  в игре её сюжет и содержание. Сюжеты игр очень разнообразны и отражают конкретные условия жизни ребёнка Содержание игры -- это то, что воспроизводится ребёнком в качестве центрального характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их трудовой и общественной жизни. Это и отношения сотрудничества, взаимной помощи, разделения труда, заботы и внимания людей друг к другу, но это могут быть и отношения властвования, даже деспотизма, враждебности, грубости. Игра социальна по своему содержанию именно потому, что она социальна по своей природе, по своему происхождению, то есть возникает из условий жизни ребёнка в обществе. 

Одним из наиболее эффективных средств раскрытия  творческого потенциала учащихся является обучение общению. Научить школьников общаться естественным образом на иностранном языке в условиях учебного процесса проблема сложная и неоднозначно решаемая. Естественную речь стимулирует не необходимость, а потребность в реальном общении. 

Опыт показывает, что высказывания учащихся в ходе беседы, когда обсуждаются какие-либо вопросы, приобретают естественный характер, если совместная деятельность организована в рамках группового общения. 

В методической литературе ролевая игра определяется как спонтанное поведение учащихся, их реакция на поведение других людей, участвующих в гипотетической ситуации. Ролевая игра -- это своеобразный учебный приём, при котором учащийся должен свободно говорить в рамках заданных обстоятельств, выступая в роли одного из участников иноязычного общения. Обязательным элементом игр является разрешение проблемной ситуации. Это улучшает мотивированность высказываний, делает их более аргументированными и эмоциональными. 

Ролевая игра, основанная на решении той или иной проблемы, обеспечивает максимальную активизацию  коммуникативной деятельности учащихся. Поиск решения поставленной задачи обуславливает естественность общения. Постановка проблемы и необходимость её решения служит также развитию критического мышления учащихся. И, наконец, необходимость тщательного продумывания ситуации, поиска правильного решения развивает логическое мышление, умение аргументировать и контраргументировать, убеждать собеседника. 

Исследователи разработали определённые правила  ролевых игр, а именно: 

Информация о работе Ролевая игра как наиболее эффективное средство обучения общению