Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2010 в 19:07, дипломная работа
Учебная деятельность является одним из важнейших факторов, оказывающим влияние на формирование самооценки детей младшего школьного возраста, поэтому учитель начальных классов должен знать психологические особенности младших школьников и учитывать индивидуальные особенности самооценки в учебном процессе, осуществляя индивидуальный и дифференцированный подход в обучении.
Введение
Глава I. Теоретические основы проблемы самооценки в младшем школьном возрасте.
Проблема самооценки в отечественной и зарубежной психологии
Факторы формирования самооценки детей младшего школьного возраста
Глава II. Опытно-практическая работа по изучению особенности самооценки в младшем школьном возрасте.
2.1. Диагностика самооценки младших школьников
2.2. Анализ результатов исследований самооценки детей младшего школьного возраста
Заключение
Литература
Приложения
Департамент образования города Москвы
Государственное образовательное учреждение
Педагогический
колледж №14
ПЦК психолого-педагогических дисциплин
Выпускная
квалификационная работа
Тема: «Самооценка младших школьников»
Выполнила:
Кривошеева Юлия Дмитриевна,
студентка IV курса 402 группы
Научный руководитель:
Федорова Эллен Адельевна,
преподаватель
психолого-педагогических дисциплин
Рецензент:
Малютенкова Татьяна Борисовна,
преподаватель
психологии
Отметка ________________________
Председатель ГАК _______________
Дата защиты ____________________
К защите допущена ______________
Москва,2008
Содержание
Введение
Глава I. Теоретические основы проблемы самооценки в младшем школьном возрасте.
Проблема самооценки в отечественной и зарубежной психологии
Факторы формирования самооценки детей младшего школьного возраста
Глава II. Опытно-практическая работа по изучению особенности самооценки в младшем школьном возрасте.
2.1. Диагностика самооценки младших школьников
2.2. Анализ результатов исследований самооценки детей младшего школьного возраста
Заключение
Литература
Приложения
Введение
Формирование социально активной, нравственной, реализующей свои способности личности - главные задачи образования, успешность решения которых во многом зависит от направления и темпа реформ школьной жизни. Одной из актуальных проблем, стоящих перед педагогами современной школы, является психолого-педагогический дуализм в отношении развивающейся личности - обучение и воспитание не всегда основывается на знаниях о психологии развития ребенка и формировании его личности.
Анализируя исследования Е.В. Черносвистова, Н.Г. Алексеева, Л. И. Божовича, А. И. Липкиной, следует отметить, что центральной характеристикой любой личности является « Я-КОНЦЕПЦИЯ». «Я - КОНЦЕПЦИЯ», по мнению знаменитого психолога И. П. Шахова, это относительно устойчивая и осознанная система представлений личности о себе, на основе которой человек строит отношение к себе и свое взаимодействие с другими людьми.
Составной и неотъемлемой частью « Я - КОНЦЕПЦИИ» является самооценка. Самооценка - оценка личностью самой себя, своей внешности, места среди других людей, своих качеств и возможностей. Самооценка является системообразующим ядром индивидуальности личности, которая во многом определяет жизненные позиции человека, уровень его притязаний, всю систему оценок. Самооценка влияет на формирование стиля поведения и жизнедеятельность человека. Другими словами, самооценка во многом обуславливает динамику и направленность развития субъекта.
В возрастной и педагогической психологии младший школьный возраст занимает особое место : в этом возрасте осваивается учебная деятельность, формируется произвольность психических функций, возникают рефлексия, самоконтроль, а действия начинают соотноситься с внутренним планом.
Учебная деятельность является одним из важнейших факторов, оказывающим влияние на формирование самооценки детей младшего школьного возраста, поэтому учитель начальных классов должен знать психологические особенности младших школьников и учитывать индивидуальные особенности самооценки в учебном процессе, осуществляя индивидуальный и дифференцированный подход в обучении.
Проблема: в чем особенности самооценки у младших школьников?
Цель: изучение особенностей самооценки детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: личностная сфера младшего школьника.
Предмет исследования: особенности самооценки младшего школьника.
Задачи:
Изучить самооценку, как психологическую категорию.
Выявить факторы формирования самооценки младших школьников.
Диагностировать самооценку детей младшего школьного возраста.
Проанализировать
полученный результат.
На основе выведенных задач были определенны следующие методы:
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме;
Эмпирические : наблюдение, беседа, диагностические методики;
Статические
методы обработки данных.
Глава
I. Проблема самооценки в отечественной
и зарубежной психологии
Глава
I.1. « Я - концепция» личности как психологическая
категория
Понятие « Я - концепции» вошло в словарь российского педагога - практика относительно недавно, в начале 70-х годов. Но изучение этой психологической структуры велось давно. В работах американского психолога У. Джеймса, основателя психоанализа З. Фрейда и его дочери А. Фрейд заложены основы изучения этого психического феномена. Этой проблеме в достаточной мере посвящены работы известный отечественных психологов И. С. Кона, В. В. Столина, А. Г. Спиркина, И. И. Чесноковой.
Что же такое « Я - концепция», какую роль она играет в психической жизни ребенка?
«Я - концепция» - это результат, итоговый продукт работы самосознания ( Психологический словарь. - М., 1997.). «Я - концепция» - система представлений человека о самом себе, котрая включает три составляющих.
Первая составляющая - слова, как правило, прилагательные, к которым мы прибегаем для описания особенностей своего характера, составных качеств личности. Например, «общительный», «ловкий», « сильный», « терпеливый» и т.д.
Вторая составляющая - самооценка, эмоционально - аффективная оценка того представления, которое мы составляем о себе.
Третья составляющая - поведенческая реакция, т.е. конкретные действия, которые могут быть вызваны образом «Я» и самооценкой.
По
мнению Роберта Бернса, «Я-концепция»
включает в себя следующие три составляющие
( 4, с.43):
Когнитивная
составляющая « Я- концепции»
Представления
индивида о самом себе, как правило, кажутся
ему убедительными мнении, являются ли
они истинными или ложными. Описывая
какого-то человека, мы обычно прибегаем
к помощи прилагательных : “надежный”,
“ общительный”, “сильный”, “совсестливый”
и т.д. Все это абстрактные характеристики,
которые никак не связаны с конкретным
событием или ситуацией. Как элементы
обобщенного образа индивида они отражают,
с одной стороны, устойчивые тенденции
в его поведении, а с другой - избирательность
нашего восприятия. То же самое происходит,
когда мы описываем самих себя : мы в словах
пытаемся выразить основные характеристики
нашего само - восприятия. Их можно перечислять
до бесконечности, ибо к ним относятся
любые атрибутивные, ролевые, статусные,
психологические характеристики
индивида, описание его имущества, жизненных
целей и т.п. Все они входя в « Образ Я»
с различным удельным весом - одни представляются
индивиду более значимыми, другие - менее.
Причем значимость элементов самоописания
и соответственно их иерархия могут меняться
в зависимости от контекста, жизненного
опыта индивида или просто под влиянием
момента. Такого рода самоописания - это
способ охарактеризовать неповторимость
каждой личности через сочетания ее отдельных
черт.
Оценочная составляющая «Я-концепции»
Качества, которые мы приписываем собственной личности, далеко не всегда являются объективными, и , вероятно, с ними не всегда готовы согласиться другие люди. Быть может, лишь возраст, пол, рост, профессия и некоторые другие данные, обладающие достаточной неоспоримостью, не вызовут разногласий. В основном же в попытках себя охарактеризовать, как правило, присутствует сильный личностный, оценочный момент. Иными словами, «Я- концепция» - это не только констатация, описание черт своей личности, но и вся совокупность их оценочных характеристик и связанных с ними переживаний. Даже такие на первый взгляд объективные показатели, как рост или возраст, могут для разных людей иметь разное значение, обусловленное общей структурой их « Я- концепции».
Если человек обладает непривлекательной внешностью, физическими недостатками, является социально неадекватным (даже если ему это только кажется), сопровождающие его при любом взаимодействии с социальной средой. В этом случае на пути развития позитивной «Я- концепции» могут возникнуть серьезные затруднения. Даже эмоционально нейтральные на первый взгляд характеристики собственной личности обычно содержат в себе открытую оценку. Задумавшись над любой из характеристик вашего самоописания, вы скорее всего, в каждой из них сможете обнаружить хотя бы легкий оценочный оттенок, существующий иногда лишь на периферии сознания.
Человек усваивает оценочный смысл различных характеристик, присутствующих в его «Я -концепции». При этом усвоение новых оценок может изменять и значение усвоенных прежде. Например, школьник, успешно сдающий экзамены, считает себя способным учеником. Он горд и доволен собой, поскольку это признается другими : его успехи вызывают положительные реакции учителей, встречают поддержку в семье и вообще имеют благоприятный социальных резонанс. Однако эта позитивная самооценка может оказаться поколебленной в результате срыва на экзаменах или в случае, если в кругу сверстников ценность успеваемости будет вынесена на второй план каким-нибудь другим ценностным ориентиром, скажем спортивными достижениями. Кроме того, по мере взросления способный школьник может обнаружить, что успехи в учебе сами по себе еще не приносят счастья и не являются гарантией успеха в других жизненных ситуациях. В этом случае общая самооценка может снизится, но в целом оставаться позитивной. Таким образом, самооценка не является постоянной, она изменяется в зависимости от обстоятельств. Источником оценочных значений различных представлений индивида о себе является его социокультурное окружение, в котором они нормативно фиксируются в языковых значениях . Например, слова «скучный», «толстый», «ленивый» содержат негативную имманентную оценку, в то время как «умный», «смелый», « надежный» - позитивную. Источником оценочных представлений индивида могут быть также социальные реакции на какие-то его проявления и самонаблюдения.
Самооценка проявляется в сознательных суждениях индивида, в которых он пытается сформулировать свою значимость. Однако, как было показано, она скрыто или явно присутствует в любом самоописании. Всякая попытка себя охарактеризовать содержат оценочный элемент, определяемый общепризнанными нормами, критериями и целями, представлениями об уровнях достижений, моральными принципами, правилами поведения и т.д.
В литературе, посвященной «Я- концепции», можно найти два ее развернутых определения. Оба они согласуются с точкой зрения, изложенной выше. Первое определение принадлежит К.Р. Роджерсу (16,с.48). Он утверждает, что « Я- концепция» складывается из представлений о собственных характеристиках и способностях индивида, представлений о возможностях его взаимодействия с другими людьми и с окружающим миром, ценностных представлений, связанных с объектами и действиями, и представлений о целях или идеях, которые могут иметь позитивную или негативную направленность. Таким образом, это - сложная структурированная картина, существующая в сознании индивида как самостоятельная фигура или фон и включающая как собственно «Я», так и отношения, в которые оно может вступать, а также позитивные и негативные ценности, связанные с воспринимаемыми качествами и отношениями Я - в прошлом, настоящем и будущем(24,с.58).
Во
втором определении, принадлежащем Стейнсу,
«Я- концепция» формулируется как существующая
в сознании индивида система представлений,
образов и оценок, относящихся к самому
индивиду. Она включает оценочные представления,
возникающие в результате реакций индивида
на самого себя, а также представления
о том, как он выглядит в глазах других
людей; на основе последних формируются
и представления о том, каким он хотел
бы быть и как он должен себя вести.
Поведенческая составляющая «Я- концепции»
Тот факт, что люди не всегда ведут себя в соответствии со своими убеждениями, хорошо известен. Нередко прямое, непосредственное выражение установки в поведении модифицируется или вовсе сдерживается в силу его социальной неприемлемости, нравственных сомнений индивида или его страха перед возможными последствиями. Например, подросток, считающий себя человеком твердым и суровым, не может проявлять подобные качества характера по отношению к своему школьному учителю.
Всякая установка - это эмоционально окрашенное убеждение, связанное с определенным объектом. Особенность «Я- концепции» как комплекса установок заключается лишь в том, что объектом в данном случае является сам носитель установки. Благодаря этой самонаправленности все эмоции и оценки, связанные с «Образом Я», являются очень сильными и устойчивыми.