Самооценка младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2010 в 19:07, дипломная работа

Описание

Учебная деятельность является одним из важнейших факторов, оказывающим влияние на формирование самооценки детей младшего школьного возраста, поэтому учитель начальных классов должен знать психологические особенности младших школьников и учитывать индивидуальные особенности самооценки в учебном процессе, осуществляя индивидуальный и дифференцированный подход в обучении.

Содержание

Введение
Глава I. Теоретические основы проблемы самооценки в младшем школьном возрасте.
Проблема самооценки в отечественной и зарубежной психологии
Факторы формирования самооценки детей младшего школьного возраста
Глава II. Опытно-практическая работа по изучению особенности самооценки в младшем школьном возрасте.
2.1. Диагностика самооценки младших школьников
2.2. Анализ результатов исследований самооценки детей младшего школьного возраста
Заключение
Литература
Приложения

Работа состоит из  1 файл

самооценка диплом.rtf

— 787.01 Кб (Скачать документ)

     Инструкция: Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер, ум и т.д. Уровень развития каждого качества человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя - наивысшее.  В бланке нарисованы семь линий. Они обозначают:

     Ум, способности

     Характер

     Авторитет у сверстников

     Умение многое делать своими руками

     Внешность

     Уверенность в себе

     Под каждой линией написано, что она означает. На каждой линии чертой (-) отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны вашей личности в данный момент. После этого крестиком (х) отметьте, при каком уровне развития этих качеств, сторон вы были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя.

     Обработка результатов: обработка проводится по 6 шкалам. Каждый ответ выражается в баллах. Размеры каждой шкалы 100мм., в соответствии с этим ответы школьников получают количественную характеристику.

     По каждой из шести шкал определяется: а) уровень притязаний - расстояние в мм от нижней точки шкалы («0») до знака «х»; б) высота самооценки - расстояние в мм от нижней шкалы до знака «-».

     Определяется средняя величина показателей самооценки и уровня притязаний по всем шести шкалам. Средние величины показателей сравниваются с таблицей:

     Низкий  средний   высокий

     Уровень притязаний      до 60           60-74                     75-100

     Уровень самооценки     до 45            45-59                    60-100

      Следующая методика направлена на определение эмоционального уровня самооценки, автор А.В. Захарова

     (23,с. 78)

     Материал: рисунки для выполнения субтестов.

     Экспериментатор предъявляет испытуемому рисунок и просит его выполнить задание соответствующего субтеста.

           Ход опыта:

     Экспериментальная часть.

     Субтест №1. Представь, что изображенный на рисунке ряд кружков - это люди. Укажи, где находишься ты.

     

     Субтест №2. Большой круг - это твое «Я». Маленькие круги- это твои родные, друзья и учитель. Покажи, где будут находиться отец, мать, бабушка, дедушка, брат(сестра), учитель, друзья.

       

     О- отец

     М- мать

     Д- дедушка

     Б- бабушка

     Б2- брат

     С- сестра

     Др - друзья

     У- учитель 

     Субтест №3. Вот на рисунке твои родители, учителя, друзья. Поставь крестик( точку) там, где находишься ты.

     

      
Субтест №4. Поставь точку в том месте круга, где находишься ты.

                                          

     Субтест №5. Представь, что ты находишься в нижнем ряду. Каким из двух кружков будешь являться ты?

     

 

     Обработка результатов:

     Субтест №1. Нормой для ребенка является указание на третий- четвертый круг слева. В этом случае ребенок адекватно воспринимает особенности своего «Я- образа», осознает свою ценность и принимает себя. При указании на первый круг имеет завышенную, а при указании на круги далее пятого заниженную самооценку.

     Субтест№2. позволяет определить отношение с близкими людьми. При расположении сверху признает превосходство и допускает давление этого человека на себя. Оказывает давление на расположенных внизу, чувствует свое превосходство над ним.

     Субтест№3. определяет социальную заинтересованность( чувствует ли ребенок себя включенным, принятым в мир людей), а так же  степень близости с той или иной категорией людей. Если ребенок указал себя вне треугольника, то можно сказать, что он чувствует себя отверженным или не заинтересован в социальных контактах.

     Субтест№4. Определение степени эгоцентризма. Для дошкольника характерен высокий эгоцентризм (расположение в самом центре круга). Более старший ребенок должен быть разумно эгоистичным.

     Субтест№5. Индивидуализация. Позволяет выявить осознание своего сходства ( при указании на левый круг) или своей уникальности (правый круг). 

     II.2. Анализ результатов исследований самооценки детей младшего школьного возраста.

     Для изучения психологических особенностей самооценки младших школьников с целью выявления детей группы риска использовались следующие методики:

     Методика, направленная на выявление количественного уровня самооценки.

     Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн.

     Методика, направленная на определение эмоционального уровня самооценки ( автор А.В. Захарова). 

     Анализы результатов представлены в таблицах

    Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн.

     Детям были розданы бланки, на которых уже были начерчены линии, каждая из которых уже была подписана. Учащиеся отмечали соответствующими значками :

     При каком уровне развития этих качеств, сторон они были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя(х);

     Как они оценивают развитие у себя этого качества , стороны в данный момент (-).

     Исследование проводилось в спокойной обстановке. Время на выполнение давалось 25 минут.

     При обработке учитывались показатели уровня самооценки.

 

     

     Полученные результаты представлены в следующей таблице: 

     ТАБЛИЦА№1

     Методика Дембо - Рубинштейна

     
                      Ф.И. II III IV V VI VII Общ. показ. Кол. показ. Уров. самооц.
                      Стас К. 85 72 99 100 100 100 556 92 Выс.
                      Вероника А. 76 94 85 98 100 96 549 92 Выс.
                      Женя П. 73 78 72 80 77 77 457 76 Выс.
                      Артем Ч. 58 59 68 77 86 92 440 73 Выс.
                      Юнус С. 95 75 99 98 87 99 553 92 Выс.
                      Настя К. 58 48 89 19 92 15 321 54 Ср.
                      Паша Д. 78 78 98 88 83 100 525 88 Выс.
                      Саша Р. 76 66 79 80 72 79 452 75 Выс.
                      Керим С. 75 83 78 98 96 82 512 85 Выс.
                      Влад М. 88 90 89 91 93 93 544 91 Выс.
                      Аня М. 97 98 96 93 100 96 580 97 Выс.
                      Марат Б. 90 67 94 84 99 99 533 87 Выс.
                      Олег К. 48 44 39 57 69 70 327 55 Ср.
                      Максим К. 93 98 84 98 86 96 555 93 Выс.
                      Юра Н. 50 50 98 95 85 100 478 80 Выс.
                      Вика К. 53 57 79 90 85 78 442 74 Выс.
                      Коля К. 92 44 100 59 40 92 427 71 Выс.
                      Лейсан К. 90 71 93 100 100 98 552 92 Выс.

     По итогам данной методики можно сделать вывод, что у 16 человек завышенная самооценка, что составляет 89%, у 2 человек - средняя       ( 11%). Учащихся с низкой самооценкой не выявлено. 

      Следующая методика направлена на определение эмоционального уровня самооценки.

      Детям раздали бланки, которые содержат 5 заданий ( 5 субтестов).

      На выполнение детям давалось 25 минут. Исследование проводилось в спокойной обстановке.

     Полученные результаты представлены в следующей таблице: 

     ТАБЛИЦА№2

     Выявление эмоционального уровня самооценки 

     
Ф.И. Уровень самооценки Отношение с близкими людьми Социальная заинтересованность Индивидуализация
Стас К. Средняя Допускает давление матери, отца и дедушки; оказывает давление бабушку, друзей и учителя Заинтересован в соц.контактах. Считает себя уникальным
Вероника А. Высокая Допускает давление мамы и дедушки; оказывает давление на бабушку, брата и сестру. Заинтересован в соц.контактах. Признает сходство с другими
Женя П. Низкая Допускает давление мамы,отца, дедушки и бабушки; оказывает давление на брата, друзей и учителя Заинтересован в соц.контактах. Считает себя уникальным
Артем Ч. Средняя Допускает давление отца, матери, бабу., дед., друзей. Заинтересован в соц.контактах. Считает себя уникальным
Юнус С. Низкая Допускает давление бабуш., матери, отца,брата. Заинтересован в соц.контактах. Считает себя уникальным
Настя К. Низкая Допускает давление друзей, сестры, матери, учителя Заинтересован в соц.контактах. Признает сходство с другими
Паша Д. Средняя Допускает давление матери и отца;Оказывает давление на баб.,дед., друзей,учителя Заинтересован в соц.контактах. Признает сходство с другими
Саша Р. Низкая Допускает давление брата,баб., матери., сестры., друзей; оказывает давление на учителя, отца. Заинтересован в соц.контактах. Признает сходство с другими
Керим С. Средняя Допускает давление брата, матери, отца, баб. Заинтересован в соц.контактах. Считает себя уникальным
Влад М. Низкая Допускает давление брата, матери, отца, друзей. Заинтересован в соц.контактах. Признает сходство с другими
Аня М. Низкая Допускает давление учителя, баб., матери, друзей, отца; Заинтересован в соц.контактах. Признает сходство с другими
Марат Б. Средняя Допускает давление отца , брата. Оказывает влияние на мать. Заинтересован в соц.контактах. Считает себя уникальным
Олег К. Низкая Допускает давление баб., матери, отца, друзей, учителя. Заинтересован в соц.контактах. Признает сходство с другими
Максим К. Высокая Допускает давление матери и отца Заинтересован в соц.контактах. Признает сходство с другими
Юра Н. средняя Допускает давление отца, матери, брата, баб., учителя. Оказывает влияние на друзей и дед. Заинтересован в соц.контактах. Признает сходство с другими
Вика К. средняя Допускает давление учителя, сестры, баб., матери, отца; Оказывает давление на друзей Заинтересован в соц.контактах. Считает себя уникальным
Коля К. средняя Допускает давление учителя, баб.,матери., отца, друзей Заинтересован в соц.контактах. Признает сходство с другими
Лейсан К. средняя Допускает давление сестры, отца, матери, учителя; Оказывает давление на баб., дед., друзей, брата. Заинтересован в соц.контактах. Признает сходство с другими

     Анализируя полученные результаты, можно сделать следующий вывод: у 2 учащихся высокий уровень самооценки, у 9-средний и у 7- низкий. То есть согласно данной методике высокий уровень самооценки лишь у 12%, средний - 50%, а низкий у 38% учащихся. Так же можно сказать что 61% учащихся во 2 «Б» классе признает свое сходство с другими, а вот 39% считают себя уникальными. 

           В учебной деятельности учителю следует обратить внимание на группу детей с высоким уровнем самооценки и группу детей с низким уровнем самооценки.

     Учащиеся с высоким уровнем самооценки :

     Вероника А.

     Максим К.  

     Учащиеся с низким уровнем самооценки:

     Женя П.

     Настя К.

     Юнус С.

     Саша Р.

     Влад М.

     Аня М.

     Олег К.

     Были разработаны рекомендации учителю по работе с детьми с высоким уровнем самооценки:

      При организации внеклассных мероприятий включать учащихся в групповую работу;

      Учить слушать других;

      Воспитывать чувство сопереживания;

      Оценивая работы, показывать как положительные, так и отрицательные моменты;

      Аргументировать оценки. 

     Рекомендации учителю по работе с детьми с низким уровнем самооценки:

      Не предъявлять к ребенку завышенных требований;

      Не использовать слова, унижающий достоинство человека, т.е. оценивать результат деятельности, а не личность;

      Вовлекать учащихся в коллективную работу;

      При организации внеклассных мероприятий назначать учащихся на ответственные должности;

      Предлагать в учебной деятельности задания творческого характера.

 

     

     Заключение 

     Анализируя психолого-педагогическую литературу, следует отметить, что центральной характеристикой любой личности является «Я-концепция», которая состоит из следующих компонентов:

      Когнитивный;

Информация о работе Самооценка младших школьников