Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2010 в 19:07, дипломная работа
Учебная деятельность является одним из важнейших факторов, оказывающим влияние на формирование самооценки детей младшего школьного возраста, поэтому учитель начальных классов должен знать психологические особенности младших школьников и учитывать индивидуальные особенности самооценки в учебном процессе, осуществляя индивидуальный и дифференцированный подход в обучении.
Введение
Глава I. Теоретические основы проблемы самооценки в младшем школьном возрасте.
Проблема самооценки в отечественной и зарубежной психологии
Факторы формирования самооценки детей младшего школьного возраста
Глава II. Опытно-практическая работа по изучению особенности самооценки в младшем школьном возрасте.
2.1. Диагностика самооценки младших школьников
2.2. Анализ результатов исследований самооценки детей младшего школьного возраста
Заключение
Литература
Приложения
Инструкция: Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер, ум и т.д. Уровень развития каждого качества человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя - наивысшее. В бланке нарисованы семь линий. Они обозначают:
Ум, способности
Характер
Авторитет у сверстников
Умение многое делать своими руками
Внешность
Уверенность в себе
Под каждой линией написано, что она означает. На каждой линии чертой (-) отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны вашей личности в данный момент. После этого крестиком (х) отметьте, при каком уровне развития этих качеств, сторон вы были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя.
Обработка результатов: обработка проводится по 6 шкалам. Каждый ответ выражается в баллах. Размеры каждой шкалы 100мм., в соответствии с этим ответы школьников получают количественную характеристику.
По каждой из шести шкал определяется: а) уровень притязаний - расстояние в мм от нижней точки шкалы («0») до знака «х»; б) высота самооценки - расстояние в мм от нижней шкалы до знака «-».
Определяется средняя величина показателей самооценки и уровня притязаний по всем шести шкалам. Средние величины показателей сравниваются с таблицей:
Низкий средний высокий
Уровень притязаний до 60 60-74 75-100
Уровень самооценки до 45 45-59 60-100
Следующая методика направлена на определение эмоционального уровня самооценки, автор А.В. Захарова
(23,с. 78)
Материал: рисунки для выполнения субтестов.
Экспериментатор предъявляет испытуемому рисунок и просит его выполнить задание соответствующего субтеста.
Ход опыта:
Экспериментальная часть.
Субтест №1. Представь, что изображенный на рисунке ряд кружков - это люди. Укажи, где находишься ты.
Субтест №2. Большой круг - это твое «Я». Маленькие круги- это твои родные, друзья и учитель. Покажи, где будут находиться отец, мать, бабушка, дедушка, брат(сестра), учитель, друзья.
О- отец
М- мать
Д- дедушка
Б- бабушка
Б2- брат
С- сестра
Др - друзья
У-
учитель
Субтест №3. Вот на рисунке твои родители, учителя, друзья. Поставь крестик( точку) там, где находишься ты.
Субтест №4. Поставь точку
в том месте круга, где находишься ты.
Субтест №5. Представь, что ты находишься в нижнем ряду. Каким из двух кружков будешь являться ты?
Обработка результатов:
Субтест №1. Нормой для ребенка является указание на третий- четвертый круг слева. В этом случае ребенок адекватно воспринимает особенности своего «Я- образа», осознает свою ценность и принимает себя. При указании на первый круг имеет завышенную, а при указании на круги далее пятого заниженную самооценку.
Субтест№2. позволяет определить отношение с близкими людьми. При расположении сверху признает превосходство и допускает давление этого человека на себя. Оказывает давление на расположенных внизу, чувствует свое превосходство над ним.
Субтест№3. определяет социальную заинтересованность( чувствует ли ребенок себя включенным, принятым в мир людей), а так же степень близости с той или иной категорией людей. Если ребенок указал себя вне треугольника, то можно сказать, что он чувствует себя отверженным или не заинтересован в социальных контактах.
Субтест№4. Определение степени эгоцентризма. Для дошкольника характерен высокий эгоцентризм (расположение в самом центре круга). Более старший ребенок должен быть разумно эгоистичным.
Субтест№5.
Индивидуализация. Позволяет выявить
осознание своего сходства ( при указании
на левый круг) или своей уникальности
(правый круг).
II.2. Анализ результатов исследований самооценки детей младшего школьного возраста.
Для изучения психологических особенностей самооценки младших школьников с целью выявления детей группы риска использовались следующие методики:
Методика, направленная на выявление количественного уровня самооценки.
Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн.
Методика,
направленная на определение эмоционального
уровня самооценки ( автор А.В. Захарова).
Анализы результатов представлены в таблицах
Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн.
Детям были розданы бланки, на которых уже были начерчены линии, каждая из которых уже была подписана. Учащиеся отмечали соответствующими значками :
При каком уровне развития этих качеств, сторон они были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя(х);
Как они оценивают развитие у себя этого качества , стороны в данный момент (-).
Исследование проводилось в спокойной обстановке. Время на выполнение давалось 25 минут.
При обработке учитывались показатели уровня самооценки.
Полученные
результаты представлены в следующей
таблице:
ТАБЛИЦА№1
Методика Дембо - Рубинштейна
Ф.И. | II | III | IV | V | VI | VII | Общ. показ. | Кол. показ. | Уров. самооц. |
Стас К. | 85 | 72 | 99 | 100 | 100 | 100 | 556 | 92 | Выс. |
Вероника А. | 76 | 94 | 85 | 98 | 100 | 96 | 549 | 92 | Выс. |
Женя П. | 73 | 78 | 72 | 80 | 77 | 77 | 457 | 76 | Выс. |
Артем Ч. | 58 | 59 | 68 | 77 | 86 | 92 | 440 | 73 | Выс. |
Юнус С. | 95 | 75 | 99 | 98 | 87 | 99 | 553 | 92 | Выс. |
Настя К. | 58 | 48 | 89 | 19 | 92 | 15 | 321 | 54 | Ср. |
Паша Д. | 78 | 78 | 98 | 88 | 83 | 100 | 525 | 88 | Выс. |
Саша Р. | 76 | 66 | 79 | 80 | 72 | 79 | 452 | 75 | Выс. |
Керим С. | 75 | 83 | 78 | 98 | 96 | 82 | 512 | 85 | Выс. |
Влад М. | 88 | 90 | 89 | 91 | 93 | 93 | 544 | 91 | Выс. |
Аня М. | 97 | 98 | 96 | 93 | 100 | 96 | 580 | 97 | Выс. |
Марат Б. | 90 | 67 | 94 | 84 | 99 | 99 | 533 | 87 | Выс. |
Олег К. | 48 | 44 | 39 | 57 | 69 | 70 | 327 | 55 | Ср. |
Максим К. | 93 | 98 | 84 | 98 | 86 | 96 | 555 | 93 | Выс. |
Юра Н. | 50 | 50 | 98 | 95 | 85 | 100 | 478 | 80 | Выс. |
Вика К. | 53 | 57 | 79 | 90 | 85 | 78 | 442 | 74 | Выс. |
Коля К. | 92 | 44 | 100 | 59 | 40 | 92 | 427 | 71 | Выс. |
Лейсан К. | 90 | 71 | 93 | 100 | 100 | 98 | 552 | 92 | Выс. |
По
итогам данной методики можно сделать
вывод, что у 16 человек завышенная самооценка,
что составляет 89%, у 2 человек - средняя
( 11%). Учащихся с низкой самооценкой не
выявлено.
Следующая методика направлена на определение эмоционального уровня самооценки.
Детям раздали бланки, которые содержат 5 заданий ( 5 субтестов).
На выполнение детям давалось 25 минут. Исследование проводилось в спокойной обстановке.
Полученные
результаты представлены в следующей
таблице:
ТАБЛИЦА№2
Выявление
эмоционального уровня самооценки
Ф.И. | Уровень самооценки | Отношение с близкими людьми | Социальная заинтересованность | Индивидуализация |
Стас К. | Средняя | Допускает давление матери, отца и дедушки; оказывает давление бабушку, друзей и учителя | Заинтересован в соц.контактах. | Считает себя уникальным |
Вероника А. | Высокая | Допускает давление мамы и дедушки; оказывает давление на бабушку, брата и сестру. | Заинтересован в соц.контактах. | Признает сходство с другими |
Женя П. | Низкая | Допускает давление мамы,отца, дедушки и бабушки; оказывает давление на брата, друзей и учителя | Заинтересован в соц.контактах. | Считает себя уникальным |
Артем Ч. | Средняя | Допускает давление отца, матери, бабу., дед., друзей. | Заинтересован в соц.контактах. | Считает себя уникальным |
Юнус С. | Низкая | Допускает давление бабуш., матери, отца,брата. | Заинтересован в соц.контактах. | Считает себя уникальным |
Настя К. | Низкая | Допускает давление друзей, сестры, матери, учителя | Заинтересован в соц.контактах. | Признает сходство с другими |
Паша Д. | Средняя | Допускает давление матери и отца;Оказывает давление на баб.,дед., друзей,учителя | Заинтересован в соц.контактах. | Признает сходство с другими |
Саша Р. | Низкая | Допускает давление брата,баб., матери., сестры., друзей; оказывает давление на учителя, отца. | Заинтересован в соц.контактах. | Признает сходство с другими |
Керим С. | Средняя | Допускает давление брата, матери, отца, баб. | Заинтересован в соц.контактах. | Считает себя уникальным |
Влад М. | Низкая | Допускает давление брата, матери, отца, друзей. | Заинтересован в соц.контактах. | Признает сходство с другими |
Аня М. | Низкая | Допускает давление учителя, баб., матери, друзей, отца; | Заинтересован в соц.контактах. | Признает сходство с другими |
Марат Б. | Средняя | Допускает давление отца , брата. Оказывает влияние на мать. | Заинтересован в соц.контактах. | Считает себя уникальным |
Олег К. | Низкая | Допускает давление баб., матери, отца, друзей, учителя. | Заинтересован в соц.контактах. | Признает сходство с другими |
Максим К. | Высокая | Допускает давление матери и отца | Заинтересован в соц.контактах. | Признает сходство с другими |
Юра Н. | средняя | Допускает давление отца, матери, брата, баб., учителя. Оказывает влияние на друзей и дед. | Заинтересован в соц.контактах. | Признает сходство с другими |
Вика К. | средняя | Допускает давление учителя, сестры, баб., матери, отца; Оказывает давление на друзей | Заинтересован в соц.контактах. | Считает себя уникальным |
Коля К. | средняя | Допускает давление учителя, баб.,матери., отца, друзей | Заинтересован в соц.контактах. | Признает сходство с другими |
Лейсан К. | средняя | Допускает давление сестры, отца, матери, учителя; Оказывает давление на баб., дед., друзей, брата. | Заинтересован в соц.контактах. | Признает сходство с другими |
Анализируя
полученные результаты, можно сделать
следующий вывод: у 2 учащихся высокий
уровень самооценки, у 9-средний и у 7- низкий.
То есть согласно данной методике высокий
уровень самооценки лишь у 12%, средний
- 50%, а низкий у 38% учащихся. Так же можно
сказать что 61% учащихся во 2 «Б» классе
признает свое сходство с другими, а вот
39% считают себя уникальными.
В учебной деятельности учителю следует обратить внимание на группу детей с высоким уровнем самооценки и группу детей с низким уровнем самооценки.
Учащиеся с высоким уровнем самооценки :
Вероника А.
Максим
К.
Учащиеся с низким уровнем самооценки:
Женя П.
Настя К.
Юнус С.
Саша Р.
Влад М.
Аня М.
Олег К.
Были разработаны рекомендации учителю по работе с детьми с высоким уровнем самооценки:
При организации внеклассных мероприятий включать учащихся в групповую работу;
Учить слушать других;
Воспитывать чувство сопереживания;
Оценивая работы, показывать как положительные, так и отрицательные моменты;
Аргументировать
оценки.
Рекомендации учителю по работе с детьми с низким уровнем самооценки:
Не предъявлять к ребенку завышенных требований;
Не использовать слова, унижающий достоинство человека, т.е. оценивать результат деятельности, а не личность;
Вовлекать учащихся в коллективную работу;
При организации внеклассных мероприятий назначать учащихся на ответственные должности;
Предлагать в учебной деятельности задания творческого характера.
Заключение
Анализируя психолого-педагогическую литературу, следует отметить, что центральной характеристикой любой личности является «Я-концепция», которая состоит из следующих компонентов:
Когнитивный;