Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2010 в 19:07, дипломная работа
Учебная деятельность является одним из важнейших факторов, оказывающим влияние на формирование самооценки детей младшего школьного возраста, поэтому учитель начальных классов должен знать психологические особенности младших школьников и учитывать индивидуальные особенности самооценки в учебном процессе, осуществляя индивидуальный и дифференцированный подход в обучении.
Введение
Глава I. Теоретические основы проблемы самооценки в младшем школьном возрасте.
Проблема самооценки в отечественной и зарубежной психологии
Факторы формирования самооценки детей младшего школьного возраста
Глава II. Опытно-практическая работа по изучению особенности самооценки в младшем школьном возрасте.
2.1. Диагностика самооценки младших школьников
2.2. Анализ результатов исследований самооценки детей младшего школьного возраста
Заключение
Литература
Приложения
Оценочный;
Поведенческий;
Составной и неотъемлемой частью «Я- концепции» является самооценка, которая определяется как оценка личностью самой себя, своей внешности, места среди других людей, своих качеств и возможностей.
Основными факторами , влияющими на формирование самооценки детей младшего школьного возраста, являются оценочные воздействия учителя, родителей и их отношение к учебной деятельности.
В опытно- практической работе проведено диагностическое исследование во 2 «Б» классе школы №967 с использованием следующих методик:
1.Методика, направленная на выявление количественного уровня самооценки.
2.Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн.
3.Методика, направленная на определение эмоционального уровня самооценки ( автор А.В. Захарова).
Результаты показали, что из 18 учащихся данного класса: у 2 учащихся высокий уровень самооценки, у 9-средний и у 7- низкий.
Высокий уровень самооценки является возрастной нормой для детей младшего школьного возраста.
Так как учебная деятельность является важным фактором, влияющим на формирование самооценки, то учитель должен знать индивидуальные особенности самооценки и учитывать их в учебном процессе.
Список
литературы
Алексеев Н.Г. и др. Методология рефлексии концептуальных схем деятельности, поиска и принятия решения. Новосибирск: АН СССР,1991.
Ананьев Б.Г. Человек, как предмет познания. Л; 1978.
Белобрыкина О.А. Влияние социального окружения на развитие самооценки, журнал «Вопросы психологии», №4 2001.
Бернс Р. Развитие «Я- концепции» и воспитание. М.: Прогресс, 1986.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
Бахур В.Т. Это неповторимое «Я». М., Знание, 1986.
Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. М.: Педагогика, 1988.
Коломинский Я. Человек среди людей. 2-ое изд. М., 1973.
Кон И.С. Открытие «Я». М., 1978.
Липкина А.И. Самооценка школьника. М., 1980.
Макаренко А.С. Книга для родителей. М.: Педагогика, 1983.
Маркс К. Капитал, т.1.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч.
Мерлин В.С. очерк психологии личности. Пермь, 1959.
Мир детства: Младший школьник. М.: Педагогика.1981.
Мудрость воспитания / Сост. Бим-Бад Б.М., Днепров Э.Д., Корнетов Г.Б. - М., 1988.- 288с.
Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Издат. Группа «Прогресс», 1994.
Рубинштейн С.Л. Человек и мир. М.: Педагогика, 1973.
Рувинский Л.И. Нравственное воспитание личности. М., 1981.
Соловейчик С. Вечная радость. М.: Педагогика, 1986.
Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М., 1972.
Слободчиков В.И. Формирование Я-концепции, журнал «Начальная школа» №3, 2002.
Сухомлинский В.А. Родина в сердце. М.: Молодая гвардия, 1980.
Фрейд З. Психология бессознательного: Сб. произв. М.: Просвещение, 1989.
Чамата П.Р. Вопросы самосознания личности в советской психологии. М., 1960.
Чкрносвистов Е.В. Личность и ее окружение. М.: Крон, 1996.
Шахова И.П. Практикум по лабораторным работам курса возрастной психологии. М. - Воронеж, 1998.
Щетинин М.П. Объять необъятное: Записки педагога. М.: Педагогика, 1986.
Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития. М.: Тривола, 1994.
Якобсон С.Г. Формирование Я-потенциального положительного, как метод регуляции поведения, №3, 1997.
Ярошевский М.Г., Анцыферова Л.И. Развитие и современное состояние зарубежной психологии. М., 1974.