Сельская школа С.А. Рачинского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2010 в 19:21, реферат

Описание

Духовное наследие Сергея Александровича Рачинского призвано сыграть значительную роль в нравственной культуре русского народа. Русский педагог С. А. Рачинский внес огромный вклад в общечеловеческую культуру, его педагогическое и научное наследие представляет большую ценность.
Русский просветитель Сергей Александрович Рачинский родился 2(14) мая 1833 г. в селе Татево Бельского уезда Смоленской губернии, в старинной дворянской семье Рачинских-Баратынских. С родовым поместьем была связана почти вся его жизнь; здесь начиналась, развивалась и закончилась его педагогическая деятельность. Четыре брата и две сестры Рачинских росли в атмосфере добра, внимания, благотворительности; в семье ценилось всякое проявление таланта, будь то поэзия, музыка, пение, живопись, поощрялось трудолюбие, уважалось мировоззрение.

Работа состоит из  1 файл

С.А. Рачинский.docx

— 3.78 Мб (Скачать документ)

    Российское  общество переживает в настоящее  время духовно-нравственный кризис. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в  общественном сознании и государственной  политике. Российское государство лишилось официальной идеологии, общество –  духовных и нравственных идеалов. Сведенными к минимуму оказались духовно-нравственные обучающие и воспитательные функции  действующей системы образования. Следствием этого стало то, что  совокупность ценностных установок, присущих массовому сознанию (в том числе  детскому и молодежному) во многом деструктивна и разрушительна с точки зрения развития личности, семьи и государства. В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость; ее, без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле обеспечения национальной безопасности страны.

    Духовное  наследие Сергея Александровича Рачинского призвано сыграть значительную роль в нравственной культуре русского народа. Русский педагог С. А. Рачинский внес огромный вклад в  общечеловеческую культуру,  его педагогическое и научное   наследие  представляет  большую     ценность.

    Русский просветитель Сергей Александрович  Рачинский родился 2(14) мая 1833 г. в селе Татево Бельского уезда Смоленской губернии, в старинной дворянской семье Рачинских-Баратынских. С родовым поместьем была связана почти вся его жизнь; здесь начиналась, развивалась и закончилась его педагогическая деятельность. Четыре брата и две сестры Рачинских росли в атмосфере добра, внимания, благотворительности; в семье ценилось всякое проявление таланта, будь то поэзия, музыка, пение, живопись, поощрялось трудолюбие, уважалось мировоззрение.

    Отец  Александр Антонович, майор в  отставке, во 
время службы в Петербурге был дружен с А. А. Дельвигом, общался с поэтами пушкинского круга и будущими декабристами. Он положил начало богатейшему татевскому архиву и библиотеке, имевшим в своем арсенале автографы и подлинники произведений А.А. Дельвига, М.Ю. Лермонтова, Е.А. Баратынского, В.А. Жуковского, В.Ф. Одоевского, Н.И Пирогова 
и других, всю жизнь собирал картины русских и европейских художников, произведения российской и зарубежной литературы и науки. Он закончил строительство татевского дома для семьи и заложил садово-парковый 
ансамбль. В 1861 г. построил школу для крестьянских 
детей, сделав ее попечителями старшего сына Владимира 
и дочь Варвару, которые и стали в ней первыми учителями. Отец воспитывал в детях чувство самодисциплины 
и гражданственности, любовь к труду, стремление к 
преобразованию Смоленского края, уважение к крестьянам, всячески поощрял народные традиции, развитие местных ремесел и рукоделия. В Твери и Смоленске 
знали бельских и татевских кружевниц, бондарей и 
лукошечников, столяров и плотников, медников и скорняков. 
Мать Варвара Абрамовна, сестра поэта Е. А. Баратынского, знала несколько иностранных языков, получила блестящее музыкальное образование. Она привила детям любовь к поэзии и музыке, научила их понимать прекрасное, воспитала порядочными и глубоко нравственными людьми. Семья была религиозной, и в этом ключе   воспитывались  дети.

    В  доме Рачинских  царила  творческая  атмосфера. Здесь бывали известные поэты, художники, музыканты; звучали стихи А. С. Пушкина. В семейных альбомах хранились стихи К. Ф. Рылеева, А. Мицкевича в переводе старшей дочери Ольги. Владимир и Сергей прекрасно рисовали. В семье обсуждались политические вопросы, проблемы освобождения крестьян от крепостной зависимости, выделялись средства на благоустройство родного края, на развитие культуры и искусства в России.

    Дети  Рачинских получили прекрасное домашнее образование. Кроме занятий естественными и гуманитарными дисциплинами старшие братья и сестры много времени проводили с младшими, учили их ухаживать за цветами, разыгрывали кукольные представления, ставили спектакли. Дар воспитателя проявился у С. А. Рачинского в раннем детстве: он мог быстро успокоить плачущего,   позаботиться  об обиженном.

    В 1844 г. семья переехала в университетский  город Дерпт (ныне — Тарту), чтобы дети имели возможность подготовиться к поступлению в Московский университет. В 1849 г. С. А. Рачинский поступил на медицинский факультет университета, но, так как его больше интересовали естественные науки, он переходит на физико-математический факультет. В 1853 г. сдает кандидатский экзамен и готовится защищать диссертацию. В годы учебы сближается с М. Н. Капустиным, Я. А. Борзенковым, Ф. И. Бредихиным, впоследствии профессорами университета, которые стали членами дружеского кружка вместе с С. А. Рачинским, С. М. Соловьевым, Б. Н. Чичериным и другими. После окончания университета он недолго служил в Архиве иностранных дел, занимался общественной деятельностью.

    С. А. Рачинский был глубоко религиозным  человеком, знатоком православия; вслед за А. С. Хомяковым им овладевает философская идея апологии православия как ядра русской культуры, прозрения исторической миссии и судьбы России, где главный предмет исследования личность человека, а не человечество в целом. Перу С. А. Рачинского принадлежит несколько богословских работ: «Божественная воля как источник существующего движения во Вселенной», «Религиозные воззрения Хомякова», «Христианство в Индии», которые так и не были   опубликованы.

    Несомненно, его философское мировоззрение  оказало влияние на педагогические взгляды; в связи с этим В. В. Розанов отмечал: «Он был философ по жизненному труду своему; особенно практический философ, выразившийся в делах, а не в учении».

    В характере церковности С. А. Рачинского немаловажен тот факт, что религиозность не противоречила его естественнонаучным изысканиям, которыми он занимался до конца жизни. Разделяя основные положения теории Ч. Дарвина о происхождении видов, он первым перевел его книгу «Происхождение видов» (1864), предварив ее научно-популярным очерком «Цветы и насекомые» (Русский вестник, 1863. Январь.). Русский перевод труда Ч. Дарвина трижды переиздавался (1864, 1865, 1871) и был единственным до 1895 г., выдержав как восторженные отклики, так и нелицеприятные нападки светских и духовных  журналов.

    Интерес к естественным наукам, проведение серьезных исследований по ботанике, стремление к познанию основ законов развития природы появились у С. А. Рачинского в стенах Московского университета благодаря лекциям известного биолога профессора К. Ф. Рулье (1814—1858), создателя первой научной школы зоологов-эволюционистов. С. А. Рачинский был одним из самых активных членов Московского общества исследователей природы, возглавляемого К. Ф. Рулье. Помимо труда Ч. Дарвина, он впервые перевел на русский язык книги «Физиология обыденной жизни» Г. Льюиса, «Растение и его жизнь» М. Шлейдена (1864), «Простые беседы о научных  предметах» Дж.   Гершеля (1868).

    В 1856 г., выйдя в отставку, С. А. Рачинский  на два года уехал за границу. Избрав предметом исследования ботанику, он работал у известных немецких ботаников Г. Шахта в Берлине и М. Шлейдена (1804—1881) в Иене.  
Параллельно занимался философией, историей искусств, 
музыкой, переводами. Здесь впервые проявляется его 
писательский талант; он отправляет в Россию статьи, 
литературные заметки, эссе, знакомит русского читателя 
с книжными новинками на Западе, публиковавшимися на 
страницах «Русского вестника». Событием в литературных кругах Германии стал перевод С. А. Рачинского на 
немецкий язык произведения С. Т. Аксакова «Семейная 
хроника» (Лейпциг, 1858). Перевод получил хорошие 
отзывы немецких писателей Варнхагена фон Энзе и 
П. Гейзе, а также нашего соотечественника А. И. Гер 
цена. 

    Энциклопедические знания, многообразие интересов и  дарований молодого ученого, общительность  и художественный вкус притягивали  к нему самых  разных людей. Он знакомится с композитором  и  музыкантом Ф. Листом. О таланте Ф. Листа-педагога, преподающего в  Веймарской  музыкальной  школе,  С. А.   Рачинский рассказал в статье «Из записок сельского учителя». Он бывал в доме ученого-естественника, географа и путешественника Александра Гумбольдта (1769—1859). Во время путешествия   по Бельгии, Швейцарии, Италии, Франции, изучая вопросы народного образования С. А. Рачинский приходит к выводу, что наступило время возрождения педагогики, время смелых опытов в воспитании. Обращая внимание на социальную   и   общественную сущность воспитания, он, вслед за К. Д. Ушинским, считал, что стремления и идеалы какого-либо общества нигде не выражаются так полно,  как в отношении к воспитанию.

    Изучив  слабые и сильные стороны педагогики К. Стоя, С. А. Рачинский задается вопросом, до какой степени воспитание должно быть национально и современно, до какой степени в нем должен быть развит общечеловеческий элемент. Он приходит к выводу, что воспитание должно быть глубоко индивидуальным, потому что «всякая индивидуальность имеет полное право на самобытное развитие» и «подведение всех личностей под неизменный уровень — нестерпимое насилие». Всякое искусственное насилие,- считает педагог, не может принести действительной пользы в воспитании, что единственный нравственный способ ограничения личности есть самоограничение, и ему нужно учить детей для их блага и блага общества. Именно эти идеи С. А. Рачинского стали впоследствии его главной педагогической концепцией в Татевской школе, концепцией, выделявшей его среди педагогов-современников и не утратившей актуальности и в наши дни.

    После защиты магистерской диссертации «О движении высших растений» (1859) С. А. Рачинский основал и возглавил кафедру физиологии растений в Московском университете. В 1866 г. он успешно защищает докторскую диссертацию «О некоторых химических превращениях растительных тканей». К этому времени имя ученого становится известно за пределами России.

    В университете С. А. Рачинского любили и  студенты 
и преподаватели за обширную и бескорыстную общественную деятельность. Он был членом попечительского 
комитета о бедных студентах, его избирали судьей университетского суда, он оказывал материальную помощь 
бедным, особо одаренным студентам. Начиная с 1861 г. 
адъюнкты Сергей Александрович и его брат Константин 
 Александрович Рачинские «изъявили желание жертвовать ежегодно из своего жалованья каждый по 500 руб. серебром на отправление за границу для усовершенствования в математических и естественных науках молодых людей по назначению физико-математического факультета». На эти средства в 1862 г. был командирован за границу будущий известный физик Александр Григорьевич Столетов (1839—1896). В документах Московского университета мы находим, что за счет этих сумм оставлялись при университете многие талантливые выпускники. В доме С. А. Рачинского на Малой Дмитровке, а потом в одном из переулков близ Остоженки   собирались   ученые,   литераторы,   художники. Здесь   хозяин   дома   познакомился   с  Л. Н.  Толстым,   I П. И. Чайковским, сблизился с братьями Аксаковыми, семьей В. Ф. Одоевского, историком В. И. Герье и другими. Беседы с Л. Н. Толстым вновь направили его внимание к проблемам народного просвещения. С. А. Рачинский стал помогать сестре Варваре Александровне    проводить занятия с детьми в крестьянской школе.

    В 60-е гг. XIX в. в российской общественной жизни произошли важные перемены. В области народного образования перемены привели к тому, что инициатива и руководящая роль этим процессом перешли в руки самого общества. Правительство вынуждено было провести реформы во многих сферах общественной жизни. Начались репрессии против молодых    профессоров,    что    привело,    по   свидетельству В. О. Ключевского,   к  коллективной  отставке  лучших преподавателей  университета.  Одним  из  профессоров, подавших в отставку, был С. А. Рачинский. Перечитывая его педагогические сочинения и письма, мы видим, что любовь к народу и желание видеть грамотным российского крестьянина явились одной из причин, послуживших  основанием для  ухода С. А.   Рачинского из университета. Он стал скромным сельским учителем. Это совпало со временем «хождения в народ» разночинной и дворянской интеллигенции.

    Именно  в пореформенный период появляется ряд самобытных педагогов народной школы России. Среди них Н. А. Корф, К. Д. Ушинский, В. Я. Стоюнин, С. А. Рачинский, В. П. Вахтеров, Н. Ф. Бунаков и другие. Укрепляется демократическая традиция русской интеллигенции   служить  делу   народного   образования,   нести знания в народ. С. А. Рачинский шел в народ с уже выношенной и глубоко продуманной идеей народной школы, чему способствовали родовая связь с землей и желание послужить «темному люду». Он был не одинок. В разных концах России находились образованные и состоятельные люди,  которые открывали у себя в имениях школы, сами занимались с детьми или только принимали участие в занятиях и содействовали распространению народных школ в окрестностях.

    По  мнению С. А. Рачинского, массовое «хождение  в народ» демократической, революционной молодежи — это «странное движение» потерпело неудачу, потому что молодежь не сумела взять его в свои руки и этим воспользовались люди злонамеренные. Кроме этого, жажда бескорыстного труда у молодежи и ее надежда обрести, в сельской среде цельность мысли и духа не получили в крестьянстве и провинциальной интеллигенции той поддержки, на которую она рассчитывала. Деревня не была уверена в завтрашнем дне, поэтому разорялись «дворянские гнезда» и шел отток крестьян в город, падала нравственность, развивался нигилизм — все это также служило провалу этого движения. С. А. Рачинский,: по свидетельству В. В. Розанова, тайной любовью любил этих «нигилистов» за бескорыстие и самоотверженный труд для народа, но спорил с ними по религиозным и политическим вопросам, не принимая их убеждений. Он считал это движение преходящим явлением, потому что «Россия не вся в поругании святыни, в хищениях и глумлениях, во лжи адвокатских речей и журнальных писаний, в тупом разгуле кабака и в откровенном разврате образованных классов. Есть течения, сокровенные и глубокие,   есть   чистые   люди,   есть   добрые   дела».

    С. А. Рачинский улавливал такие  течения в народной жизни, искал и находил таких людей. Друзья, знакомые и родственники татевского подвижника шли за ним, вовлекая все новых людей в «доброе дело» народного образования. С. Н. и А. А. Рачинские открыли три школы в Тверской губернии. Успех их школ был обеспечен благотворительностью прогрессивной части интеллигенции, их стремлением улучшить положение крестьян.

    Народный  педагог и русский просветитель С. А. Рачинский обучил грамоте несколько поколений крестьян; им подготовлены более 60 учителей, которые работали в сельских школах. Он создал сельскую школу, отвечающую интересам народа, «школу благочестия и добрых нравов»,   школу  духовности.

Информация о работе Сельская школа С.А. Рачинского