Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2010 в 19:21, реферат
Духовное наследие Сергея Александровича Рачинского призвано сыграть значительную роль в нравственной культуре русского народа. Русский педагог С. А. Рачинский внес огромный вклад в общечеловеческую культуру, его педагогическое и научное наследие представляет большую ценность.
Русский просветитель Сергей Александрович Рачинский родился 2(14) мая 1833 г. в селе Татево Бельского уезда Смоленской губернии, в старинной дворянской семье Рачинских-Баратынских. С родовым поместьем была связана почти вся его жизнь; здесь начиналась, развивалась и закончилась его педагогическая деятельность. Четыре брата и две сестры Рачинских росли в атмосфере добра, внимания, благотворительности; в семье ценилось всякое проявление таланта, будь то поэзия, музыка, пение, живопись, поощрялось трудолюбие, уважалось мировоззрение.
Считая,
как и Ф. М. Достоевский, что красота
спасет
мир, руководствуясь принципом «Не хлебом
единым жив
человек» (эти слова высечены на его надгробии)
С. А. Рачинский воспитывал крестьянских
детей с позиций гуманизма и альтруизма.
Его школа, по мнению
многих посетителей, была «художественно-эстетической»
и открывала возможности для полноценного
нравственного и духовного развития крестьянских
детей.
В школе проводились съезды учителей,
на которые
приезжали работники народного просвещения
со всех
концов России. Это была своеобразная
лаборатория
сельского учителя С. А. Рачинского, имя
которого уже в
то время было широко известно. Многие
выпускники
университетов приезжали в Татево, чтобы
поработать
под его руководством. Прошли «школу Рачинского»
известные педагоги-ученые Н. М. Горбов,
В. А. Лебедев,
учителя А. Д. Воскресенский,
А. Голицын.
С. А. Рачинский стал народным педагогом в 42 года, в расцвете творческих сил, с ясно определившимся мировоззрением, но все же в системе просвещения он был новичок. Его обуревали сомнения, однако он вскоре убедился, что начальные школы нуждаются не в частных поправках, а в коренной реформе. В основе его школы лежали семейное воспитание, традиции русской народной жизни и ее православные устои. После 6—7 лет учительства С. А. Рачинский пришел к выводу, что родители-крестьяне отдавали ребенка в школу не только для обучения грамоте и счету, а были уверены, что школа заложит в ребенке христианскую основу: в народном понимании это идеал человека с присущими ему национальными чертами — русской теплотой и сердечностью отношений, нравственностью, бескорыстием, гражданственностью, патриотизмом и православной верой.
С. А. Рачинскому удалось впервые показать, что ждет народ от школы вообще и что должна дать русскому народу сельская школа; какими быть в ней учителям и как они должны работать, чтобы удовлетворить запросы народа.
С. А. Рачинский видел, что 90% сельских учеников северо-западного края не могут ходить в школу каждый, день, а вынуждены жить в ней из-за отдаленности от дома. Для таких детей С. А. Рачинский построил новое здание школы с общежитием, с комнатами для учителей, обустроил в ней все так, как в лучшей крестьянской семье. Даже внешний вид школы напоминал крестьянский двор заботливого хозяина: чистый двор, огород, цветник, высокое красивое здание с большой террасой, в теплое время увитой диким виноградом. Внутри школы просторные классные комнаты, украшенные картинами Н. П. Богданова-Бельского и В. М. Васнецова, фотографиями, рисунками учеников. В комнате для рукоделий была большая коллекция русских вышитых полотенец, изделий народных промыслов. В правой части здания надстроен второй этаж для певческой и художественной мастерской, где одна из стен была сплошь застеклена, а в ней — выход на балкон, с которого открывались чудные картины природы.
Весь день С. А. Рачинский вместе с учителями проводил среди детей: учил, обедал, отдыхал, трудился, играл, молился. Особенность работы школы с общежитием требовала от него и особенной постановки учебно-воспитательного процесса, поэтому стали необходимы вечерние занятия и расширение программ. Треть его учеников были сиротами, что не позволяло закрывать школу на лето, и она работала круглый год, а это была еще одна возможность готовить одаренных детей к будущей профессии, в первую очередь учителя, живописца, священника.
В школе с общежитием усиливалось воспитательное влияние школы, стал возможен индивидуальный подход, в воспитании и обучении учеников. Личность ребенка раскрывалась в обстановке внимания, сердечности, доброты со стороны всех сотрудников школы. Сергей Александрович считал существенным недостатком в воспитании крестьянских детей отсутствие гуманного отношения к ним окружающих. Воспитывал детей, учителей, родителей-крестьян и пример высоконравственной личности С. А. Рачинского. В первую очередь он был опекуном, воспитателем, отцом, для которого все равны и любимы, а потом уже учителем.
Дети болезненные и с физическими недостатками (горбуны и заики) не ощущали своей неполноценности. Педагог старался обучить их таким ремеслам и специальностям, которые помогли бы им жить и работать среди здоровых людей. С. А. Рачинский лечил заикание у детей средствами народной логопедии, дававшей положительные результаты в условиях сельской школы. Рядом со школой была построена еще одна больница, где за больными ухаживали сестра Сергея Александровича, он сам и врач. Работа врача оплачивалась из средств С. А. Рачинского. Ученики приходили играть с выздоравливающими, читали им книги. В школе старшие дети дополнительно занимались с отстающими, играли с младшими, опекали их в походах, помогали новичкам освоиться с условиями жизни в школе. Забота детей друг о друге, по мнению педагога, приобретенная в семье и развиваемая в школе, проявлялась во всем и сопровождалась изумительным терпением и умением обращаться с детьми младшего возраста.
Воспитывая в детях чувство самосознания, любви к родному краю, С. А. Рачинский применял чисто народные педагогические приемы, описанные им в статье «Школьный поход в Нилову пустынь». Это был поход, который помимо религиозного направления имел широкие познавательные цели. Дети знакомились с рельефом Валдайской возвышенности, собирали растения для гербариев, запоминали пословицы и поговорки крестьян Тверской губернии; юные живописцы писали этюды. Крестьяне деревень, лежавших на пути в Осташков, с удовольствием принимали эту дружную семью, чтобы вечером насладиться пением в церкви школьного хора. В дальний поход брали всех желающих, в первую очередь больных. Для них в дорогу взяли тарантас, запряженный лошадьми. Трудно определить, кто больше радовался этому путешествию: дети или взрослые крестьяне, воспитанники Татевской и соседних школ.
Более
всего заслуживает внимания кропотливый
труд
С. А. Рачинского с одаренными детьми. Он
помог получить дальнейшее образование
трем талантливым художникам: Т. Никонову,
И. Петерсону, Н.П. Богданову-Бельскому.
Т. Никонов был из зажиточной крестьянской
семьи; художественные способности у него
проявились рано. Особенно легко ему давались
изображения
лиц, фигур людей, но похвалы от учителя
ему доставались редко, потому что С.А.
Рачинский заметил в нем
нетерпение, желание достигнуть быстрого
результата без
кропотливого труда. Однако благодаря
воспитанному в
нем трудолюбию Т. Никонов закончил школу
художеств
и стал портретистом. Известен гипсовый
медальон с профилем С. А. Рачинского его
работы. И. Петерсон, стал
хорошим иконописцем, писал также и портреты.
С. А. Рачинский направил его учиться в
иконописную мастерскую в Троице-Сергиеву
лавру. После ее окончания И. Петерсон
работал учителем рисования в Ново-Александровской
школе Новиковых в Тамбовской губернии.
Но наиболее яркий талант
открыл и воспитал
С. А. Рачинский в пастушке Богданове, сыне
одинокой батрачки, к которому он
относился как к родному,
сделав его членом семьи Рачинских. Всю
жизнь посвятив детям, С. А. Рачинский так
и не создал собственной
семьи; у него не было своих детей.
В доме Рачинских для Н. П. Богданова-Бельского была устроена мастерская. Татевская школа, ее ученики и учителя были запечатлены на его известных полотнах: «У дверей школы», «Устный счет» (рис.1), «Сочинение», «Ученицы», «Новички» и др.
Рис.1
Н.П.
Богданов-Бельский «Устный
счёт. В народной школе
С. А. Рачинского»
В
школьной художественной мастерской С.
А. Рачинский сам проводил занятия по живописи,
черчению и рисованию. Здесь же давал уроки
его родственик художник
Э. А. Дмитриев-Мамонов, и художник, который
специально приглашался летом для занятий
с учениками. Занятия музыкой и пением
в школе вели Варвара Александровна и
Сергей Александрович Рачинские, О. Л.
Хигерович. Во время посещений Татева
со школьным хором занимался музыкант,
известный палеограф, руководитель Придворной
певческой капеллы С.В.Смоленский. Он же
отбирал лучших певцов из школы для учебы
в хоре Синодального училища. В Татевской
школе учили игре на пианино, скрипке,
фисгармонии; музыка заполняла школу вечерами
и в дни праздников.н
Вместе с учениками С. А. Рачинский собирал песни и сказки Смоленского и Тверского края, использовал материалы фольклора на уроках и внешкольных занятиях, на праздниках. Он знакомил учеников с историей и культурой древней Русской земли, учил беречь крупицы народной культуры и искусства, ремесел, возрождая угасающие народные традиции. По его разработкам проводились детские праздники с народными играми и хороводами. Наиболее любимыми были рождественские праздники у новогодней елки и праздник славянской письменности, посвященный славянам-просветителям Кириллу и Мефодию, совпадавший с окончанием учебного года — 11 (24) мая. Этот праздник, служивший закреплению в сознании учащихся тесной связи русского с другими славянскими народами, воспитывал уважение к ним и был полон глубокого смысла и благородной цели. В школе С. А. Рачинского учились дети разных национальностей.
В наше время с особой остротой встала проблема интернационального воспитания, в связи с чем большое значение приобрели ставшие ежегодными в нашей стране праздники славянских культур и письменности, центрами которых являются древнейшие русские города Новгород, Псков, Владимир, Смоленск, Киев, Суздаль и др. Отрадно отметить, что началось это с сельской школы С. А. Рачинского, человека с европейским образованием, знатока старославянского, русского, нескольким иностранных языков.
С. А. Рачинский видел в образованной женщине матери «хранительницу добрых заветов минувшего и носительницу добрых чаяний будущего» и отводил ей главную роль в семейном воспитании детей, в передаче жизненно необходимых навыков и знаний. Поэтому он первым открыл в своем уезде школы для девочек, ввел совместное обучение девочек с мальчиками в своей школе, считая это первоочередной задачей.
Весьма
серьезные требования С. А. Рачинский
предъявлял к подготовке учителей, приравнивая
ежедневную учительскую деятельность
к подвигу. Самым трудным для себя он считал
отбор будущих учителей среди
одаренных учеников, отличавшихся высокими
нравственными качествами, трудолюбием,
любовью к детям, т. е.
имевших «педагогическую струнку». Он
считал, что учитель начальной школы должен
уметь хорошо рисовать,
петь, владеть несколькими ремеслами,
нужными в крестьянском быту. Но кроме
этого, учитель должен любить
свой труд, и только тогда его результаты
будут ощутимыми. Учить не для экзамена,
а для жизни – основное
дидактическое требование С. А. Рачинского.
В
подготовке будущих учителей в Татеве
сложилась
последовательность: ученик — помощник
учителя —
учитель. Учебная программа, составленная
С. А. Рачинским, была значительно шире,
чем в учительских
семинариях, но выбор дополнительных предметов
был
свободным. Здесь пожеланию изучали иностранный
язык,
ботанику, школьную гигиену,
получали музыкальное
образование, совершенствовались физически,
ежедневно занимаясь плаванием, спортивными
играми; совершали прогулки и работали
в пришкольном саду и огороде.
Выдвинув в работе учителя на первый план воспитание ребенка в соответствии с народными идеалами, С. А. Рачинский значительно изменил и расширил учебную программу. Преподавание обязательных предметов было направлено на развитие мыслительных способностей ребенка, усвоение грамотности. Школа с общежитием давала возможность учителям выполнять такие учебные задачи, но требовала от них несравненно большего труда, что не раз подчеркивал С. А. Рачинский в статьях.
Закону
божию и церковнославянскому языку
С. А. Рачинский отводил немало места в
учебном процессе. Закон божий он поручал
вести только священнику
и в форме задушевной беседы, церковнославянский
язык вел сам, считая, что чтение на церковнославянском
языке — это прямой путь к осознанному
чтению на русском языке, т. е. путь к прочной
грамотности. Высокая грамотность, прочность
знаний, умений и навыков отличали его
школу от других. Что же касается преподавания
закона божия в школах С. А. Рачинского,
то основное внимание уделялось не столько
сообщению массы религиозных сведений,
сколько его нравственному и воспитательному
значению. Следует отметить, что С. А. Рачинский
построил около 30 школ и ни одной церкви.
Необходимо отметить, что обучение чтению и грамоте велось одновременно и довольно быстро, «усвоение букв и складов, способность медленно читать» требовали 2-3 недели обучения. С. А. Рачинский, убедившись в результативности такого приема, предложенного помощниками, ввел его в практику своих школ. Изучение фольклора, составление устных рассказов, сочинения из личной жизни детей, ведение дневников, летописи школы давали возможность владеть в совершенстве языком как орудием мысли, развивали любовь к чтению. В школах С. А. Рачинского обучали и деловому письму, необходимому в крестьянском быту. Лучшим поощрением за успехи в учении в школах С. А. Рачинского были книги и похвальное слово учителя.
Вместо сухого, формалистического изучения школьниками чисел появились предпосылки для живого развития их математических способностей. При обучении устному счету педагог учил думать, рассуждать. Каждый его пример и каждая его задача носили аналитический характер. «В быстроте устных вычислений состязаться с его учениками было нелегко даже взрослому и образованному человеку»,— вспоминал выпускник С. А. Рачинского — учитель А. А. Серяков. Не будучи удовлетворенным существующими учебниками по арифметике, С. А. Рачинский издал пособия по математике: «1001 задача для умственного счета», «Арифметические забавы» и «Геометрические забавы».
Эти пособия и сегодня представляют научный и практический интерес. Учительница математики Татевской школы Г. А. Кузнецова в наше время, решая задачи из учебников С. А. Рачинского, отметила увлеченность и заинтересованность детей. Математик Д. С. Фаермарк из школы-интерната г. Каменск-Уральска издал книгу «Задача пришла с картины» о С. А. Рачинском и его ученике художнике Н. П. Богданове-Бельском, поведав читателю историю написания картины «Устный счет», которая послужила ему материалом для внеклассных занятий по математике. Д. С. Фаермарк, проанализировав математические пособия С. А. Рачинского, пришел к выводу, что русский педагог, не имевший специального математического образования, стал создателем собственной оригинальной системы начального математического образования.