Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2010 в 19:21, реферат
Духовное наследие Сергея Александровича Рачинского призвано сыграть значительную роль в нравственной культуре русского народа. Русский педагог С. А. Рачинский внес огромный вклад в общечеловеческую культуру, его педагогическое и научное наследие представляет большую ценность.
Русский просветитель Сергей Александрович Рачинский родился 2(14) мая 1833 г. в селе Татево Бельского уезда Смоленской губернии, в старинной дворянской семье Рачинских-Баратынских. С родовым поместьем была связана почти вся его жизнь; здесь начиналась, развивалась и закончилась его педагогическая деятельность. Четыре брата и две сестры Рачинских росли в атмосфере добра, внимания, благотворительности; в семье ценилось всякое проявление таланта, будь то поэзия, музыка, пение, живопись, поощрялось трудолюбие, уважалось мировоззрение.
Желание расширить кругозор школьников, пробудить интерес к самообразованию привело С. А. Рачинского к необходимости расширения учебных программ. В учебный план им были введены геометрия, основы физики, черчение, география, естествознание. Зная бедность народных школ России и весьма несовершенную подготовку учителей, С. А. Рачинский понимал, что очень нескоро придет то время, когда станет возможным преподавание предметов, необходимых, по его мнению, в начальной школе, но пытался пробудить инициативу среди деятелей народного образования.
Особого
внимания в системе обучения и
образовательных программ С. А. Рачинского
заслуживает его
неутомимая деятельность в распространении
сельских
школ, готовивших умелых земледельцев
по специальным
программам после окончания образовательной
школы.
В школах же С. А. Рачинского с 5—6-летним
курсом
обучения, где имелись средства содержать
ремесленные
классы, ученики параллельно с обучением
традиционным
школьным дисциплинам приобретали профессии
столяра, плотника,
пчеловода, кружевницы, портнихи.
С. А. Рачинский верил, что посредством воспитания и образования можно вывести русский народ из нищеты и бесправия. Реализуя свой педагогический талант, он стремился пробудить таившиеся в крестьянской среде духовные и художественные силы, старался найти единомышленников среди интеллигенции, священников, учителей, указывал на пороки, разъедающие общество. Не всегда С. А. Рачинский находил взаимопонимание; многие его московские друзья не понимали и не одобряли некоторые его слова и поступки, а впоследствии не разделяли его педагогические начинания. Видный деятель народного образования В. П. Вахтеров в основном соглашался со взглядами С. А. Рачинского на народную школу, но тем не менее считал слишком резкой характеристику, данную С. А. Рачинским деятельности как земств, так и чиновников от церкви.
Л. Н. Толстой, состоявший в многолетней переписке с татевским просветителем, в одном из писем признавался, что не только рад успехам С. А. Рачинского в народной школе, но «и немного завидует». До конца жизни С. А. Рачинский сохранял к писателю глубокую привязанность.
В борьбе за оздоровление русского общества С. А. Рачинский одним из первых в России создал в Татеве общество трезвости. Случавшиеся на этом поприще неудачи огорчали Сергея Александровича, но не могли заставить его отступить; напротив, служили толчком для еще более интенсивного поиска эффективных способов преодоления нравственного недуга. Единственный случай пьянства его бывшего ученика заставил педагога повести решительную борьбу с наличием кабака в деревне и довести эту борьбу до конца. В селе вместо кабака С. А. Рачинским была открыта книжная лавка, в школе проводились воскресные чтения. Беседы с крестьянами, раздача брошюр, статьи о вреде пьянства способствовали широкому участию сельских школ в борьбе за трезвость. Татевское общество трезвости имело резонанс не только в округе, но и в России. В Татево посыпались письма о желании вступить в общество. Заметно происходило оздоровление среди крестьян, священников, учителей — один из положительных примеров влияния школы на окрестное население.
В дальних деревнях крестьяне стали открывать на собственные средства школы грамоты. Они просили С. А. Рачинского прислать для них учителей, чтобы потом их дети могли быть приняты в Татевскую школу.
Педагог горячо поддержал это истинно народное движение, усмотрев в этом путь к всеобщему образованию, идущему параллельно с земскими, церковноприходскими и министерскими школами. Старался помочь крестьянам построить здание сельской школы с хорошим учителем, привлекал к участию в этом движении священников, владельцев имений, меценатов.
Забота о всеобщем образовании привела педагога к созданию карты-проекта всеобщего обучения в Гжатском уезде (1896). Проект был принят за основу во всех уездах Смоленской губернии, но только Смоленское и Бельское земские собрания разработали планы всеобщего начального обучения. В. П. Вахтеров под влиянием статьи С. А. Рачинского «Заметки о сельских школах» (1881), как инспектор народных училищ Смоленской губернии, обратил внимание на развитие школ грамоты, параллельных отделений больших сельских школ, и также пришел к выводу, что главенствующая роль в развитии народного образования в губернии, бесспорно, принадлежит сельским обществам. В своем письме к С. А. Рачинскому он разделяет с педагогом мнение о том, что подготовка учителей для сельских школ — «превосходное, если не единственное при настоящих условиях, средство к не медленному введению всеобщей грамотности в России».
Активно участвуя в земском собрании, С. А. Рачинский не упускал случая, чтобы не обратить внимание общественности на положение народного образования, на нужды школ, часто организовывал сбор пожертвований на строительство и оборудование школ, на ремонт дорог, на лечение крестьян. Видя малочисленность сельских школ в прилегающих уездах Тверской губернии и увеличение в связи с этим просьб от крестьян, дает разрешение принимать детей из Ржевского уезда в свои школы.
Наблюдения за крестьянскими детьми, личный опыт работы в народной школе легли в основу многих статей С. А. Рачинского, которые затем были собраны в книгу под названием «Сельская школа» (1891), явившуюся итогом его жизни и творчества. Наряду с прогрессивной общественностью живой интерес к «Сельской школе» проявили учителя народных школ. В Татево поступали письма со всех концов России с просьбой поделиться опытом и прислать книгу. С. А. Рачинский выступает с новыми статьями о своей работе, которые вошли в третье издание «Сельской школы». За эту работу педагог С. А. Рачинский в октябре 1891 г. был избран в члены- корреспонденты по отделению русского языка и словесности Петербургской Академии наук.
Имя С. А. Рачинского и его
труд в области народного
Исходя из своего понимания духовных и практических потребностей крестьянства, С. А. Рачинский создал особый тип русской национальной школы. По его убеждению, народ с его религиозно-просветительским началом нуждается, прежде всего, в нравственном воспитании, а это открывает возможности для полноценного духовного бытия. Задачу школы он видел в формировании у детей целостного и гармоничного мировосприятия, основанного на нравственных идеалах христианства и гуманизма. Такой взгляд на народное воспитание несомненно близок мыслям К. Д. Ушинского: «Истинная, добросовестная наука, каковы бы даже ни были личные верования самого ученого, не только найдет возможность построить народное образование на прочной основе нашей народной религии, но, как величайшим сокровищем, как неисчерпаемым и уже существующим источником нравственного и умственного развития, будет дорожить этой исторической основой, столько же христианской, человечественной и художественной, сколько и народной».
Взгляды
К. Д. Ушинского и В. Я. Стоюнина на
национальное воспитание во многом нашли
отражение в
практической деятельности школ С. А. Рачинского.
Обобщить и осмыслить многообразные традиции
и опыт
русской школы, уходящей корнями к истокам
славянских культур, может только история
отечественной педагогики.
Умер Сергей Александрович 2(14) мая 1902 г., в день своего рождения на руках А. А. Серякова, одного из учеников и преемников, которому завещал продолжать дело его жизни. После смерти Учителя А. А. Серяков стал руководителем Татевской народной школы.
На родине С. А. Рачинского
бережно относятся к памяти народного
педагога, к его творческому наследию.
Когда во время Великой Отечественной
войны фашисты, отступая, взорвали школу,
то жители восстановили ее в первую очередь.
В Татевской школе стали традиционными
педагогические чтения, собирающие жителей
села, выпускников Татевской школы, среди
которых — заслуженные деятели науки
и искусства, учителя. В школе создан краеведческий
музей С. А. Рачинского, где ведется летопись
школы и хранятся материалы о ее выпускниках
со времен С. А. Рачинского до наших дней.
Татевская школа, которая во все времена
была оплотом не только грамотности, но
и духовности, по-прежнему является центром
культуры и просвещения на селе.
Все
свое духовное богатство Сергей Александрович
завещал людям. Это богатство передавалось
от отца к сыну, от сына к внуку. Свет добра
и знания, одухотворенность, любовь к родной
земле, переданные Учителем через поколения,
бережно хранят все питомцы Татевской
школы. Учитель живет в богатстве языка
старейших жителей села, их культуре, в
мотивах русского орнамента вышивки и
кружевоплетения, в степенности жизненного
уклада крестьян.
Вятский
Государственный Гуманитарный Университет.
Сельская
школа С.А. Рачинского
Выполнили: студентки ЕГФ 4 курса
Патрушева
Мария, Шихова Юлия.
Киров-2009
Приложения.
Память, история и любопытные факты.
Знаменитые ученики школы Рачинского.