Сельская школа С.А. Рачинского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2010 в 19:21, реферат

Описание

Духовное наследие Сергея Александровича Рачинского призвано сыграть значительную роль в нравственной культуре русского народа. Русский педагог С. А. Рачинский внес огромный вклад в общечеловеческую культуру, его педагогическое и научное наследие представляет большую ценность.
Русский просветитель Сергей Александрович Рачинский родился 2(14) мая 1833 г. в селе Татево Бельского уезда Смоленской губернии, в старинной дворянской семье Рачинских-Баратынских. С родовым поместьем была связана почти вся его жизнь; здесь начиналась, развивалась и закончилась его педагогическая деятельность. Четыре брата и две сестры Рачинских росли в атмосфере добра, внимания, благотворительности; в семье ценилось всякое проявление таланта, будь то поэзия, музыка, пение, живопись, поощрялось трудолюбие, уважалось мировоззрение.

Работа состоит из  1 файл

С.А. Рачинский.docx

— 3.78 Мб (Скачать документ)

    Желание расширить кругозор школьников, пробудить интерес к самообразованию привело С. А. Рачинского к необходимости расширения учебных программ. В учебный план им были введены геометрия, основы физики, черчение, география, естествознание. Зная бедность народных школ России и весьма несовершенную подготовку учителей, С. А. Рачинский понимал, что очень нескоро придет то время, когда станет возможным преподавание предметов, необходимых, по его мнению, в начальной школе, но пытался пробудить инициативу среди  деятелей   народного  образования.

    Особого внимания в системе обучения и  образовательных программ С. А. Рачинского заслуживает его 
неутомимая деятельность в распространении сельских 
школ, готовивших умелых земледельцев по специальным 
программам после окончания образовательной школы. 
В школах же С. А. Рачинского с 5—6-летним курсом 
обучения, где имелись средства содержать ремесленные 
классы, ученики параллельно с обучением традиционным 
школьным дисциплинам приобретали профессии столяра, плотника, пчеловода, кружевницы, портнихи.

    С. А. Рачинский верил, что посредством  воспитания и образования можно  вывести русский народ из нищеты и бесправия. Реализуя свой педагогический талант, он стремился пробудить таившиеся в крестьянской среде духовные и художественные силы, старался найти единомышленников среди интеллигенции, священников, учителей, указывал на пороки, разъедающие общество. Не всегда С. А. Рачинский находил взаимопонимание; многие его московские друзья не понимали и не одобряли некоторые его слова и поступки, а впоследствии не разделяли его педагогические начинания. Видный деятель народного образования В. П. Вахтеров в основном соглашался со взглядами С. А. Рачинского на народную школу, но тем не менее считал слишком резкой характеристику, данную С. А. Рачинским деятельности как земств, так и чиновников от церкви.

    Л. Н. Толстой, состоявший в многолетней  переписке с татевским просветителем, в одном из писем признавался, что не только рад успехам С. А. Рачинского в народной школе, но «и немного завидует». До конца жизни С. А. Рачинский сохранял к писателю глубокую привязанность.

    В борьбе за оздоровление русского общества С. А. Рачинский одним из первых в России создал в Татеве общество трезвости. Случавшиеся на этом поприще неудачи огорчали Сергея Александровича, но не могли заставить его отступить; напротив, служили толчком для еще более интенсивного поиска эффективных способов преодоления нравственного недуга. Единственный случай пьянства его бывшего ученика заставил педагога повести решительную борьбу с наличием кабака в деревне и довести эту борьбу до конца. В селе вместо кабака С. А. Рачинским была открыта книжная лавка, в школе проводились воскресные чтения. Беседы с крестьянами, раздача брошюр, статьи о вреде пьянства способствовали широкому участию сельских школ в борьбе за трезвость. Татевское общество трезвости имело резонанс не только в округе, но и в России. В Татево посыпались письма о желании вступить в общество. Заметно происходило оздоровление среди крестьян, священников, учителей — один из положительных примеров влияния школы на окрестное население.

    В дальних деревнях крестьяне стали  открывать на собственные средства школы грамоты. Они просили С. А. Рачинского прислать для них учителей, чтобы потом их дети могли быть приняты в Татевскую школу.

    Педагог горячо поддержал это истинно  народное движение, усмотрев в этом путь к всеобщему образованию, идущему параллельно с земскими, церковноприходскими и министерскими школами. Старался помочь крестьянам построить здание сельской школы с хорошим учителем, привлекал к участию в этом движении священников, владельцев имений, меценатов.

    Забота  о всеобщем образовании привела  педагога к созданию карты-проекта всеобщего обучения в Гжатском уезде (1896). Проект был принят за основу во всех уездах Смоленской губернии, но только Смоленское и Бельское земские собрания разработали планы всеобщего начального обучения. В. П. Вахтеров под влиянием статьи С. А. Рачинского «Заметки о сельских школах» (1881), как инспектор народных училищ Смоленской губернии, обратил внимание на развитие школ грамоты, параллельных отделений больших сельских школ, и также пришел к выводу, что главенствующая роль в развитии народного образования в губернии, бесспорно, принадлежит сельским обществам. В своем письме к С. А. Рачинскому он разделяет с педагогом мнение о том, что подготовка учителей для сельских школ — «превосходное, если не единственное при настоящих условиях, средство к не медленному   введению   всеобщей   грамотности   в   России».

    Активно участвуя в земском собрании, С. А. Рачинский не упускал случая, чтобы не обратить внимание общественности на положение народного образования, на нужды школ, часто организовывал сбор пожертвований на строительство и оборудование школ, на ремонт дорог, на лечение крестьян. Видя малочисленность сельских школ в прилегающих уездах Тверской губернии и увеличение в связи с этим просьб от крестьян, дает разрешение принимать детей из Ржевского уезда в свои школы.

    Наблюдения  за крестьянскими детьми, личный опыт работы в народной школе легли в основу многих статей С. А. Рачинского, которые затем были собраны в книгу под названием «Сельская школа» (1891), явившуюся итогом его жизни и творчества. Наряду с прогрессивной общественностью живой интерес к «Сельской школе» проявили учителя народных школ. В Татево поступали письма со всех концов России с просьбой поделиться опытом и прислать книгу. С. А. Рачинский выступает с новыми статьями о своей работе, которые вошли в третье издание «Сельской школы». За эту работу педагог С. А. Рачинский в октябре 1891 г. был избран в члены- корреспонденты по отделению русского языка и словесности Петербургской Академии наук.

      Имя С. А. Рачинского и его  труд в области народного просвещения  в равной мере принадлежат  как земской, министерской, так и церковноприходской школе. Авторитет искреннего и преданного народной школе педагога С.А. Рачинского, его участие в выработке Устава церковноприходских школ, способствовали росту этого типа школ после выхода «Положения о церковноприходских школах» в 1884 г., но, как вскоре убедился С. А. Рачинский, многие его предложения в документ не вошли, а те, что вошли, были искажены до неузнаваемости. Видный педагог Н. В. Чехов также указывал на это: «И как же далек этот образ народной школы, созданный С. А. Рачинским, от последующего типа тенденциозной и казенной церковноприходской школы, забыто его указание, что большинство школ северной полосы должно иметь общежитие, где дети могли бы проводить 6 дней в неделю, что делало школу воспитательным учреждением, «школой добрых нравов».

    Исходя  из своего понимания духовных и практических потребностей крестьянства, С. А. Рачинский  создал особый тип русской национальной школы. По его убеждению, народ с его религиозно-просветительским началом нуждается, прежде всего, в нравственном воспитании,  а это открывает возможности для  полноценного духовного бытия. Задачу школы он видел в формировании у детей целостного и гармоничного мировосприятия, основанного на нравственных идеалах христианства и гуманизма. Такой взгляд на народное воспитание несомненно  близок  мыслям   К. Д.   Ушинского:   «Истинная, добросовестная наука, каковы бы даже ни были личные верования самого ученого, не только найдет возможность построить народное образование на прочной основе нашей народной религии, но, как величайшим сокровищем, как неисчерпаемым и уже существующим источником нравственного и умственного развития, будет дорожить этой исторической основой, столько же христианской,  человечественной  и художественной,  сколько и народной».

    Взгляды К. Д. Ушинского и В. Я. Стоюнина на национальное воспитание во многом нашли отражение в 
практической деятельности школ С. А. Рачинского. 
Обобщить и осмыслить многообразные традиции и опыт 
русской школы, уходящей корнями к истокам славянских культур, может только история отечественной педагогики. 

    Умер  Сергей Александрович 2(14) мая 1902 г., в  день своего рождения на руках А. А. Серякова, одного из учеников и преемников, которому завещал продолжать дело его жизни. После смерти Учителя А. А. Серяков стал руководителем Татевской народной школы.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
    На родине С. А. Рачинского бережно относятся к памяти народного педагога, к его творческому наследию. Когда во время Великой Отечественной войны фашисты, отступая, взорвали школу, то жители восстановили ее в первую очередь. В Татевской школе стали традиционными педагогические чтения, собирающие жителей села, выпускников Татевской школы, среди которых — заслуженные деятели науки и искусства, учителя. В школе создан краеведческий музей С. А. Рачинского, где ведется летопись школы и хранятся материалы о ее выпускниках со времен С. А. Рачинского до наших дней. Татевская школа, которая во все времена была оплотом не только грамотности, но и духовности, по-прежнему является центром культуры и просвещения на селе.

    Все свое духовное богатство Сергей Александрович  завещал людям. Это богатство передавалось от отца к сыну, от сына к внуку. Свет добра и знания, одухотворенность, любовь к родной земле, переданные Учителем через поколения, бережно хранят все питомцы Татевской школы. Учитель живет в богатстве языка старейших жителей села, их культуре, в мотивах русского орнамента вышивки и кружевоплетения, в степенности жизненного уклада крестьян. 
 
 
 
 
 
 
 

    Вятский Государственный Гуманитарный Университет. 

    

    Сельская  школа С.А. Рачинского 
 
 

    Выполнили: студентки ЕГФ 4 курса

    Патрушева Мария, Шихова Юлия. 
 
 

    Киров-2009

Приложения. 

Память, история и любопытные факты.

  • В Татево до сих пор существует школа, основанная С. А. Рачинским и теперь носящая его имя. Кирпичное здание школы построено в 1907 году, уже после смерти учителя.
  • По некоторым данным, в школе Рачинского до монашества работала матушка Екатерина (графиня Евгения Борисовна Ефимовская), первая настоятельница Леснинского Свято-Богородицкого монастыря (Свято-Богородицкая женская обитель во Франции). Школа Леснинского монастыря во многом была продолжением дела Рачинского.
  • В школе 15 лет учительствовал Филипп Никитич Никитин. Умер в 1907 в возрасте 46 лет. Похоронен в с. Татево.
  • Струнный квартет № 1 Чайковского (Квартет N1, ре мажор), в четырех частях (сочинен и инструментован в феврале 1871 года в Москве) посвящен С. А. Рачинскому, с которым Чайковский познакомился в Артистическом кружке.

Знаменитые  ученики школы Рачинского.

  • Богданов-Бельский, Николай Петрович (18681945) — выдающийся русский художник, ученик до весны 1882 года, затем был устроен в иконописную мастерскую при Троице-Сергиевой лавре.
  • Богданов И. Л. — инфекционист, доктор медицинских наук, член-корреспондент АМН СССР.
  • Васильев Александр Петрович (6 сентября 1868 5 сентября 1918) — протоиерей, духовник царской семьи, пастырь-трезвенник, патриот-монархист.
  • Синев Николай Михайлович (10 декабря 1906 4 сентября 1991) — д-р техн. наук (1956), проф. (1966), засл. деятель науки и техники РСФСР. В 1941 — зам. гл. конструктора по танкостроению. 1948-61 — нач. ОКБ на Кировском з-де. В 1961-91 — зам. пред. гос. к-та СССР по использованию атомной энергии в мирных условиях. Сталинские и Гос. пр. (1943, 1951, 1953, 1967).
  • Никонов Тит — русский художник, портретист, ученик до весны 1882 года, затем был устроен в иконописную мастерскую при Троице-Сергиевой лавре. Окончил школу художеств. Т. Никонов был из зажиточной крестьянской семьи; художественные способности у него проявились рано. Особенно легко ему давались изображения лиц, фигур людей, но похвалы от учителей ему доставались редко, потому что С. А. Рачинский заметил в нем нетерпение, желание достигнуть быстрого результата без кропотливого труда. Однако благодаря воспитанному в нем трудолюбию, Т. Никонов закончил школу художеств и стал портретистом. Известен гипсовый медальон с профилем Рачинского его работы.
  • Петерсон Иван — русский художник, ученик до весны 1882 года, затем был устроен в иконописную мастерскую при Троице-Сергиевой лавре. И. Петерсон стал хорошим иконописцем, писал также и портреты. После ее окончания И. Петерсон работал учителем рисования в Ново-Александровской школе Новиковых в Тамбовской губернии.
  • Третьяков Николай Степанович (18731942), преподаватель в московской школе, Малаховской гимназии, Московском университете им. А. Л. Шанявского; ставил постановки в детском народном театре; создал музей детского творчества, занимался педагогической работой и детским художественным воспитанием совместно с В. Д. Поленовым, С. А. Рачинским, Н. В. Гиляровской.

Информация о работе Сельская школа С.А. Рачинского