Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 04:02, курсовая работа
В комплексной реабилитации больных ДЦП наряду с психокоррекционной, психологической, особое место занимает медицинская коррекция, включающая широкий спектр методов восстановительного лечения, в том числе медикаментозную терапию (ноотропы, дегидратирующие, противосудорожные, дофаминергические средства, аминокислотный композит «Провит», ботулотоксин и т.д.). Однако, несмотря на адекватно проводимую терапию полученные результаты не всегда однозначны, нередко противоречивы, поэтому поиск новых подходов к терапии нарушенных психических функций при ДЦП остается актуальной задачей практической психоневрологии.
ВВЕДЕНИЕ___________________________________________________
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КУРСОВОГО ИССЛЕДОВАНИЯ______________________________________________
1.1. Обзор исследований по проблеме диагностики сенсорно-перцептивных функций ребенка, страдающего ДЦП____________
1.2. Характеристика основных понятий, связанных с особенностями диагностики сенсорно-перцептивных функций детей с церебральными параличами_________________________________
1.3. Психодиагностика сенсорно-перцептивных функций: анализ современных диагностических систем и методик_______________
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ__________________________________
ЛИТЕРАТУРА__
4
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ______________________ ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КУРСОВОГО ИССЛЕДОВАНИЯ__________________ 1.1. Обзор исследований по проблеме диагностики сенсорно-перцептивных функций ребенка, страдающего ДЦП____________ 1.2. Характеристика основных понятий, связанных с особенностями диагностики сенсорно-перцептивных функций детей с церебральными параличами____________________ 1.3. Психодиагностика сенсорно-перцептивных функций: анализ современных диагностических систем и методик_______________ ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ_________________________ ЛИТЕРАТУРА____________________ | 3
5
5
7
12 26 28 |
ВВЕДЕНИЕ
Детский церебральный паралич (ДЦП) занимает по частоте и тяжести одно из ведущих мест в структуре болезней нервной системы, достигая показателей от 3 до 9 на 1000 детского населения. В многочисленных исследованиях отмечается замедленное развитие психомоторных функций при ДЦП, особенно на ранних этапах постнатального онтогенеза. Многие авторы связывают нарушение познавательных процессов при ДЦП с недоразвитием моторики.
Однако, по мнению других исследователей, онтогенез нарушения познавательных процессов у детей с ДЦП достаточно сложен, при этом существенную роль в недоразвитии восприятия играют также сенсорные, интеллектуальные и речевые расстройства.
В комплексной реабилитации больных ДЦП наряду с психокоррекционной, психологической, особое место занимает медицинская коррекция, включающая широкий спектр методов восстановительного лечения, в том числе медикаментозную терапию (ноотропы, дегидратирующие, противосудорожные, дофаминергические средства, аминокислотный композит «Провит», ботулотоксин и т.д.). Однако, несмотря на адекватно проводимую терапию полученные результаты не всегда однозначны, нередко противоречивы, поэтому поиск новых подходов к терапии нарушенных психических функций при ДЦП остается актуальной задачей практической психоневрологии.
Такая сложная болезнь как ДЦП приносит с собой массу сопутствующих психологических проблем, поэтому характер ребенка, несущий ее отпечаток, является очень сложным. У таких детей отмечается повышенная ранимость, страхи, неуверенность, переживания, или наоборот становятся чрезмерно агрессивными, что может явиться компенсацией неуверенности в себе.
В работах отечественных авторов Л. О. Бадалян, К. A. Семенова выдвигается гипотеза о неразрывной связи педагогики и медицины в устранении последствий такого сложного дефекта, как ДЦП. Анализ нарушений ребенка, страдающего данным заболеванием, показывает, что одно лечение без систематического коррекционного психолого-педагогического и социального воздействия недостаточно эффективно.
Следовательно, проблема переходит в разряд важных. Решение ее возможно через создание особого типа реабилитационного учреждения, где сочетались бы лечение ребенка ДЦП с обучением, с психолого-педагогической коррекцией и социальной реабилитацией
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КУРСОВОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1.Обзор исследований по проблеме диагностики сенсорно-перцептивных функций ребенка, страдающего ДЦП
Термин «детский церебральный паралич» (ДЦП) объединяет ряд синдромов, которые возникают в связи с повреждением мозга. ДЦП развивается в результате поражения головного и спинного мозга от разных причин на ранних стадиях внутриутробного развития плода и в родах. Основным клиническим симптомом ДЦП является нарушение двигательной функции, связанной с задержкой развития и неправильным развитием статокинетических рефлексов, патологией тонуса, парезами.
Первое клиническое описание ДЦП было сделано В.Литтлем в 1853 г. В течение почти 100 лет ДЦП называли болезнью Литтля, однако сам термин «детский церебральный паралич» принадлежит З.Фрейду, который в 1893 г. Предложил объединить все формы спастических параличей внутриутробного происхождения со сходными клиническими признаками в группу церебральных параличей.
В 1958 г. На заседании ВОЗ в Оксфорде в классификации болезней этот термин утвердили и дали следующее определение: «ДЦП – непрогрессирующее заболевание головного мозга, поражающее его отделы, которые ведают движениями и положением тела, заболевание приобретается на ранних этапах развития головного мозга» (Цит. по: 14,С.20).
Ученые, занимающиеся исследованием ДЦП, до сих пор ведут дискуссии по поводу терминологического обозначения заболевания. Так, например, в англоязычной литературе используют в основном термины: «церебральный паралич» и «спастический паралич» (N.R. Finnie, 1987). В немецкой специальной литературе привился термин «церебральное нарушение двигательного аппарата», иногда говорят о «церебральном параличе» (F.F.Schonell, 1969).
В 1933 г. Л.О.Бадалян предложил назвать детские церебральные параличи «дизонтогенетическими постуральными дискинезиями», справедливо замечая, что «поражение нервной системы при ДЦП представляет собой не «поломку» уже готового механизма, а задержку или искажение развития». «Эти нарушения нельзя считать исключительно церебральными, т.к. механизм реализации патологической двигательной активности лежит не горизонтально, а охватывает всю вертикальную систему регуляции движений» (1,С. 214).
В настоящее время существует немало исследований по проблеме ДЦП, и в основном это работы, посвященные вопросам ортопедического, неврологического, восстановительного лечения детей.
В ХХ веке исследованию ДЦП, клинике и диагностике заболевания, посвятили свои труды: Тардье, Р.Я.Абрамович-Лехтман, М.В.Ипполитова, Л.А.Данилова, К.А.Семенова, Е.М.Мастюкова, И.И.Мамайчук, Н.В.Симонова, Э.С.Калижнюк, В.И.Козявкин, М. Sarah и др.
В монографиях ученых, занимающихся проблемой ДЦП, представлены основы клинической диагностики заболевания, которые излагаются с позиции врачей неонатологов, педиатров и неврологов, стоящих у истоков детской неврологической инвалидности. Последовательно дается общая характеристика заболевания, структурная и функциональная организация нервной системы в норме и при ДЦП.
Подробно приводятся особенности перинатальных поражений нервной системы, диагностика их последствий у детей «группы риска» с позиции неонатолога и педиатра. Особое внимание уделяется диагностике двигательных нарушений на этапе формирования ДЦП, особенно в первом полугодии жизни ребенка. Исследователи пытаются заострить внимание читателя на необходимости ранней диагностики неврологической патологии у детей «группы риска» для своевременного начала восстановительного лечения.
Несмотря на разногласие в кругах ученых о принятии единого термина для обозначения заболевания, связанного с поражением головного и спинного мозга, вызывающего нарушения опорно-двигательного аппарата, мы будем использовать термин «детский церебральный паралич», но понимать под ним определение, предложенное Л.О.Бадалян.
Следовательно, обозначая данное заболевание как «детский церебральный паралич», мы имеем в виду нарушения осанки и двигательных функций, приобретенных в первые годы жизни, не прогрессирующих, отчасти поддающихся функциональной корректировке и объясняющихся недостаточным развитием либо повреждением головного мозга.
1.2.Характеристика основных понятий, связанных с особенностями диагностики сенсорно-перцептивных функций детей с церебральными параличами
«Патогенез нарушения познавательных процессов у детей с ДЦП чрезвычайно сложен. Вместе с патологией двигательно-кинестетической функциональной системы существенную роль в недоразвитии восприятия играют сенсорные, интеллектуальные и речевые расстройства, наблюдаемые у этих больных» (15,С.49-50).
Сенсорные расстройства включают нарушение зрительного, слухового, тактильного и кинестетического восприятия (восприятия движений). Сенсорные функции имеют большое значение для становления познавательной деятельности ребенка, для формирования у него высших психических функций, что является необходимой предпосылкой для обучения в школе.
У детей с ДЦП наблюдаются существенные трудности пространственного анализа и синтеза, нарушения схемы тела, трудности словесного отражения пространственных отношений. Без организованного специального обучения дети с ДЦП не могут усвоить отдельные признаки формы и величины предметов.
«Сравнительные исследования особенностей осязательного и зрительного восприятия у дошкольников свидетельствуют, что в основе нарушений восприятия и отображения фигур у детей с ДЦП лежит дефицит интегративной функции мозга. При этом степень тяжести двигательного дефекта не всегда является определяющим фактором в недоразвитии сенсорно-перцептивной деятельности у этих детей» (7,С.30).
Тактильное восприятие
У многих детей с церебральным параличом может быть нарушена тактильная чувствительность. Ощущения от касания кончиками пальцев какого-либо предмета у таких детей нечеткие, они сравнимы с впечатлениями, которые испытывает человек, когда берет предмет в плотных перчатках. Недостаточность тактильного восприятия может значительно затруднять усвоение навыков письма. Поэтому необходимы специальные игры-упражнения на тренировку тактильных ощущений.
Особенностью двигательных нарушений при ДЦП является не только трудность или невозможность выполнения тех или иных движений, но и слабость этих ощущений движений, из-за чего у ребенка не формируются правильные представления о движении.
«Слабое ощущение своих движений и затруднения действий с предметами являются причиной недостаточности активного осязания, в том числе узнавания предметов на ощупь (стереогноза). Это препятствует становлению предметных действий, что отрицательно сказывается на общем уровне психического развития детей с ДЦП» (10,С.168).
Слуховое восприятие
При ДЦП из-за недоразвития или снижения моторных функций имеется нарушение деятельности слухового анализатора. Так, может отмечаться снижение слуха, что наиболее часто наблюдается при наличии гиперкинеза.
Для некоторых детей характерна недостаточность фонематического слуха: они не различают звуки и звукосочетания, сходные по звучанию. Например, они могут однотипно воспринимать на слух такие слова, как коза – коса, дом – том. В некоторых случаях, когда нет снижения остроты слуха, возможна недостаточность слухового восприятия и слуховой памяти.
Любое нарушение слухового восприятия приводит к задержке речевого, а в тяжелых случаях – к недоразвитию речи.
Очень важно выявить нарушения слуха при ДЦП. Большую помощь в этом могут оказать родители. Ранняя диагностика даже незначительного снижения слуха у ребенка с ДЦП имеет важное значение для предупреждения у него отставания в психическом развитии.
У некоторых детей отмечается повышенная чувствительность к звуковым сигналам, они вздрагивают при любом неожиданном звуке, но дифференцированное восприятие звуков у них недостаточное. С помощью специальных диагностических приемов ребенок постепенно преодолевает страх при восприятии звуковых раздражителей.
Зрительное восприятие
Необходимо обращать внимание на развитие ощущений детей, тонкость и точность которых неразрывно связаны с развитием его движений.
Зрительное восприятие у ребенка с ДЦП может быть нарушено за счет ограниченного движения глаз, нарушений фиксации взора, снижения поля зрения, снижения остроты зрения и т.п., поэтому ему трудно отыскать взглядом предмет, рассматривать его и прослеживать его перемещение.
Длительное, вынужденное положение в постели, нарушение движений глаз ограничивают поле зрения у таких детей. Недостаточное развитие предметного восприятия в значительной степени зависит от отсутствия у больных детей предметных действий.
Известно, что действия с предметами формируются по мере совершенствования общей моторики. Так, ребенок начинает активно манипулировать предметами, когда хорошо держит голову, устойчиво сидит.
Тяжелые нарушения зрения (слабовидение и слепота) встречаются примерно у 10% детей с ДЦП.
«У детей с ДЦП (примерно в 20-30% случаев) отмечаются косоглазие, двоение в глазах, нарушение согласованности движений глаз, опущенное верхнее веко (птоз), непроизвольные движения глазных яблок (нистагм). Такие особенности зрительного анализатора приводят к дефектному, а в отдельных случаях к искаженному восприятию предметов и явлений окружающей действительности» (15,С.52-53).