Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 04:02, курсовая работа
В комплексной реабилитации больных ДЦП наряду с психокоррекционной, психологической, особое место занимает медицинская коррекция, включающая широкий спектр методов восстановительного лечения, в том числе медикаментозную терапию (ноотропы, дегидратирующие, противосудорожные, дофаминергические средства, аминокислотный композит «Провит», ботулотоксин и т.д.). Однако, несмотря на адекватно проводимую терапию полученные результаты не всегда однозначны, нередко противоречивы, поэтому поиск новых подходов к терапии нарушенных психических функций при ДЦП остается актуальной задачей практической психоневрологии.
ВВЕДЕНИЕ___________________________________________________
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КУРСОВОГО ИССЛЕДОВАНИЯ______________________________________________
1.1. Обзор исследований по проблеме диагностики сенсорно-перцептивных функций ребенка, страдающего ДЦП____________
1.2. Характеристика основных понятий, связанных с особенностями диагностики сенсорно-перцептивных функций детей с церебральными параличами_________________________________
1.3. Психодиагностика сенсорно-перцептивных функций: анализ современных диагностических систем и методик_______________
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ__________________________________
ЛИТЕРАТУРА__
После наблюдения за ребенком ему могут быть предложены следующие диагностические задания (12; 13; 15):
Исследование восприятия формы на доске Сегена
Перед началом обследования психолог показывает ребенку собранную доску Сегена, а затем раскладывает фигуры на столе и предлагает положить их на место. Результаты выполнения задания оцениваются по пятибалльной системе в зависимости от сложности задания и способов их выполнения.
Здоровые дети трехлетнего возраста правильно соотносят фигуры на доске Сегена, а к концу дошкольного возраста правильно их называют. Дети с ДЦП с потенциально сохранным интеллектом справляются с заданием с 4-5 лет, однако испытывают трудности в их словесном обозначении. У детей с ДЦП в сочетании с психическим недоразвитием наблюдается преимущественно хаотичный, бесплановый способ работы, в результате чего продуктивность выполнения задания резко снижена.
Исследование восприятия цвета предметов.
Психолог предлагает ребенку расположить цветные шары или кубики на доске, разделенной на четыре части соответственно основным цветам: красный, синий, желтый, зеленый.
Здоровые дети в три года успешно справляются с заданиями на соотнесение цветов, а в четыре года знают названия основных четырех цветов, а к концу дошкольного возраста способны различать оттенки. Дети с ДЦП с сохранным интеллектом, как правило, трудностей при соотнесении цветов по подобию не испытывают, но путают их названия. У детей с ДЦП с психическим недоразвитием наблюдаются трудности соотнесения цветов по подобию.
Восприятие величины предметов
Для исследования особенностей восприятия величины предметов психолог может предложить ребенку собрать двух или трех составные матрешки, пирамидки из разного количества блоков, блоки или цилиндры разной величины.
Выполнение этих заданий не вызывает особых трудностей у здоровых дошкольников с 4 лет. Различение контрастных предметов по величине не вызывает особых трудностей у детей с ДЦП с сохранным интеллектом. Но при соотнесении предметов с местом с учетом их величины у большинства детей отмечается хаотичный, бесплановый способ работы, они правильно соотносят только контрастные величины. Однако дополнительная инструкция: «Возьми самый большой цилиндр и поставь его в самое большое отверстие» – позволяет детям справляться с заданием и успешно переносить усвоенный способ работы на выполнение других заданий. Дети с ДЦП в сочетании с психическим недоразвитием затрудняются в выполнении всех заданий, хаотично манипулируют с предметами.
Исследование особенностей осязательного восприятии предметов
Исследование особенностей осязательного восприятии предметов у дошкольников с ДЦП рекомендуется начинать с игры в «волшебный мешочек», однако психолог должен ориентироваться на правильное называние ребенком осязаемой фигуры, но и на способы ее обследования, поэтому можно использовать в процессе исследований особенностей осязания специальную ширму.
Наборы фигур для осязания состоят из следующих предметов: 1) набор объемных деревянных предметов (яйцо, катушка, бутылка, гриб, кольцо и т.д.); 2) набор геометрических фигур одинаковой фактуры (куб, квадрат, шар, круг, треугольник, цилиндр и др.); 3) набор предметов различной фактуры 9металлический шарик, шар, сшитый из шерстяной ткани, стеклянная бутылочка, деревянная бутылочка и др.).
В процессе обследования психолог должен требовать от ребенка правильного называния предметов, а в случае затруднения предложить ребенку сопоставить предмет со знакомыми ему бытовыми объектами. Кроме того, необходимо следить за движениями рук ребенка в процессе ощупывания.
Анализ способов осязания предметов ребенком позволит психологу выявить уровень развития перцептивных действий. Перцептивное действие осуществляется при помощи сенсорно-двигательной интеграции, а при их недоразвитии у детей с ДЦП наблюдаются затруднения в соотнесении частей воспринимаемого предмета в целостный образ.
Исследование конструктивной деятельности
При исследовании конструктивной деятельности ребенку предлагают следующие задания: а) конструирование объемных построек из цветных кубиков одинаковой величины с помощью образца-рисунка; б) выкладывание по рисунку определенных плоскостных фигур из цветных кубиков с выкрашенными в разные цвета сторонами; в) задания по конструированию по методике Коса (используют пять первых вариантов этой методики – двухцветные кубики).
Выполнение этих заданий вызывает особые трудности у детей с ДЦП. Здоровые дети к концу дошкольного возраста успешно выполняют первые четыре задания по методике Коса. Дети с ДЦП с первично сохранным интеллектом успешно выполняют задания серии а) и б), однако задания по методике Коса им практически недоступны. Дети путают пространственные расположения деталей, отмечаются трудности в предварительной ориентировке в задании. У детей с ДЦП с умственной отсталостью особые трудности вызывают задания серий а) и б).
Исследование особенностей рисования
Рисование детей рекомендуется оценивать по степени развития у ребенка графических умений и особенностей качества изображения фигур.
Здоровые дошкольники успешно справляются с заданиями, но отображение в рисунках размера фигур еще вызывает у них некоторые затруднения. Рисунки детей с церебральным параличом существенно отличаются от их здоровых сверстников, как по качеству изображений, так и по технике рисунка. Даже к концу дошкольного возраста рисунки детей с ДЦП с сохранным интеллектом могут находиться на уровне символического изображения фигуры и ее частей.
Исследование мыслительных процессов
Для исследования уровня обобщений у детей используют методику на выделение лишнего предмета. При проведении обследования необходимо иметь наборы карточек, на каждой из которых нарисованы четыре премета. Ребенка просят показать, какой из четырех предметов подходит к остальным трем. Психолог отмечает, как ребенок понимает задание, на какой признак предмета ориентируется: цвет, форму, величину и т.д., а также как ребенок словесно обозначает три объединенных в одну группу предмета.
Классификация предметных картинок
Метод классификации позволяет выявить не только особенности обобщения и абстрагирования, но и особенности внимания, памяти, личностных реакций на свои достижения и неудачи.
Перед началом занятий психолог кладет перед ребенком 6-7 предметных картинок и предлагает ему положить вместе те, которые подходят друг к другу.
На трех карточках этого набора изображены животные, на двух – одежда, на одной – посуда. Если ребенок успешно справился с заданием, рекомендуется добавить еще 10-15 карточек, подходящих к тем же группам. Психолог фиксирует, как ребенок понимает задание, адекватно ли его выполняет и какова его обучаемость.
Это задание рекомендуется давать детям с пяти лет.
В начале занятия дети могут классифицировать картинки неадекватно, но после двух-трех дополнительных инструкций должны провести обобщение по существенному признаку.
Исследование счетных навыков
Особое место у детей с ДЦП занимает нарушение функций счета. Понятие числа имеет сложную психологическую структуру, что в значительной степени связано с пространственным восприятием множества объектов, с речевым развитием и требует высших форм анализа и синтеза.
Исследование количественных представлений необходимо проводить поэтапно. Сначала исследуется способность дифференцировать «много-мало», «один-много», «больше-меньше», «одинаковое количество». Важно исследовать способность ребенка абстрагироваться от формы и величины предметов и ориентироваться только на количество.
Для этого необходимо приготовить счетный материал из предметов разной величины и формы и на этом материале изучить, как дети соотносят количества разных предметов. Можно, например, предложить детям два стержня, на одном из них нанизаны кольца, а на другом – шары. Несмотря на одинаковое количество деталей на обоих стержнях, пирамидки с шарами будут выглядеть выше, чес с кольцами. Спросить: «Чего больше – колец или шаров?».
При обследовании детей школьного возраста рекомендуется использование и психометрических методов, например, методики Равенна и Векслера. Их целесообразно использовать для детей с преимущественным поражением нижних конечностей с относительно сохранным развитием речи, как лексической, так и фонематической ее сторон.
Психодиагностику детей с ДЦП обязательно производят при определении ребенка в специализированное лечебное или учебное учреждение для выяснения вопроса об обучаемости ребенка, а также при выборе школьной программы; для определении внутренней картины болезни пациента и его реабилитационного потенциала; при разработке индивидуальных психокоррекционных программ, включающих в себя постановку и решение конкретных дидактических и психотерапевтических задач; для текущей и окончательной оценки эффективности психокоррекционной работы.
При отборе детей в специальные (коррекционные) дошкольные и школьные образовательные учреждения психологу следует опираться на действующие нормативно-правовые документы Министерства образования РФ, в которых определены показания и противопоказания к приему в эти учреждения.
Приему в детское дошкольное учреждение для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата подлежат дети, не нуждающиеся в индивидуальном уходе, умеющие себя обслужить или имеющие двигательные возможности для воспитания у них навыков самообслуживания, умеющие ходить самостоятельно или с помощью ортопедических приспособлений, со следующими заболеваниями:
церебральными параличами, последствиями полиомиелита в восстановительном и резидуальном периодах;
различными врожденными и приобретенными деформациями опорно-двигательного аппарата;
артрогриппозом, хондродистрофией, миопатией;
сколиозом.
Не подлежат приему в детское дошкольное учреждение указанного типа дети:
не передвигающиеся без посторонней помощи, не способные обслужить себя в силу тяжести двигательных нарушений;
страдающие умственной отсталостью в умеренной и тяжелой степени;
с выраженными нарушениями слуха и зрения;
с заболеваниями, которые являются противопоказанными для приема в детские дошкольные учреждения общего типа.
Приему в специальные (коррекционные) школы-интернаты для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата подлежат дети школьного возраста при нормальном интеллекте, самостоятельно передвигающиеся, не требующие индивидуального ухода, со следующими заболеваниями:
церебральными параличами;
последствиями полиомиелита в восстановительном и резидуальном периодах;
различными врожденными и приобретенными деформациями опорно-двигательного аппарата;
артрогриппозом, хондродистрофией, миопатией;
Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата и умственной отсталостью направляются в специальные классы, организуемые при наличии контингента в составе данных школ по решению отдела образования.
Не подлежат приему в школы-интернаты для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
не передвигающиеся без посторонней помощи, не способные обслужить себя в силу тяжести двигательных нарушений;
страдающие эпилептическими припадками;
страдающие недержанием мочи и кала вследствие органического поражения центральной нервной системы.
Основные требования к психодиагностике детей с церебральным параличом (11,С.111-113):
1. Психодиагностика должна быть максимально ранней, т.е. проводиться непосредственно после установления медицинского диагноза.
2. Психодиагностика должна обеспечить обоснованность разработки программы психокоррекции, текущий контроль ее результативности в процессе сопровождения психического развития ребенка, оказания ему, в случае необходимости, психологической помощи.
3. Психодиагностике подлежат не только сами дети, но по возможности и их родители, семья.
4. Программа психодиагностики должна определять по возможности все нарушения психического развития, а используемые методы и методики должны отличаться надежностью, валидностью и быть адекватными возрасту и степени тяжести заболевания ребенка.
5. Результаты психодиагностики носят конфиденциальный характер, и к ее проведению могут привлекаться лишь лица, прошедшие специальную психологическую подготовку.
Основой восстановительной деятельности должна являться вера в завтрашний день ребенка, ориентация на «зону его ближайшего развития», оптимизм, принятие его таким, каков он есть, со всеми трудностями, готовность прийти на помощь, поощрение, самостоятельность.