Школьная система специального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2010 в 21:53, реферат

Описание

В данном реферате мы рассмотрим основные аспекты образования, такие как: история, сущность, его мировое положение.

Содержание

1. Введение
2. История образования
2.1. История развития начального и среднего образования
2.2. История развития высшего образования
3. Сущность образования
4. Мировое состояние образования
5. Заключение
6. Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Реферат.doc

— 129.50 Кб (Скачать документ)

      В США в наше время реализуется  два принципа организации школ: 8 лет обучения (начальное образование) + 4 года (среднее образование) и 6 лет (начальное) + 3 года (младшая средняя школа) + 3 года (старшая средняя школа, а также частные школы и элитные академии).

      В Англии существуют два типа общеобразовательной  школы – начальная (с 6 до 11 лет) и  средняя (с 11 до 17 лет). Дети до 14 лет обучаются бесплатно.

      К средним учебным заведениям относятся: грамматическая и публичная (элитная) школы для подготовки в университеты, современная школа для среднего класса британского общества, центральная  школа с уклоном в профессионально – техническую подготовку.

      Во  Франции сложились две структуры  начального образования: бесплатного  обучения с 6 до 14 лет, с практическим уклоном, и платного обучения с 6 до 11 лет, с продолжением образования  в средней школе. Средние учебные заведения – лицей, колледж, частная школа (с 7-летним курсом обучения), открывают дорогу в университеты и высшие технические учебные заведения.

      В России действуют две системы  школ – государственная (бесплатная) и частная школы. К концу XX века сложилась следующая школьная система:

  • Начальное образование, начинающееся с 6 или 7 лет (4 или 3-летнее обучение на выбор родителей);
  • Базовая средняя школа (5 – 9 классы)
  • Полная средняя школа (10 – 11 классы).
 

      В качестве основных образовательных  систем в России функционируют массовые общеобразовательные школы, гимназии, лицеи, школы-лаборатории, школы-интернаты (для одарённых детей или детей с отклонениями в развитии).

      Далее естественным образом мы перейдём к  рассмотрению развития высшего образования. 

                  2.2. История развития высшего образования. 

      В Древней Греции был создан один из первых прообразов высшего учебного заведения. В IV веке до н.э. Платон организовал в роще близ Афин, посвящённой Академу, философскую школу, которая получила название Академии.

      Академия  существовала более тысячи лет и  была закрыта в 529 г. Аристотель создал при храме Аполлона Ликейского в  Афинах другое учебное заведение  – Ликей. В Ликее особое внимание уделялось изучению философии, физики, математики и другим наукам о природе. В исторической перспективе – это предшественник современного лицея.

      В эллинскую эпоху (308 – 246 до н.э.) Птолемеем  был основан Мусеум (от лат. Museum – место, посвящённое Музам). В форме лекционных занятий там обучали основным наукам – математике, астрономии, филологии, естествознанию, медицине, истории. В Мусеуме преподавали Архимед, Евклид, Эратосфен. Именно Мусеум был самым значительным хранилищем книг и других культурных ценностей. В наши дни современный музей скорее выполняет вторую историческую функцию, несмотря на то что в последние годы усиливается его образовательно-воспитательное значение.

      Другими вариантами высших учебных институтов в Древней Греции были философские  школы и эфебии. Окончание двухлетнего  обучения в ней давало выпускникам  право считаться полноправными гражданами Афин.4

      В 425 году в Константинополе была учреждена  высшая школа – Аудиториум (от лат. audiere – слушать), которая в IX веке именовалась «Магнавра» (золотая палата). Школа находилась в полном подчинении императору и исключала любые возможности самоуправления. В качестве основных подструктур выступали кафедры различных наук. В начале обучение проходило на латинском и греческом языках, а с VII – VIII веков – исключительно на греческом языке.

      В XV веке в программу обучения была возвращена латынь и включены новые, так называемые иностранные языки. В знаменитой школе, где был собран цвет преподавательской элиты, изучали античное наследие, метафизику, философию, богословие, медицину, музыку, историю, этику, политику, юриспруденцию. Занятия проводились в виде публичных диспутов. Большинство выпускников высшей школы были энциклопедически образованны и становились общественными и церковными деятелями. Например, Кирилл и Мефодий, создатели славянской письменности, в своё время учились в этой школе. Помимо Магнавры, в Константинополе действовали другие высшие школы: юридическая, медицинская, философская, патриаршия.

      Почти одновременно в домах состоятельных  и именитых граждан Византии стали  складываться кружки-салоны – своеобразные домашние академии, которые объединяли людей вокруг интеллектуалов-меценатов и авторитетных философов. Их называли «школой всяческих добродетелей и эрудиции».

      Церковь сыграла особую роль в развитии высшего  образования. Например, монастырские высшие школы восходили к раннехристианской традиции. Это связано с господством церкви, сфера образования отражала религиозную идеологию.5

      В исламском мире появление Домов  мудрости в Багдаде (в 800 году) стало  примечательным событием в процессе развития просвещения. В Домах мудрости собирались крупные учёные и их ученики. Они дискутировали, читали и обсуждали литературные произведения, философские и научные сочинения и трактаты, готовили рукописи, читали лекции. В XI – XIII веке в Багдаде появились новые высшие учебные заведения – медресе. Медресе распространились по всему исламскому миру, но самым знаменитым было медресе Низамейи в Багдаде, открытое в 1067 году. В них получали как религиозное, так и светское образование. В начале XVI века на Ближнем Востоке сложилась иерархия медресе:

  • Столичные, открывавшие выпускникам путь к административной карьере;
  • Провинциальные, выпускники которых, как правило, становились чиновниками.
 

      Крупным культурным и образовательным центром  исламского мира была мусульманская  Испания (912 – 976 годы). Высшие школы Кордовы, Толедо, Саламанки, Севильи предлагали программы по всем отраслям знания – богословию, праву, математике, астрономии, истории и географии, грамматике и риторике, медицине и философии. Появившиеся на Востоке школы университетского типа (с лекционными залами, богатой библиотекой, научной школой, системой самоуправления) стали предшественниками средневековых университетов Европы. Образовательная практика исламского мира, в особенности арабская, значительно повлияла на развитие высшего образования в Европе.

      Каждое  новое высшее учебное заведение  обязательно создавало свой устав  и обретало статус среди других учебных  заведений.

      В Индии мусульмане получали высшее образование  в медресе и монастырских учебных  заведениях (даргаб).

      В Китае в период «золотого века» (III – X век) появились учебные заведения университетского типа. В них выпускники получали учёную степень специалиста по пяти классическим трактатам Конфуция6: «Книга перемен», «Книга этикета», «Весна и осень», «Книга поэзии», «Книга истории».

      В Европе на протяжении XII – XV веков начинают появляться университеты. Однако в каждой стране этот процесс происходил по-разному. Как правило, система церковных школ выступала в качестве истока зарождения большинства университетов.

      В конце XI – начале XII века ряд кафедральных и монастырских школ Европы превращаются в крупные учебные центры, которые затем стали называться университетами. Например, именно так возник Парижский университет (1200 год), который вырос из объединения богословской школы Сорбонны с медицинской и юридической школами. Подобным образом возникли университеты в Неаполе (1224 год), Оксфорде (1206 год), Кембридже (1231 год), Лиссабоне (1290 год).

      Основание и права университета подтверждались привилегиями. Привилегии были особыми документами, которые закрепляли университетскую автономию (собственный суд, управление, право на присуждение учёных степеней, на освобождение студентов от военной службы). Сеть университетов в Европе расширялась довольно быстро. Если в XIII веке насчитывалось 19 университетов, то к XIV веку их число возросло до 44.

      Во  второй половине XIII века в университетах появились факультеты, или колледжи. Факультеты присуждали учёные степени – сначала бакалавра (после 3 – 7 лет успешной учёбы под руководством профессора), а затем – магистра, доктора или лиценциата. Землячества и факультеты определяли жизнь первых университетов и совместно выбирали официального главу университета – ректора. Ректор обладал временными полномочиями, как правило, длившимися один год. Фактическая власть в университете принадлежала факультетам и землячествам. Однако такое положение вещей изменилось к концу XV века. Факультеты и землячества утратили былое влияние, и главные должностные лица университета стали назначаться властями.

      Самые первые университеты имели всего несколько факультетов, однако их специализация постоянно углублялась. Например, Парижский университет славился преподаванием теологии и философии, Оксфордский – канонического права, Орлеанский – гражданского права, университеты Италии – римского права, университеты Испании – математики и естественных наук.

      На  протяжении веков, вплоть до конца XX века, сеть высших учебных заведений быстро расширяется, представляя сегодня широкий и разнообразный спектр специализаций. 
 
 
 

                        3. Сущность образования 

      В процессе обучения реализуется содержание образования, которое выступает  одним из основных его средств  и фактором развития личности. Оно  представляет собой особый разрез образования, абстрагированный от технологии.

      В традиционной педагогике, ориентированной на реализацию преимущественно образовательных функций школы, содержание образования определяется как совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также определённый уровень развития познавательных сил и практической подготовки, достигнутые в результате учебно-воспитательной работы. Это так называемый знаниево-ориентированный подход к определению сущности содержания образования.

      При таком подходе в центре внимания находятся знания как духовное богатство человечества, накопленное в процессе поисков и накопления исторического опыта. Знания, конечно, важные социальные ценности, поэтому и знаниево-ориентированное содержание образования имеет безусловное значение. Оно способствует социализации индивида, вхождению человека в социум. С этой точки зрения такое содержание образования является жизнеобеспечивающей системой.

      Однако  при знаниево-ориентированном подходе  к содержанию образования знания становятся абсолютной ценностью и  заслоняют собой самого человека. Это приводит к идеологизации и регламентации научного ядра знаний, их академизму, ориентации содержания образования на среднего ученика и другим негативным последствиям.

      В последнее десятилетие в свете  идеи гуманизации образования всё  более утверждается личностно-ориентированный подход к выявлению сущности содержания образования. Этот подход нашёл отражение в работах И.Я. Лернера и М.Н. Скаткина, В.С. Леднева, Б.М. Бим-Бада и А.В. Петровского.

      Так, И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин под содержанием  образования понимают педагогически  адаптированную систему знаний, навыков  и умений, опыта творческой деятельности и опыта эмоциально-волевого отношения, усвоение которого призвано обеспечить формирование всесторонне развитой личности, подготовленной к воспроизведению (сохранению) и развитию материальной и духовной культуры общества.

      В.С. Леднев считает, что содержание образования  – это содержание процесса прогрессивных  изменений свойств и качеств личности, необходимым условием которого является особым образом организованная деятельность. В этой связи оно выступает как содержание триединого целостного процесса образования личности через усвоение опыта, воспитания и развития.

      По  мнению Б.М. Бим-Бада и А.В. Петровского, подлежащее усвоению учащимися содержание образования, определяя развитие личности, является частью социально-культурного опыта, отобранного в соответствии с целями и процессуальными аспектами обучения.

      С культурно-содержательной точки зрения образование представляет собой вид духовной капитуляции: «Двигаясь по тому же самому пути, по которому человечество достигает совершенства, должен пройти каждый человек, рано или поздно» (Э. Лессинг). «Молодость всегда должна начинается издалека и, подобно отдельному человеку, пройти через эпохи мировой культуры» (И.В. Гёте).

      Школа призвана помочь ребёнку наиболее безболезненно  войти в сложный мир человеческого  социума через культуру. Я. Корчак отмечал, что «ребёнок в этом мире – иностранец; он не знает названия городов, направления улиц; ему необходим гид, который вежливо ответит на все его вопросы; уважайте его незнание». Игнорирование этого, недооценка в учебных планах и программах, курс  на нивелировку детей в реальном учебном процессе не могут быть признаками современного содержания образования, которое имеет стратегической целью развитие личности, субъектности человека.

Информация о работе Школьная система специального образования