Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2011 в 15:04, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы к государственному экзамену по специальности "Педагогика и психология".
Концепция воспитания в современной России (Крившенко) плюс Закон Об образовании
Утверждение официальной, принятой в стране концепции воспитания определяется социально-экономическими, политическими, историко-культурными, психологическими и собственно педагогическими факторами. Известно, что все эти факторы в России резко изменились в 90-х гг.
В России происходит становление демократического общества с ориентацией на такие принципиальные положения, идеи, как: права человека, гражданское общество, демократия, социально ориентированная экономика, гуманизм. Эти базовые принципы, согласно политикам, социологам и другим специалистам, должны определять жизнь людей на земле в настоящее время и в обозримом будущем. Гуманизм рассматривается как мировоззрение, которое считает главной ценностью человека его право на развитие, счастье, реализацию своих способностей, «свободное и ответственное участие в жизни мира и общества».
Таким образом, сегодня для выработки концепции воспитания в России имеется целый ряд условий и источников, а именно:
школы к свободной.
Как уже сказано, ни сложившейся парадигмы, ни цельной концепции воспитания в настоящее время в России не существует, но есть большое желание ученых и педагогов либерального направления уйти от бывшей советской «педагогики насилия» (пишем в кавычках, потому что одно дело официальная доктрина воспитания, другое — практика школ и учителей). И есть научные материалы, учебники, документы, дающие представление о складывающейся концепции.
Так, в Законе РФ «Об образовании» можно найти непрямые формулировки целей воспитания. В ст. 14 отмечается, что содержание образования ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации. Содержание образования должно обеспечить формирование у обучающихся современной и картины мира, интеграцию личности в мировую и родную культуру, формирование человека и гражданина. В Федеральном законе «Об утверждении Федеральной программы развития образования» есть также непрямые указания на цели воспитания в стране: система образования служит интересам «формирования гармонично развитой, социально активной, творческой личности». Одной из задач системы образования является «усиление воспитательной функции образования, направленной на формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе».
В последние годы наиболее серьезный анализ ценностей как основы для определения целей воспитания сделан Н. Д. Никандровым в книге «Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий». Автор справедливо считает, что смена ценностей в стране, а это происходит в нашем обществе и происходит болезненно для большинства людей, отражается на всем и, конечно, ведет к изменению цели и задач воспитания. Цель воспитания как некоторый образ, описание человека и гражданина страны отражает в себе ценности, принятые в обществе, и определяет суть концепции воспитания. Поскольку ценности в обществе меняются и даже можно видеть борьбу за различные ценности между различными слоями общества, то аналогичное происходит и с целями воспитания. Вот как описывает цель воспитания для настоящего времени и на перспективу академик Н. Д. Никандров в своей книге.
Цель
социализации и воспитания — «патриот
России, ориентированный на приоритет
национальных российских ценностей при
уважении к ценностям других культур;
стремящийся в разумных пределах сочетать
личные интересы с интересами общества,
государства и других людей; способный
правильно выбирать жизненные цели, избегая
как крайностей коллективизма, так и крайностей
индивидуализма; терпимый к другим людям
и их ценностям; понимающий, что идеальные
общественные устройства суть лишь абстрактные
модели, что реальная ориентация человека
есть ориентация на непрерывное поступательное
общественное и личное развитие в рамках
социального мира, справедливости, равенства
прав и возможностей и относительно-
Проблемы воспитания в современной России
С социальными проблемами воспитания сталкиваются в любом обществе независимо от того, стабильное оно, не стабильное, переходное и т.д. Это могут быть самые разные социальные проблемы - от столь привычной для нас нехватки финансирования до всплеска наркомании и прочие. Россия в последние пятнадцать лет принадлежит к разряду обществ переходного типа. А в обществе переходного типа воспитание не только сталкивается с различными социальными проблемами, но и само становится социальной проблемой. Так было в нашей истории после отмены крепостного права, так было в нашей истории в 20-е годы XX столетия, так было в Америке в 20-е и начале 30-х годов, и, наконец, в Германии и Японии после Второй мировой войны. То есть это достаточно типичная ситуация, когда в обществе переходного типа само воспитание становится социальной проблемой.
В силу особенностей исторического развития, традиционное для всех модернизированных обществ, изменение положения учащихся в системе отношений со взрослыми в нашей стране приобрело дополнительное измерение. Отношения между поколениями сегодня имеют новый характер. Традиционные конфликты отцов и детей, которые имели психологические основы, во многом сохранились, хотя по субъективной значимости несколько отошли на второй план. Но самое главное то, что эти традиционные конфликты отцов и детей психологического характера дополнились кардинальным расхождением мировоззрения, мировосприятия старших поколений и подрастающих поколений современной России. Причиной служат те кардинальные изменения в социокультурной жизни России, которые способствовали созданию принципиально иных условий социализации подрастающего поколения относительно тех, в которых происходила социализация нынешних взрослых поколений.
Поэтому картина мира современного взрослого и картина мира современного подростка, например старшеклассника, а по некоторым исследованиям и дошкольника - есть очень интересные исследования психологов, психологического института РАО, которые об этом свидетельствуют - существенно, принципиально во многом различаются между собой. Это необязательно приводит к конфликтам, потому что современные дети, с одной стороны выставляют счет отцам, с другой стороны относятся к ним достаточно снисходительно. Они просто не хотят жить так, как жили их отцы.
Воспитание как социальная проблема - это значительно шире, чем воспитание как проблема системы образования. Поэтому сразу возникает вопрос: как может реагировать система образования, воспитание в системе образования на такую ситуацию?
Е.Е. Чепурных
говорил: «Когда у взрослых и у
младших картины мира существенно
различаются, то первыми шаг навстречу
младшему должны делать взрослые. А
для этого, пользуясь образным выражением
одного итальянского драматурга, взрослым
надо постоянно учить марсианский язык
нового поколения, чтобы быть в состоянии
вести диалог с этим новым поколением».
Но тут мы сталкиваемся с очень серьезным
ограничением: мы можем очень много говорить
о необходимости диалога в воспитании
и вообще о единственно возможном сегодня
воспитании - идеологическом воспитании,
но, к сожалению, мы должны при этом иметь
в виду, что наши взрослые, если хотите,
культурно, генетически не готовы изменить
стиль взаимодействия и вести идеологическое
взаимодействие. Они в этом не виноваты.
Мы все выросли в другую эпоху, и мы стоим
на плечах предыдущих поколений, которые
тоже росли в те эпохи, когда диалог отнюдь
не поощрялся и не был сущностной характеристикой
взаимодействия старших поколений с младшими.
Что же делает воспитание социальной проблемой в нашем обществе? Дело в том, что современное общество не в состоянии формулировать реальные задачи перед системой воспитания. Если говорить о российском обществе, то в нем традиционно задачи воспитания формулировало государство. Может быть, это и неплохо. Как говорил А.С. Пушкин, что единственный европеец в России - правительство. Теперь же и государство в переходный период оказалось не в состоянии формулировать задачи системы воспитания.
Только
последние год-два государство стало
лихорадочно искать те задачи, которые
необходимо поставить перед системой
воспитания. Но система воспитания не
есть нечто абсолютно изолированное в
рамках общественной государственной
жизни. И эти задачи должны как-то корреспондировать
с теми задачами, которые государство
ставит перед собой.