Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2011 в 15:04, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы к государственному экзамену по специальности "Педагогика и психология".
Духовно-нравственное воспитание
Законодательная база духовно-нравственного воспитания.
Программа
«Духовно-нравственное воспитание учащихся
на 2005/2010 годы» разработана в
Все эти
юридические документы
О духовно-нравственном воспитании:
Нравственное воспитание-целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения ценностых отношений, высокого самосознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами морали. Оно ориентировано на воспроизводство в формирующемся сознании общечеловеческих принципов.
В настоящее время духовно-нравственное воспитание в общеобразовательной школе приобрело особую значимость.
Россия
послереволюционного периода
Решение
проблемы духовно-нравственного
Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника.
Ребенок
школьного возраста, особенно в начальной
школе, наиболее восприимчив к духовно-
Методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания.
Концепция определяет цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности, систему базовых национальных ценностей, принципы духовно-нравственного развития и воспитания личности.
Основным
содержанием духовно-
Это Россия, наш многонациональный народ и гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа¸ человечество. Соответственно этому и определяются базовые национальные ценности:
Базовые
ценности должны лежать в основе уклада
школьной жизни, определять урочную, внеурочную
и внешкольную деятельность детей
Для организации такого пространства необходимо взаимодействие школы с семьей, общественными и религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Внеучебная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации – это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе. Она способствует реализации требований федеральных образовательных стандартов общего образования. Её преимущества: предоставление учащимся возможности широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни
Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. «Действии для людей и на людях» спектра занятий, направленных на развитие школьника.
С
2001 года началось региональное нововведением
в школе - кружок «Духовное краеведение».
Организация кружка добровольная, в
каждой школе, пожелавшей устроить деятельность
такого кружка, выделяется учитель
с наиболее высокими нравственными показателями
и отправляется на курсы по данному предмету.
Учебники «Духовного краеведения» Бородиной
и Шевченко строятся на исторически - религиозном
подходе к обучению. Рассказывают о том,
что такое христианская культура вообще,
как зародилась, как развивалась; позволяют
детям освоить отдельные главы Библии,
притчи; рассказывают го Российских монастыря;
религиозном искусстве; жизни некоторых
святых.