Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 06:45, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Педагогике".
36. Старение – это биологический процесс, который характерен для всего живого. И. И. Мечников выделил патологический и физиологический процессы старения.В этот период у человека наблюдается спад всех психических функций: замедляется процесс мышления, менее активными становятся познавательные процессы, страдают восприятие, память, сенсорика. Физическое состояние человека ухудшается: нарушается обмен веществ, снижается работоспособность отдельных систем и органов.Человек, вступая в пожилой возраст, подвержен изменениям личности. Пожилые люди становятся пассивными, менее эмоциональными. На первый план выступает семья, забота о ней. Пожилые люди становятся очень внушаемыми и беспомощными. Они сосредоточивают внимание на своем здоровье. Желая окружить себя заботой близких, начинают жаловаться на реальные и мнимые болезни.Порой пожилые люди настолько изолируют себя от окружающего мира, что сводят свою жизнь к удовлетворению основных физиологических потребностей, перестают испытывать спады и подъемы настроения, оно становится стабильным. Чаще всего они находятся в спокойном и уравновешенном состоянии. Для некоторых характерны! стойкие отклонения в проявлении настроения: они могут быть беспричинно подавленными или возбужденными.С возрастом у людей может появиться обидчивость. Человек, не имея доступа к новым впечатлениям, углубляется в воспоминания. Он вспоминает события прошлых лет, связанных сними людей. Прежние обиды волнуют его с новой силой, отсюда появляется обидчивость, свойственная людям пожилого возраста. При длительности этого момента и остроте переживаний у человека может начаться невроз или иные болезненные состояния.Для этого возраста характерно появление новых страхов, достаточно остро переживаемых человеком.Для пожилого человека важно найти себе увлечение, занятие, приносящее радость и удовлетворение. При занятии новой деятельностью он не найдет ни времени, ни желания предаваться грустным воспоминаниям. К тому же активная (по мере сил и возможностей организма) деятельность поможет в сохранении самооценки и уведет человека от ощущения одиночества.Нередко в этот период человек пытается реализовать свой творческий потенциал, который не был востребован в течение жизни, либо поделиться богатым жизненным опытом. При этом возрастает самооценка и укрепляеся жизненная позиция пожилого человека.
37. Профессиональные задачи педагогической деятельности – объективные характеристики профессиональной деятельности педагога, раскрывающие содержание труда в виде операционально-технологической структуры действий.Цель труда, т.е. результат, которого требует или ожидает от человека общество, определяет профессиональные задачи данной профессиональной деятельности. Для преобразующих профессий это, прежде всего, задачи отработать, упорядочить, организовать, обслужить, воздействовать. Педагогические функции можно разделить на два больших класса: целеполагающие (ориентационная, развивающая, мобилизующая, информационная функции) и организационно-структурные (конструктивная, организаторская, коммуникативная, гностическая функции).К целеполагающим педагогическим функциям относятся функции, отражающие способы достижения основных целей педагогического процесса. Ориентационная функция выражается в умении учителя определять направление воспитательной деятельности, ее конкретные цели и задачи на каждом этапе воспитательной работы, прогнозировать результаты этой работы.Развивающая функция включает способность эффективно решать задачи по социализации развивающейся личности, обеспечить внутренние условия интеграции личности в общество за счет ее нравственного развития.Мобилизующая функция состоит в стимулировании познавательной активности учащихся, развитии их познавательных потребностей. Информационная функция заключается в том, что учитель выступает как источник научной, мировоззренческой и нравственно-эстетической информации. Овладение знаниями, мировоззренческими и нравственными идеями является важнейшим средством формирования и развития личности школьника.К организационно-структурным функциям относятся функции, выполнение которых способствует организации и структурированию учебно-воспитательного процесса в школе. Это конструктивная, организаторская, коммуникативная, гностическая функции. Конструктивная функция заключается в определении учителем содержания учебной и воспитательной работы, конструирования отдельных видов учебной деятельности, придания ей увлекательных форм. Организаторская функция учителя связана с вовлечением учащихся в намеченную воспитательную работу и стимулированием их активности. Коммуникативная функция заключается во влиянии на учеников личности учителя, его личного обаяния, нравственной культуры, коммуникативных способностей. Гностическая (исследовательская) функция основывается на способности человека адекватно воспринимать, понимать, оценивать другого человека и на реальности самооценки. Объектами исследования могут быть сам учитель и все другие факторы педагогического процесса, среди которых ученик занимает основное место. Таким образом, важнейшей особенностью педагогического труда является то, что он с начала и до конца является процессом взаимодействия людей. В нем предметом труда является человек, орудием труда – человек, продуктом труда – также человек. Это значит, что в педагогической деятельности цели, задачи и методы обучения и воспитания осуществляются в форме личностных отношений.
38. Можно выделить следующие компоненты учебной деятельности:1. Учебная ситуация или задача. Целью обучения на этом этапе является усвоение способов выделения свойств понятий, усвоение способов решения некоторого класса конкретно-практических задач, а также воспроизведение образцов этих способов.2. Учебные действия, посредством которых происходит воспроизведение и усвоение ребенком образцов общих способов решения задач и общих приемов определения условий их применения.3. Действия контроля, суть которых заключается в сопоставлении ребенком своих учебных действий и их результатов с заданными учителем образцами.4. Действия оценки, содержанием которых является фиксация соответствия или несоответствия результатов усвоения требованиям учебной ситуации (Давыдов В. В., 1986).Навыки, усваиваемые ребенком в процессе учебной деятельности, переносятся и на другие виды его целенаправленной активности.Развитие физической активности и моторных навыковБлагодаря овладению ребенком языком и многими конвенциональными нормами, его поведение, оставаясь все еще достаточно непосредственным, а в ряде случаев и импульсивным, становится постепенно все более контролируемым и целенаправленным.Ребенку предстоит пройти еще долгий путь для того, чтобы обрести необходимый контроль над своим поведением. Тем не менее «вместо импульсивного поведения, характерного для малыша, семилетний ребенок анализирует ситуацию прежде, чем действовать»
39. Педагогическая деятельность - это
деятельность взрослых членов
общества, профессиональной целью
которых является воспитание
подрастающего поколения.
40. Итак, психологический анализ деятельности, в том числе деятельности психической, позволяет классифицировать ее с точки зрения структурных элементов, характера выполняемых функций и качественных особенностей получаемых результатов. Использование категории деятельности – отличительная черта отечественной психологии.Для отечественной психологии характерны два момента:1) положение о единстве психики и деятельности, противопоставляющее отечественную психологию как различным вариантам психологии сознания, изучавшим психику вне поведения (например, такие как: интроспективная психология; гештальт психология), так и разным натуралистическим течениям поведенческой психологии, исследующим поведение вне психики (такие как: бихевиоризм; необихевиоризм); 2) введение принципов развития и историзма, воплощение которых в конкретных исследованиях обязательно предполагает обращение к деятельности как движущей силе развития психического отражения. Деятельность как объяснительный принцип психики Как объяснительный принцип психики категория деятельности используется: 1) при изучении различных областей психической реальности – психология познавательных процессов, мотивации, воли, эмоций, личности, внутригрупповых процессов; 2) при построении различных отраслей психологии (психология общая, социальная, возрастная, педагогическая, медицинская, инженерная, психология труда и зоопсихология). Использование категории деятельности как объяснительного принципа привело: 1) к изменению принципов анализа психики в общей психологии: а) принцип единства сознания и деятельности; б) принцип единства строения внешней и внутренней деятельности; в) принцип интериоризации-экетериоризации как механизма усвоения общественно-исторического опыта (принцип зависимости психического отражения от места отражаемого объекта в структуре деятельности), и пр.; 2) к разработке положений: а) о планомерном формировании умственных действий; б) о ведущей деятельности как основе периодизации развития психики; в) о микроструктурном анализе познавательной и исполнительной деятельностей; г) о деятельностном опосредовании межличностных отношений и пр. Гальперин творил в эпоху расцвета деятельностной теории, и на принадлежность его концепции к деятельностному подходу указывали многие отечественные психологи и философы, однако в трудах Гальперина не содержится прямого ответа на вопрос о соотношении собственных взглядов и деятельностного подхода.М.А. Степанова анализирует основные положения и принципы теории деятельности А.Н. Леонтьева и их представленность в работах ПЯ. Гальперина и делает вывод: концепция Гальперина является деятельностной по своему внутреннему психологическому содержанию, но при этом принципиально отличается от других вариантов деятельностного подхода определением предмета и метода психологии. В этом, по мнению Степановой, заключается исторический смысл психологии Гальперина. Как известно, в 1950-е гг. П.Я. Гальперин начал активно развивать новое направление психологических исследований в рамках создаваемой им теории поэтапного формирования умственных действий и понятий. Результаты проведенных в свете этой гипотезы исследований закономерно подвели П.Я. Гальперина к формулировке теории поэтапного формирования умственных действий и понятий, ставшей основой оригинального и во многом принципиально нового понимания и предмета, и методов психологии, и заставили его самого во многом пересмотреть и собственные взгляды, и точки зрения многих других психологов, в том числе Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева, на ключевые вопросы психологической науки. Именно эти методологические следствия из теории П.Я. Гальперина не были приняты А.Н. Леонтьевым.
41, Подходы В.В. Давыдова изначально были разработаны для обучения школьников, но ряд положений может быть полезен и при обучении взрослых.Развивающее обучение по системе В.В. Давыдова противопоставлено существующей традиционной системе школьного обучения, преимущественно направленной от частного, конкретного, единичного к общему, абстрактному, целому; от случая, факта к системе; от явления к сущности. В.В. Давыдов поставил вопрос о возможности теоретической разработки новой системы обучения с направлением, обратным традиционному: от общего к частному, от абстрактного к конкретному, от системного к единичному. В.В. Давыдов формулирует основные положения, характеризующие не только содержание учебных предметов, но и те умения, которые должны быть сформированы у учащихся при усвоении этих предметов в учебной деятельности:«Усвоение знаний, носящих общий и абстрактный характер, предшествует знакомству учащихся с более частными и конкретными знаниями; последние выводятся учащимися из общего и абстрактного как из своей единой основы. Знания, конституирующие данный учебный предмет или его основные разделы, учащиеся усваивают, анализируя условия их происхождения, благодаря которым они становятся необходимыми. При выявлении предметных источников тех или иных знаний учащиеся должны уметь прежде всего обнаруживать в учебном материале генетически исходное, существенное, всеобщее отношение, определяющее содержание и структуру объекта данных знаний. Это отношение учащиеся воспроизводят в особых предметных, графических или буквенных моделях, позволяющих изучать его свойства в чистом виде. Учащиеся должны уметь конкретизировать генетически исходное, всеобщее отношение изучаемого объекта в системе частных знаний о нем в таком единстве, которое обеспечивает мышление перехода от всеобщего к частному и обратно. Учащиеся должны уметь переходить от выполнения действий в умственном плане к выполнению их во внешнем плане и обратно».
42. Система развивающего обучения Л.В. Занкова. 1. Актуальность. Прежде чем отправить своего ребенка в первый класс, родители раздумывают, в какую школу, в какую систему обучения отдать своего ребенка – будущего первоклассника? В настоящее время в Российской Федерации государственными признаны три школьные системы обучения: традиционная, Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. Традиционная система обучения существует почти 400 лет. Она разработана крупнейшим чешским ученым и педагогом Яном Амосом Коменским (1592-1670). Он впервые обосновал идею всеобщего обучения на родном языке, создал стройную систему всеобщего образования, разработал классно-урочную форму обучения. Система способствовала развитию школьников тех качеств, которые были необходимы для достойной жизни в условиях ремесленного производства и появления первых паровых машин: полное послушание, умение повторить действия учителя (мастера). В течение всей своей жизни человек мог заниматься одним и тем же делом, выполнять его одними и теми же методами. К поколениям россиян, выросших в ХХ веке, практически предъявлялись те же требования, они так же имели возможность в течение жизни заниматься одной профессией, в которой мало что менялось. Однако именно в ХХ веке произошли глобальные изменения в науке и общественной жизни, резко возрос поток информации, человек стал жить в принципиально других скоростях. Все это привело к необходимости существенно пересмотреть задачи и методы обучения школьников, а система Коменского, успешно применявшаяся на протяжении нескольких столетий, уже не может удовлетворить требования 20-30-х годов третьего тысячелетия, когда ребенок будет искать свое место во взрослой жизни.
43. Можно выделить в качестве основополагающих следующие Дидактические принципы:- Сознательность и активность;- Наглядность;- Системность и последовательность;- Прочность;- Научность;- Доступность;- Связь теории с практикой. Принцип сознательности и активности обучения подразумевает взаимосвязь педагогического руководства с сознательной, активной, творческой деятельностью учащихся. Сознательность проявляется в осмысливании цели и задач обучения, в полном знании фактов, глубоком понимании материала, проникновении в сущность изучаемого, умении сознательно применять его на практике. Основой сознательности обучения является умственная, мыслительная активность учащихся. Принцип наглядности обучения - Это опора на реальные представления учеников. Это один из самых известных и интуитивно понятых принципов обучения, использующийся с древнейших времен. Закономерное обоснование этого принципа получено сравнительно недавно: органы чувств человека обладают разной чувствительностью к внешним раздражителям, у подавляющего большинства людей наибольшей чувствительностью обладают органы зрения Принцип системности и последовательности. Человек только тогда обладает научным знанием, когда оно четко отражает картина внешнего мира, представляет собой систему взаимосвязанных понятий. Универсальным средством и главным способом формирования научных знаний является организованное обучение; система научных знаний создается в той последовательности, которая определяется внутренней логикой учебного материала и познавательными возможностями учащихся. Таким образом, принцип системности и последовательности обучения - Это получение знаний в системе, их последовательное усвоение. Принцип прочности - Основательное изучение материала. Прочность усвоения учебного материала зависит не только от объективных факторов: содержания и структуры этого материала, но также и от субъективного отношения к данному учебному материалу, обучению, учителю; прочность усвоения обусловливается организацией обучения. Принцип доступности обучения – это соответствие организации и осуществления дидактического процесса уровню развития и подготовленности учащихся, их индивидуальным особенностям, возрасту.
44. Индивидуальный подход – это не работа с отстающими учащимися, его необходимо применять к каждому члену детского коллектива. При этом нужно учитывать, какое место в нем занимает ученик, как к нему относятся товарищи. Нельзя, например, обращаться к одному ученику по имени, а к другому по фамилии. Отношение ко всем учащимся должно быть ровным и доброжелательным.Осуществляя индивидуальный подход к учащимся, необходимо учитывать их восприимчивость к учебе, или обучаемость. Признаки обучаемости: запас знаний и навыков; восприимчивость к усвоению нового материала и умение осмыслить его; умение самостоятельно применять усвоенные знания при решении разнообразных задач; умение обобщать, выделять существенные признаки нового материала и т.п.Необходим постоянный учет сдвигов учащихся в процессе учебной деятельности. В школе определенным средством для этого может служить дневник, который, конечно, не должен превращаться в жалобную книгу для родителей, а быть лишь средством совместной работы школы и семьи.Учитель не учит, а только лишь помогает учиться, надо, чтобы учащиеся это понимали. «Учение – свет только в тех случаях, когда его методы хорошо согласованы с возможностями и способностями обучаемого. В противном случае это не свет, а сплошная тьма».