Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 01:23, контрольная работа
Серьезные трудности, которые приходиться преодолевать ребенку с нарушением речи, напрямую связана с формированием его личности.
Нарушения речи в той или иной степени отрицательно влияют на все психическое развитие ребенка, отражаются на его деятельности, поведении. Тяжелые нарушения речи могут влиять на умственное развитие, особенно на формирование высших уровней познавательной деятельности, что обусловлено тесной взаимосвязью речи и мышления и ограниченностью в социальных, в частности речевых контактов, в процессе которых осуществляется познание ребенком окружающей действительности
Введение
Глава 1. Сигматизм. Определение, этиология, виды.
Определение Сигматизма.
Анализ произношения свистящих звуков.
Анализ произношения шипящих звуков.
Основные виды сигматизма.
Исправление сигматизма различных видов
Заключение
Содержание
Введение
Глава 1. Сигматизм. Определение, этиология, виды.
Заключение
ВВЕДЕНИЕ
Серьезные трудности, которые приходиться преодолевать ребенку с нарушением речи, напрямую связана с формированием его личности.
Нарушения речи в той или иной степени отрицательно влияют на все психическое развитие ребенка, отражаются на его деятельности, поведении. Тяжелые нарушения речи могут влиять на умственное развитие, особенно на формирование высших уровней познавательной деятельности, что обусловлено тесной взаимосвязью речи и мышления и ограниченностью в социальных, в частности речевых контактов, в процессе которых осуществляется познание ребенком окружающей действительности.
Нарушение речи, ограниченность речевого общения могут отрицательно влиять на полноценность всестороннего развития ребенка, вызывать психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных качеств характера (застенчивости, нерешительности, чувства неполноценности).
Все это отрицательно сказывается на овладении грамотой, на успеваемости в целом, на выборе профессии. Чтобы помочь ребенку преодолеть речевые нарушения важна помощь со стороны родителей, педагога, если нужно, врачей.
Актуальность данной проблемы вызвана с одной стороны, необходимостью совершенствования уже имеющихся подходов к организации и содержанию логопедо-педагогических процессов, а с другой стороны – целесообразностью разработки новых, рационально построенных и действенных методик и их организация. Значимость такой работы повышается в связи с тем, что резко увеличились разного рода патологии у детей, в том числе и речевых, что необходимо во многих случаях принимать самые неотложные меры по выравниванию весьма тяжелого и сложного положения.
Глава 1. Сигматизм. Определение, этиология, виды.
1.1 Определение Сигматизма.
Сигматизм (от названия греческой буквы сигма, обозначающей звук с) –недостатки произношения свистящих (с — с', з — з', ц) и шипящих (ш, ж, ч, щ) звуков. Сигматизм — один из распространенных видов неправильного звукопроизношения. Так как произношение свистящих и шипящих достаточно сложно, наблюдается большое количество вариантов чисто фонетического сигматизма ( межзубный, боковой, носовой, губно-губной) и парасигматизма (призубный, свистящий, шипящий). (искажения—сигматизм, замены—парасигматизм).
1.2 Анализ произношения свистящих звуков.
Согласный Согласный
Ротовой Ротовой Ротовой
Глухой Звонкий Глухой
Твердый Твердый Твердый
Все свистящие звуки — ротовые, переднеязычные сиз щелевые — имеют твердую и мягкую пару, а ц смычно-щелевой мягкой пары не имеет; с и ц — глухие, з — звонкий.
Губы при произнесении
всех свистящих находятся в
При произнесении звука ц имеются два момента, быстро сменяющих друг друга:
1) кончиком язык упирается
в нижние резцы, спинка языка
круто выгнута и передней
2) передняя часть спинки языка после взрыва (произнесения т) отходит, образуя узкий желобок посредине (произнесение с).
Для произнесения свистящих звуков требуется сложное и тонкое движение языка, в котором участвуют кончик языка, боковые края, спинка языка и одновременные движения губ, челюстей и мягкого нёба, а при произнесении звука з присоединяется и смыкание голосовых связок; воздушная струя должна достигнуть передней части ротовой полости и выйти изо рта. Любое изменение в этом комплексе движений изменяет звучание свистящих.
1.3 Анализ произношения шипящих звуков.
Все шипящие звуки – ротовые, переднеязычные; ш, ж, щ – щелевые; ш и ж – твердые; ч и щ – мягкие; ч – смычно-щелевой; ш, ч, щ – глухие, ж – звонкий.
Согласный Согласный
Ротовой Ротовой Ротовой
Глухой Звонкий Глухой
Твердый Твердый Мягкий
Губы при произнесении всех шипящих выдвинуты вперед рупором, зубы сближены на расстоянии 1-1,5 мм, язык имеет форму ковша, т.е. боковые края прижаты изнутри к верхним коренным зубам, а середина передней части языка образует щель с небом сразу за альвеолами. Звуки ч, щ – сложные: ч=т*+ш*, а щ в московском произношении звучит как двойное смягченное ш*ш* (звук щ становится щелевым). У очень многих наблюдается нижнее произношение шипящих: кончик языка опущен вниз и несколько сдвинут назад, а спинка выгнута вверх. Звучание шипящих несколько смягчается, но все же считается нормальным.
При произнесении ч следуют два момента один за другим:
1) кончик языка смыкается с корнями верхних резцов;
2) после взрыва отходит к альвеолам и образует щель.
При произнесении щ язык имеет ту же форму, но более напряжен и образует щель у альвеол.
Для произнесения шипящих звуков требуется сложное и тонкое движение языка (кончика, боковых краев и спинки) и одновременные движения губ, челюстей, мягкого нёба, а при произнесении звука ж — и голосовых связок; воздушная струя должна быть достаточно сильной, чтобы не рассеяться в глубине рта, а выйти из ротового отверстия. Любое изменение в этом сложном комплексе изменяет звучание шипящих.
1.4 Основные виды сигматизма.
Варианты сигматизма распадаются на две группы:
Межзубный сигматизм. Кончик языка при произнесении свистящих звуков не опускается вниз, а просовывается между верхними и нижними резцами. Свистящие звуки приобретают шепелявый оттенок. Часто межзубное произношение свистящих сочетается с таким же произношением шипящих и переднеязычных звуков т, д, н, л. Предрасполагающими моментами к возникновению межзубного произношения могут служить вялость кончика языка и прямой открытый прикус.
Боковой сигматизм. Воздушная струя идет не к средней линии передних резцов, а вбок, уклоняясь в одних случаях вправо, в других — влево, или же выходит по обоим краям языка. Эти уклонения можно обнаружить, передвигая вдоль губ узкую полоску бумаги или тонкий кусочек ваты, которые отклоняются, когда попадают под выходящую воздушную струю. Этот вид сигматизма характеризуется неприятным хлюпающим звуком. Случаи односторонних боковых сигматизмов могут зависеть от уклонения языка вправо или влево и от смещения в тот или другой бок нижней челюсти при смыкании зубов. Случаи двусторонних сигматизмов связаны с тем, что язык своей спинкой поднимается к нёбу, не образуя желобка посередине, боковые края языка опущены и пропускают воздушную струю. Очень часто боковое произношение распространяется на обе группы (свистящих и шипящих) звуков, часто присоединяется такое же произношение и мягких пар задненёбных и боковое произношение звука р. Эти факты подтверждают органическую основу возникновения боковых сигматизмов — парез языка.
Носовой сигматизм. Струя воздуха идет в нос, что чаще всего зависит от поднятого корня языка, и звуки заменяются храпом в нос. Соответственные движения губ, челюстей и образование желобка на языке не формируются или оказываются неполными, только намеченными. Очень часто носовой сигматизм распространяется и на шипящие звуки.
Губно-зубной сигматизм. Свистящие, чаще шипящие звуки (а иногда и те и другие) произносятся в той или иной степени подобно губно-зубным звукам ф и в (Кошка и собака живут недружно — Кофка и фабака вивут недрувно). Свистящие и шипящие звуки заменяются двугубными щелевыми звуками, язык в произношении не участвует. Произношение свистящих и шипящих включает элементы произношения как свистящих и шипящих (положение языка), так и звуков ф, в (положение губ).
Призубный сигматизм имеет два варианта:
Последний вариант — один из самых тяжелых, так как охватывает одновременно все семь звуков, очень искажает речь, делает ее малопонятной и тяжело отражается на письме, и приводит к невозможности формирования фонематического различения в большой группе звуков. Этот вариант наблюдается при тугоухости и других случаях тяжелого речевого недоразвития.
Согласный Согласный
Ротовой Ротовой
Глухой Глухой
Твердый Твердый
Анализ с и т (также з и д) показывает, что разница между звуками заключается в способе образования, причем движения языка при свистящих (тем более при шипящих) гораздо сложнее и тоньше, чем при смычных т и д.
Шипящий сигматизм. Свистящие и шипящие звучат одинаково нечетко, сходны со звучанием смягченных шипящих (Шябака и когиька живут недружьно). Кончик языка в этом случае опущен вниз, но несколько оттянут в глубь рта, спинка языка напряжена, желобка не образует, боковые края языка не смыкаются с коренными зубами, в результате струя воздуха растекается по всей поверхности языка. Свистящие звуки произносятся правильно, а шипящие заменяются свистящими (Собака и коска змут недрузно). Произношение свистящих и шипящих звуков имеет много общего, и поэтому большинство вариантов сигматизма охватывает одновременно обе группы звуков. Все же нарушения произношения шипящих звуков наблюдаются чаще, чем свистящих, что соответствует и более позднему формированию шипящих в речи ребенка. Оба указанные факта говорят о большей сложности произношения шипящих. Отражения неправильного звукопроизношения в письме возможны при парасигматизмах и в тех случаях, когда свистящие и шипящие звуки произносятся одинаково дефектно, например при призубном сигматизме.
1.5 Исправление сигматизма различных видов
Для исправления сигматизма могут применяться различные методы в зависимости от характера недостатка.
1. При межзубном сигматизме
логопед предлагает логопату
сблизить зубы и в этом
Если логопат правильно произносит звук с, ему уже нетрудно овладеть и правильным произношением звуков [з] и [ц].
Для произнесения звука [з] логопед предлагает логопату во время произнесения звука с включить голос. Для произнесения звука [ц] он предлагает произносить подряд звуки г и с сначала медленно, а затем постепенно ускоряя темп, добиваясь тем самым слитного перехода от звука т к с (тс).
Четкое представление о том, что звук ц является составным и при этом единым, спаянным, логопат получит при произнесении обратных слоговац, оц, уц, где ясно слышится, что звуку с предшествует взрыв (т).
Многократным сопоставлением слогов ац и ас достигается четкая дифференциация простого с и составного ц.
2. При устранении губно-зубного
сигматизма логопед предлагает
логопату произносить звук с
при раздвинутых губах и
3. При призубном сигматизме логопед может применять два приема:
а) легким нажимом шпателя или кончиком зонда на передний край языка опустить его за нижние резцы, чтобы дать таким образом выход воздуху через зубную щель;
б) предложить логопату держать передний край языка между нижними и верхними резцами, широко распластав его; при таком положении языка логопат, выдыхая воздух и ощущая его струю на кончике языка, воспроизводит звук, похожий на шепелявое (межзубное) с. Затем логопед, слегка нажимая шпателем на распластанный передний край языка, постепенно отодвигает его за нижние резцы. После того как установится правильное произношение звука с и логопат сможет удерживать правильное положение языка без механической помощи (без поддержки зондом или шпателем), поставленный звук с можно включать в слоги, слова и дифференцировать его со звуками з и ц.