Сигматизм. Определение, этиология, виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 01:23, контрольная работа

Описание

Серьезные трудности, которые приходиться преодолевать ребенку с нарушением речи, напрямую связана с формированием его личности.
Нарушения речи в той или иной степени отрицательно влияют на все психическое развитие ребенка, отражаются на его деятельности, поведении. Тяжелые нарушения речи могут влиять на умственное развитие, особенно на формирование высших уровней познавательной деятельности, что обусловлено тесной взаимосвязью речи и мышления и ограниченностью в социальных, в частности речевых контактов, в процессе которых осуществляется познание ребенком окружающей действительности

Содержание

Введение
Глава 1. Сигматизм. Определение, этиология, виды.
Определение Сигматизма.
Анализ произношения свистящих звуков.
Анализ произношения шипящих звуков.
Основные виды сигматизма.
Исправление сигматизма различных видов
Заключение

Работа состоит из  1 файл

контрольная раб. сигматизм.doc

— 383.50 Кб (Скачать документ)

4. Исправление шипящего сигматизма осуществляется с помощью приема, указанного в пункте «б» при описании исправления призубного сигматизма. В данном случае логопата необходимо отучить от привычки напрягать язык и оттягивать его в глубь рта. С этой целью рекомендуется как можно дольше задерживаться на стадии межзубного произношения звука с в слогах, словах и фразах. Когда язык окончательно укрепится в этом положении, можно постепенно переводить кончик языка за нижние резцы, что обычно происходит автоматически.

5. При исправлении  бокового сигматизма вначале  рекомендуется приучать логопата  дуть с просунутым между губами широко распластанным передним краем языка; это первоначальное упражнение заменяется дутьем при межзубном положении переднего края языка, после чего можно вводить слоговые упражнения, слова и даже фразы, включающие звуке. Постепенно передний край языка по показу логопеда (в зеркале) или при помощи зонда или шпателя переводится за нижние резцы, правильное произношение звука с закрепляется в кинестетическом ощущении логопата и в его слуховом представлении и становится привычным.

6. При устранении носового сигматизма также необходимо предварительно работать над формированием правильного выдоха воздушной струи через середину ротовой полости. С этой целью требуется проводить такие упражнения, как задувание свечи, спички, поддувание ватки, дутье на бумажку и пр. Упражнения должны проводиться при межгубном, а затем межзубном положении переднего края языка (см. п. 5). Достигнув шепелявого произношения звука с, логопед может дать логопату упражнения на этот звук в слогах, словах и фразах. Таким образом, у логопата будет закрепляться навык произнесения звука с на правильном выдохе — воздушную струю он может ощущать на кончике своего языка, просунутого между зубами.

Когда язык окончательно укрепится в этом положении, можно  постепенно переводить его кончик за нижние резцы, и временное шепелявое произношение заменится правильно артикулируемым с.

Применяемый некоторыми логопедами прием — зажим крыльев  носа в процессе исправления носового сигматизма — чаще всего не дает необходимого-эффекта.

Так как все перечисленные выше недостатки произношения звука спочти всегда распространяются на произношение звуков з к ц, кисправлению этих звуков следует приступать только после постановки звука с.

Если логопат не озвончает  звук з, логопед может использовать прием осязания вибрации гортани, а в дальнейшем, с появлением правильного звучания з, следует больше внимания уделять устным и письменным упражнениям на дифференциацию звонкого [з] и глухого[с].

Постановка  шипящих звуков

Перечисленные виды сигматизма, кроме шипящего (межзубный, губно-зубный, призубный, боковой и носовой), могут встречаться и в группе шипящих звуков (ш, ж, ч, щ).

Кроме того, часто шипящие  звуки заменяются свистящими, например звук ш — звуком с, звук ж —  звуком з, звук ч — звуком ц, звук щ — звуком с'.Такая замена называется свистящим сигматизмом.

Недостатки произнесения шипящих звуков ш и ж можно  устранять следующим образом. Логопед  предлагает логопату произносить звук сив это время, подводя шпатель  или зонд под кончик языка, поднимает  его за верхние альвеолы; при таком положении вместо с слышится звук ш, вместо з — ж. Логопед постепенно приучает логопата удерживать язык в таком положении. При этом, чтобы обеспечить необходимое выдвижение губ, логопед слегка нажимает на углы его рта (рис. 25). В дальнейшем логопат закрепляет правильное произношение звуков ш и ж в слогах, словах и фразах, контролируя при помощи зеркала положение своих губ и языка. Кроме того, он выполняет устные и письменные упражнения на дифференциацию этих звуков и свистящих с и з.

При постановке аффрикаты [ч] логопед предлагает логопату произносить слог ать и в это время, подложив шпатель или зонд под передний край языка, поднимает его к альвеолам верхних резцов. Одновременно логопед слегка нажимает пальцами на углы рта, выдвигая губы вперед. При таком положении языка и губ вместо слога ать слышится ач, вместо оть — оч,вместо уть — уч и т.д. По мере того как логопат закрепляет этот звук в своем кинестетическом и слуховом представлении, он начинает произносить его самостоятельно (без механической помощи) в обратных и прямых слогах, а затем в словах и фразах. Кроме того, необходимы устные и письменные упражнения на дифференциацию этого звука и звуков [с] и [ц].

 При постановке  звука ш логопед предлагает  логопату произносить длительно  смягченный ш (шьшь) или слог ась и в это время, так же как при постановке звука ч, поднимает шпателем или зондом кончик его языка к верхним альвеолам, отчего получается шьшь или звук ш. Вначале этот звук закрепляют в прямых, слогах, затем в обратных, далее в словах и фразах. Кроме того, проводятся устные и письменные упражнения на дифференциацию звуков щ, с и ш.

Как уже было сказано  ранее, при исправлении различных  видов сигматизма особое внимание необходимо уделять дифференциации свистящих  и шипящих звуков.

Дифференциацию свистящих и шипящих звуков рекомендуется проводить примерно в такой последовательности: с-з, с-ц, с-з-ц, ш-ж, с-ш, з-ж, с-ч, ц-ч, с-щ.

Таким образом, для шипящих  звуков ш, ж, щ, ч основной является артикуляция  звука ш, и значит, он будет базовым  для этой группы. То есть работа по исправлению шипящих звуков начинается обязательно со звука ш. Если звук ш произносится правильно, то, добавив голос, мы получим звук ж; добавив подъем средней части языка, получим щ; добавив подъем средней части языка и смычку перед щелью, получим ч. Поэтому и нарушения звуков ж, щ, ч бывают теми же, что у ш.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Многосторонней и богаче становится звуковая жизнь светского  общества, с каждым годом улучшается благосостоянии народа, повышается его  культурный уровень – все это создает благоприятные условия для более успешного воспитания нового человека. В этом важном деле одним из эффективных средств является своевременное и правильное формирование речи ребенка.

Иногда умственно и  психически нормально развивающиеся дети испытывают трудности в овладении речью. Чтобы помочь ребенку предупредить и преодолеть их путем воспитания и обучения – нужен тесный контакт родителей и логопеда.

Долг матери – уже  с первого года жизни пристально следить за речевым развитием  ребенка и вовремя помочь ему, особенно в произношении. Систематическое, умелое воспитание речи не только облегчает ее освоение, но предупреждает в большинстве случаев возникновение речевых недостатков. Большой ролью в помощи своему ребенку является желание, настойчивость и терпение.

Для достижения положительного эффекта при преодолении дефектов играет правильная организация логопедических методик. Методика логопедического  воздействия – это жизненно важный и необходимый элемент в развитии, как индивидуума, так и общества в целом.

Предпосылкой успеха при логопедическом воздействии  является создание благоприятных условий. Нужно сделать занятия не скучным  уроком, а интересной игрой. Чаще одобрять ребенка, хвалить, тогда ему будет  легче и интересней, он не так  быстро будет уставать и не потеряет охоты к занятиям.

С помощью логопедических методик и коррекционных работ  развивается личность ребенка, они  компенсируют ему все ограничения  и запреты, становясь полигоном  в подготовке к взрослой жизни  и универсальным средством развития, обеспечивающим нравственное здоровье, разносторонность воспитания.

Хорошая речь – важнейшее  условие всестороннего полноценного развития ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему  высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательней и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Поэтому так важно  заботиться о своевременном формировании речи ребенка, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Белова-Давид Р.А. Нарушение речи у дошкольников - М., 1972, с.258
  2. Большакова С.Е. Речевые нарушения и их преодоления– М., 2005, с.178.
  3. Волкова Л.С. Логопедия – М., 2004- с.560.
  4. Нарушение голоса и звукопроизносительной стороны речи. /Под ред. Волковой Л.С. –М., 2003 – с.476
  5. Залмаева Р. Сам себе логопед. – С.П., 1996, с. 20-34
  6. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. – М., 1982, с. 209;
  7. Парамонова Л.Г. Логопедия для всех. – С.П., 2004 с. 97-117.
  8. Поваляева М.А. Дидактический материал по логопедии (свистящие, шипящие). Сказки о веселом язычке. – Ростов –н/Д, 2003 с. 352
  9. Руденко В.И. Логопедия. Практическое пособие. Ростов –н/Д., 2004с.267
  10. Фомичева Т.Б., Чевелева Н.А.. Чиркина Г. В. Основы логопедии – М., 1989, с. 38-47
  11. Хватцев М.Е. Логопедия . –М., 1959, с. 85-94; 96-108

Информация о работе Сигматизм. Определение, этиология, виды