Система контроля в ДОУ и технология его осуществления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 08:50, реферат

Описание

Управление дошкольным образовательным учреждением – это целенаправленная деятельность всех субъектов, направленная на становление, стабилизацию, оптимальное функционирование и обязательное развитие образовательного учреждения. Его основная цель-достижение высокой эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми на уровне современных требований. А чтобы этого достичь, управленческая деятельность должна быть направлена на преодоление разрыва между существующим и необходимым состоянием педпроцесса, достигнутыми и требуемыми результатами. Для преодоления несоответствия необходимо четко знать положение дел в ДОУ. А это возможно только на основе глубокого всестороннего анализа информации, полученного в результате контроля. Значит, контроль является одной из важнейших составляющих процесса управления, служащей основанием для осуществления обратной связи, дающей возможность руководителю прогнозировать пути развития ДОУ, правильно ставить цели на будущее. Контроль является базой для принятия решений, позволяет установить отклонения в работе, причины и пути их устранения.
Целью данной работы является изучение системы контроля в ДОУ и технологии его осуществления.
Для осуществления поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Изучить понятие, виды и специфику контроля в ДОУ;
2. Рассмотреть технологию осуществления контроля в ДОУ.

Содержание

Введение 3
1. Понятие, виды и специфика контроля в ДОУ. 4
2. Технология осуществления контроля в ДОУ. 10
Заключение 18
Список литературы 19

Работа состоит из  1 файл

Контроль в ДОУ-реферат.docx

— 44.60 Кб (Скачать документ)

Реферат на тему:

«Система контроля в ДОУ и технология его осуществления»

 

Содержание

 

Введение 3

1. Понятие, виды и специфика контроля в ДОУ. 4

2. Технология осуществления контроля в ДОУ. 10

Заключение 18

Список литературы 19

 

Введение

 
 

    Управление  дошкольным образовательным учреждением  – это целенаправленная деятельность всех субъектов, направленная на становление, стабилизацию, оптимальное функционирование и обязательное развитие образовательного учреждения. Его основная цель-достижение высокой эффективности воспитательно-образовательной  работы с детьми на уровне современных  требований. А чтобы этого достичь, управленческая деятельность должна быть направлена на преодоление разрыва  между существующим и необходимым  состоянием педпроцесса, достигнутыми и требуемыми результатами. Для преодоления  несоответствия необходимо четко знать  положение дел в ДОУ. А это  возможно только на основе глубокого  всестороннего анализа информации, полученного в результате контроля. Значит, контроль является одной из важнейших составляющих процесса управления, служащей основанием для осуществления  обратной связи, дающей возможность  руководителю прогнозировать пути развития ДОУ, правильно ставить цели на будущее. Контроль является базой для принятия решений, позволяет установить отклонения в работе, причины и пути их устранения.

    Целью данной работы является изучение системы контроля в ДОУ и технологии его осуществления.

    Для осуществления поставленной цели необходимо решить ряд задач:

    1. Изучить понятие, виды и специфику контроля в ДОУ;
    2. Рассмотреть технологию осуществления контроля в ДОУ.

 

  1. Понятие, виды и специфика  контроля в ДОУ
 
 

    Контроль  в дошкольном учреждении - это система наблюдений и проверки соответствия воспитательно-образовательного процесса целям и задачам образовательной программы и Устава ДОУ общегосударственным установкам, планам, приказам вышестоящих органов народного образования.1

    задачи  контроля следующие:

  • Сравнение результатов работы с нормативными требованиями;
  • Оказание своевременной практической помощи сотрудникам ДОУ;
  • Сбор, систематизация и хранение информации о том, как изменилось состояние системы после того или иного управленческого решения, т.е. выполнение функции обратной связи;
  • Сбор информации о том, как выполняются рекомендации, решения, т.е. контроль исполнения;
  • Выявление и обобщение передового педагогического опыта.

    Для того чтобы контроль стал инструментом мотивирования труда сотрудников  ДОУ, он должен быть целесообразным, систематическим, объективным, гласным, носить диагностический, аналитический, обучающий и поддерживающий характер.

    Он  состоит из ряда взаимосвязанных  этапов:

  • Постановка цели:;
  • Выбор объекта контроля;
  • Планирование контроля;
  • Определение субъекта (кто проверяет);
  • Сбор и обработка информации;
  • Подведение итогов контроля, выработка рекомендаций и предложений;
  • Проверка исполнения рекомендаций.
 

    Виды  контроля

    Внешний контроль включает в себя маркетинговое исследование микрорайона, социальную образовательную защиту дошкольников, не посещающих детский сад, социологическое исследование семей микрорайона. Осуществление внешнего контроля позволяет корректировать деятельность коллектива в соответствии с ситуацией, прогнозировать развитие ДОУ, обеспечивая ему устойчивое положение на рынке образовательных услуг.

    Внутренний  контроль многогранен, он включает в  себя контроль содержания различных  аспектов деятельности дошкольного  учреждения: 2

    • организационно-педагогической,
    • образовательной,
    • социально психологической,
    • методической, медицинской и т.д.

      Но главный объект контроля  в ДОУ – педагогический процесс,  его содержание и результаты.

    Предварительный контроль имеет опережающий, прогностический характер. Его цель – предотвратить возможные ошибки, способствовать предупреждению возможных сбоев еще до начала процессов, улучшению деятельности сотрудников. А также оказание помощи - отбор наиболее рациональных методов и приемов работы, и в целом повысить уровень управления. Целью предварительного контроля должен выступать стандарт дошкольного образования и реализуемая в ДОУ образовательная программа. Этот вид контроля применяется в основном к начинающим или вновь поступившим сотрудникам. Конечно, нельзя говорить о глобальном характере предотвращения будущих ошибок. Однако, хорошо зная педагогов, можно предвидеть степень и особенности ошибок, которые они могут совершить. Содержанием предупредительного контроля может быть проверка готовности воспитателя к проведению занятий, других режимных моментов, знание и внедрение передового педагогического опыта, использование элементов НОТ, ТСО и т.д.

    Текущий контроль проводится на этапе осуществления педагогического процесса. Его цель – выявление возможных отклонений промежуточных результатов от запланированных, соответствие достигнутых результатов с установленными стандартами и нормами.

    Содержание  текущего контроля:

  • Сравнение уровня развития детей в усвоении программы с нормативными критериями;
  • Изменение результатов – достижений детей;
  • Выявление проблем, влияющих на усвоение программы;
  • Эффективное информирование педагогов о результатах контроля, выработка управленческого решения, рекомендации, регулирование педпроцесса в изменении темпов и сроков прохождения программы, коррекция средств, форм и методов организации детей.

    В современной практике существуют разнообразные  виды текущего контроля. Самые распространенные из них: тематический, оперативный, фронтальный, сравнительный.

    Тематический  контроль проводится с целью выявления уровня и системы работы дошкольного учреждения по задачам, намеченным в годовом плане. Это может быть педагогическая работа с детьми по одному из разделов программы, выполнение требований нормативно-правовых документов, эффективность использования воспитателями рекомендаций методических объединений, консультаций, семинаров, исполнение сметы расходов и т.д.3

    При подготовке к изучению состояния  работы по конкретному вопросу составляется план проверки, где отражаются следующие  параметры: цель, задачи, сроки, возрастные группы, ответственные, содержание и  методы контроля. С планом педагогический коллектив знакомится заранее. Выделяются вопросы, которые выносятся на самооценку, подготавливаются схемы, диагностические  карты, определяется участие специалистов (медсестры, музыкального руководителя, психолога и других) и родителей, для чего разрабатываются анкеты. В ходе тематического контроля устанавливается, насколько уровень знаний детей  по данному разделу соответствует  государственному образовательному стандарту  и конкретной программе, реализуемой  в ДОУ, какие умения и навыки у  них сформированы в данном виде деятельности, владеют ли педагоги методикой организации  деятельности детей по данному разделу, соответствует ли требованиям предметно-развивающая  среда в группе. По результатам  тематического контроля составляется справка, эти результаты обсуждаются  на педсовете, а некоторые вопросы  выносятся на производственное совещание  или заседание профсоюзной группы.

    Обзорный  контроль. дает представление о работе коллектива на каком-то определенном этапе, в какой-то момент по какому-то конкретному вопросу. Персональный контроль проводят с целью изучения системы работы и распространения передового педагогического опыта воспитателей, имеющих высокий уровень профессионального мастерства. А также для анализа состояния работы по выявлению недочетов в воспитательно-образовательной работе по определенной теме. Итоговый контроль дает возможность подвести итоги работы за определенный период времени: квартал, полугодие, год, лето и т.д. Он направлен на изучение всего комплекса основных факторов, влияющих на конечные результаты работы коллектива.

    Оперативный контроль направлен на выявление состояния работы коллектива и отдельных сотрудников на определенном этапе, в какой-то момент, а также на решение срочных вопросов. С его помощью можно устранить незначительные сбои в работе, оказать конкретную действенную помощь, сделав определенный анализ ситуации. Этот вид контроля осуществляется ежедневно. ДРК - это микроисследование, в котором должен принимать участие весь педагогический коллектив. Она предлагает ежемесячно планировать 5-7 вопросов для более детального эпизодического анализа (отдельных занятий, режимных моментов) и заранее знакомить с ними коллектив. Но не всегда с помощью оперативного контроля можно определить причины того или иного процесса.

    Фронтальный контроль предусматривает всестороннюю глубокую проверку деятельности, как отдельного воспитателя, так и ДОУ в целом.4

    Сравнительный контроль  проводится с целью сопоставления результатов работы воспитателей параллельных групп, или двух воспитателей одной группы при проверке уровня проведения занятий, режимных моментов, игр, качества знаний, умений и навыков детей. Разновидностью сравнительного контроля считается взаимоконтроль, который позволяет педагогам критиковать друг друга откровенно, без предвзятости, вносить необходимые коррективы, давать советы и обязательно выделять интересные находки и все положительное в увиденном. Эта форма контроля учит педагогов анализировать работу коллег.

    Сравнительный контроль дает возможность при совместном анализе найти наиболее эффективные  приемы работы и распространить передовой  опыт, улучшить состояние педпроцесса и способствует повышению общепедагогического опыта воспитателей всех групп.

    Самоконтроль – это особая форма доверия коллектива, которая предполагает самооценку, самоанализ, само коррекцию. Эта форма контроля позволяет развивать у сотрудников ДОУ умение объективно оценивать свою деятельность и намечать пути исправления недочетов.

    Но  перевод воспитателя на режим  доверия вовсе не означает отказ  от посещения администрацией данной группы. Посещения могут быть связаны  с обобщением опыта работающих в  группе специалистов с тем, чтобы  сделать его достоянием коллектива.

    Кроме перечисленных выше, некоторые выделяют такие виды контроля, как опережающий, результирующий, поисковый, исполнительный и т.д..

    Осуществление целенаправленного контроля должно сочетаться с ежедневным обходом  ДОУ в начале рабочего дня. Цель ежедневного  обхода – проверить создание гигиенических, педагогических условий в группах, настроение детского коллектива и сотрудников, подготовку воспитателей к рабочему дню.

    Одна  из задач контроля – это проверка выполнения предписаний нормативно-правовых документов, предложений инспектирующих лиц, администрации ДОУ, выполнение решений педсоветов, собраний и т.д. Поэтому, последующий или вторичный контроль является необходимым в работе руководителя, без него все остальные виды контроля малоэффективны. Этот вид контроля позволяет сделать выводы об отношении исполнителей к замечаниям, их умении организовать свою работу, повышает ответственность сотрудников за порученное дело. Последующий контроль становится более действенным, если его проводить в строго намеченные сроки.5

Информация о работе Система контроля в ДОУ и технология его осуществления