Система контроля в ДОУ и технология его осуществления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 08:50, реферат

Описание

Управление дошкольным образовательным учреждением – это целенаправленная деятельность всех субъектов, направленная на становление, стабилизацию, оптимальное функционирование и обязательное развитие образовательного учреждения. Его основная цель-достижение высокой эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми на уровне современных требований. А чтобы этого достичь, управленческая деятельность должна быть направлена на преодоление разрыва между существующим и необходимым состоянием педпроцесса, достигнутыми и требуемыми результатами. Для преодоления несоответствия необходимо четко знать положение дел в ДОУ. А это возможно только на основе глубокого всестороннего анализа информации, полученного в результате контроля. Значит, контроль является одной из важнейших составляющих процесса управления, служащей основанием для осуществления обратной связи, дающей возможность руководителю прогнозировать пути развития ДОУ, правильно ставить цели на будущее. Контроль является базой для принятия решений, позволяет установить отклонения в работе, причины и пути их устранения.
Целью данной работы является изучение системы контроля в ДОУ и технологии его осуществления.
Для осуществления поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Изучить понятие, виды и специфику контроля в ДОУ;
2. Рассмотреть технологию осуществления контроля в ДОУ.

Содержание

Введение 3
1. Понятие, виды и специфика контроля в ДОУ. 4
2. Технология осуществления контроля в ДОУ. 10
Заключение 18
Список литературы 19

Работа состоит из  1 файл

Контроль в ДОУ-реферат.docx

— 44.60 Кб (Скачать документ)

    Если  все виды контроля дополняют друг друга и дают объективную оценку состояния дел в учреждении, то можно говорить о системе. Практика показывает, что построение системной  концепции внутрисадовского контроля – одна из основных задач руководителя. От этого зависит эффективность  и результативность контроля. Качество контроля зависит и от того, насколько  субъект контроля серьезно и тщательно  к нему готовится.

 

  1. Технология  осуществления контроля в ДОУ
 

    Одной из функций руководителя и старшего воспитателя дошкольного образовательного учреждения является осуществление  контроля и анализа воспитательно-образовательной  работы с детьми. С контроля начинается управленческий цикл, чтобы определить состояние работы и наметить задачи на будущее. Задачи реализуются через  систему мероприятий, а затем  необходимо снова проанализировать уровень работы, но уже на качественно  новом витке деятельности дошкольного  учреждения. 

    Исходя  из цели, отбирается содержание, т.е. что должны знать или уметь дети и что должен проанализировать старший воспитатель в ходе проверки, например: формы организации двигательной деятельности, методика их проведения, двигательная активность в организованной и самостоятельной деятельности, отношение детей и родителей к этой деятельности и т.д. (или счет в пределах 20, отсчитывание по образцу и названному числу, определение равенства в группах разных предметов).6

    1. Рассмотрим процесс  принятия управленческий  решений в ходе  проверки формы организации детской деятельности.

    Содержание  определяет формы организации детской деятельности, через которые можно увидеть содержание, реализующее поставленную цель. Например, двигательную активность в течение дня нужно посмотреть на физкультурном и других занятиях, во время утренней гимнастики, а также в повседневной жизни в течение всего дня; для тематической проверки по рисованию также следует увидеть занятия, индивидуальную работу с детьми, организацию самостоятельной деятельности, работу на прогулке по расширению представлений об окружающем для последующего рисования и т.д.7

    Содержание  и формы организации детской  деятельности диктуют методы контроля:

    1.      Наблюдение педагогического процесса.

    При наблюдении педагогического процесса необходимо определить цель, которая  должна способствовать реализации основного  содержания плана тематической проверки, а также может быть связана  с наличием сложных задач, слабо  решаемых в ДОУ.

    При подготовке к наблюдению важно четко  определить, что нужно посмотреть, что должен проанализировать старший  воспитатель, и выработать экономичную  форму фиксации наблюдения. Предлагаемые унифицированные блок-схемы анализа  занятия, воспитетельно - образовательного процесса во второй половине дня, прогулки помогут начинающим старшим воспитателям правильно осуществить эту работу .

    В ходе наблюдения не рекомендуется делать замечания педагогу, однако беседы с детьми, просмотр их работ в  ходе занятия будут способствовать получению более полной картины  организации и результативности просмотренного.

    После наблюдения проводится анализ его с  воспитателем, цель которого - показать педагогу, насколько целесообразно  построена его работа. Начать лучше  с выяснения непонятных моментов, а затем предложить педагогу проанализировать свою работу с позиции поставленных им целей и задач, а также проанализировать соответствие ЗУН детей требованиям  программы, и только после этого  предложить свой анализ. 

    2. Итоговые занятия

    Цель  их проведения - оценка уровня выполнения программы на начало, середину и  конец года для дополнения результатов  наблюдения педагогического процесса. Итоговые занятия проводятся в ходе тематических проверок, а также в  тех случаях, когда руководителя беспокоит состояние работы по какому-либо разделу, при проверке реализации предложений  тематического контроля, конечного  результата работы по определенному разделу программы, время которого четко определено (например, в конце года в подготовительной группе, целесообразно проверить умение детей составлять и решать арифметические задачи).

    Содержание  итогового занятия разрабатывается  старшим воспитателем, причем в содержание включается только выполнение какой-либо одной программной задачи определенного  раздела программы, но не группой  в целом, а каждым ребенком. С этой целью на эту программную задачу подбирается несколько заданий  и фиксируется, кто из детей отвечал  вообще и кто ответил правильно. Унифицированный блок-схема для  записи наблюдения итогового занятия  также прилагается .

    3. Проверка календарных планов 

    Проверка  планов также проводится в ходе тематической проверки, но может осуществляться и как самостоятельный метод  контроля. В этом случае она проводится только по конкретным темам, а не вообще как проверка плана в целом, причем за период не менее двух недель. Целесообразно  делать сравнительный анализ планов нескольких групп одного возраста. Возможно использование взаимоконтроля и самоанализа плана по предложенным воспитателям вопросам. Фиксировать  результаты удобнее в блок-схемах, которые специально разрабатываются  старшим воспитателем в зависимости  от цели проверки .

    4. Беседы с детьми

    Это один из методов выявления уровня знаний детей группы и каждого  ребенка в отдельности, особенно тех детей, которые мало проявляют  себя на занятиях. Целесообразно иметь  перечень вопросов по разным темам  в соответствии с программой, на разные периоды учебного года (начало, середина, конец). Полезно внести их в картотеку, тогда ими можно  пользоваться более динамично. Беседы проводятся старшим воспитателем в  группе в присутствии воспитателя, ответы фиксируются в блок-схеме, причем при наличии картотеки их можно не записывать, указав только номер карточки и вопроса.8

    5. Анализ детских работ

    Для создания полной картины реализации программы по изобразительной деятельности анализ детских работ целесообразно проводить не реже одного раза в квартал, а также при просмотре занятия по изобразительной деятельности, тематической и фронтальной проверках.

    Прежде  всего, необходимо уточнить, какими навыками и приемами работы должны владеть  дети на данный отрезок времени, соотнести  с программным содержанием конкретного занятия, а затем, проанализировав все работы, отметить, сколько детей выполнили и сколько не выполнили программное содержание по каждому пункту, сколько детей выполнили его полностью с позиции изобразительных и технических задач - изображение цвета, формы, величины, строения предмета, передача композиции, движения, соотношение по величине, колорит и т.д.

    Таковы  основные методы контроля, применяемые  при проведении тематических проверок и как самостоятельные методы в процессе изучения состояния работы в группах.

    С целью развития творческого потенциала педагогов дошкольного учреждения целесообразно привлекать их к участию  в тематических проверках в качестве экспертов, поручая осуществить  отдельные методы контроля, - например, анализ или самоанализ планов воспитательно-образовательной  работы с детьми по данной проблеме, анализ взаимодействия в работе воспитателя и педагога-предметника. Очень важно дать возможность педагогу самостоятельно сделать вывод об уровне работы, для чего предоставить ему необходимые вопросники для анализа, диагностические карты и т.п. К участию в проверке привлекается медицинский персонал, а также родительская общественность, для которых также необходимо подготовить соответствующий пакет материалов и провести инструктаж.

    Результаты тематического контроля удобно фиксировать в блок-схемах, предлагаемых в приложениях. Общие итоги тематической проверки могут быть оформлены в виде справки, обсуждаемой впоследствии на педсовете. Заведующая или старший воспитатель могут выступить на педсовете непосредственно по полученным в ходе проверки результатам, зафиксированным в блок-схемах или в общем блоке .

    В любом случае основные вопросы выступления  должны быть занесены в протокол педсовета. Основным содержанием справки или  выступления на педсовете по итогам тематической проверки должно стать  состояние работы по проблеме, сформулированной в цели тематической проверки, и  помимо успехов в реализации проблемы отражать недостатки и давать анализ их причин.

    На  основании выявленных в ходе проверки причин недостатков педсоветом принимаются  конкретные решения, направленные на их устранение. Практика работы показала, что основных причин недостатков  в реализации программы может  быть пять. В зависимости от этого  и формулируются решения педсовета.

  • если причиной недостатков являются отсутствие необходимых условий, в решение педсовета вносится пункт об их создании;
  • при слабом владении педагогами методикой работы по проблеме необходимо предусмотреть систему оказания помощи педагогам по овладению этой методикой;
  • недостаток знаний о современных подходах к решению проблемы, новых приемах и педагогических технологиях, возможно, компенсировать через соответствующие семинары, открытые просмотры и другие формы оказания помощи;
  • при отсутствии системы работы в решении педсовета необходимо предусмотреть мероприятия по овладению педагогами этой системой через проведение семинаров, составление перспективных планов работы по теме и т.д.;
  • если педагоги недобросовестно относятся к своим обязанностям (знают методику, умеют осуществлять педагогический процесс, но не делают этого) в решение педсовета целесообразно включить пункт о проведении повторного контроля. Кроме этого руководитель вправе принять и другие управленческие решения.
 
 

2. Система проверки  физического воспитания детей в дошкольном возрасте. 

    Основной  задачей физического воспитания детей дошкольного возраста является улучшение состояния здоровья и физического развития, повышение работоспособности, расширение функциональных возможностей развивающегося организма, формирование двигательных навыков (ходьба, бег, метание, лазание и т.д.) и воспитание двигательных качеств (быстрота, сила, ловкость, выносливость).9

    Физическое  воспитание способствует выработке  у детей привычки к ежедневным занятиям физическими упражнениями, воспитывает любовь к спорту и  находится в тесной связи с умственным и трудовым воспитанием.

    Средствами  физического воспитания являются физические упражнения, закаливающие факторы; важная роль отводится рациональному общему режиму жизни и, в частности, двигательному режиму детей.

    Физическое  воспитание в дошкольных учреждениях осуществляется в соответствии с "Программой воспитания в детском саду". Выполнение программных требований предусматривает учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, состояния их здоровья, физического развития и физической подготовленности.

    В системе физического воспитания в детском саду используются следующие  организованные формы двигательной деятельности детей:

    - физкультурные занятия,

    - утренняя гимнастика,

    - физкультурные минутки,

    - подвижные игры и физические  упражнения на прогулке,

    - спортивные упражнения.

    Ежедневно в режиме дня отводится время  для самостоятельной двигательной деятельности детей, предусматривается  проведение физкультурных праздников, дней здоровья.

    Вся работа по физическому воспитанию осуществляется воспитателями групп при регулярном контроле со стороны медицинских работников и заведующей дошкольным учреждением.

    Медицинский контроль за физическим воспитанием  детей в дошкольных учреждениях включает:10

    1. Динамическое наблюдение за состоянием здоровья и физическим развитием детей, которое осуществляется при углубленных осмотрах врачами дошкольных учреждений или поликлиники. При первичном обследовании дается оценка состояния здоровья, физического развития ребенка, физической подготовленности, функциональных возможностей организма и решается вопрос об индивидуальных назначениях при занятиях физическими упражнениями и различных видах закаливающих процедур. При повторных обследованиях оценивается динамика состояния здоровья и физического развития детей, учитывается эффективность воздействия средств физического воспитания.

Информация о работе Система контроля в ДОУ и технология его осуществления