Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 23:22, реферат
Образование как система – это уникальный социальный институт призванный
развивать способности личности; социально значимые идеалы, конструирующие
будущее общество; удовлетворять потребности людей в образовании в течение
всей жизни (непрерывность образования), а также удовлетворять потребность
общества в социальной адаптации молодых людей в использовании их
профессиональных навыков для развития экономики.
|Бородулихинский |41 |17 |232 |5.7 |
|Глубоковский |33 |21 |295 |8.9 |
|Жарминский |65 |21 |198 |3.0 |
|Зайсанский |30 |11 |134 |4.5 |
|Зыряновский |53 |26 |283 |5.3 |
|Катон-Карагайский|55 |18 |152 |2.8 |
|Кокпектинский |59 |16 |185 |3.1 |
|Курчумский |56 |19 |273 |4.9 |
|Тарбагатайский |50 |26 |289 |5.8 |
|Уланский |38 |20 |115 |3.0 |
|Урджарский |61 |23 |178 |2.9 |
|Шемонаихинский |34 |15 |196 |5.8 |
На начало
учебного года кабинеты
имели 77% городских школ (2.5 тыс. рабочих мест с ПЭВМ) и 37% сельских школ
(2.3 тыс.). Как следует из таблицы, наименее доступна компьютерная техника
школьникам Бескарагайского, Катон-Карагайского и Урджарского районов.
Оснащенность школ другими специализированными учебными кабинетами
следующая:
|Кабинеты
|Всего, |Среднее количество
| |единиц |кабинетов на одну школу |
| | |Городские и |Сельские школы |
|
| |поселковые школы|
|Физики |556 |0.7 |0.6 |
|Химии |440 |0.7 |0.5 |
|Биологии |358 |0.6 |0.4 |
|Казахского языка |645 |1.1 |0.6 |
|Русского языка и |460 |1.0 |0.4 |
|литературы | | | |
|Математики |722 |1.2 |0.7 |
|Обществознания |327 |0.6 |0.3 |
|Географии |303 |0.5 |0.3 |
|Иностранного языка |460 |1.0 |0.4 |
Как видно из таблицы, городские школы в плане оборудования предметных
кабинетов выглядят предпочтительнее.
Учебные
мастерские по обработке
местности 237 школ); по обработке древесины – 456 (296), по обработке ткани
и кулинарии – 418 (209), при этом у 35% всех школ нет никаких мастерских.
Почти все школы (92%) имеют
учебно-опытный земельный
Библиотеки имеются в двух третьих школ, из них 17% в основных и 79% в
средних школах. Читальные залы есть в 369 школах, с общим числом посадочных
мест 4.6 тыс. единиц.
Каждая вторая
школа оснащена спортивным
бассейном.
Материальная база школ оставляет желать лучшего. Особенно это касается
сельских школ, как в оснащении кабинетов, так и в техническом состоянии
зданий они заметно отстают от школ городской местности. В настоящее время
278 школам области (33% всех школ) требуется капитальный ремонт, из них 198
школам сельской местности. В аварийном состоянии находится 75 школ (9%
всех школ), из них 65 сельских.
Анализ состояния
системы школьного
нерешенных проблем в этой сфере. Сегодня школа нуждается не только в
современных методиках, но прежде всего в материальной поддержке, как
государственной, так и спонсорской, которая позволила бы поднять оснащение
школ на надлежащий уровень. Областная программа развития системы
образования предусматривает улучшение материально-технического обеспечения
школ, включая их дальнейшую компьютеризацию, а также широкое использование
разновариантных и электронных учебников, внедрение регионального компонента
содержания образования.
Профессионально-техническое
Особое внимание
в региональной программе
профессиональному образованию. Его развитие в области предполагает решение
следующих вопросов: бесплатного профессионального образования, начиная с
2001 года; расширения сети
классов профессиональной
старшей ступени общеобразовательной школы; увеличения плана набора ПТШ;
квотирования рабочих мест для выпускников ПТШ из числа детей-сирот;
использование учебно-производственной базы ПТШ по оказанию платных услуг.
Число учащихся в учреждениях среднего профессионального образования за
планируемый период должно возрасти на 6%.
Начальное профессиональное образование на 2000/01 учебный год
представлено 35 профессионально-техническими школами и лицеями, из которых
26 государственных (в том числе 2 ПТУ при МВД Республики Казахстан) и 9
частных; кроме того, начальную профессиональную подготовку осуществляют 7
отделений ПТШ при колледжах города Семипалатинска.
Общее число обучающихся в 2000/01 учебном году составило 11192
человека, в государственных профтехшколах обучаются 9716 человек, в
негосударственных – 1476. Каждый шестой учащийся обучается на платной
основе. По данным департамента образования динамика численности и выпуска
учащихся профессионально-технических школ и лицеев области на начало
учебного года следующая:
За 4 года численность учащихся профтехшкол сократилась на 4.3%, их
выпуск - на 7.5%. Государственные, негосударственные ПТШ и лицеи
осуществляют подготовку специалистов по дневной и вечерней формам обучения
Образовательная система Казахстана приспосабливается к существующей
рыночной экономике, в связи с этим ПТШ и лицеи области основной уклон
сейчас делают на специальности наиболее востребованные на рынке труда,
специальности по которым в будущем можно открыть свое дело. На 2000/01
учебный год школы профессионально-технического назначения вели подготовку
по 80 специальностям. Наибольшим спросом среди них пользовались следующие:
повар-кондитер – 7.4% от общего числа учащихся, газоэлектросварщик – 7.1%,
мастер сельскохозяйственного производства – 6.9%, парикмахер широкого
профиля – 6.3%, водитель автотранспорта – 5.1%, тракторист-машинист
широкого профиля – 3.8%.
Областная
программа развития системы
предполагает создание условий для повышения доступности начального и
среднего профессионального образования для подростков и молодежи, а также
обеспечение профессиональной подготовки и переподготовки взрослого
населения с учётом ситуации на рынке труда и структурных изменений в
экономике области, развитие в системе профессионального образования служб
маркетинга и трудоустройства; расширение объёма подготовки рабочих и
специалистов со средним профессиональным образованием на основе заказа
предприятий.
Среднее профессиональное
В 2000/01 учебном году подготовку специалистов со средним
профессиональным образованием вели 35 колледжей. Динамика численности и
выпуска учащихся средних специальных учебных заведений за период с 1990/91
учебного года следующая:
За 10 лет число учащихся колледжей снизилось на 31%, выпуск – на 34%.
Спад численности наблюдался в первые 7 лет (48%). В течение последних 3-х
лет наметилось реальное увеличение численности учащихся в колледжах, что
связано с развитием негосударственного среднего профессионального
образования. Количество негосударственных колледжей в области на начало
2000/01 составило 13 с
общей численностью учащихся 3.
В текущем
году численность обучающихся
1999/2000 учебным годом увеличилась на 18.1%, в том числе на дневных
отделениях на 22.3%, на заочных – 8.3% и составила 18.6 тыс. учащихся (13.5
тыс. человек на дневных отделениях и 5.1 тыс. человек на заочных) .
В 2000 году в колледжи области принято на обучение 9.1 тыс. человек
(82% поступавших), в том числе на дневные отделения – 6.7 тыс. человек, или
73.6% общего приема. Выпуск специалистов составил более 5 тысяч человек.
Ожидаемый выпуск на 2001 г. - 6098 человек.
Из общего числа зачисленных 1.5 тыс. человек (17%) обучаются за счет
средств бюджета. По сравнению с 1999 годом количество зачисленных на
бюджетной основе увели-
чилось на 645 человек. По договорам с полным возмещением затрат принято 7.6
тыс. человек (или 83%), что на 5 процентных пункта ниже, чем в предыдущем
учебном году.
15 мая 2000 г.
было принято
по дальнейшему развитию начального и среднего профессионального
образования», которое направлено на сохранение и стабилизацию учебных
заведений, их материально-технического и кадрового потенциала, создание
механизма прогнозирования и государственного регулирования подготовки
рабочих и специалистов среднего звена в соответствии с потребностями рынка
труда. Главная задача – дать молодым людям знания, умения и навыки, которые
позволят им лучше подготовиться к работе по найму, самозанятости, помогут
открыть собственное дело, заняться предпринимательством. Таким образом,
будущие граждане нашей республики будут обеспечены профессией и, значит,
социально защищены.
Профессиональное образование Казахстана все более укрепляет свои
позиции и становиться привлекательным для молодежи по многим причинам,
главная из которых доступность обучения для большинства молодых людей.
Высшее профессиональное
За последние 10 лет в основном из-за отсутствия финансирования
вузовская наука намного снизила свои показатели по всем позициям. Однако,
несмотря на сложности переходного периода высшим учебным заведениям региона
в определенной степени удалось смягчить последствия технического,
материального и кадрового дефицита, продолжить работы по важнейшим научно-
техническим проблемам, связанным с развитием производственных комплексов
региона, адаптироваться к новым условиям хозяйствования и финансирования,
т.е. развивать рыночные механизмы функционирования научной сферы,
предпринять существенные шаги по интеграции вузовской науки с
производством, подготовке научных кадров и переподготовке специалистов
производства.
Как известно, в настоящее время наибольшей популярностью пользуются
экономические и юридические специальности, что вызвало перенасыщение рынка
специалистами данных отраслей, тогда как доля инженеров-специалистов мала.
В этой связи на новый 2001/02 учебный год намечено увеличение
государственных грандов на инженерных специальностях, что должно
стимулировать абитуриентов к поступлению на технические специальности и тем
самым создать сбалансированность в рыночной экономике республики.
В целом можно смело утверждать, что высшие учебные заведения области,
являясь крупными научными центрами, способны обеспечить основу всех реформ
– становление интеллектуального, духовного потенциала, его
профессиональной, научной и педагогической элиты.
В настоящее время в области функционирует 11 высших учебных заведений и
17 филиалов. Из общего числа высших учебных заведений (включая филиалы)
государственными являются 12 или 42.9%, негосударственными – 16 (57.1%).
Динамика численности, приема и выпуска студентов за 10 лет приведена на
диаграмме:
Из диаграммы
видно, что за период с 1996/
общая численность студентов, их прием и выпуск возросли. Численность
учащихся за 10 лет увеличилась на 47.1% и составила 35.9 тыс. человек,
приём вырос на 30%, выпуск - на 63.9%. По сравнению с предыдущим учебным
годом численность студентов увеличилась на 6.1 тыс. человек (на 20.4%).
Несмотря на довольно широкую сеть негосударственных учебных заведений в них
обучается 7.5 тыс. человек, что в 3.6 раз меньше численности студентов в
государственных ВУЗах (28.4 тыс. человек).
В последние годы в РК наметилась тенденция расширения сети
негосударственных высших учебных заведений. По республике Восточно-
Казахстанская область на 4 месте по количеству негосударственных ВУЗов и
чис-ленности студентов в них после г. Алматы, Южно-Казахстанской и
Карагандинской областей.
Контингент студентов государственных и негосударственных ВУЗов по