Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 23:22, реферат
Образование как система – это уникальный социальный институт призванный
развивать способности личности; социально значимые идеалы, конструирующие
будущее общество; удовлетворять потребности людей в образовании в течение
всей жизни (непрерывность образования), а также удовлетворять потребность
общества в социальной адаптации молодых людей в использовании их
профессиональных навыков для развития экономики.
формам обучения на 2000/01 учебный год
| |Государственные ВУЗы |Негосударственные ВУЗы |
| |Всего |в % к общему |Всего чел. |в % к общему |
| |чел. |контингенту | |контингенту |
|Всего |28444 |100.0 |7499 |100.0 |
|в том числе: | | | | |
|дневная |17660 |62.1 |2950 |39.3 |
|вечерняя |82 |0.3 |98 |1.3 |
|заочная |10702 |37.6 |4451 |59.4 |
Второй год поступление в высшие учебные заведения осуществляется по
модели формирования студенческого контингента на основе государственных
грантов и кредитов методом комплексного тестирования. Число абитуриентов в
2000 году достигло 14.2 тыс. человек и по сравнению с 1999 годом
увеличилось на 29.2%. Из общего числа студентов (11.3 тыс. чел.), принятых
на 1 курс в 2000/01 году, 85.8% обучаются по договорам с полным возмещением
затрат, 6.6% за счет государственных образовательных кредитов, 7.6% -
государственных грантов.
Наибольший набор студентов в 2000 году был произведен Семипалатинским
университетом им. Шакарима (2605 чел.), Восточно-Казахстанским
государственным университетом (1943 чел.), Восточно-Казахстанским
техническим университетом им. Серикбаева (1762 чел), Семипалатинским
университетом (880 чел.), Восточным гуманитарным институтом (718 чел.). На
долю вышеуказанных учебных заведений приходится 70% всего приема студентов
по области.
Высокая конкуренция на рынке труда и повышение требований к
квалификации явились мотивацией получения населением высшего или второго
высшего образования. По этой причине изменился возрастной состав студентов.
По сравнению с 1999/00 учебным годом доля учащихся студентов в возрасте 17-
20 лет уменьшилась на 3.8 процентных пункта, доля же студентов более
старших возрастов увеличилась на аналогичное количество.
Подготовка
специалистов в области
Наибольшая доля студентов в общей структуре приходится на группу
гуманитарных специальностей (21.8%), специальностей образования (18.0%),
экономических (16.8%), естественно-научных (5.4%) и медицинских (2.9%).
Меняющаяся коньюнктура рынка труда находит свое отражение в сфере
образования, в связи с этим во многих крупных учебных заведениях области
происходит переориентация на новые специальности. Так, в Восточно-
Казахстанском государственном университете в новом учебном году открылись
следующие специальности: «Химическая, криминалистическая и экологическая
экспертиза», «Валеология», «Туризм» и «Социология и демография». В Восточно-
Казахстанском техническом университете им. Серикбаева – «Земельный кадастр
и оценка недвижимости»,
«Повышение износостойкости и
машин и аппаратов», «Программное и аппаратное обеспечение вычислительной
техники и сетей». В Семипалатинском государственном университете им.
Шакарима – «Экономика и менеджмент на водном транспорте», «Стандартизация и
сертификация сельско-хозяйственной продукции», «Зоотехния», «Технология
рыбных продуктов и жиров», «Технология мясных и молочных продуктов»,
«Таможенное дело», «Международные экономические отношения» и
«Государственное и муниципальное управление.
Анализ современного состояния в системе среднего и высшего
профессионального образования свидетельствует о том, что рыночные
преобразования прочно утвердились в образовательной сфере. Высшая школа
перешла на новую модель образования. Наблюдается расширение сети средних
специальных и высших учебных заведений за счет увеличения числа филиалов.
Наибольшие предпочтения абитуриентами отдаются именитым колледжам и высшим
учебным заведениям, главным образом государственным, которые прочно
утвердились на отечественном рынке образовательных услуг и являются своего
рода гарантом качественного образования, о чем свидетельствует многолетний
срок их функционирования.
В последние
годы наряду с
высшие учебные заведения и колледжи, которые призваны расширить доступ к
образованию и оказать положительное влияние на качество обучения. По мере
укрепления и становления негосударственной средней специальной и высшей
школ произойдет дальнейшее сближение с государственной, их сращивание,
взаимообогащение и сотрудничество, дифференциация в подготовке кадров.
Только совместная, целенаправленная работа будет способствовать повышению
качества подготовки специалистов единой системы среднего специального и
высшего образования республики.
Проведенные за последние годы преобразования позволили перейти от
унифицированного к многовариантному образованию, появилась возможность
выбирать формы обучения, методы работы педагогов, учебную литературу,
совершенствовать учебные программы, распространять инновационные и
авторские программы обучения. Разнообразие форм обучения позволяет найти
образовательное учреждение, отвечающее потребностям детей и их родителям
(вопрос лишь в том,
что это будет стоить
Социальная
и региональная политика
задач образования всех социальных слоев населения с учетом его
многонационального состава и общих тенденций развития. Ожидаемые результаты
от реализации программы – это сохранение и развитие потенциала системы
образования как одного
из условий социально –
развития ВКО; обеспечение единого образовательного пространства в развитии
социальной инфраструктуры области; усиление роли системы образования в
общественной жизни, социальной практике реформирования общества;
удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей всех
социальных слов населения области; рост социальной зрелости выпускников
общеобразовательных школ и учреждений профессионального образования,
повышение профессионализма педагогических кадров, ресурсное обеспечение
развития областной образовательной системы.
-----------------------
[pic]
учащиеся
школы
[pic]
Усть-Каменогорск
Семипалатинск
Лениногорск
Курчатов
Абайский
Аягозский
Бескарагайский
Бородулихинский
Глубоковский
Жарминский
Зайсанский
Зыряновский
Катон-Карагайский
Кокпектинский
Курчумский
Тарбагатайский
Уланский
Урджарский
Шемонаихинский
[pic]
Выпуск
Усть-Каменогорск
Семипалатинск
Лениногорск
Зыряновск
Курчатов
Абайский
Аягозский
Бескарагайский
Бородулихинский
Глубоковский
Жарминский
Зайсанский
Катон-Карагайский
Кокпектинский
Курчумский
Тарбагатайский
Уланский
Урджарский
Шемонаихинский
2000/01
1999/00
1998/99
1997/98
16000
12000
8000
4000
0
5.3
5.8
5.0
4.9
11.2
11.8
12.3
11.7
Численность
тыс. человек
[pic]
человек
–??/???????????????
[pic]